kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Русская правда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, работа с историческими документами. 

Задачи  урока:  

Образовательные:

    -  соотнесение  единичных  исторических  фактов  и  общих  явлений;

    -  проведение  поиска  необходимой  информации    в  источнике  информации;

    - определение  характерных,  существенных  признаков  исторических  событий  и  явлений.

 Воспитательные :

       - формирование  интереса  к  изучению  истории;

        -  применение  исторических  знаний  для  раскрытия  и  оценки  сущности  современных  событий.

   Развивающие:

        -  изучение  и  систематизация  информации,  раскрытие  её  социальной  принадлежности  и  познавательной  ценности;

         - развитие  умения  самостоятельно  работать  с  исторической  литературой,  решать  творческие  задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Русская правда"»

Тема урока: « Русская Правда». ( Урок – практикум ). 10кл.

УМК Н.В.Загладин

ЦЕЛЬ: охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, учиться работать с документом.

Задачи урока:

Образовательные:

- соотнесение единичных исторических фактов и общих явлений;

- проведение поиска необходимой информации в источнике информации;

- определение характерных, существенных признаков исторических событий и явлений.

Воспитательные :

- формирование интереса к изучению истории;

- применение исторических знаний для раскрытия и оценки сущности современных событий.

Развивающие:

- изучение и систематизация информации, раскрытие её социальной принадлежности и познавательной ценности;

- развитие умения самостоятельно работать с исторической литературой, решать творческие задачи.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока : урок - практикум.

Прогнозируемые результаты учебного занятия

Личностные:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Метапредметные:

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- умение показать смысловое чтение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметные:

- развитие умений искать, анализировать. Сопоставлять и оценивать содержащуюся информацию о событиях и явлениях прошлого, способности определять и аргументировать свое отношение к ней;

- овладение базовыми историческими знаниями;

- изучение информации и раскрытие её социальной принадлежности и познавательной ценности.

Оборудование: тексты « Русская Правда».

Ход урока.

  1. Актуализация.

Перед вами находиться текст документа. Сначала прочтите его.

Учащиеся бегло знакомятся с документом (См Приложение 1).

Этот документ отличается от современных документов. Вы в нем не найдете знакомые нам статьи . Но значимость этого документа велика - это был первый в истории государства документ, который ставил всех в правовое поле.

Наша работа на уроке заключается в возможности читать документы в подлиннике, и на основе анализа статей сформировать черты государственного устройства, социальную структуру, судебную систему.

По ходу урока мы будем заполнять таблицу, в которую внесем все черты и признаки. ( учащиеся в тетради оформляют колонки будущей таблицы).

Пережитки родового строя.

Появление неравенства, имущественное расслоение.

Усиление княжеской власти.

Судебная практика

Категория населения, общественный уклад.



  1. Вступительное слово учителя.

Стремясь установить порядок и законность в русских землях. Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писанный свод законов -

« Русскую Правду». В основе его лежали старые традиции, устный « Закон русский», который упоминается еще в договорах Руси с Византией.

« Русская Правда» строго наказывала за умышленное убийство. Причем, допускалась еще кровная месть. Но эта традиция, пришедшая из родоплеменного быта, подвергалась уже законодательному ограничению.





  1. Работа с текстом документа .

Чтение вслух с комментариями и разбором содержания.

Ст. 1. здесь разрешается месть за родственников, если не хотят мстить

- то штраф 40 гривен.

Вопрос классу- о чем это свидетельствует? Пережитки какого

общества зафиксированы в этой статье?

Оформляется главная мысль в таблице ( см. приложение).- пережитки родового строя.

Ст .3 Вопрос классу- Что бросается в глаза при чтении этой статьи?

Что за княжеского мужа платят больше - жизнь ценилась

дороже.

Оформляется главная мысль - это признаки имущественного неравенства.



Ст. 4,5,6 Здесь - обязанность общины заплатить виру за члена своей

общины.

Главная мысль - в общине сохранились простые внутренние

связи – это пережиток родового строя ( запись в таблице).



Ст. 7. Если убийство умышленное, то здесь обязанность общины выдать убийцу на поток и разграбление.

Выдаются также жена и дети.

Вопрос классу - как вы думаете - Почему?

Вывод - это написано с точки зрения князя, т.к. жена и дети

продаются в холопы.

Оформляется главная мысль- свидетельство об усиление власти князя и начало оформления правовых норм..

( таблица).



Ст. 8. Здесь обязанность общины выплачивать штраф только за

того члена общины, который вносит свою долю.

Оформляется главная мысль - в общине существовало неравенство.( таб.)



Ст. 9,10. Работа со словами с объяснениями.

Вира- плата, штраф.

Вирник - тот, кто собирает штрафы.

Вервь - соседско-территориальная община. От слова веревка -

с помощью которой отмеряли пахотный надел.

Стоимость 1 гривны- 200 гр. серебра.

80 гривен – 16 кг. серебра.

Замена денежной единицы куны ( от слова – куница – шкурки которой одно время служили на Руси денежной единицей) - на гривну свидетельствовало о зарождение товарных отношений, а это уже признак централизации власти.



Ст. 11-17. Работа со словами по категориям населения.

Тиун - княжий управитель. ( конюшный, сельский,

ратайский).

Огнищанин - княжий домоуправитель.

Смерд - крестьянин-общинник.

Рядович - ( от -ряд- договор )- человек, отдавшийся в

кабалу по договору с феодалом.

Закупы - ( от слова – купа -) - человек, отрабатывающий

на феодала за долги ( купа).

Холоп - домашний раб.

Вопрос классу- На что можно обратить внимание, при чтение этой статьи?

Вывод- т.к. вира за убийства людей была неодинакова, значит и стоимость жизни людей была неодинакова - а это признак имущественного неравенства.



Ст. 18,21,22. Работа по пониманию судебной системы - пытка

раскаленным железом.

Чтение дополнительного материала - « Княжеский суд». ( См. материал. Приложение № 2).

Вопрос классу - На какие черты общественных отношений указывает метод доказательства виновности или невиновности человека?

Вывод - Наличие телесных испытаний свидетельствовало о пережитках родовых отношений, а количество штрафов - говорило о усиление княжеской власти. ( работа в таблице ).



  1. Подведение итогов работы в таблице.

В итоге, таблица выглядит так:



Пережитки родового строя.

Появление неравенства, имущественное расслоение.

Усиление княжеской власти.

Судебная практика

Категория населения, общественный уклад.

1.Сохранение кровной мести.( ст.1.)

2.Обязанность общины заплатить виру за члена общины. (ст.4,5,6)

3. Сохранялись « божьи суды», т.е. при отсутствии доказательств, людей должен был рассудить бог

( ст. 18,21,22).

1. За убийство княжеского мужа штраф платится в большем размере. ( ст.3)

2. Община платит виру только за того члена общины, который вносит свою долю. ( ст. 8)

3. Вира как штраф был не одинаков, жизнь людей оценивалась по разному. (ст. 11-17)

1. При умышленном убийстве вступают в силу правовые нормы.(ст.7)

2. Вводится единица денежного штрафа-гривна, которая выплачивается в пользу князя. ( ст.9-10)

1. Была несовершенна зависела от множества субъективных обстоятельств.

( ст.18,21,22).

1.Расслоение общества на:

-свободные общинники, (ст. 1, 3,5,7).

-зависимые крестьяне, (ст.11,14)

-княжеские люди.

(ст.11,12,13.)





  1. Заключительное слово, обобщение.

Первый русский закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которых было так много в это смутное время на Руси. Законодательство самого Ярослава, хотя и включало древние устные законы ( « Русские законы» ), но сокращало родоплеменные, языческие нормы. В частности, ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников ( т.е. первобытные законы, строившиеся по принципу « око за око», уже изживались ). Законы также разбирали споры между свободными людьми и в среде княжеских дружинников и слуг. Уже в нем просматривались черты развивающегося социального неравенства, которые быстро обгоняли само законодательство. Закон этот не до конца совершенен, и поэтому он был дополнен сыновьями Ярослава Мудрого и называлась уже « Русская Правда» Ярославичей.

Домашнее задание:

Подумать - Какие статьи остались актуальны на сегодняшний день ?

Приложение № 1.

РУССКАЯ ПРАВДА (ПРОСТРАННАЯ РЕДАКЦИЯ)1

  1. Если убьет муж мужа, то мстить брату за брата, или отцу, или сыну, или двоюродному брату, или сыну брата; если никто не будет за него мстить, то назначить 80 гривен за убитого, если он княжий муж или княжеский тиун; если он убудет русин, или гридин, или купец, или боярский тиун, или мечник, или изгой, или Словении, то назначить за него 40 гривен.

  2. По смерти Ярослава, снова собравшись, сыновья его, Изяслав, Святослав, Всеволод, и мужи их, Коснячко, Перенег, Никифор, отменили месть за убитого, заменив ее выкупом деньгами; а все остальное — как Ярослав судил, так и сыновья его установили.

  3. Об убийстве. Если кто убьет княжего мужа в разбое, а убийцу не ищут, то виру в 80 гривен платить верви, где лежит убитый, если же простой свободный человек, то 40 гривен.

  4. Если которая-либо вервь будет платить дикую виру, пусть выплачивает ту виру столько времени, сколько будет платить, потому что они платят без преступника.

  5. Если преступник является членом их верви, то в этом случае помогать преступнику, поскольку ранее он им помогал ; если же дикую виру, то платить им

всем вместе 40 гривен, а за преступление платить самому преступнику, а из совместной платы 40 гривен ему заплатить свою часть.

  1. Но если убил открыто, во время ссоры или на пиру, то теперь ему так платить вместе с вервью, поскольку и он вкладывается в виру.

  2. Если свершит убийство без причины. свершил убийство без всякой ссоры, то люди за убийцу не платят, но пусть выдадут его самого с женою и детьми на изгнание и на разграбление.

  3. Если кто не вкладывается в дикую виру, тому люди не помогают, но

он платит сам.

  1. А это вирные постановления, которые были при Ярославе: вирнику взять 7 ведер солода на неделю, а также барана или полтуши говядины, или 2

ногаты; а в среду куна или сыр, в пятницу столько же, две куры ему на день, а хлебов 7 на неделю, а пшена 7 уборков, а гороха 7 уборков, а соли 7 голважень; все это — вирнику с отроком, а коней содержат четырех, на каждого коня давать овес: вирнику — 8 гривен, а 10 кун — перекладная , а метельнику — 12 векш, и еще ссадная гривна.

  1. О вирах. Если вира 80 гривен, то вирнику 16 гривен и 10 кун и 12 векш, а ранее — ссадная гривна, а за убитого — 3 гривны.

  2. О княжеском отроке. Если за княжеского отрока, или за конюха, или за повара, то 40 гривен.

  3. А за тиуна огнищного и за конюшего — 80 гривен.

  4. А за тиуна княжеского сельского или руководящего пахотными работами—12 гривен.

  5. А за рядовича— 5 гривен. Столько же и за боярского .

  1. А за кормильца 12 гривен, столько же и за кормилицу, хотя это будет холоп или роба.

  2. О недоказанном обвинении в убийстве. Если на кого будет

недоказанное обвинение в убийстве, ю выставить 7 свидетелей, чтобы они отвели обвинение; если же варяг или какой иной , то выставить двух свидетелей.

  1. А за останки и за мертвеца, если не ведомо его имя и он неизвестен, то вервь не платит.

  2. Если отведет обвинение в убийстве. А если кто отведет обвинение в убийстве, то дает отроку гривну кун за оправдание; а кто его недоказанно обвинил, то тому дать другую гривну, а за помощь в отведении обвинения в убийстве 9 кун.

  3. Если ищут свидетеля и не найдут, а истец обвиняет в убийстве, то рассудить их испытанием железом.

  4. Так же и во всех судебных делах, о воровстве и о клевете, если не будет поличного, а иск не менее полугривны золота, то тогда принудительно привести ответчика к испытанию железом; если же менее значительный иск, то к испытанию водой; если до двух гривен или менее, то идти ему на

судебную клятву в отношении своих кун.



Приложение № 2.

«Княжеский суд» ( выдержки из хрестоматии для чтения)

Ярополк опустился в кресло, бояре расселись на скамьях. Княжий тиун, стоя на приступке, чуть пониже помоста, утробным басом объявил:

- Яко князь повелит, тако и совершится…

Князь кивнул. К помосту подвели крепкого парня в посконной, с тёмными мокрыми пятнами на спине, рубахе. У парня- синий шрам поперёк лица, лицо улыбчивое, лукавое. Прищуренный глаз подмигивал толпе.

- Пади! – багровея, приказал тиун.

Парень неохотно опустился на колени. Почёсывая пятернёй затылок, снизу вверх уставился на Ярополка. Глаза его всё ещё продолжали улыбаться, хотя лицо уже было серьёзно. Ярополк нетерпеливо подстегнул тиуна взглядом.

- В чём вина твоя, раб? – спросил тиун.

- Не раб я, человек вольной, - ответил парень, трогая пальцами шрам. – Гончар я, а по прозванию Лука.

- Все мы княжьи люди, - поправил его Захария.

- Княжьи, да не рабы, - спокойно сказал Лука.

Весь напрягся Ярополк: вот оно! Склонившись вперёд, неприязненно спросил:

- А скажи, Лука, в чём обвиняет тебя мой тиун?

- Куру украл, - буркнул парень. Врал. Толпа сочувственно молчала. Тиун сказал:

- Грабил боярские скотницы.

- Куру украл,- прикидываясь дурнем, тупо повторил парень.

Боярин Захария, не утерпев, ударил посохом о помост.

- Пил мёд из боярских медуш, - бесстрастно продолжал тиун, - бесчинствовал с иными холопами на боярском дворе – взламывал одрины и творил разбой.

- Куру украл,- снова проговорил парень и повёл на тиуна свирепым взглядом.

- Видок есть? – спросил князь

В толпе молчали . Тогда Ярополк обратился к Захарии:

- А что сказано об этом в «Русской правде»?

Багровый от сдерживаемого гнева, боярин сказал:

- Ежели нет видка, то испытать железом.

Князь кивнул. Гончар, сильно побледнев, став почти белым, заметался в руках крепко державших его дружинников. В горнице неподалёку от помоста малиновым цветом светился на углях раскалённый железный брус.

- Куру украл, княже!... Куру я украл! – взбадривал себя отчаянным криком парень.

Отроки сорвали с него кафтан, оголили по локоть правую руку. Притихшая толпа подалась вперёд, и вдруг забился в перегретом воздухе истошный бабий крик:

- Люди добрые! Да какой же он гончар – без руки-то?!

- Отпустите Луку!..

- Цыц вы, - пригрозил тиун, - али сами погреться захотели?..

Стихло на площади. Из горнца выхватили клещами брус и сунули парню в руку. Сжав ладонь, Лука сделал несколько шагов и упал. Дружинники натянули ему на обожженную руку мешок, наложили восковую печать.

Тиун протяжно произнёс:

-… Рука заживёт, значит, ты не виновен - отпустим с миром.

Ежели не заживет, то вина твоя доказана. А покуда, дабы не сбежал, взять того гончара Луку под стражу и бросить в поруб…






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Русская правда"

Автор: Власова Галина Анатольевна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 298630

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "«Русская Правда - древнейший письменный свод законов Руси»"
    ["seo_title"] => string(59) "russkaia_pravda_drievnieishii_pis_miennyi_svod_zakonov_rusi"
    ["file_id"] => string(6) "360512"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479586466"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "конспект урока истории 6 кл. "Правление Ярослава Мудрого. Русская Правда" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-istorii-6-kl-pravlieniie-iaroslava-mudrogho-russkaia-pravda"
    ["file_id"] => string(6) "144795"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418798430"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "10 класс Тест "Первые русские князья" 5 вариантов "
    ["seo_title"] => string(53) "10-klass-tiest-piervyie-russkiie-kniaz-ia-5-variantov"
    ["file_id"] => string(6) "110136"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1405586233"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация "История Древней Руси в картинах русских художников" "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-istoriia-drievniei-rusi-v-kartinakh-russkikh-khudozhnikov"
    ["file_id"] => string(6) "122521"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414261807"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 6 классе "Официально-деловой стиль""
    ["seo_title"] => string(59) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-ofitsial-no-dielovoi-stil"
    ["file_id"] => string(6) "260631"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448984478"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства