"Санитарно-гигиеническое состояние Новониколаевска в 1893 -1917 гг. по материалам местных газет"
"Санитарно-гигиеническое состояние Новониколаевска в 1893 -1917 гг. по материалам местных газет"
Замысел занятия: занятие разработано для 8 класса, так как история Сибири в конце XIX - начале XX вв. изучается именно в этом классе. В июне 2016 года Новосибирск будет праздновать 123 года со дня своего основания, поэтому разработанное занятие может быть использовано на внеклассных уроках.
Форма занятия (исторического кружка) – урок с элементами лабораторной работы, так как на уроке будут использованы материалы газетных публикаций, которые будут служить источниками изучения санитарно-гигиенического состояния Новониколаевска в конце XIX – начала XX вв. Урок построен на основе книги Л.М. Горюшкина «Новосибирск в историческом прошлом», которая посвящена страницам истории г. Новосибирска дооктябрьского периода (1893 – 1917 гг.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Санитарно-гигиеническое состояние Новониколаевска в 1893 -1917 гг. по материалам местных газет"»
Методические материалы к занятию «Санитарно-гигиеническое состояния Новониколаевска в 1893 -1917 гг. по материалам местных газет» (для исторического кружка)
Замысел занятия: занятие разработано для 8 класса, так как история Сибири в конце XIX - начале XX вв. изучается именно в этом классе. В июне 2013 года Новосибирск будет праздновать 120 лет со дня своего основания, поэтому разработанное занятие может быть использовано на внеклассных уроках.
Форма занятия (исторического кружка) – урок с элементами лабораторной работы, так как на уроке будут использованы материалы газетных публикаций, которые будут служить источниками изучения санитарно-гигиенического состояния Новониколаевска в конце XIX – начала XX вв. Урок построен на основе книги Л.М. Горюшкина «Новосибирск в историческом прошлом», которая посвящена страницам истории г. Новосибирска дооктябрьского периода (1893 – 1917 гг.).
Целевая установка занятия
В результате исторического кружка школьники восьмого класса смогут:
описать внешний облик улиц города Новониколаевска;
применить материалы газет для раскрытия санитарно-гигиенического состояния Новониколаевска, с помощью памятки «как работать с газетными публикациями» (см. приложение 1).
Задачи
Развивающие:
расширить кругозор учащихся в изучении истории родного края;
сформировать и развить способности у детей анализировать свою деятельность.
Воспитывающие:
привить детям интерес к истории родного края;
выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать, самостоятельно мыслить.
Исследовательский блокзанятия состоит из двух частей и направлен на знакомство и работу с историческими источниками – газетами, в ходе которой школьники смогут описать санитарное состояние улиц родного города в 1893 – 1917 гг.; а так же выполнения итогового задания.
План занятия:
Знакомство с газетными публикациями, на основе памятки «Как работать с газетными публикациями» (Приложение 1);
Работа, мини-исследование с использованием исторических источников (газетных статей), с помощью которых ребята смогут понять, каким было санитарно-гигиеническое состояние Новониколаевска в конце XIX - начала XX вв.;
Выполнение итогового (творческого) задания.
Организационный момент.
В начале урока учитель приветствует детей.
Изучение нового материала.
Первый вопрос плана урока – «Знакомство с газетными публикациями, на основе памятки «Как работать с газетными публикациями» (Приложение 1) изучается на основе беседы.
Учитель называет тему занятия и вводит детей в курс дела, для того, чтобы подчеркнуть связь с темой занятия: «Ребята, сегодня наш город представляет собой красивую картину, он ухожен, озеленен, имеется асфальт и тротуары, а вот к концу XIX – началу XX вв. практически все сибирские города не отличались благоустройством, имели жалкий вид. Один из таких городов – Новониколаевск. В первую очередь стоит сказать о санитарной обстановки города, преимущественно, об устройстве улиц и площадей, о содержании их в чистоте. Для того, чтобы больше и достоверно узнать о городе в то время нужно воспользоваться историческими источниками».
«Скажите, какие источники дают нам самую быструю информацию о текущих событиях в мире, регионе?» (Примерные ответы учащихся: СМИ, телевизор, газеты). «Вы все верно сказали. Сегодня нам с вами помогут новониколавские газеты, из которых мы узнаем, как выглядел город и что же творилось на его улицах.
«А вы знаете названия каких-нибудь газет того времени?» (Если учащиеся отвечают правильно или неправильно, учитель их поправляет). «В то время в Новониколаевске выходили такие газеты как: «Народная летопись», «Обь», «Обская жизнь», «Голос Оби» и др.»(учитель показывает на слайдах, как выглядели газеты (см. Приложение 2)).
Учитель предлагает учащимся разделиться на 2 группы, которые получат тексты статей газет и памятку «Как работать с газетными публикациями» (см. Приложение 1). С помощью этой памятки ученики смогут понять, как использовать газеты в виде исторического источника.
Второй вопрос плана урока – «Работа, мини-исследование с использованием исторических источников (газетных статей), с помощью которых ребята смогут понять, каким было санитарно-гигиеническое состояние Новониколаевска в конце XIX - начала XX вв.» будет изучаться на основе самостоятельного прочтения учениками статей, далее, в конце статей будут вопросы по тексту статей, которые помогут ребятам лучше представить состояние дореволюционного Новониколаевска. После всего, в устной форме, в виде беседы ученики расскажут всему классу, учителю о том, какое состояние было на улицах и площадях города в 1893 – 1917 гг., аргументируя свой рассказ и делая выводы.
Учитель задает вопрос: Ребята, может кто-нибудь из вас знает, что представлял Новониколаевск в конце XIX - начале XX веков? Школьники отвечают на вопрос. Если учащиеся не могут дать ответ на поставленный вопрос или отвечают неверно, учитель говорит: «Ребята, давайте перенесемся в то время и узнаем как же было на самом деле. У вас на руках находятся газеты, вы уже знаете как нужно с ними работать. Теперь ваша задача внимательно ознакомиться с содержанием статей, далее ответить на вопросы приводя примеры, аргументируя и делая выводы».
«Карточки: тексты статей».
«Обь» №61, 1907 г.
Городская хроника.
Город чистится.Палящий зной, клубом пыль и довершение всего невыносимое зловоние стояло вчера на Н.Николаевском проспекте, начиная от собора и до моста через р. Каменку. На этом протяжении по дороге вылито несколько бочек клозетных нечистот в некоторых местах, лежащими целыми кучами. Обыватели, проезжая и проходя на всем этом расстоянии, зажимали носы и шли на подветренную сторону, чтобы не чувствовать носившейся в воздухе не терпимой вони, а многие, не уяснив себе причины, шли зажав нос и ругали домовладельцев, полагая, что эти ароматы несутся с их дворов.
Позволим себе спросить, где вчера весь день был санитарный надзор и принимал ли он какие либо меры, чтобы оградить обывательские носы и легкие от зловония, могучаго продолжаться еще несколько дней на самой главной и людской улице. Проезжий.
От редакции:Проезжему простительно не знать, что в нашем городе о санитарной комиссии еще только серьезно думают.
«Народная летопись» №3, 1906 г.
Городская хроника.
Санитарные прелести. Нас просят обратить внимание на не прекрасное состояние большой площади, представляющей собой болото, покрытое различного рода отбросами; здесь на каждом шагу нога тонет чуть не на пол-аршина. Проходя далее, в глубь этой помойной ямы, вы увидите несколько пропастей, переполненных снеговою водой из которой, как водоросли выглядывают на свет Божий лапки кошек, собак и прочих тварей.
«Народная летопись» №4, 1906 г.
Городская хроника.
Они благодетельствуют. Кучу прелого навоза кладут Н.-Николаевские домохозяева на телегу, вывозят на площадь, на улицу, вываливают в первую попавшуюся лужу и с сознанием совершенного благодеяния возвращаются домой за новым возом назьма. В результате зловонная каша на улице, в дальнейшем засорение почвы, зараза и обыватели будут вымирать как мухи. Через 10 лет почва будет дышать смертоносными миазмами и десять городских больниц не вместят всех болеющих и умирающих. К полицейскому управлению не подойдешь даже в глубочайших галошах – ботинках: во всю ширь улицы на 15 – 20 сажень сплошное озеро, вода подступает к первой ступеньки парадного крыльца этого присутственного места.
«Народная летопись» №8, 1906 г.
Городская хроника.
Городские свиньи свободно разгуливают по улицам, имеют сборный пункт на Новой площади. Вдоволь порывшись здесь в кучах навоза, эти неряшливые русские свиньи по словам очевидца, прогуливаются по рядам балаганов, и своим грязным носом иногда швыряют сушки и пряники, разложенные тут же на полу ил в ящиках.
«Народная летопись» №18, 1906 г.
Городская хроника.
Санитарные безобразия. До сих пор обывателю нашего города все еще приходится задыхаться от зловония и ждать эпидемии, которой легко свить себе гнездо, на сваленных, по улицам вокзальной части трупах кошек, собак и т. п., а также, от сваленных и не убранных до сих пор нечистот и мусора. На Вокзальной улице, возле знаменитого столба с надписью «Здесь свалка мусора и нечистот строго воспрещается» положительно невозможно пройти, а об очистке этой местности в городе, по-видимому, позаботиться некому.
«Народная летопись» №64, 1909 г.
Городская хроника.
Где ты санитарная комиссия? Не смотря на объявление г. полицмейстера о приведении в санитарное состояние улиц и дворов, однако положение не изменилось; во многих местах даже на Николаевском проспекте об очистке тротуаров домовладельцы не заботятся, навоз по-прежнему вываливается среди улиц, а об очистке улиц от навоза забыли и думать. Кроме полиции у нас в городе есть санитарная комиссия, на обязанности которой и лежит оздоровление города, но она не только не позаботилась о своевременном принятии мер, но даже и после выпуска полицмейстером объявления ничего не предпринимает. Где, ты санитарная комиссия, что ты делаешь? Откликнись!...
«Народная летопись» №71, 1909 г.
Городская хроника.
Грязь на городских улицах стоит непролазная; переходить через улицы нет никакой возможности и только в некоторых местах можно перебраться в глубоких калошах и то с риском наполнить их грязью. Не мешало бы озаботиться устройством переходов через улицы по образцу перехода через Николаевский проспект на Тобизенской улице.
«Подснежники». Как и следовало ожидать, из под снега в городе показались подснежники с сильным ароматом. Вот некоторые из мест их нахождения: на Вокзальной улице, около дома Шалль валяется семь дохлых собак; на Алтайской ул. Валяется: кошка, собака, поросенок и т. д. Не довольствуясь этим, городское управление устроило парник, в виде отвала, против самой закаменской амбулатории и на днях в этом отвале оказался труп лошади.
Вопросы к карточкам:
1) О чем идет речь в данных статьях?
2) Опишите состояние улиц города.
3) Кто в основном загрязняет улицы? И каким образом?
4) Кто следит за чистотой улиц?
5) Принимаются ли какие-нибудь меры для оздоровления улиц города?
Школьники, ознакомившись со статьями, выходят к доске и отвечают на вопросы, аргументируя, зачитывая отрывки из статей. При этом говорят название, год и номер издания газет, с которыми работали, а так же заголовок статьи. Каждая из групп выслушивают выступления и могут задать свои вопросы по теме.
После выступлений групп учитель задает вопрос: Как вы думаете, если сопоставить все эти газетные статьи, можно ли создать единую картину о Новониколаевске того времени? Если да, то почему? Если нет, то почему? Ученики дают развернутые ответы, также приводя аргументы и делая выводы.
Третий вопрос плана урока – «Выполнение итогового (творческого) задания» предполагает самостоятельную работу. Школьники должны представить, что они жители Новониколаевска и входят в состав санитарной комиссии, тем самым они должны придумать, как изменить состояние площадей и улиц в лучшую сторону.
Итоговое задание: «Ребята, представьте, что вы жители Новониколаевска и являетесь членами санитарной комиссии. Ваша задача, то есть задача комиссии следить за санитарным состоянием улиц, площадей. Какие меры вы будете предпринимать для «оздоровления» улиц города? Как будете бороться с загрязнениями и жителями, которые способствуют загрязнению площадей и улиц?»
Ребята ведут обсуждения в группах и записывают свои размышления, затем каждая группа снова зачитывает итоговое задание.
Подведение итогов занятия: учитель, опираясь на ответы учащихся, обобщает сказанное, делает выводы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Памятка «Как работать с газетными публикациями»
Ознакомьтесь с содержанием статьи и ответьте на вопросы:
Какую информацию содержит заголовок?
Знакомство с содержанием статьи начинается с её заголовка. В заголовок выносятся ключевые слова, отражающие главную идею статьи и привлекающие внимание читателей.
Какую информацию содержит подзаголовок?
Он следует за названием статьи. Подзаголовок расскажет, кем подготовлена информация: репортером или информационным агентством. Подзаголовок может содержать информацию о том, где произошли комментируемые события и дату написания статьи.
На каких фактах автор заостряет внимание?
В тексте, следующем за заголовком, раскрывается содержание статьи. Оно даст вам разностороннюю информацию о событии, ситуации.
Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал?
Как правило, идея (проблема) формулируется кратко и четко, одним-двумя предложениями.