kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Россия и Крымское ханство: особенности взаимоотношений и этапы борьбы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Россия и Крымское ханство: особенности взаимоотношений и этапы борьбы" разработан для учащихся 10-х классов. Основная цель урока раскрыть особенности взаимоотношений России и Крыма, определить причины и этапы борьбы за Крымский полуостров в 18 веке, последствия этих событий. На уроке закрепляются предметные умения и навыки учащихся, а также навыки работы с информационными источниками, умения анализировать и обобщать информацию, давать оценку ключевым событиям.Данный урок способствует формированию личностно-ориентированного восприятия связи времен, гражданско-патриотических качеств учащихся.

Тип урока - комбинированный с использованием информационных технологий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Россия и Крымское ханство: особенности взаимоотношений и этапы борьбы» »

Урок истории в 10 классе

«Россия и Крымское ханство:

особенности взаимоотношений и этапы борьбы»


Цель: 1. Определить особенности взаимоотношений России и Крыма, раскрыть причины,

этапы борьбы за Крымский полуостров в 18 веке и последствия этих событий.

2. Закрепить умения и навыки учащихся раскрывать причинно-следственные связи

исторических событий, обобщать исторический материал; способствовать

развитию умений работать с дополнительными информационными

источниками; способствовать формированию навыков анализа и обобщения

информации, закрепить навыки самостоятельной работы, умения давать оценку

ключевым событиям.

3. Способствовать формированию личностно-ориентированного восприятия связи

времен, формирование гражданско-патриотических качеств учащихся. А также

развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи при самостоятельной

работе, толерантного общения.

Оборудование урока: учебник истории Буганов В.И. Зырянов П.Н. История России в 18-

19 вв.», мультимедийное оборудование для показа презентаций

учащимися, карта «Русско-турецкая война 1768-1774 гг. и

1787-1791 гг.»


Тип урока: комбинированный урок с использованием информационных технологий.

Этапы урока:

  1. Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.

  2. Особенности взаимоотношений Крыма с Россией.

1) История возникновения Крымского ханства и его отношений с Россией до 18 века.

2) Русско-турецкие войны. Причины и результаты.

  1. Присоединение Крыма в 1783 г. и его последствия.

  2. Рефлексия.

  3. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. этап. Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.

Цель: Подготовить учащихся к восприятию темы.

Ход работы:

  1. Учитель истории : Если ехать в конце мая, в июне из Ялты в Севастополь, то на подъезде к городу по обеим сторонам старой Севастопольской дороги раскрывается великолепнейшее зрелище – бескрайние поля цветущих красных маков. Местные жители говорят, что земля Крыма настолько пропиталась кровью своих защитников, что все цветы – красного цвета. И в это нетрудно поверить. Во время Великой Отечественной войны защитники Севастополя сдерживали наступление фашистко-немецких войск в течении 250 дней, во время Крымской войны 1853-1856 гг. Севастополь оборонялся 349 дней. А начались сражения за Крым еще в период русско-турецких войн 18 века. Поэтому:


Цель урока: Раскрыть особенности взаимоотношений России и Крыма, Определить

основные этапы борьбы России за Крымский полуостров и последствия его

присоединения.

Задачи урока: 1. Осветить некоторые ключевые события взаимодействия России и

Крыма, их характер и последствия

2. Вам необходимо показать умения работать с дополнительными

источниками, анализировать, обобщать исторические факты.

4. Проявлять коммуникативные навыки взаимодействия, правильно

распределять время работы.


2 этап. Особенности взаимоотношений Крыма с Россией.

Цель: Познакомить учащихся с историй возникновения Крымского ханства. Определить причины, характер, основные этапы борьбы России за Крым. Выяснить, как победа России в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. повлияли на присоединение Крыма к России.

Ход работы:

1) История возникновения Крымского ханства и его отношений с Россией до 18 века.

Крымский полуостров был заселен еще в эпоху палеолита, от которого остались следы более 100 стоянок. Наиболее известными племенами в древности были киммерийцы, тавры (по имени которых в древности Крым называли Таврией) и скифы. «В силу географического положения, экологических и исторических условий полуостров уже с глубокой древности был своеобразным перекрестком истории различных племен, народов и культур. Здесь взаимодействовали цивилизации античной Греции и Рима, Древней Руси и Византии, Хазарии и Балканских стран. Примечательной особенностью местного историко-культурного процесса была полиэтничность — совместное обитание самых различных по физическому облику и языку племен и народов. По природным условиям Крым резко делится на три части: север полуострова занимают степи, которые горный хребет отгораживает от узкой полосы южного побережья, Степи были заняты кочевниками, земледелие было слабо развито, в горах и предгорьях процветало виноградарство, на южном побережье главное значение имела торговля, находившаяся в руках иностранных колонистов. Люди различных национальностей практически не смешивались друг с другом. В 1443 г. было образовано Крымское ханство. В его состав вошли Крым, где обосновались татары, и Северное Причерноморье и Таманский полуостров, где кочевали ногайские орды. В 1475 г. Крымское ханство вынуждено было признать суверенитет Турции.

А. Беседа с классом: 1. Вспомните, часть какого государства был Крымский полуостров? 2. Каковы были взаимоотношения с этим государством Руси? 3. Какие события послужили причиной образования Крымского ханства? 4. Когда, при каком царе началась борьба России с Крымом (при Иване Грозном)

Б. Презентация уч-ся «Борьба Московской Руси с ханствами Золотой Орды»

В. Беседа с классом:

1. Почему после взятия Казани и Астрахани Россия ограничилась лишь мерами пассивной обороны против Крымского ханства?

После взятия Казани и Астрахани, опасность с востока была ликвидирована, но сохранялась угроза нападения со стороны Крымского ханства. Воевать с Крымом значило бы воевать и с Османской империей, достигшей своего расцвета и наводившей страх на всю Европу. Кроме того, Крым был отделен от России безводными и ненаселенными степями, затруднявшими поход войск, подвоз снаряжения и продовольствия. Поэтому на юге ограничились мерами пассивной обороны. Между Россией и Крымским ханством лежало открытое пространство (лесостепь, переходившая в степь), носившее название «Поле». В первой половине XVI в. оно начиналось сразу за Тулой. Для защиты от татар в середине XVI в. была построена Тульская засечная черта, представлявшая собой цепь городов-крепостей, соединенных лесными засеками, завалами и рвами, пересекавшими пути татарских набегов. Возникшее на Дону казачье Донское войско, совершавшее набеги на Крым, официально не признавалось московским правительством, но тайно поддерживалось продовольствием и вооружением.

В 17 веке начинается второй этап борьбы за Крымский полуостров:

Г. Презентация уч-ся «Борьба России с Турцией в 17 веке».

Вывод: К XVII в. Россия получила выход в Азовское море. Крымское ханство утратило возможность опустошительных набегов на Россию, возникла возможность начать войну за выход к Черному морю.

2) Русско-турецкие войны. Причины и результаты.

А. Слово учителя: Первая русско-турецкая война 1735–1739 гг. началась набегами крымских татар. Сильно пострадала Кабарда. Были опустошены многие населенные пункты. В 1736 г. русские войска взяли Азов, вступили в Крым, заняли Евпаторию и Бахчисарай и ушли к Днепру. В 1737 г. был взят Очаков, снова русские войска вторглись в Крым, нанесли два поражения хану и снова ушли. В 1738 г. русская армия потеряла Очаков, но в 1739 г. турки были разбиты в Молдавии под Ставучанами, у них были взяты Хотин и Яссы. Молдавия перешла в русское подданство.

Однако союзница России Австрия заключила с Турцией сепаратный мир. Учитывая потерю союзника и ожидавшееся нападение Швеции, опасаясь в таких условиях продолжать войну, Россия согласилась заключить мир. По Белградскому договору 1739 г. она была вынуждена отказаться от своих завоеваний, получив лишь небольшую территорию между реками Днепром и Бугом и Азов с округой, но как «барьерную» (т.е. нейтральную) территорию. Кабарда также объявлялась «барьерной» землей.

Основная же борьба за Крым разворачивается в период русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

Б. Презентация уч-ся «Русско-турецкая война 1768-1774 гг.»

В. Беседа с уч-ся: 1. Назовите условия Кючук-Кайнарджийского мирного договора? 2. Как изменился статус Крымского полуострова?


3 этап. Присоединение Крыма в 1783 г. и его последствия.

Цель: определить причины присоединения Крыма к России в 1783 г. Выяснить поледствия присоединения полуострова для России.

А. Слово учителя: Чрезвычайно важным было объявление Крымского ханства независимым, что создавало возможность для России влиять на его политику. Но уже в 1782 г. Григорий Потемкин в письме к Екатерине Великой излагает свое мнение о необходимости присоединить Крым к России: «Крым положением своим разрывает наши границы… Положите ж теперь, что Крым Ваш, и что нету уже сей бородавки на носу — вот вдруг положение границ прекрасное: по Бугу турки граничат с нами непосредственно, потому и дело должны иметь с нами прямо сами, а не под именем других... Вы обязаны возвысить славу России...».

Задание классу: На основе документа и ваших знаний определите, каковы же были причины присоединения Крыма к России?

Б. Слово учителю: Рассмотрев все доводы, 8 апреля 1783 г императрица подписала Манифест о присоединении Крыма, где крымским жителям обещалось «свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего содержать их в равне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру...». В июне 1783 г. князь Потемкин принял присягу на верность России всех слоев населения Крымского полуострова. Было организовано земское правительство края.

Указом Екатерины от 2 февраля 1784 г. была учреждена Таврическая область, состоящая из Крымского полуострова и Тамани. Татарские мурзы получили российское дворянство, были сохранены их земельные владения, но было запрещено владеть русскими крепостными крестьянами. Крепостное право в не вводилось, русские пленники освобождались. В качестве базы русского флота в 1784 г. на побережье Крыма был основан Севастополь – «величественный город».

Слава «бескровного» присоединения Крыма бесспорно принадлежала Г. А. Потемкину.

Б. Презентация уч-ся – «Г. А. Потемкин и его роль в освоении Крыма». Глинка С.Н. в своих «Записках» так отозвался о деятельности Потемкина: «заботы его (Потемкина) были о древнем царстве Митридатовом, и он это царство принес России в дар бескровный. Чего не успели сделать века от покорения Казани и Астрахани, чего не успел сделать Петр I, то один совершил этот великан своего времени. Он смирил и усмирил последнее гнездо владычества монгольского».

В. Последствия присоединения Крыма к России. Признание Портой присоединения Крыма к России последовало только через восемь с лишним месяцев. До тех пор положение в Крыму было чрезвычайно напряженным. Для освоения края, прежде всего, необходимы были рабочие руки. Сначала силами армии, а затем осуществляя переселенческую политику и официально разрешив всем желающим поселиться и осваивать новые территории, правительство начинает возрождение Крыма. За столетнюю эпоху Крым из бедной земли, население которой жило за счет грабежей соседних территорий, превратился в цветущий край с развитым земледелием, виноградарством и промышленностью, крупнейшую военно-морскую базу российского флота на Черном море.

4 этап. Рефлексия.

Цель: Проверить усвоение учащимися материалов урока.


1. Выделите основные этапы борьбы России с Крымским ханом,

2. Какой характер носило присоединение Крымского полуострова к России?

3. Какую роль в освоении новых земель сыграл Г.А.Потемкин?

4. Выделите политические и социально-экономические последствия присоединения Крыма для России.



5 этап. Домашнее задание. 1. Написать эссе: «Севастополь – город «русской славы».

2. Является ли исторически правомерным вхождение

Крыма в состав РФ в 2014 г?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Россия и Крымское ханство: особенности взаимоотношений и этапы борьбы»

Автор: Уварова Наталья Борисовна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124352


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства