kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль былинного сложения в контексте исторического развития России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной работы  - раскрытие причин, форм и этапов развития былинного и героического эпоса в процессе складывания Древней Киевской Руси. Важная состовляющая данной работы - рассмотрение былин как отражение исторического периода татаро- монгольского ига и,как следствие, отражение в них зарождения патриотизма, сплоченности и духовного единства русского народа. Герои - богатыри в данном контексте являются выразителями идеи свободы и справедливости у простого народа.  

Просмотр содержимого документа
«Роль былинного сложения в контексте исторического развития России»




Предмет: История

Роль былинного сложения в контексте исторического развития России.


Исполнитель: ГБОУ КАИТ №20

Куликова Ирина Викторовна – преподаватель общеобразовательных дисциплин 12 квалификационной категории

Контактный телефон: 8 963 679 20 54

Электронная почта: ikulikova@kait20.ru


























Москва 2017г.







1. Концепция педагогического исследования, обоснование социальной значимости.


Концепция

Выработка компетенций и практических умений с использованием знаний о предмете истории культуры и литературы, способность грамотно ориентироваться в современном пространстве информации и важнейших социально-политических событий, происходящих в мире.

Исследование процессов развития российского общества, укрепление и создание неразрывной связи поколений-участников героических периодов в отечественной истории , культуре и литературе .

Изучение и сохранение великого былинного наследия прошлого. При приумножение и укрепление национальных традиций .Воспитание патриотизма у молодого и последующих поколений в духовно-нравственных началах на примере древнего былинного эпоса.

Сравнение идеологии мировых систем и особенность российского народа. Степень сознания зарубежного пространства..

Приобретение навыков использования логического мышления и их применение для восприятия информации и событий текущего времени .


Обоснование социальной значимости

Выпускник , имеющий среднее специальное образование, должен знать, интересоваться и понимать события исторического литературного прошлого , современности и уметь представлять результаты и события будущего как по гражданин и патриот своей родины. Грамотное использование своих знаний истории ,культуры и литературы своей страны – вот задача для сохранения и приумножения духовного и нравственного наследия современного и будущих поколений. Изучение, сопоставление и взаимодействие мировых идеологий заставляет отстаивать и развивать систему воспитания морально- духовных ценностей молодого поколения нашего государства.




Актуальность

Личностная ориентация обучающихся направлена на расширение и углубление исторических, культурных и духовно-нравственных знаний вне учебной программы на основах изучения древнего былинного эпоса.





3. Цели и задачи педагогического исследования.


Цели педагогического исследования.

Исследовать источники для улучшения воспитания духовно-нравственной основы молодежи , патриотизма и ответственности за будущие поколения в масштабе своей страны, информационное поле которого выходит за рамки учебной программы.


Задачи педагогического исследования

- Повышение мотиваций к изучению истории и культуры своей страны.

- Углубление знаний по данной теме при прохождении учебной программы.

- Углубление формируемой области понимания взаимосвязи исторической, культурной деятельности и гражданских позиций в обществе, направленных на улучшение его моральных и духовно – нравственных норм .

- Личностная ориентация на углубление знаний по истории и культуре.

- Воспитательный аспект на умение применять свои знания в рабочем коллективе и в жизни.


4. Описание содержания педагогического исследования Перечень отрабатываемых учебных вопросов:


Место и значение героического былинного эпоса. Былины как значимая и неотъемлемая часть культуры Киевской Руси.



Целевая установка:

1.Воспитать морально- этические нормы для четкого правильного восприятия исторического и политического материала. Прививать любовь и гордость к истории своего Отечества, а также понимание красоты и величия ее культурных традиций. Раскрывать и объяснять историзм государственной внешней и внутренней политики нашего государства и его место в культурной жизни.

2. Сравнивать духовно- нравственные позиции стран мира с душой России.

3. Приобрести навыки использования логического мышления и отстаивания своей гражданской позиции при изучении вопросов идеологических разногласий .


Применение приобретенных качеств в будущей деятельности:

Выпускник, имеющий среднее специальное образование, должен рассматривать возможности карьерного роста с точки зрения духовно-нравственных начал, которые базируются на основании внимательного изучения разных источников и бережно относиться к культурному наследию своей отчизны.


Теоретические сведения или ссылки на источники, в которых они изложены:

Учебник «История», В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков, Москва, 2009.


История России с древнейших времен до конца XIX в. 10 кл. Базовый уровень. Учебник, Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, Л.М. Ляшенко, М., 2007 г.


Былины и летописи .Памятники русской исторической мысли.В.Г.Мирзоев , Москва 2008 г.


История физической культуры и спорта : пособие для студ./ Б.Р Голощапов., Москва, «Академия», 2010 г.


Рекомендации по самоконтролю:

При выполнении заданий необходимо сверять свои действия и мысли с теоретическими знаниями. В случае необходимости нужно воспользоваться одним из учебников.

Правила, порядок и последовательность выполнения самостоятельной работы:

Работа выполняются студентами индивидуально и группой в порядке, указанном в перечне получаемых материалов.

Методические пояснения и рекомендации (связь с теорией, характерные ошибки, трудности и т.д.)

Рассмотрите раздаточный материал в полученном порядке. Выполните задания.

Отчетность по занятию

Выполнение всех указанных заданий.

Перечень руководств и пособий, подлежащих изучению перед занятием:


5. Предполагаемые конечные результаты, их социальная эффективность и значимость.


В результате педагогического исследования обучающийся должен :

- иметь компетенции по этапам развития российского государства;

- оценивать роль исторических событий с позиции духовно-нравственного начала и культурного продолжения во времени;

- закрепить знания по истории и культуре из научных источников, уметь ориентироваться в объеме информационного пространства;

- определять истинность исторических и культурных процессов по степени уровня своей профессиональной подготовки и стойкой гражданской позиции.

- оценивать и понимать проблемы государственного и культурного взаимодействия нашей страны с различными иностранными государствами, имеющими отличные от нашей духовно-нравственные нормы .







Велика ведь бывает польза от учения книжного….

Это - реки , напояющие вселенную,

Это источники мудрости,

В книгах ведь

неизмеримая глубина…


«Повесть временных лет».





Роль былинного сложения в контексте исторического развития России.

1. Место былин в изучении мифологической и исторической составляющей русской культуры Древней Руси.

Русские былины всегда вызывали интерес в науке как предмет перехода от знания к науке. В результате этого появились две школы : мифологическая и историческая. Эти школы разработали методы изучения былин. В результате исследований ученые выяснили, что былины не были ни мифологией, ни простым заимствованием, ни историческим рассказом.

Русский героический эпос представляет собой очень важную часть идеологии своего времени. Он отражал духовный мир древнего русского человека, обобщал его опыт, помогал в жизни и ,конечно, был кодексом чести и совести своего времени.

Былины рассказывают нам каким уровнем общественного сознания (сейчас мы говорим идеологией) обладало общество и какой у народа был опыт в различных областях той далекой жизни.

Былинные сказания в довольно сложной форме раскрывают нам свои секреты. Они представляют интерес для философов ,литературоведов, фольклористов, лингвистов, историков, географов, этнографов, археологов.



В процессе изучения становится ясно одно – главная идея былин была передача полезного опыта для людей, который приобрели их предки. Здесь уместно сказать, что история является одной из самых старых отраслей человеческого знания. Начало ее корней зарождаются еще в первобытности.

Самая важная задача истории – изучение прошлого ради понимания настоящего и возможности заглянуть в будущее. Во все времена главным для людей была передача общественно полезного опыта. В первобытные времена старики хранили и передавали и трудовой и , главное , духовный опыт своих отцов и дедов.

В данном контексте былины – это своего рода синтез народных наблюдений и выводов своего жизненного пути. Внимательно изучая народный эпос невольно начинаешь понимать, что в нем нет ничего случайного. Есть только то, что мы еще не познали или еще не умеем объяснить, и поэтому оставляем непознанное на долю случая.

Становится ясно , что былины – это прежде всего обобщение, раскрывающие , как правило, природу души всего народа. Частных фактов, явлений и определенных имен в былинах почти не

встречается. Есть общность исторических и былинных имен , которые подчеркивают героику былинного эпоса.


2. Былины как способ передачи опыта жизни для грядущих поколений.

Героический стиль эпоса былин объясняется богатырской ,поистине безграничной гордостью народа своими успехами и в борьбе с природой , и в борьбе с внутренними и внешними врагами. Былины сверкают радостью побед над таинственными силами природы. Они полны любования богатырской мощью народа, который овладевает сторонами жизни , которые сначала ему кажутся просто невыполнимыми. Героические события требуют героического изложения, ярких красок и торжественных песен.

Важным моментом обращения к былинам становится момент , когда они раскрываются как древнейшая попытка народа оглянуться на свое историческое прошлое и осмыслить свою историю в доступных пределах своего времени.

Былины позволяют искать в истории главным образом общие категории, а не отдельные факты исторического прошлого русского народа. Однако несмотря на «размытость» границ былинного повествования, русский героический эпос представляет собой первую попытку исторического повествования, рассказа о прошлом, первый известный нам пример, когда народ начинает осознавать себя.

Русский героический эпос в целом составляет определенный порядок, отдельные части которого связаны между собой. Конечно, эпос создавался в течение длительного времени и истоки его теряются в глубине веков , однако отражает важную ступень познания – эпоху раннего средневекового «варварского» государства. Мы видим остатки первобытного сознания, сохранившиеся в былинах и позднейшие наслоения. Те и другие тесно сплетены народной обработкой , которая длилась много столетий.

Основная сущность русского героического эпоса – это уровень сознания, достигнутый в эпоху Древней Руси и исторически близкого к ней времени. Народ бережно сохранил основное ядро былинных рассказов, их философию. Вот почему в чисто идейном смысле былины сохраняют одну и ту же по существу направленность, тем более что начиная с образования Киевской Руси и до XVI в.перед страной стояли те же задачи – собирание земель, укрепление государства и оборона от многочисленных и сильных врагов. Будет очень правильно признать сочетание историзма со взглядом на былины как на структуру , имеющую один и тот же уровень общественного сознания.

В отличие от большинства литературных произведений былины есть плод коллективного творчества. Здесь уместно предположить естественный путь создания устных народных произведений. Скорее всего первые эпические произведения создавались выдающимися сказителями, талантливыми поэтами русской древности, идентичным аэдам и рапсодам Древней Греции, давшим миру Гомера. Художественные произведения рождались на пирах, народных сборищах, в отдельных домах, родах и семьях. Былины переходили из уст в уста. Они могли перестраиваться по содержанию и по форме, изменяться по вкусу народа, проявлять наиболее характерные черты, присущие эпохе и усиливать своими красками и ощущениями действительность конкретного временного периода.

Можно предположить, что много былин не выдержали испытания временем, так как ,видимо, в них недостаточно отражалась действительность в наиболее типичных чертах исторического времени и были потеряны важная форма восприятия

повествования. Напор веков выдержали лишь те эпические произведения, которые сумели показать истинно общенародные

события и чувства .Эпохи сменяли друг друга, но каждое поколение находило в своем сердце отзвук тех переживаний, которые волновали героев седой древности.

Ядро и образ , которые создал первоначальный сказитель, потом обрастали новыми деталями или подвергались сюжетным дополнениям. Постепенно начинала усиливаться та или иная линия развития, более углублялась или подчеркивалась какая-либо сторона общественной и частной жизни. Но не смотря на такие изменения главная идея и образ былины не могли быть разрушены.

3. Изображение народного сознания и богатырской силы в былинном эпосе.

Датировка былин тесно связана с соотношением былинных сюжетов с историческими , и это представляет большую проблему. Для решения ее исследователи отделяют от первоосновы различного рода анахронизмы и сюжеты, родившиеся в процессе позднейшего творчества сказителей.

История народной жизни представляется былинам как бесконечная борьба с иноземными захватчиками, как социальная борьба внутри страны, как борьба против нарушений норм общественного и частного быта. Большинство былин посвящено борьбе с захватчиками , нападавшими на Русь и оборонительным войнам русского народа. Всюду идет борьба с врагом, подступившим к Киеву – матери городов русских. Чаще всего это татары , кровавые набеги и нашествие которых глубоко врезалось в народную память. Жизнь становилась борьбой, и народ в своих древних сказаниях говорил не только о своих днях, но и отношении к ним.

4. Картина истории Древней Руси в былинах.

Вооруженная всенародная борьба была единственным средством сохранить свое существование, отстоять созданные народом материальные и духовные ценности. От победы в войне, от счастливой обороны зависело существование государства и народа. Сама по себе вооруженная борьба, разделяющаяся на отдельные единоборства – поединки, выдвигала наиболее искусных и сильных воинов. Она приносила им славу доблестных бойцов и была источником славы . предметом гордости народа, который прославил мужество своих сыновей и дочерей.

Один из самых древних военных сюжетов еще периода племенной Руси положен в основу былины о Волхе Всеславьевиче.

Основное ядро былины – повесть о набеге, о войне , об отмщении врагам , которое достигается с помощью магии. Этой магией владеет предводитель войска Волх. Надо заметить, что персонажи классического эпоса в основной своей массе целиком человечны, антропоморфны и совершают подвиги по причине собственной силы. Волх же еще носит звериные черты и побеждает только благодаря своим магическим чарам, поэтому по сравнению с историей Киевской Руси его следы гораздо более древние.

5.Илья Муромец – народный герой и вечный образ героического народа.

Иной характер носит былинный цикл, посвященный Илье Муромцу. Он, несомненно , более позднего происхождения. Время его рождения – период после ослабления Золотой Орды или в период, когда русский народ начал сознавать возможность успешной борьбы против татарского ига. Уверенностью в победе, в преодолении любых препятствий и невзгод дышит образ любимого героя русских былин. Татары еще сильны, их великое множество , они могут осадить Киев и даже частично захватить его. Враг в состоянии взять в плен Илью, но все равно , дни супостата сочтены. Богатырю не писана смерть в бою. Он не одинок. С ним народ. Они едины. Здесь Илья обладает всеми чувствами обычного человека . Отличие присутствует лишь в огромной силе и разуме героя, позволяющие ему совершать необыкновенные подвиги. Образ Ильи Муромца – это представление русского народа идеального героя. Он неизменный выразитель народных интересов и народного миропонимания. То, как создавался и развивался былинный эпос до и после этого народного персонажа можно судить о периодизации в развитии общественно – политических и экономических отношений Древней Руси.

Биография Ильи Муромца период единого Киевского государства, его борьбы за укрепление власти и порядка в стране, против сепаратизма и разбойного движения. Далее оно переходит в следующий исторический этап – многовековую войну с татарами, которые побеждаются Ильей. Характерно, что жизнь Ильи Муромца , так же как и других современных ему богатырей , не завершается. Его образ – это отражение идеи о бессмертии народа , его богатырей, которые вечно стоят на стороне его интересов. Образ великого богатыря олицетворяет в былинах возмужалость русского народа, вошедшего в зрелый возраст, который достиг немалого опыта, пришедшего к нему с годами, наполненными тяжелыми , даже трагическими событиями. Сказитель не зря говорит о его крестьянском происхождении. Его родина – село Карачарово ничем не примечательное в историческом отношении . Таких мест было множество в Киевской Руси.

Его образ органически сплетен с крестьянством и простым людом. Вся природа героя, его образ жизни и психология пронизаны мотивами патриотизма, любви к родной земле – матушке и преданности своим корням. Это есть подлинный источник силы молодецкой и удали богатырской. Родные просторы, красота земли русской родит таких богатырей, которые способны вынести любые испытания и победить в смертной схватке лютого врага.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль былинного сложения в контексте исторического развития России

Автор: Куликова Ирина Викторовна

Дата: 27.01.2017

Номер свидетельства: 384419

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства