kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Россия в XVIII веке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Систематизация и закрепление знаний по истории России  18 века
  • Практическое применение полученных теоретических знаний, подготовка к экзаменам
  • Развитие навыков самостоятельной работы с документами, со справочной и дополнительной  литературой, исторической картой,
  •  Формирование  умения  анализировать, сравнивать, делать  выводы
  • Воспитывать  чувства  патриотизма, любви к своей Родине, своему историческому прошлому
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Россия в XVIII веке»»

Тема: «Россия в XVIII веке»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование урока: проектор, презентация, карта «Русско – турецкая война 1787 – 1791 гг.», портреты Петра I, Екатерины I, Петра II, Анны Ивановны, Ивана Антоновича, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II, раздаточный материал


Ход урока:

  1. Организационный момент

II. Закрепление пройденного материала

Ребята, мы с вами закончили изучение большого и насыщенного историческими событиями периода -18 века. Век, в котором Россия стала империей, утвердилась как Великая держава. И сегодня на уроке мы с вами постараемся проверить и закрепить полученные знания по этому периоду. Тема нашего урока: «Россия в XVIII веке»

(Слайд № 1)

МБОУ СОШ № 15

урок истории

10 г класс

(социально-гуманитарный профиль)

на тему: «Россия в XVIII веке».

Учитель истории и обществознания

Крылова Людмила Викторовна,

первая квалификационная категория

19 марта 2015 г.


Учитель: Ребята, давайте постараемся определить цели нашего урока.

Учащиеся дают разные варианты ответов и совместно с учителем определяют окончательные цели урока. Подводится итог всему сказанному


(Слайд № 2)

Цели урока:

  • Систематизация и закрепление знаний по истории России 18 века

  • Практическое применение полученных теоретических знаний, подготовка к экзаменам

  • Развитие навыков самостоятельной работы с документами, со справочной и дополнительной литературой, исторической картой,

  • Формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы

  • Воспитывать чувства патриотизма, любви к своей Родине, своему историческому прошлому

Ребята, как вы думаете, какие события XVIII века заслуживают нашего внимания?

По итогам – план урока

(Слайд № 3)

План урока

  1. Петровские преобразования

  2. Дворцовые перевороты

  3. «Золотой век» Екатерины II

  4. Культурная жизнь России в XVIII в.


Чьё правление начинает 18 век - эпоха Петра Великого. Вспомните годы его правления



Слайд № 4

Портрет Петра Великого (1682 – 1725 гг.)

Как вы думаете, ребята, почему Петра I называют Великим?

Учащиеся: он осуществил реформы, которые охватили все сферы жизни общества

Учитель: Пётр I вложил в преобразования невиданную силу и мощь.

А какие реформы Петра I вам известны?

Учащиеся называют реформы Петра

Слайд № 5

Преобразования Петра I

  1. Экономические реформы

  2. Социальные реформы

  3. Государственно – административные реформы

  4. Военные реформы

  5. Изменения в культуре и быту

Учитель: каковы итоги правления Петра?

Слайд № 6

Положительные:

1. Создание регулярной армии флота

2. Россия добилась выхода в Балтийское море

  1. Россия обрела статус европейской державы, получила широкое международное признание

  2. Получила дальнейшее развитие мануфактурная промышленность

  3. Сформирован новый государственный аппарат

  4. Заложены основы светской культуры и образования

Слайд № 7

Отрицательные:

  1. Разрушены национальные русские устои в культуре и быте

  2. Раскол общества в культурном и социальном плане

  3. Ликвидирована независимость церкви от государства

  4. Погибли тысячи людей

  5. Упал уровень жизни основных слоёв населения

Учитель: при всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи Петра, нередко очень серьёзных, Россия при нём заметно продвинулась вперёд по пути развития, сократив своё отставание от передовых стран Западной Европы. Преобразования Петра, его личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызывать уважение. Но один вопрос – кто унаследует российский престол после него - не был решён. Почему?

Учащиеся:

  1. Указ о престолонаследии – монарх сам назначал наследника престола.

  2. Отсутствие распоряжения Петра I о назначении преемника.

  3. Разногласия в верхах о возможном приемнике.


Учитель

Со смертью Петра I начинается новый период в истории страны, который получил название …(период дворцовых переворотов)

Дайте определение данному периоду и укажите его хронологические рамки



Слайд № 8

Период дворцовых переворотов – принятое в отечественной исторической науке название периода с 1725г. по 1762 г., когда в Российской империи смена власти происходила главным образом путём дворцовых переворотов, совершавшихся дворянскими группировками при содействии гвардейских полков

Учитель. Сейчас вам предстоит вспомнить, кто правил страной в это время.

На доске представлены портреты правителей этого времени. Ваша задача – определить, кто изображён на портрете, и указать годы его правления.

На доске представлены портреты Екатерины I, Петра II, Анны Ивановны, Ивана Антоновича, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II

Работа с документами.

Учитель. У вас на столах лежит материал – выдержки из различных документов. Внимательно прочитайте его и ответьте на вопрос: о ком из правителей идёт речь в каждом из документов

1.“Слабая, растерянная, вступив на престол, оказалась между двумя противоборствующими лагерями: А.Д.Меньшикова и оппозиционеров - дворян” (Екатерина I)

2. «Это царствование — одна из мрачнейших страниц нашей истории и наиболее темное пятно на ней — сама императрица. Не доверяя русским, она поставила на страже своей безопасности кучу ино­земцев, навезенных из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении. При разгульном дворе вся эта стая кормилась досыта и веселилась до упаду на деньги, выколачиваемые из народа…» (Анна Ивановна)

3. « Нервный, впечатлительный, нетерпеливый, упрямый, свое­нравный, трусливый — таким предстаёт внук Петра Великого со страниц мемуаров и исторических сочинений. За годы жизни в России, куда он был привезен тринадцатилетним мальчиком, Петр не сумел ни полюбить родину своих предков, ни даже привязаться к ней. Русские традиции и обычаи, интересы страны и ее народа остались для него чужими» (Пётр III)

4. «Царь думает исключительно о развлечениях и охоте, а сановники о том, как бы сгубить один другого» (Пётр II)

5. «Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными, гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего великого отца... Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования...» (Елизавета Петровна)


Учитель. Завершает работу над периодом дворцовых переворотов задание, которое выведено на экран.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения.

На экране приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:


Слайд № 9


«Период дворцовых переворотов – шаг назад в развитии российской государственности»

Используя знания, полученные на предшествующих уроках истории, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.


Учитель. Работа ведётся в парах, 1 ряд - аргументы в подтверждение, 2 - аргументы в опровержение

Запишите свои аргументы в тетрадь

Аргументы в подтверждение:

  1. Политическая нестабильность, борьба за власть между различными группировками дворянства и родовой знати.

  2. Засилье иностранцев – « бироновщина»

  3. Усиление роли фаворитов – «временщиков»

  4. Отсутствие серьёзных реформ

Аргументы в опровержение:

1. Внешняя политика в это время отвечала интересам государства и обеспечивала безопасность российских границ

2. Укреплялось международное влияние России

3. Дальнейшее развитие получило образование, наука, культура (открыт Московский университет, создана Академия художеств)

4. Отменены внутренние таможенные пошлины

5. Были достигнуты определённые успехи в развитии экономики


Учитель. А сейчас вам предлагается рассмотреть схему и выполнить задания.

Данная схема есть у вас в раздаточном материале.


Слайд № 10


Вопросы к схеме

  1. События какой войны изображены на схеме?

2. В правление какого монарха произошла война, обозначенная на схеме?

3. Назовите фамилию полководца, который руководил российскими войсками в сражениях

4. Под какой цифрой обозначено место заключения мира, завершившего войну, сражения которой обозначены на схеме?

5. Каковы территориальные приобретения России в этой войне?


Слайд № 11

Екатерина II (1762 – 1798 гг.)


Учитель. Екатерина II проводила активную внутреннюю политику. Для характеристики ее правления внутри государства историки часто используют такой термин, как «просвещённый абсолютизм»

Что такое « просвещённый абсолютизм»?


Слайд № 12

Просвещённый абсолютизм – политика ряда монархов Европы, пытавшихся воплотить некоторые идеи Просвещения, выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие государственные институты


Учитель. Докажите, что Екатерина II проводила политику просвещённого абсолютизма.

Учащиеся называют преобразования Екатерина II в духе просвещённого абсолютизма


Слайд №13

Преобразования Екатерины II в духе «просвещённого абсолютизма»


1. Реформа центральных органов управления

2. Совершенствование законодательства

3.Изменение и упорядочение административно – территориальной системы страны

4. Поощрение предпринимательства

5. Развитие науки, образования

6. Дальнейшее подчинение церкви государству

7. Закрепление сословной структуры городского населения


Учитель. Правление Екатерины II ещё названо «золотым веком дворянства».

Как вы думаете, почему?

Учащиеся сообщают, что в правление Екатерины II происходил рост привилегий дворянства, укрепление положения дворянства в государстве и обществе. Она провозгласила монопольное право дворян на земли и крестьян, право сословного суда, право на устройство заводов и торговлю, организацию дворянских обществ в губерниях и уездах, выборы должностных лиц и т.д.

Учитель. А сейчас нам необходимо подвести итоги правления Екатерина II. Вам, ребята, предстоит работа с текстом, который так и называется «Итоги правления Екатерины II». В текст закрались ошибки, и вы, внимательно изучив текст, должны эти ошибки найти.


Слайд № 14

Работа над ошибками

Итоги правления Екатерины II

«При Екатерине II существенно увеличились территория страны, население, доходы. Победы на море и на суше прославили русское оружие, воинское искусство. Достигнуты впечатляющие успехи в хозяйстве и культуре. По её приказу была основана Академия наук и появился Московский университет. Но нельзя не видеть, что при всём этом значительно усилилось крепостное право. Недаром в правление Екатерины II произошло самое мощное в истории феодальной России народное восстание под предводительством С. Т. Разина»

Учащиеся находят ошибки:

  1. по её приказу была основана Академия наук,

  2. появился Московский университет,

  3. в правление Екатерины II произошло самое мощное в истории феодальной России народное восстание под предводительством С. Т. Разина

Слайд № 15 Портрет Е.И.Пугачёва


Учитель: картина этого времени была бы неполной без характеристики культуры. На прошлом уроке вы получили задание – подготовить сообщение об известных памятниках архитектуры 18 века: Зимний дворец в Петербурге, дом Пашкова в Москве. Сейчас мы заслушает по одному сообщению по каждой из тем.

Слайды № 16– 17


Зимний дворец в Петербурге (1754 – 1762 гг.)







Дом Пашкова в Москве (1784 – 1786 гг.)


Учитель. Ребята, мы с вами завершили повторение темы «Россия в 18 веке»

Как вы думаете, ребята, достигли мы целей, которые ставили в начале урока?


III. Подведение итогов, выставление оценок.

Слайд № 18

Домашнее задание: написать исторический портрет одного из предложенных деятелей

1) Елизавета Петровна 2) А.В.Суворов 3) М.В. Ломоносова

IV. Рефлексия.

Слайд № 19

Нравится ли вам изучать историю своего государства? Почему?


Раздаточный материал к уроку «Россия в XVIII веке»

  1. Работа с документами.

Внимательно прочитайте и ответьте на вопрос: о ком из правителей идёт речь в каждом из документов

1.“Слабая, растерянная, вступив на престол, оказалась между двумя противоборствующими лагерями: А.Д.Меньшикова и оппозиционеров - дворян”

2. «Это царствование — одна из мрачнейших страниц нашей истории и наиболее темное пятно на ней — сама императрица... Не доверяя русским, она поставила на страже своей безопасности кучу ино­земцев, навезенных из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении ... При разгульном дворе... вся эта стая кормилась досыта и веселилась до упаду на … деньги, выколачиваемые из народа…»

3. « Нервный, впечатлительный, нетерпеливый, упрямый, свое­нравный, трусливый — таким предстает внук Петра Великого со страниц мемуаров и исторических сочинений. За годы жизни в России, куда он был привезен тринадцатилетним мальчиком, Петр не сумел ни полюбить родину своих предков, ни даже привязаться к ней. Русские традиции и обычаи, интересы страны и ее народа остались для него чужими»

4. «Царь думает исключительно о развлечениях и охоте, а сановники о том, как бы сгубить один другого»

5. «Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными, гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего великого отца... Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования...»


II. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения.

«Период дворцовых переворотов – шаг назад в развитии российской государственности»

Используя знания, полученные на предшествующих уроках истории, приведите аргументы, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и аргументы, которыми можно опровергнуть её.

Запишите свои аргументы в тетрадь


III. Рассмотрите схему и выполните задания



Вопросы к схеме

1.Как называется война, события которой изображены на схеме?

2. В правление какого монарха произошла война, обозначенная на схеме?

3. Назовите фамилию полководца, который руководил российскими войсками в сражениях, обозначенных на схеме

4. Под какой цифрой обозначено место заключения мира, завершившего войну?

5. Каковы территориальные приобретения России в этой войне?


IV. Работа над ошибками

«При Екатерине II существенно увеличились территория страны, население, доходы. Победы на море и на суше прославили русское оружие, воинское искусство. Достигнуты впечатляющие успехи в хозяйстве и культуре. По её приказу был заложен Санкт-Петербург и основан Московский университет. Но нельзя не видеть, что при всём этом значительно усилилось крепостное право. Недаром в правление Екатерины II произошло самое мощное в истории феодальной России народное восстание под предводительством С. Т. Разина»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Россия в XVIII веке»

Автор: Крылова Людмила Викторовна

Дата: 16.09.2017

Номер свидетельства: 428430

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Презентация к уроку "Культура России XVIII века""
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia-k-uroku-kul-tura-rossii-xviii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "254220"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447708517"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Презентация к уроку "Культура России XVIII века""
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-k-uroku-kul-tura-rossii-xviii-vieka-1"
    ["file_id"] => string(6) "254221"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447708526"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Презентация к уроку "Культура России XVIII века""
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-k-uroku-kul-tura-rossii-xviii-vieka-2"
    ["file_id"] => string(6) "254222"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447708534"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Презентация к уроку "Художественная культура России XVIII века""
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-k-uroku-khudozhiestviennaia-kul-tura-rossii-xviii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "254223"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447708612"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Презентация «Архитектура России XVIII века»."
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia_arkhitiektura_rossii_xviii_vieka"
    ["file_id"] => string(6) "390966"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486910598"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства