kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Рыцарство: на войне и у себя дома»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Продолжить работу по формированию понятий «феодализм», «феодальное  

общество», «феодальное государство», «сословие», «феодальная лестница»;

  1. Ввести и закрепить новые термины: «рыцарь», «турнир», «герб», «замок»,  

«рыцарская культура»;

        3. Формировать навыки хорошего тона;

        4. Развивать память, внимание, мышление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Рыцарство: на войне и у себя дома»»

Учитель: Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинск Краснодарского края

Предмет: история

Класс: 6

Тема урока: «Рыцарство: на войне и у себя дома»

Тип урока: интегрированный

УМК: под ред. В.А.Ведюшкина, Е.А.Крючковой «История средних веков»; рабочая тетрадь к учебнику на печатной основе.


Цели урока:

  1. Продолжить работу по формированию понятий «феодализм», «феодальное

общество», «феодальное государство», «сословие», «феодальная лестница»;

  1. Ввести и закрепить новые термины: «рыцарь», «турнир», «герб», «замок»,

«рыцарская культура»;

3. Формировать навыки хорошего тона;

4. Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: компьютер, экран, слайды, рабочая тетрадь к учебнику В.А.Ведюшкина, Е.А.Крючковой «История средних веков» на печатной основе.

Ход урока:

I. Сообщение темы урока с заданием.

На экране записана тема урока: «… : на войне и у себя дома».

- Для того, чтобы узнать ключевое слово нашей сегодняшней темы урока, вам надо выполнить тест «Феодальное общество»:

  1. Этим термином ученые-историки именуют строй жизни в эпоху средневековья._ _ _ _ _ _ _ _ _ (феодализм)

  2. Большие группы людей в средневековом обществе, различающиеся правами и обязанностями, передающимися по наследству._ _ _ _ _ _ _ _ (сословия)

  3. Крестьяне, вынужденные нести повинности за пользование землей и отдавать хозяину часть урожая._ _ _ _ _ _ _ _ _ (зависимые)

  4. Порядок в обществе, в соответствии с которым каждый занимал строго определенное место._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (феодальная лестница)

  5. Название такого общества._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (феодальное)

  6. Земельный участок, дающийся за несение воинской службы, передающийся по наследству._ _ _ _ (феод)

  7. Владелец феода._ _ _ _ _ _ (феодал)

II. Проверка домашнего задания.

  1. Самостоятельная работа учащихся с тестами в рабочих тетрадях.

  2. Взаимопроверка: поменяйтесь работами, далее весь класс сообща и одновременно каждый из вас проверяет работу своего соседа, карандашом исправляете ошибки и выставляете оценки.

На экране появляются правильные ответы:

феодализм, сословия, зависимые, феодальная лестница, феодальное, феод, феодал;

и критерии оценок:

1,2 неправильных ответа - оценка «4»;

3 неправильных ответа – оценка «3»;

4 и более ------------------- - оценка «2».

Итак, мы выяснили, что феодалом или сеньором называли владельца феода, земельного участка. Во время войны сеньоры составляли конное войско, а крестьяне чаще всего – пешее. Как вы думаете, почему?

/Ответ: у крестьян не было денег приобрести коня и доспехи, которые стоили очень дорого/

Кто знает, как называли конных воинов в доспехах? /Рыцарями/

Вот о них мы с вами и поговорим сегодня на уроке подробнее. На экране вставляется в теме урока слово «Рыцарь».

III. Изучение нового материала.

Учитель: Рыцарь – это слово появилось в русском языке от немецкого «риттер», что в переводе означает всадник, конный воин.

А рыцарю стареть бы не давали

Отважный риск и вкус к делам большим,

Пиры в его гостеприимном зале

И щедрость, чей порыв неудержим:

Пусть на турнир иль боевой отряд

Свое добро он тратит все подряд…

/немецкий поэт-рыцарь Бертран де Борн/

Какая черта поведения здесь ставится в образец феодалам? На что рыцарь считает полезным и достойным тратить свое богатство? Каким образом рыцари его добывали?

Подготовленное заранее сообщение учащегося:

Сначала рыцарем мог стать любой человек, даже не свободный, лишь бы он был достаточно богат, чтобы приобрести коня и вооружение. Позже считалось, что рыцарем мог стать только человек благородного происхождения. Главным занятием рыцаря была война. Сначала рыцаря защищали щит, шлем и кольчуга, а с XV века кольчуга сменялась сплошным доспехом. Боевой доспех весил 30 кг, коней так же защищали доспехи. Уже одно вооружение рыцаря давало ему огромное преимущество перед простолюдином.

Учитель: определите, где на рисунке рыцарь XI века, а где рыцарь XV века? Что их отличает?

В мирное время рыцарь стремился заполнить досуг занятиями похожими на войну – охотой на кабана, соколиной охотой. Добытая дичь украшала стол феодала.

Любимым занятием рыцарей были турниры – военные состязания в силе и умении владеть оружием. Успех в турнире приносил славу. Турнир был запоминающимся зрелищем.

В рыцарском романе XII века Кретьена де Труа «Эрек и Энида» так описывается турнир:

Вот кони всех мастей, гнедые

И серые, и вороные,

Летят друг к другу с двух сторон.

На поле схватки, грохот, звон.

Там копья всадники ломают,

С могучим треском пробивают

Щиты червленые друг другу.

Дырявят прочную кольчугу,

Чтоб сбить со взмыленных коней

Своих противников скорей.

Перечислите, из чего состояло военное снаряжение рыцаря. В тетрадях на печатной основе на стр. 34 в задании 1 подпишите вооружение рыцаря.

Визитной карточкой любого рыцаря был нанесенный на щит отличительный знак его рода – герб. Первые гербы появились именно в средние века. Они украшали знамя рыцаря, его оружие, красовались над входом в дом. Основу большинства гербов составлял щит.

В учебнике на стр. 120, зачитать описание гербов.

- Какие цвета использовались в геральдике? Почему? /Ответ: цвету придавали символические значения/.

Основу большинства гербов составлял щит. Пространство щита обладало определенной иерархией: так правая сторона считалась важнее левой, а верхняя важнее - нижней. Поэтому щит делился на части. /Рис. 1/

- Что могло быть изображено на гербе? /Ответ: фигуры, животные, птицы, крепости и т.д./

Действительно, на гербе помечались различные изображения или фигуры. Они могли быть геральдическими - треугольники, квадраты, полукруги , и негеральдическими - изображения человека, животных, птиц, растений, гор, рек. Чаще всего это были устрашающие животные – львы, медведи, орлы. Могли быть и фантастические – драконы, единороги, кентавры.

Форма щита была так же разнообразной. /Рис. 3/

Составление гербов было настоящим искусством, требовавшим глубоких и разнообразных знаний, а так же вкуса и такта.

Полный герб включал в себя щит, шлем, и шлемовую эмблему, намет, щитодержатели и девиз, а если владелец герба принадлежал к титулованной знати, то и корону.

В тетрадях на печатной основе на стр. 36 в задании № 5 разделите карандашом свой щит на части, используя образец. Какие части считались важнее?

Вы слышали, наверное, поговорку: «Мой дом – моя крепость». Не в те ли далекие времена она возникла, когда свое жилище действительно должно было быть крепостью. Замок – так оно называлось, это жилище феодала. ( Рассказ по изображению).

Вся Европа покрылась тогда густой сетью каменных твердынь. Только во Франции их насчитывалось не менее 40 тысяч. Сначала замки строили из дерева, позднее стали сооружать из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, его окружали широким рвом с водой. Через ров был перекинут подъемный мост. На ночь или при нападении врага его поднимали на цепях. Из многочисленных башен постоянно обозревала окрестности стража. Чтобы проникнуть в замок надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, приблизиться к стенам по открытому пространству, взобраться на них по приставным лестницам или разбить тараном дубовые ворота. Защитники замка на их головы сбрасывали со стен камни, бревна, лили кипяток и горячую смолу, в них метали копья и осыпали стрелами. Но даже прорвавшись через все эти преграды, часто им приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.

Над всеми постройками возвышалась главная башня – донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду. Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если удавалось ее разбить, то приходилось вести борьбу за каждый этаж. В подвальном помещении часто делали колодец и могли хранить запасы продуктов. На случай захвата башни в толще стены была винтовая лестница. По ней хозяин замка вместе с семьей и остальными мог спуститься в подземный ход, который выходил к реке или в густой лес.

В тетрадях на печатной основе на стр. 35, найдите задание 3 - подпишите основные части замка самостоятельно, используя учебник.

Предоставляя столь ценимую в то время безопасность, замок, однако, не был уютным. Нередко в его комнатах было темно и холодно, ведь оконных стекол в Европе тогда не было, а немногочисленные камины не прогревали огромный замок.

Жизнь жителей замка была однообразной. Вечерами обитатели собирались у очага, играли в кости и шахматы. Но бывало, что спокойствие нарушалось приездом гостей, и тогда устраивались пиры и праздники. Так в романе Крестьена де Труа «Эрек и Энида» описан праздник в королевском замке:

В то день не ведали заботы

О том, чтоб запирать ворота.

И у распахнутых дверей

Впускали в замок всех гостей.

Входил и бедный и богатый.

Король – хозяин тароватый.

Велел он кравчим, поварам

И пекарям, чтоб каждый там

Наелся и напился вволю,

Чтоб каждому пришлось на долю

За праздничным столом сполна

Дичины, хлеба и вина,

И что бы кто ни пожелал –

Тотчас же щедро получал.

Какая черта рыцарских нравов была характерна для того времени? О каких особенностях рыцарского быта здесь идет речь? /Ответ: щедрость, гостеприимство/

Буйные, заносчивые феодалы считали себя людьми благородными, то есть из хорошего рода. Они презирали расчетливость и бережливость, а скупость считали одним из самых позорных пороков.

Рыцарями не рождались. Это тяжелое занятие требовало большой физической силы и многолетней постоянной тренировки. С 7 лет мальчики из знатных семей покидали родной дом и служили пажами при дворе знатного феодала. Их учили ездить верхом, владеть оружием, охотиться. Они усваивали изысканные манеры, учились петь и танцевать, хотя читать и писать учили не всегда, считая это не обязательным. Затем юноша становился оруженосцем рыцаря. И лишь после нескольких лет такой службы его посвящали в рыцари. Для этого проводилась специальная церемония. В немецкой эпической поэме XIII века «Кудруна» описан идеальный рыцарь, или, как тогда говорили, «рыцарь без страха и упрека»:

Всему, что подобает, был выучен герой,

Ни страха, ни упрека не зная за собой.

За это восхищались им знатные девицы.

Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.

И так он был отважен, как нам твердит молва,

Что мстил врагам и близких отстаивал права,

Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,

О нем слагали сказки, и песни на родине пели.

В то время появилось крылатое выражение: «Положение обязывает». Как вы его понимаете? Какими чертами идеального рыцаря наделен в поэме благородный герой?

IV. Закрепление изученного.

Давайте составим словесный портрет средневекового рыцаря: по цепочке каждый учащийся называет одно слово.

Найдите из перечисленных качеств те два, которые осуждались рыцарской моралью:

  1. Отвага на поле боя.

  2. Покровительство и поддержка слабых, нуждающихся в защите.

  3. Пренебрежение рыцарской честью ради спасения своей жизни.

  4. Служение прекрасной даме.

  5. Знание этикета, умение вести себя при дворе.

  6. Стремление прослыть бережливым, расчетливым человеком.

Работа в тетрадях на печатной основе, прочтите задание 2 на стр. 34.

В тексте вписать необходимые слова.

Словарная работа. Хором повторяем новые понятия, отвечая на вопросы:

Конный воин из знатного рода ------------------------------------------------- рыцарь

Укрепленное жилище феодала----------------------------------------------- замок

Военные состязания в силе и умении владеть оружием ------------------турнир

Отличительный знак рыцарского рода ------------------------------------------ герб

Основа герба -------------------------------------------------------------------------- щит

Наука составлять герб -----------------------------------------------------геральдика.

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

Рыцарство и рыцарская культура, расцвет которой приходится на XII – XIII века, были яркой страницей истории средневековья.

VI. Домашнее задание.

  1. Пользуясь учебником и дополнительными сведениями /может быть интернет/, попробуйте составить «по всем правилам» свой личный герб или герб своей семьи.

  2. Составить кроссворд из новых слов.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Рыцарство: на войне и у себя дома»

Автор: Таранюкова Наталия Викторовна

Дата: 07.12.2016

Номер свидетельства: 366755

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Рыцарство: на войне и у себя дома "
    ["seo_title"] => string(36) "rytsarstvo-na-voinie-i-u-siebia-doma"
    ["file_id"] => string(6) "124732"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414773555"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "презентация к уроку 6 класс история средних веков на тему: Рыцарство на войне и у себя дома "
    ["seo_title"] => string(103) "priezientatsiia-k-uroku-6-klass-istoriia-sriednikh-viekov-na-tiemu-rytsarstvo-na-voinie-i-u-siebia-doma"
    ["file_id"] => string(6) "105192"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402830451"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рыцарство: на войне и у себя дома"
    ["seo_title"] => string(38) "rytsarstvo_na_voinie_i_u_siebia_doma_1"
    ["file_id"] => string(6) "366757"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481091454"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства