Роль Батыр Баяна в борьбе казахского народа против джунгарского нашествия
Роль Батыр Баяна в борьбе казахского народа против джунгарского нашествия
На современном этапе развития исторического образования , несомненно огромную роль необходимо отвести гармонично развитой полелингвальной личности. Изучение культуры , традиций , биографий исторических личностей представителей различных национальностей сыграет благоприятную роль в развитии и воспитании подрастающего поколения, способствует расширению кругозора и толерантности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль Батыр Баяна в борьбе казахского народа против джунгарского нашествия »
Тема урока: Роль Батыр Баяна в борьбе казахского народа против джунгарского нашествия.»
Цель урока: Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению истории своего народа.
Задачи урока:
-сформировать у учащихся знания о причинах, масштабах, характере, последствиях джунгарского нашествия, причинах побед джунгар и поражения казахов;
-способствовать воспитанию у учащихся уважения к героической борьбе казахского народа против джунгарских захватчиков, воспитывать любовь к родине, высокую гражданственность и патриотизм;
-продолжить работу над развитием навыков самостоятельной работы, оценки исторических событий, анализа содержания учебного материала, работы с исторической картой, обобщать, делать выводы
Тип урока: Изучение нового и закрепление ранее изученного материала.
1710г, 1715г, 1717г, 1718г, 1719г- походы джунгарских войск в Казахстан, оккупация части Жетысу
1710г-первый курултай в районе Каракумма
1711г-отступление джунгар
1713г-провал похода Ждунгарскогоконтайчи
1714г-внезапное вторжение джунгар в Казахстан
1718г-поражениеказахского ополчения на реке Аягуз
1723-1725гг- «годы великого бедствия»
1725г-джунгары захватили Туркестан и Ташкент
1726г-сражение на реке Буланты, победа объединенных сил казахов
весна 1729г-Анракайская битва, разгром джунгар
Основные имена:
Хан Абулхаир- хан Младшего жуза, предводитель казахского ополчения
Айтекебий, Толе бий, Казыбекбий-казаахскиебии, Батыр Баян, предводители борьбы с джунгарами.
Цеван-Рабтан-джунгарскийконтайчи ??????????????
Оборудование урока:
Карта «Казахстан в 18 веке»
Иллюстраии с портретами-Абулхаир- хана, Айтеке бия, Толе бия, Казыбек бия
Основные понятия, даты, имена
Распечатки- материалы к уроку-
«Обстановка а казахском ханстве накануне джунгарского нашествия»,
«Вторжение джунгар»,
«Последствия нашествия»
И.Есенберлин «Кочевники» том 2
Ход урока:
1.Оргмомент- проверить готовность к уроку, организовать, нацелить на урок
Вступительное слово учителя.
В начале 17 века награницах казахской степи значительно укрепилась Джунгарская империя во главе с самым талантливым за всю историю существования джунгар правителем ГалданЦереном. Джунгары на пике своего могущества покорили уйгур и киргизов, представляя нешуточную опасность даже для многомиллионной Поднебесной империи, на земли которой они совершали набеги. У джунгар была хорошо вооруженная и оснащенная огнестрельным оружием многотысячная конная армия, которой, в свою очередь, командовали способные полководцы, выдвигавшиеся наверх в силу своего таланта.
Словом, на первоначальном этапе войны все говорило в пользу джунгар. Если принять во внимание, что у казахов армии вообще не было…. Как не было и своей централизованной власти. Такая беспечность могла дорого стоить. И вот в 1722 году, после того как о положении в казахской степи джунгары собрали полные разведывательные данные, произошло вторжение джунгарской конницы в казахские степи. Что для казахов на первоначальном этапе войны было равносильно разгрому .И начались в жизни казахов трагические моменты истории, один из них, отраженный в народной памяти как «Ак табаншубурынды» – (Година великих бедствий). И об этом же поется в пронизывающей до слез песне «Елім-ай», рассказывающей о бегстве казахов под напором беспощадного врага.И вот здесь уже можно говорить о народном характере войны. Сам народ поднялся на борьбу с иноземными захватчиками. Повсеместно в степи возникают очаги сопротивления джунгарам. Вначале малые партизанские отряды казахских инсургентов – повстанцев, они, словно ручейки весной, стекаются в одно русло, формируя крупные воинские соединения. Появляются новые имена. В степи разносится слава о подвигах Баян батыра, Раимбек батыра, Богембай батыра, Кабанбай батыра, Наурызбай батыра, Жанибек батыра, батыра Сартая. Появляются десятки, сотни, тысячи героев из народа. Но мы сегодня будем говорить о нашем прослвленном земляке Баыр Баяне и об эпохе в которую он жил.
2.Работа творческих групп.
Эпоха Батыр Баяна.
Быт. Обычаи итрадиции казахскогонарода .
Борьба казахского народа с джунгарским нашествием
Биография Батыр Баяна.
Литературная композиция
3.Самостоятельная работа с первоисточником.
Работа с документом №1 из книги «Кочевники» том 2
«Обстановка в Казахском ханстве»
вопросы:
1.Какие процессы проходили в казахском государстве накануне нашествия?
2.Какие слабые стороны были у казахов, которые мешали успешной борьбе с джунгарами?
1723г-джунгары начинается агрессия Джунгарского ханства
работа с документом №2 «Вторжение джунгар»
вопросы:
1.Какую тактику использовали джунгары?
2.В чем сущность этой тактики?
3.Каковы основные направления вторжения джунгар?(работа с картой)
4.Какое время года выбрали джунгары для наступления и почему?
Работа с документом 3 «Годы Великого бедствия»
1.Почему нашествия джунгар называли «Великим бедствием»?
2.Как джунгары относились к местному населению?
Сколько времени потребовалось им, чтобы выйти к северотуркестанским городам?
4.Как спасались казахи от нападений джунгар?
Работа с документом №4 «Последствия джунгарского нашествия»
1.В какой поэме отражено нашествие джунгар?
2.Каковы размеры бедствий джунгарского нашествия?
3.Почему эти годы названы «Великим бедствием»?
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:
Документ №1 «Обстановка в казахском ханстве»
И.Есенберлин «Кочевники» том 2 с.6, 11
«Страна казахов была похожа на освежеванную жертву, приготовленную к кокпару- древнему празднику козлодрания.Враги с разных сторон уже готовились к этой кровавой игре. Джунгары уже приготовили 7-—ысячную армию, боевую конницу. Во много раз больше могла выставить воинов казахаская степь, но общего войска не было.»
Документ №2 «Вторжение джунгар»
И.Есенберлин «Кочевники» том 2 с.11-12
«Тактика волчьей стаи, готовящейся к охоте на оленей, всегда была присуща войнам, к которым готовился контайчиСыбанРаптан…
Вторжение должно было идти с востока 2 крыльями. Одно крыло- через горы Каратау и поймы рек Чу и Талас. Другое- в район реки Чирчик. Для этого войско джунгар разделено на 7 частей, и кждая выполняла свое дело. Одни должны были пугать жертву, другие- гнать в сторону засады, третьи- загнать до изнеможения, четвертые – впиться в горло…7 десятииычясных отрядов под общим командованием заняли позиции на границе казахских земель у истоков реки, на склонах гор. И время для нашествия выбрано самое удобное- весна…в это время казахские скотоводы проводят кастрацию коней- двухлеток, и половина табунов в течении 2 недель не в состоянии передвигаться на большие расстояния. Трудно передвигаться и овечьим отарам с только что родившимися ягнятами. К тому же вздуваются после половодья многочисленные степные реки, которые не могут служить серьезной преградой для боевой конницы, но препятствуют перегону мирных стад.»
Документ №3. «Годы Великого бедствия»
И.Есенбнрлин «Кочевники» том 2 с.20-21
В 3-4 дня вся страна казахов- от Семиречья и Алтая до Жаика и Едиля узнала о страшном нашествии. Но что она могла она сделать, не имея единого и постоянного войска! Как нож в масло вошли 7 голов джунгарского дракона в тело страны. Пылали, застигнутые врасплох города и аулы…Лишь немногие аулы казахов и киргизов спаслись тем, что, покинув свой основной скот, успели уйти высоко в горы, куда не могла добраться джунгарская конница. А основну. Массу населения постигла страшная судьба. Молодых женщин джунгары уводили в свои стойбища, привязывая попарно косами, чтобы не убежали. Всех способных держать оружие убивали на месте, а стариков, старух, беспомощных детей загоняли плетьми в безводные места, где они погибали от жажды. При налете на аул расправа начиналась с того, что джунгары с диким хохотом поднимали на пики всех детей до 7- летнего возраста. Потом начиналось поголовное насилие на глазах у родственников. Родители рвали на себе волосы, сходили с ума, и только это спасало их, так как по древней монгольской традиции сумасшедших нельзя было трогать. Толпами они ходили по степи… За месяц, пройдя древним способом облавы джунгары прошли половину степи, вышли к сесверотуркестанским городам. Сделанные по китайским чертежам стенобитные машины крушили стены. А если это не помогало, вступали пушки.»
Документ № 4 «Последствия джунгарского нашествия»
И.Есенберлин том 2 с.20-21
В поэме «Калкаман-Мамыр» говорится, что джунгары уничтожили три пятых казахского населения, и это близко к истине. Такой катастрофы еще не знал казахский народ. Даже Джучи в своих знаменитых походах смог уничтожить только треть населения. Дело в том, что Джучи нуждался в воинах- союзниках, а джунгары лишь в пастбищах и скоте. Китайские чиновники подсчитали, что казахов накануне джунгарского нашествия бвло около 2 миллионов человек. А это значит, что свыше миллиона людей было уничтожено. Оставшиеся без скота кочевники были обречены. Они ели траву, пили березовый сок, искали степные грибы и в конце концов собирались у какого- либо холма и вместе умирали. Так началась эта четверть вековая трагедия, получившая в народе название «Актабаншубырынды».