Познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны
На примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину
Развивать навыки работы с картой, умения выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы
План урока:
Проверка д/з
Предпосылки русско-турецкой войны.
Силы и планы сторон.
Ход военных действий.
Сан-Стефанский мирный договор.
Итоги Берлинского конгресса.
7.
Новые термины и даты: 1877-1878 гг. - русско-турецкая война; 19 февраля (3 марта) 1878 г. - Сан-Стефанский мирный договор; июнь 1878 г. -Берлинский конгресс; г. Плевна, Шипкинский перевал.
Оборудование: настенная карта «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»; «Балканские государства после русско-турецкой войны 1877-1878 гг»; портреты М. Черняева; М. Д. Скобелева.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»
Урок
Русско-турецкая война 1877-1878гг.
Цели урока:
Познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны
На примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину
Развивать навыки работы с картой, умения выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы
План урока:
Проверка д/з
Предпосылки русско-турецкой войны.
Силы и планы сторон.
Ход военных действий.
Сан-Стефанский мирный договор.
Итоги Берлинского конгресса.
Закрепление материала.
Новые термины и даты: 1877-1878 гг. - русско-турецкая война; 19 февраля (3 марта) 1878 г. - Сан-Стефанский мирный договор; июнь 1878 г. -Берлинский конгресс; г. Плевна, Шипкинский перевал.
Оборудование: настенная карта «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»; «Балканские государства после русско-турецкой войны 1877-1878 гг»; портреты М. Черняева; М. Д. Скобелева.
Ход урока
I.Проверка домашнего задания
Назовите направления внешней политики Александра П.
Какое событие во внешней политике России в то время можно назвать «триумфом российской дипломатии»?
Какие действия Россия предпринимала для укрепления своих границ?
II. Предпосылки русско-турецкой войны
- Какие славянские народы находились под властью османской империи? (Сербия, Болгария, Босния, Герцеговина.)
Рассказ учителя с элементами беседы
Весной 1875 г. в Боснии и Герцеговине вспыхнули волнения, которые вскоре охватили все провинции Османской империи. Россия, Австро-Венгрия, Германия стремились дипломатическими средствами добиться от Турции выполнения требований восставших.
Османы жестоко расправлялись с восставшими: устраивались погромы, уничтожались целые селения, убивали детей, женщин, стариков. Такая жестокость вызвала возмущение у всей европейской общественности. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы, вливаясь с оружием в руках в ряды восставших.
Летом 1876 г. войну Турции объявила Сербия и Черногория, а во главе сербской армии встал русский генерал М. Г. Чернов, добровольно отправившийся на Балканы.
- Вспомните, в каких военных действиях генерал Чернов принимал участие? (М. Г. Чернов в 1860-е годы командовал Российскими войсками во время завоевания Средней Азии. Ему удалось захватить крупнейший город этого региона - Ташкент.)
- Что должно было предусмотреть царское правительство на случай войны с Турцией? (Царское правительство должно было договориться с Австро-Венгрией о ее нейтралитете в случае русско-турецкой войны и обезопасить себя таким образом от антирусской коалиции европейских государств.)
III. Силы и планы сторон
Запись на доске и в тетради:
12 (24 апреля) 1877 г. - Александр II подписал манифест о начале войны с Турцией.
Балканский фронт: Русские - 250 тыс.; турки - 338 тыс.
Кавказский фронт: Русские - 55 тыс.; турки - 70 тыс.
Война была популярна среди российского общества.
Стратегически важные пункты театра военных действий (учитель показывает на карте):
Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шел кратчайший путь к городу Адрианоролю, т. е. в тыл турецкой армии.
Перейдя Балканы, для российской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла.
IV. Ход военных действий Работа с учебникомПрочитать о ходе военных действий:
Стр.215-217
-- Приведите примеры героизма российских и болгарских воинов, имена героев. (Отряд генерала И. В. Гурко освободил древнюю столицу Болгарии Тырново, захватил Шипкинский перевал. Оборона Шипкинского перевала. Падение Плевны. Осадой Плевны руководил герой обороны Севастополя инженер-генерал Э. Н. Тотлебен.)
-- Назовите основные сражения русско-турецкой войны. (На кавказском фронте российская армия захватила крепости Баязет, Ардаган. В конце октября 1877 г. российские войска начали блокаду Карса- ключевой позиции турок на Кавказе, в ноябре крепость пала. Отряд Гурко в середине декабря занял Софию, продолжал наступлениев сторону Адрианополя и в январе 1878 г. овладел им. Отряд Скобелева вышел к Мраморному морю и 18 января занял пригород Стамбула - местечко Сан-Стефано. Только категорический запрет императора удержал Скобелева от взятия столицы Османской империи.)
Сообщение учащегося: «Белый генерал - М. Д. Скобелев»
Успехи российских войск, разногласия среди турецкого правительства, усиление национально-освободительного движения на Балканах заставили султана предложить Александру II прекратить военные действия и начать мирные переговоры.
V. Сан-Стефанский мирный договор
Запись на доске и в тетради:
19 февраля (3 марта) 1878г. в день рождения Александра II в местечке Сан-Стефано близ Константинополя подписан русско-турецкий договор.
По договору:
Сербия, Черногория, Румыния получали независимость.
Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи (т. е. получала право на свое правительство, армию, связь с Турцией ограничивалась уплатой дани).
Россия получала южную Бесарабию, кавказские города Ардаган, Каре, Баязет, Батум.
Западноевропейские государства выразили свое несогласие с условиями Сан-Стефанского договора. Австро-Венгрия и Англия заявили, что он нарушает условия Парижского мира. Перед Россией возникла угроза новой войны, к которой она не была готова. Поэтому российское правительство вынуждено было согласиться на обсуждение мирного договора с Турцией на международном конгрессе в Берлине.
VI. Итоги Берлинского конгресса
Запись на доске:
Июнь 1878 г. - Берлинский конгресс.
Западные державы стремились на конгрессе к ослаблению влияния России. Англия, Австро-Венгрия и Германия поддерживали в этом друг друга. В итоге был подписан Берлинский трактат, по которому территория Болгарии, получившая автономию, уменьшалась на 2/3, а остальная часть объявлялась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину. Россия же возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.
Почему Россия оказалась в одиночестве на Берлинском конгрессе?(Условия Сан-Стефанского мирного договора означали существенное укрепление позиций России на Ближнем востоке, с чём, конечно же, не могли согласиться европейские державы, постоянно конкурирующие с Россией за влияние в этом регионе.)
Оцените результаты русско-турецкой войны. Как вы понимаете слова одного из современников, что на Берлинском конгрессе «успехи оказались неудачами, победы поражениями»? (Берлинский конгресс ухудшил положение балканских народов, освобожденных Россией от турецкого ига. Его решения показали шаткость союза трех императоров, выявили борьбу держав за раздел территории распадающейся Османской империи. Однако в результате русско-турецкой войны часть балканских народов получили независимость, а для оставшихся под властью турок были открыты пути для борьбы за свободу.)
Работа с документом и беседа по вопросам к нему
Найдите ошибку в документе.
В одной из записок к Александру П-му министр иностранных дел А. Н. Горчаков написал: «Берлинский конгресс есть самая блестящая страница в моей служебной карьере». Царь пометил на полях: «И в моей также». (Ответ', черная4.)
- Как вы думаете, почему ежегодно 3 марта болгарский народ празднует годовщину освобождения своей страны от турецкого владычества? (3 марта был подписан Сан-Стефанский мирный договор. Хотя только 1/3 часть территории Болгарии стала вассальным княжеством, а 2/3 — турецкой провинцией во главе с губернатором из христиан. Вмешательство России ускорило процесс обретения независимости балканскими народами.)
VII. Закрепление материала
Работа учащихся в тетради
-Подчеркните ошибки в тексте. Напишите правильный ответ.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Во второй половине XIX века усилилась напряженность на Балканах. Волнения в турецких провинциях Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории жестоко подавлялись, В российском обществе эти события вызвали возмущение. В апреле 1876 г. Россия приняла решение отправить на помощь восставшим болгарам(сербам) части русской армии под командованием генерала М. Г. Черняева. Россия продолжала попытки урегулировать конфликт с Османской империей дипломатическим средствами, однако эти попытки были отвергнуты Портой. Так началась русско-турецкая война.
В ходе боевых действий образовалось два фронта - Балканский и Кавказский. Русская армия была хорошо подготовлена и оснащена(плохо подготовлена и оснащена). Отмена крепостного права привела к увеличению численности войск, повышению уровня экономического развития и как следствие - к улучшению материального обеспечения армии.(Армия с 1874 г. формировавшаяся на началах всесословной воинской повинности, еще не имела большого обученного резерва. Реформа армии проходила в ходе самой войны, при сопротивлении генералитета николаевской школы. Стрелковое оружие не отвечало современным образцам; немалая часть высшего командного состава отличалась слабой военной подготовкой, косностью взглядов и консерватизмом)
Главнокомандующим русской армией на Балканах был назначен генерал И. В. Гурко(Великий князь Николай Николаевич). Русская армию одержала ряд крупных побед: были взяты города Тырново и Шипка. Неудачно сложилась лишь обстановка под Плевной. Гористая местность делала невозможным штурм крепости, поэтому было решено перейти к длительной осаде. Турецкий гарнизон сдался только в январе 1878 года(декабре 1877 г.). Обойдя Плевну, русские части продолжали наступление и овладели Софией, Адрианополем, Сан-Стефано, Стамбулом (Категорический запрет Александра II удержал Скобелева от взятия столицы Османской империи.) и Карсом.
Сопротивление Турции становилось бессмысленным, и 19 февраля 1878 г. был подписан Берлинский трактат (Сан-Стефанский мирный договор), по которому к России отошли Сербия. Черногория. Румыния. Бессарабия, земли Закавказья(Сербия, Черногория, Румыния получили независимость, Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи; Россия получила южную Бесарабию, кавказские города Арда-ган, Каре, Баязет, Батум).
Усиление позиций России вызвало опасение со стороны европейских держав, и в 1879 г.(1878 г.) была созвана новая конференция в Сан-Стефано(в Берлине), на которой были пересмотрены условия русско-турецкого мира. России пришлось отдать часть Болгарии. Сербии и Черногории. На этих территориях были созданы автономии в составе Османской империи.(Территория Болгарии, получившая автономию, уменьшалась на 2/3, а остальная часть объявлялась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину. Россия возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.) Сан-Стефанский договор стал «черной страницей» в служебной карьере А. М. Горчакова - председателя Комитета министров Российской империи(министра иностранных дел).
Домашнее задание
Работа учащихся в тетради
-Подчеркните ошибки в тексте. Напишите правильный ответ.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Во второй половине XIX века усилилась напряженность на Балканах. Волнения в турецких провинциях Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории жестоко подавлялись, В российском обществе эти события вызвали возмущение. В апреле 1876 г. Россия приняла решение отправить на помощь восставшим болгарамчасти русской армии под командованием генерала М. Г. Черняева. Россия продолжала попытки урегулировать конфликт с Османской империей дипломатическим средствами, однако эти попытки были отвергнуты Портой. Так началась русско-турецкая война.
В ходе боевых действий образовалось два фронта - Балканский и Кавказский. Русская армия была хорошо подготовлена и оснащена. Отмена крепостного права привела к увеличению численности войск, повышению уровня экономического развития и как следствие - к улучшению материального обеспечения армии.
Главнокомандующим русской армией на Балканах был назначен генерал И. В. Гурко. Русская армию одержала ряд крупных побед: были взяты города Тырново и Шипка. Неудачно сложилась лишь обстановка под Плевной. Гористая местность делала невозможным штурм крепости, поэтому было решено перейти к длительной осаде. Турецкий гарнизон сдался только в январе 1878 года. Обойдя Плевну, русские части продолжали наступление и овладели Софией, Адрианополем, Сан-Стефано, Стамбулом и Карсом.
Сопротивление Турции становилось бессмысленным, и 19 февраля 1878 г. был подписан Берлинский трактат по которому к России отошли Сербия. Черногория. Румыния. Бессарабия, земли Закавказья.
Усиление позиций России вызвало опасение со стороны европейских держав, и в 1879 г.была созвана новая конференция в Сан-Стефано, на которой были пересмотрены условия русско-турецкого мира. России пришлось отдать часть Болгарии. Сербии и Черногории. На этих территориях были созданы автономии в составе Османской империи. Сан-Стефанский договор стал «черной страницей» в служебной карьере А. М. Горчакова - председателя Комитета министров Российской империи.
Задание 1.
Напишите направления внешней политики Александра 2.
Соотнесите название страны и характер ее отношений с Россией при Александре 2
Германия
А) соперничество этой страны с Россией за сферы влияния в Средней Азии
Китай
Б) эта страна поддерживала Россию на Лондонской конференции
Австро-Венгрия
В) в результате переговоров с этой страной за Россией закрепился о.Сахалин
Англия
Г) эти государства стали вассальными владениями России
Бухара
Д) договоры с этой страной позволили России продолжать освоение Дальнего Востока
Коканд
Е) эта страна стала одной из союзниц России по «союзу трех императоров»
Хива
Ж) в результате торговой сделки с этой страной Россия получила 732млн.долларов
Япония
З) в результате переговоров с этими странами на Лондонской конференции Россия добилась отмены нейтрализации Черного моря
Америка
И) эта страна была против отмены нейтрализации Черного моря, но без поддержки европейских государств не решилась выступить
Турция
К) эти страны наряду с Россией входили в состав «Союза трех императоров»
Задание 1.
1.Напишите направления внешней политики Александра 2.
2. Соотнесите название страны и характер ее отношений с Россией при Александре 2
Германия
А) соперничество этой страны с Россией за сферы влияния в Средней Азии
Китай
Б) эта страна поддерживала Россию на Лондонской конференции
Австро-Венгрия
В) в результате переговоров с этой страной за Россией закрепился о.Сахалин
Англия
Г) эти государства стали вассальными владениями России
Бухара
Д) договоры с этой страной позволили России продолжать освоение Дальнего Востока
Коканд
Е) эта страна стала одной из союзниц России по «союзу трех императоров»
Хива
Ж) в результате торговой сделки с этой страной Россия получила 732млн.долларов
Япония
З) в результате переговоров с этими странами на Лондонской конференции Россия добилась отмены нейтрализации Черного моря
Америка
И) эта страна была против отмены нейтрализации Черного моря, но без поддержки европейских государств не решилась выступить
Турция
К) эти страны наряду с Россией входили в состав «Союза трех императоров»