kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны
  • На примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину
  • Развивать навыки работы с картой, умения выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы

План урока:

  1. Проверка д/з
  2. Предпосылки русско-турецкой войны.
  3. Силы и планы сторон.
  4. Ход военных действий.
  5. Сан-Стефанский мирный договор.
  6. Итоги Берлинского конгресса.

7.

Новые термины и даты: 1877-1878 гг. - русско-турецкая война; 19 февра­ля (3 марта) 1878 г. - Сан-Стефанский мирный договор; июнь 1878 г. -Берлинский конгресс; г. Плевна, Шипкинский перевал.

Оборудование: настенная карта «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»; «Балканские государства после русско-турецкой войны 1877-1878 гг»; портреты М. Черняева; М. Д. Скобелева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»

Урок

Русско-турецкая война 1877-1878гг.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны

  • На примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину

  • Развивать навыки работы с картой, умения выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы

План урока:

  1. Проверка д/з

  2. Предпосылки русско-турецкой войны.

  3. Силы и планы сторон.

  4. Ход военных действий.

  5. Сан-Стефанский мирный договор.

  6. Итоги Берлинского конгресса.

  7. Закрепление материала.

Новые термины и даты: 1877-1878 гг. - русско-турецкая война; 19 февра­ля (3 марта) 1878 г. - Сан-Стефанский мирный договор; июнь 1878 г. -Берлинский конгресс; г. Плевна, Шипкинский перевал.

Оборудование: настенная карта «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»; «Балканские государства после русско-турецкой войны 1877-1878 гг»; портреты М. Черняева; М. Д. Скобелева.

Ход урока

I.Проверка домашнего задания

  • Назовите направления внешней политики Александра П.

  • Какое событие во внешней политике России в то время можно на­звать «триумфом российской дипломатии»?

  • Какие действия Россия предпринимала для укрепления своих границ?

II. Предпосылки русско-турецкой войны

- Какие славянские народы находились под властью османской импе­рии? (Сербия, Болгария, Босния, Герцеговина.)

Рассказ учителя с элементами беседы

Весной 1875 г. в Боснии и Герцеговине вспыхнули волнения, которые вскоре охватили все провинции Османской империи. Россия, Австро-Венгрия, Германия стремились дипломатическими средствами добиться от Турции выполнения требований восставших.

Османы жестоко расправлялись с восставшими: устраивались погромы, уничтожались целые селения, убивали детей, женщин, стариков. Такая жес­токость вызвала возмущение у всей европейской общественности. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы, вливаясь с оружием в руках в ряды восставших.

Летом 1876 г. войну Турции объявила Сербия и Черногория, а во главе сербской армии встал русский генерал М. Г. Чернов, добровольно отпра­вившийся на Балканы.

- Вспомните, в каких военных действиях генерал Чернов принимал участие? (М. Г. Чернов в 1860-е годы командовал Российскими вой­сками во время завоевания Средней Азии. Ему удалось захватить крупнейший город этого региона - Ташкент.)

- Что должно было предусмотреть царское правительство на случай войны с Турцией? (Царское правительство должно было догово­риться с Австро-Венгрией о ее нейтралитете в случае русско-турецкой войны и обезопасить себя таким образом от антирусской коалиции европейских государств.)

III. Силы и планы сторон

Запись на доске и в тетради:

12 (24 апреля) 1877 г. - Александр II подписал манифест о начале войны с Турцией.

Балканский фронт: Русские - 250 тыс.; турки - 338 тыс.

Кавказский фронт: Русские - 55 тыс.; турки - 70 тыс.

Война была популярна среди российского общества.

Стратегически важные пункты театра военных действий (учитель пока­зывает на карте):

Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкин­ский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шел крат­чайший путь к городу Адрианоролю, т. е. в тыл турецкой армии.

Перейдя Балканы, для российской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла.

IV. Ход военных действий
Работа с учебником
Прочитать о ходе военных действий:

Стр.215-217

-- Приведите примеры героизма российских и болгарских воинов, име­на героев. (Отряд генерала И. В. Гурко освободил древнюю столицу Болгарии Тырново, захватил Шипкинский перевал. Оборона Шипкинского перевала. Падение Плевны. Осадой Плевны руководил герой обороны Севастополя инженер-генерал Э. Н. Тотлебен.)

-- Назовите основные сражения русско-турецкой войны. (На кавказ­ском фронте российская армия захватила крепости Баязет, Ардаган. В конце октября 1877 г. российские войска начали блокаду Карса- ключевой позиции турок на Кавказе, в ноябре крепость пала. От­ряд Гурко в середине декабря занял Софию, продолжал наступлениев сторону Адрианополя и в январе 1878 г. овладел им. Отряд Скобе­лева вышел к Мраморному морю и 18 января занял пригород Стамбу­ла - местечко Сан-Стефано. Только категорический запрет импе­ратора удержал Скобелева от взятия столицы Османской империи.)

Сообщение учащегося: «Белый генерал - М. Д. Скобелев»

Успехи российских войск, разногласия среди турецкого правительства, усиление национально-освободительного движения на Балканах заставили султана предложить Александру II прекратить военные действия и начать мирные переговоры.

V. Сан-Стефанский мирный договор

Запись на доске и в тетради:

19 февраля (3 марта) 1878г. в день рождения Александра II в местечке Сан-Стефано близ Константинополя подписан русско-турецкий договор.

По договору:

  • Сербия, Черногория, Румыния получали независимость.

  • Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской им­перии (т. е. получала право на свое правительство, армию, связь с Турцией ограничивалась уплатой дани).

  • Россия получала южную Бесарабию, кавказские города Ардаган, Каре, Баязет, Батум.


Западноевропейские государства выразили свое несогласие с условиями Сан-Стефанского договора. Австро-Венгрия и Англия заявили, что он на­рушает условия Парижского мира. Перед Россией возникла угроза новой войны, к которой она не была готова. Поэтому российское правительство вынуждено было согласиться на обсуждение мирного договора с Турцией на международном конгрессе в Берлине.

VI. Итоги Берлинского конгресса

Запись на доске:

Июнь 1878 г. - Берлинский конгресс.

Западные державы стремились на конгрессе к ослаблению влияния Рос­сии. Англия, Австро-Венгрия и Германия поддерживали в этом друг друга. В итоге был подписан Берлинский трактат, по которому территория Болга­рии, получившая автономию, уменьшалась на 2/3, а остальная часть объяв­лялась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину. Россия же возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.

  • Почему Россия оказалась в одиночестве на Берлинском конгрессе?(Условия Сан-Стефанского мирного договора означали существен­ное укрепление позиций России на Ближнем востоке, с чём, конечно же, не могли согласиться европейские державы, постоянно конкури­рующие с Россией за влияние в этом регионе.)

  • Оцените результаты русско-турецкой войны. Как вы понимаете слова одного из современников, что на Берлинском конгрессе «успехи ока­зались неудачами, победы поражениями»? (Берлинский конгресс ухудшил положение балканских народов, освобожденных Россией от турецкого ига. Его решения показали шаткость союза трех императоров, выявили борьбу держав за раздел территории распадающейся Османской империи. Однако в результате русско-турецкой войны часть балканских народов получили независимость, а для оставших­ся под властью турок были открыты пути для борьбы за свободу.)

Работа с документом и беседа по вопросам к нему

  • Найдите ошибку в документе.

  • В одной из записок к Александру П-му министр иностранных дел А. Н. Горчаков написал: «Берлинский конгресс есть самая блестящая стра­ница в моей служебной карьере». Царь пометил на полях: «И в моей также». (Ответ', черная4.)

  • - Как вы думаете, почему ежегодно 3 марта болгарский народ праздну­ет годовщину освобождения своей страны от турецкого владычества? (3 марта был подписан Сан-Стефанский мирный договор. Хотя только 1/3 часть территории Болгарии стала вассальным княжест­вом, а 2/3 — турецкой провинцией во главе с губернатором из христи­ан. Вмешательство России ускорило процесс обретения независимо­сти балканскими народами.)

VII. Закрепление материала

Работа учащихся в тетради

-Подчеркните ошибки в тексте. Напишите правильный ответ.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Во второй половине XIX века усилилась напряженность на Балканах. Волнения в турецких провинциях Боснии и Герцеговине, Сербии и Черно­гории жестоко подавлялись, В российском обществе эти события вызвали возмущение. В апреле 1876 г. Россия приняла решение отправить на по­мощь восставшим болгарам (сербам) части русской армии под командова­нием генерала М. Г. Черняева. Россия продолжала попытки урегулировать конфликт с Османской империей дипломатическим средствами, однако эти попытки были отвергнуты Портой. Так началась русско-турецкая война.

В ходе боевых действий образовалось два фронта - Балканский и Кав­казский. Русская армия была хорошо подготовлена и оснащена (плохо под­готовлена и оснащена). Отмена крепостного права привела к увеличению численности войск, повышению уровня экономического развития и как следствие - к улучшению материального обеспечения армии. (Армия с 1874 г. формировавшаяся на началах всесословной воинской повинности, еще не имела большого обученного резерва. Реформа армии проходила в хо­де самой войны, при сопротивлении генералитета николаевской школы. Стрелковое оружие не отвечало современным образцам; немалая часть высшего командного состава отличалась слабой военной подготовкой, кос­ностью взглядов и консерватизмом)

Главнокомандующим русской армией на Балканах был назначен генерал И. В. Гурко (Великий князь Николай Ни­колаевич). Русская армию одержала ряд крупных побед: были взяты города Тырново и Шипка. Неудачно сложилась лишь обстановка под Плевной. Го­ристая местность делала невозможным штурм крепости, поэтому было ре­шено перейти к длительной осаде. Турецкий гарнизон сдался только в янва­ре 1878 года (декабре 1877 г.). Обойдя Плевну, русские части продолжали наступление и овладели Софией, Адрианополем, Сан-Стефано, Стамбулом (Категорический запрет Александра II удержал Скобелева от взятия сто­лицы Османской империи.) и Карсом.

Сопротивление Турции становилось бессмысленным, и 19 февраля 1878 г. был подписан Берлинский трактат (Сан-Стефанский мирный дого­вор), по которому к России отошли Сербия. Черногория. Румыния. Бессара­бия, земли Закавказья (Сербия, Черногория, Румыния получили независи­мость, Болгария становилась автономным княжеством в составе Осман­ской империи; Россия получила южную Бесарабию, кавказские города Арда-ган, Каре, Баязет, Батум).

Усиление позиций России вызвало опасение со стороны европейских держав, и в 1879 г. (1878 г.) была созвана новая кон­ференция в Сан-Стефано (в Берлине), на которой были пересмотрены усло­вия русско-турецкого мира. России пришлось отдать часть Болгарии. Сер­бии и Черногории. На этих территориях были созданы автономии в составе Османской империи. (Территория Болгарии, получившая автономию, уменьшалась на 2/3, а остальная часть объявлялась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину. Рос­сия возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.) Сан-Стефанский договор стал «черной страницей» в служебной карьере А. М. Горчакова - председателя Комитета министров Российской империи (министра иностранных дел).

Домашнее задание











Работа учащихся в тетради

-Подчеркните ошибки в тексте. Напишите правильный ответ.



Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Во второй половине XIX века усилилась напряженность на Балканах. Волнения в турецких провинциях Боснии и Герцеговине, Сербии и Черно­гории жестоко подавлялись, В российском обществе эти события вызвали возмущение. В апреле 1876 г. Россия приняла решение отправить на по­мощь восставшим болгарам части русской армии под командова­нием генерала М. Г. Черняева. Россия продолжала попытки урегулировать конфликт с Османской империей дипломатическим средствами, однако эти попытки были отвергнуты Портой. Так началась русско-турецкая война.

В ходе боевых действий образовалось два фронта - Балканский и Кав­казский. Русская армия была хорошо подготовлена и оснащена. Отмена крепостного права привела к увеличению численности войск, повышению уровня экономического развития и как следствие - к улучшению материального обеспечения армии.

Главнокомандующим русской армией на Балканах был назначен генерал И. В. Гурко. Русская армию одержала ряд крупных побед: были взяты города Тырново и Шипка. Неудачно сложилась лишь обстановка под Плевной. Го­ристая местность делала невозможным штурм крепости, поэтому было ре­шено перейти к длительной осаде. Турецкий гарнизон сдался только в янва­ре 1878 года. Обойдя Плевну, русские части продолжали наступление и овладели Софией, Адрианополем, Сан-Стефано, Стамбулом и Карсом.

Сопротивление Турции становилось бессмысленным, и 19 февраля 1878 г. был подписан Берлинский трактат по которому к России отошли Сербия. Черногория. Румыния. Бессара­бия, земли Закавказья.

Усиление позиций России вызвало опасение со стороны европейских держав, и в 1879 г. была созвана новая кон­ференция в Сан-Стефано, на которой были пересмотрены усло­вия русско-турецкого мира. России пришлось отдать часть Болгарии. Сер­бии и Черногории. На этих территориях были созданы автономии в составе Османской империи. Сан-Стефанский договор стал «черной страницей» в служебной карьере А. М. Горчакова - председателя Комитета министров Российской империи.













Задание 1.

  1. Напишите направления внешней политики Александра 2.

  2. Соотнесите название страны и характер ее отношений с Россией при Александре 2


  1. Германия

А) соперничество этой страны с Россией за сферы влияния в Средней Азии

  1. Китай

Б) эта страна поддерживала Россию на Лондонской конференции

  1. Австро-Венгрия

В) в результате переговоров с этой страной за Россией закрепился о.Сахалин

  1. Англия

Г) эти государства стали вассальными владениями России


  1. Бухара

Д) договоры с этой страной позволили России продолжать освоение Дальнего Востока

  1. Коканд

Е) эта страна стала одной из союзниц России по «союзу трех императоров»

  1. Хива

Ж) в результате торговой сделки с этой страной Россия получила 732млн.долларов

  1. Япония

З) в результате переговоров с этими странами на Лондонской конференции Россия добилась отмены нейтрализации Черного моря

  1. Америка

И) эта страна была против отмены нейтрализации Черного моря, но без поддержки европейских государств не решилась выступить

  1. Турция

К) эти страны наряду с Россией входили в состав «Союза трех императоров»



Задание 1.

1.Напишите направления внешней политики Александра 2.

2. Соотнесите название страны и характер ее отношений с Россией при Александре 2


  1. Германия

А) соперничество этой страны с Россией за сферы влияния в Средней Азии

  1. Китай

Б) эта страна поддерживала Россию на Лондонской конференции

  1. Австро-Венгрия

В) в результате переговоров с этой страной за Россией закрепился о.Сахалин

  1. Англия

Г) эти государства стали вассальными владениями России


  1. Бухара

Д) договоры с этой страной позволили России продолжать освоение Дальнего Востока

  1. Коканд

Е) эта страна стала одной из союзниц России по «союзу трех императоров»

  1. Хива

Ж) в результате торговой сделки с этой страной Россия получила 732млн.долларов

  1. Япония

З) в результате переговоров с этими странами на Лондонской конференции Россия добилась отмены нейтрализации Черного моря

  1. Америка

И) эта страна была против отмены нейтрализации Черного моря, но без поддержки европейских государств не решилась выступить

  1. Турция

К) эти страны наряду с Россией входили в состав «Союза трех императоров»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Автор: Григоренко Светлана Викторовна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257401


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства