Разработка урока: «Русско-японская война 1904-1905 гг. и Крымская война 1853-1856 гг.»
( урок развивающего обучения)
Урок проводится в 11 классе II концентр.
Общедидактическая цель урока – создать условия для обобщения и систематизации полученных учащимися знаний, а также способов деятельности с использованием технологии критического мышления.
Установлению общих черт по следующим вопросам: причины, международные условия, соотношение сил, ход войны, итоги и последствия.
Развивающие: содействовать формированию у учащихся умений устанавливать причинно-следственных связи, определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты, создать условия для развития творческой деятельности на основе использования системы уровневых заданий, мотивации и стимулирования творчества с помощью особой системы контроля и поощрения, учета индивидуальных особенностей учащихся.
Воспитательные: способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой народ.
Умения и навыки: способствовать развитию умения учащихся самостоятельно оценивать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать аргументацию, анализировать факты, выделять главное, делать выводы, проводить аналогии, работать с текстом, работать с исторической картой.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Средства обучения:
Исторические карты: «Русско-японская война 1904-1905 гг.», «Крымская война 1853-1856 гг.», учебники Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России, 11 класс, М., 2005 г., Буганов В.И. Зырянов П.Н. История России, 10 класс, М., 2000г., портреты Николая II и Николая I, листы с таблицами и заданиями для учащихся.
План урока:
Организационный этап.
Подготовка учащихся к основному этапу: мотивация, целеполагание, актуализация знаний.
Подведение итогов и рефлексия.
Постановка и разъяснение домашнего задания.
Ход урока
В начале урока внимание школьников обращается на изображенную на доске схему: отрезок времени, с двух сторон которого написаны буквы W, под ними даты «1904-1905» и «1853-1856», а посередине буквы «МО». Организуется фронтальная беседа по вопросам:
1. Что обозначает символ W? (Слово «война»)
2. О каких войнах идет речь? (О русско-японской и Крымской войнах)
3. Каковы хронологические рамки? (!904-1905 и 1853-1856)
4. Назовите имена российских царей. (Николай II и Николай I)
5. Что означает аббревиатура «МО»? (Международные отношения)
Задание учащимся: опираясь на предложенную схему, сформулируйте тему урока.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях и рисуют схему.
Проблемное задание: Как вы считаете, уместно ли сравнивать русско-японскую войну1904-1905 гг. с Крымской войной 1853-1856гг.? Какие исторические аналогии обнаруживаются? Чем вы можете их объяснить?
Учебная задача урока: на основе сравнительного анализа двух войн, найти общие черты по следующим вопросам: международная обстановка, причины, ход, итоги и последствия. Почему после Крымской войны в стране были проведены буржуазно-либеральные реформы, а русско-японская война привела страну к революции.
а) Этап собственно учебных действий
Используя имеющиеся источники информации ( учебники, справочники, раздаточный материал, учащиеся должны самостоятельно искать ответ на поставленную учебную задачу, работая в группах.
б) Этап обсуждения результатов работы групп, контроля и коррекции.
Ход урока:
I. Cообщения о Николае II и Николае I.
Вывод: В биографии Николая II и Николая I прослеживается много общего, оба императора были убежденными консерваторами во взглядах, слабыми политиками, не всегда реально оценивали положение дел в стране, не замечая растущей военной и экономической отсталости страны, того что империя стоит на пороге жестокого кризиса. Оба просчитались в определении приоритетных направлений во внешней политике, начали войну в условии международной изоляции.
II Работа по группам
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русско-японская война »
МОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»
Методическая разработка урока
по сравнительному граждановедению
«Мозаика гражданского образования»
«Русско-японская война 1904-1905 гг. и Крымская война 1853-1856 гг.»
(урок развивающего обучения)
11 класс, II концентр
Подготовила:
учитель истории и обществознания
МОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»
Берикова Н.Б.
Яшкуль, 2007 г.
Берикова Н.Б. учитель истории
Яшкульской многопрофильной гимназии
Разработка урока: «Русско-японская война 1904-1905 гг. и Крымская война 1853-1856 гг.»
( урок развивающего обучения)
Урок проводится в 11 классе II концентр.
Общедидактическая цель урока – создать условия для обобщения и систематизации полученных учащимися знаний, а также способов деятельности с использованием технологии критического мышления.
Установлению общих черт по следующим вопросам: причины, международные условия, соотношение сил, ход войны, итоги и последствия.
Развивающие: содействовать формированию у учащихся умений устанавливать причинно-следственных связи, определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты, создать условия для развития творческой деятельности на основе использования системы уровневых заданий, мотивации и стимулирования творчества с помощью особой системы контроля и поощрения, учета индивидуальных особенностей учащихся.
Воспитательные: способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой народ.
Умения и навыки: способствовать развитию умения учащихся самостоятельно оценивать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать аргументацию, анализировать факты, выделять главное, делать выводы, проводить аналогии, работать с текстом, работать с исторической картой.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Средства обучения:
Исторические карты: «Русско-японская война 1904-1905 гг.», «Крымская война 1853-1856 гг.», учебники Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России, 11 класс, М., 2005 г., Буганов В.И. Зырянов П.Н. История России, 10 класс, М., 2000г., портреты Николая II и Николая I, листы с таблицами и заданиями для учащихся.
План урока:
Организационный этап.
Подготовка учащихся к основному этапу: мотивация, целеполагание, актуализация знаний.
Подведение итогов и рефлексия.
Постановка и разъяснение домашнего задания.
Ход урока
В начале урока внимание школьников обращается на изображенную на доске схему: отрезок времени, с двух сторон которого написаны буквы W, под ними даты «1904-1905» и «1853-1856», а посередине буквы «МО». Организуется фронтальная беседа по вопросам:
1. Что обозначает символ W? (Слово «война»)
2. О каких войнах идет речь? (О русско-японской и Крымской войнах)
3. Каковы хронологические рамки? (!904-1905 и 1853-1856)
4. Назовите имена российских царей. (Николай II и Николай I)
5. Что означает аббревиатура «МО»? (Международные отношения)
Задание учащимся: опираясь на предложенную схему, сформулируйте тему урока.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях и рисуют схему.
Проблемное задание: Как вы считаете, уместно ли сравнивать русско-японскую войну1904-1905 гг. с Крымской войной 1853-1856гг.? Какие исторические аналогии обнаруживаются? Чем вы можете их объяснить?
Учебная задача урока: на основе сравнительного анализа двух войн, найти общие черты по следующим вопросам: международная обстановка, причины, ход, итоги и последствия. Почему после Крымской войны в стране были проведены буржуазно-либеральные реформы, а русско-японская война привела страну к революции.
а) Этап собственно учебных действий
Используя имеющиеся источники информации ( учебники, справочники, раздаточный материал, учащиеся должны самостоятельно искать ответ на поставленную учебную задачу, работая в группах.
б) Этап обсуждения результатов работы групп, контроля и коррекции.
Ход урока:
I. Cообщения о Николае II и Николае I.
Вывод: В биографии Николая II и Николая I прослеживается много общего, оба императора были убежденными консерваторами во взглядах, слабыми политиками, не всегда реально оценивали положение дел в стране, не замечая растущей военной и экономической отсталости страны, того что империя стоит на пороге жестокого кризиса. Оба просчитались в определении приоритетных направлений во внешней политике, начали войну в условии международной изоляции.
II Работа по группам
Задание 1 группе: работа с текстами документов по русско-японской войне.
Вопросы:
Каковы причины Русско-японской войны? Что послужило поводом к войне?
Охарактеризуйте международную обстановку накануне войны. Имела ли Россия союзников?
Расскажите об обороне Порт-Артура.
Какое влияние оказала война на авторитет власти?
Почему ученые связывают поражение в русско-японской войне с активизацией общественно – политического движения в стране?
Каковы условия Портсмутского мира? Покажите на карте территориальные потери России после русско-японской войны.
- Таким образом, внешняя политика России в начале 20 века была направлена на сохранение своего влияния в традиционных для империи регионах: на Балканах и Ближнем Востоке, а также на расширение сфер влияния на Дальнем Востоке.
- Царское правительство сделало ставку на войну с Японией с целью отвлечь общество от нарастающих внутренних проблем.
- Поражение в русско-японской войне обострило внутренние экономические и политические проблемы, оживило общественное движение и подтолкнуло страну к революции.
Задание 2 группы: работа с текстами документов по Крымской войне.
Вопросы:
Каковы причины Крымской войны? Что послужило поводом к войне?
Охарактеризуйте международную обстановку накануне войны. Имела ли Россия союзников?
Почему оборона Севастополя считается единственной для русской армии страницей всей Крымской войны?
Каковы условия Парижского мира? Почему они оказались легкими для России?
Что означало поражение в Крымской войне для внутриполитической обстановки в России?
Таким образом, внешняя политика Николая I была слишком самоуверенной. Россия, привыкшая еще со времен Петра считать себя в состоянии самостоятельно решить любые внешнеполитические задачи, теперь уже была не в состоянии делать это, что и показала война.
- война не только истощила Россию экономически, но, если так можно выразиться, она истощила существующую систему морально: стали видны все недостатки управления, вся отсталость России от западных стран в экономическом, военном и в социальном отношении
- война привела к нарастанию недовольства обществом состоянием дел в России
- значительно ослаб авторитет России на международной арене
- война имела одно положительное последствие для России: стало очевидно, что необходимы кардинальные перемены.
Задание 3 группы: заполнить сравнительную таблицу « Россия в русско-японской и Крымской войне»
Вопросы для сравнения
Русско-японская война
Крымская война
Причины
Внешнеполитическая изоляция России
Соотношение сил
Ход войны
Мирный договор
Причины поражения
Противостояние России и Японии на Дальнем Востоке, война вспыхнула вследствие обострения противоречий:
- экономические: КВЖД и российская экспансия в Маньчжурии, аренда Россией Ляодунского п-ова и Порт-Артура;
- политические: борьба за сферы влияний в Китае и Корее, война как средство отвлечения от революционного движения в России
- помощь Японии от Англии и США, Франция – нейтралитет, Германия – углубление англо-русских противоречий
Хотя по общей численности сухопутных и морских сил Россия в целом превосходила Японию, она была плохо подготовлена к этой войне. На Дальнем Востоке находилась лишь часть солдат -100 т. Из1135т. И те были разбросаны на большой территории от Порт-Артура до Владивостока. Японская армия была лучше вооружена. Тихоокеанская эскадра вдвое уступала японской.
26.01.1904 – нападение на русский флот в Порт-Артуре и крейсер «Варяг» в Чемульпо
Активность русского флота под командованием Макарова
Высадка японцев на материк
Оборона Порт-Артура – Кондратенко, Стессель
Август 1904 – битва при Ляоян
Февраль 1905 – Мукденское сражение
Май 1905 – Цусима
Авгус 1905 г. – Портсмут. Арендные права на Ляодунский полуостров
Южно-Маньчжурская ж/д
Южная часть Сахалина
Право рыболовства
Военно-техническая отсталость
Бездарность командования
Нестабильность в стране в связи с революцией
Обострение Восточного вопроса:
- противоречие между Россией, Турцией и европейскими государствами из-за режима проливов;
- помощь со стороны России национально-освоб. дв – ям балканских народов в борьбе против Османской империи
- политика Англии и Франции, направленная на ослабление влияния России на Балканах и Ближнем Востоке
- помощь Турции от Англии и Франции, враждебный нейтралитет Австрии и Пруссии.
Крепостная Россия отставала в военно-техническом отношении от Англии и Франции Рекрутская система формирования армии, содержание армии численностью более 1млн. человек, войска рассредоточены по всей территории, отсутствие разветвленной системы железных дорог, нарезные оружия, отсутствие парового флота.
1853 г. – начало 1854 г. – военные действия в Валахии и Молдавии
18 ноября 1853 г. – сожжение турецкого флота в Синопской бухте. Нахимов
Январь1854 г. – ввод англо-французской эскадры в Черное море,
Март 1854 г. – вторжение русских войск в пределы Турции, Англия и Франция объявили России войну, Австрия - нейтралитет
1854 г. – действия английских эскадр против русского флота на Балтике
Осень 1854 г. – высадка
англо-французской армии под Евпаторией в Крыму
8 сентября 1854 г. – август 1855 г. осада Севастополя
Март 1856 г. – Парижский мирный договор.
Потери – острова в дельте Дуная и южную часть Бессарабии, «нейтрализация Черного моря»
Военно-техническая отсталость
Бездарность командования
Нестабильность в стране в связи с революцией
III. Выполнение проблемного задания
Как вы считаете, уместно ли сравнивать русско-японскую войну 1904-1905 гг. с Крымской войной 1853-1856 гг? Какие исторические аналогии обнаруживаются? Чем вы можете их объяснить?
Вместе с учениками учитель формулирует выводы:
Общие черты:
- политический просчет российских императоров: война началась в неблагоприятных условиях для России, международной изоляции;
- причины войны: борьба за сферы влияния, желание за счет успешных внешних войн преодолеть внутренние трудности, укрепить влияние верхов в обществе;
- соотношение сил не в пользу России;
- экономическая и военно-техническая отсталость страны;
- бездарность и ошибки ряда царских военачальников;
- героизм и самоотверженность простых русских солдатов и офицеров;
- неспособность царского правительства управлять страной;
- обе войны привели к революционной ситуации.
IV. Закрепление изученного материала
- Перечислите исторические термины и понятия, связанные с изученной темой. ( Один ученик называет, другой дает определение) (восточный вопрос, большая азиатская программа, нейтрализация Черного моря, экспансия)
V. Итоги урока
Русско-японская и Крымская войны, явившиеся логическим завершением имперской политики России. Продемонстрировали не только несостоятельность власти в двух важнейших сферах – военной и внутриполитической, но и стали провоцирующим фактором в вызревании внутриполитического кризиса. Обе войны (и Крымская, и русско-японская) привели, по сути дела, к революционной ситуации. И только смерть Николая I, приход к власти Александра II (либерала по убеждениям) способствовали проведению буржуазно-демократических реформ в стране, тогда как Николай II продолжал вести страну к катастрофе, а именно к революции.
VI.Рефлексия: Создайте психологический характеристику человека на войне.
- Как вы полагаете, какие чувства и переживания испытывает солдат во время военных действий?
- Чем отличаются переживания воинов от переживаний мирных жителей?
- Как влияет война на характер и мысли человека?
VII. Домашнее задание: п.6 История России 11 класс, Левандовский А.А. Щетинов Ю.А.,
п.62 История России 10 класс, Буганов В.И. Зырянов П.Н.
Подготовить сообщения по темам: « Слава и горечь Севастополя», «Русско-японская война: украденная победа», поработать над документами с.12-19 Документы и справочные материалы под редакцией Чубарьяна А.О.
Материалы для групп.
Информационный лист 1 группы.
1. Ученые историки считают, что Николай 1 проиграл войну еще до ее начала. Уместна ли на ваш взгляд, данная оценка по отношению к Николаю II ?
2. «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война» Эта фраза принадлежит министру внутренних дел российского правительства К.В. Плеве.
Как вы думаете, что побудило его к такому высказыванию? Какая конкретно-историческая ситуация отражена в этих словах?
3. «Не русский народ, а русское самодержавие начало эту колониальную войну,, превратившуюся в войну нового и старого буржуазного мира. Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма».
Выскажите свое суждение по поводу приведенной оценки В.И.Лениным итогов русско-японской войны.
Как известно, усилия руководителей дипломатических миссий России и Японии, подписавших Портсмутский мир, были по-разному оценены на их родине: С.Ю.Витте император пожаловал графский титул, а японский министр иностранных дел Ю.Комура лишился своего поста. Как вы думаете, чем можно объяснить подобные действия российских и японских властей?
Информационный лист 2 группы.
1. Ученые историки считают, что Николай 1 проиграл войну еще до ее начала. Приведите факты, положения, подтверждающие это мнение.
2. Русский историк XIX века С.М. Соловьев писал: «В то самое время… когда Россия стала терпеть непривычный позор военных неудач, когда враги явились под Севастополем, мы находились в тяжком положении: с одной стороны наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением России, с другой – мы были убеждены, что только бедствие, и именно несчастная война, могло произвести спасительный переворот»
- О какой войне идет речь в данном отрывке? Когда она произошла?
- Приведите факты, положения, подтверждающие, что Россия «оказалась в тяжком положении».
- Какой «спасительный переворот» произошел в истории России после этой войны?
3.Считается, что Крымская война – это крах основных принципов внутренней политики Николая I. Почему?
4.Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития».