kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль Батыр Баяна в борьбе казахского народа против джунгарского нашествия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития исторического образования , несомненно огромную роль необходимо отвести  гармонично развитой полелингвальной личности. Изучение культуры ,  традиций  , биографий исторических личностей представителей различных национальностей  сыграет благоприятную роль  в развитии и воспитании подрастающего поколения, способствует расширению кругозора и толерантности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль Батыр Баяна в борьбе казахского народа против джунгарского нашествия »

Тема урока: Роль Батыр Баяна в борьбе казахского народа против джунгарского нашествия.»

Цель урока: Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению истории своего народа.

Задачи урока:

-сформировать у учащихся знания о причинах, масштабах, характере, последствиях джунгарского нашествия, причинах побед джунгар и поражения казахов;

-способствовать воспитанию у учащихся уважения к героической борьбе казахского народа против джунгарских захватчиков, воспитывать любовь к родине, высокую гражданственность и патриотизм;

-продолжить работу над развитием навыков самостоятельной работы, оценки исторических событий, анализа содержания учебного материала, работы с исторической картой, обобщать, делать выводы

Тип урока: Изучение нового и закрепление ранее изученного материала.

Метод проведения :Системный подход

Основные понятия:

Ойраты, джунгары, казахское ополчение, контайчи, «Годы великого бедствия», «тактика волчьей стаи», освободительная борьба, батыры

Основные даты:

20-егоды 18 века- усиление Джунгарии, угроза казахским землям

1710г, 1715г, 1717г, 1718г, 1719г- походы джунгарских войск в Казахстан, оккупация части Жетысу

1710г-первый курултай в районе Каракумма

1711г-отступление джунгар

1713г-провал похода Ждунгарскогоконтайчи

1714г-внезапное вторжение джунгар в Казахстан

1718г-поражениеказахского ополчения на реке Аягуз

1723-1725гг- «годы великого бедствия»

1725г-джунгары захватили Туркестан и Ташкент

1726г-сражение на реке Буланты, победа объединенных сил казахов

весна 1729г-Анракайская битва, разгром джунгар

Основные имена:

Хан Абулхаир- хан Младшего жуза, предводитель казахского ополчения

Айтекебий, Толе бий, Казыбекбий-казаахскиебии, Батыр Баян, предводители борьбы с джунгарами.

Цеван-Рабтан-джунгарскийконтайчи ??????????????

Оборудование урока:

Карта «Казахстан в 18 веке»

Иллюстраии с портретами-Абулхаир- хана, Айтеке бия, Толе бия, Казыбек бия

Основные понятия, даты, имена

Распечатки- материалы к уроку-

«Обстановка а казахском ханстве накануне джунгарского нашествия»,

«Вторжение джунгар»,

«Последствия нашествия»

И.Есенберлин «Кочевники» том 2

Ход урока:

1.Оргмомент- проверить готовность к уроку, организовать, нацелить на урок

Вступительное слово учителя.

В начале 17 века награницах казахской степи значительно укрепилась Джунгарская империя во главе с самым талантливым за всю историю существования джунгар правителем ГалданЦереном. Джунгары на пике своего могущества покорили уйгур и киргизов, представляя нешуточную опасность даже для многомиллионной Поднебесной империи, на земли которой они совершали набеги. У джунгар была хорошо вооруженная и оснащенная огнестрельным оружием многотысячная конная армия, которой, в свою очередь, командовали способные полководцы, выдвигавшиеся наверх в силу своего таланта.

  • Словом, на первоначальном этапе войны все говорило в пользу джунгар. Если принять во внимание, что у казахов армии вообще не было…. Как не было и своей централизованной власти. Такая беспечность могла дорого стоить. И вот в 1722 году, после того как о положении в казахской степи джунгары собрали полные разведывательные данные, произошло вторжение джунгарской конницы в казахские степи. Что для казахов на первоначальном этапе войны было равносильно разгрому .И начались в жизни казахов трагические моменты истории, один из них, отраженный в народной памяти как «Ак табаншубурынды» – (Година великих бедствий). И об этом же поется в пронизывающей до слез песне «Елім-ай», рассказывающей о бегстве казахов под напором беспощадного врага.И вот здесь уже можно говорить о народном характере войны. Сам народ поднялся на борьбу с иноземными захватчиками. Повсеместно в степи возникают очаги сопротивления джунгарам. Вначале малые партизанские отряды казахских инсургентов – повстанцев, они, словно ручейки весной, стекаются в одно русло, формируя крупные воинские соединения. Появляются новые имена. В степи разносится слава о подвигах Баян батыра, Раимбек батыра, Богембай батыра, Кабанбай батыра, Наурызбай батыра, Жанибек батыра, батыра Сартая. Появляются десятки, сотни, тысячи героев из народа. Но мы сегодня будем говорить о нашем прослвленном земляке Баыр Баяне и об эпохе в которую он жил.

2.Работа творческих групп.

  • Эпоха Батыр Баяна.

Быт. Обычаи итрадиции казахскогонарода .

  • Борьба казахского народа с джунгарским нашествием

  • Биография Батыр Баяна.

  • Литературная композиция



3.Самостоятельная работа с первоисточником.

Работа с документом №1 из книги «Кочевники» том 2

«Обстановка в Казахском ханстве»

вопросы:

1.Какие процессы проходили в казахском государстве накануне нашествия?

2.Какие слабые стороны были у казахов, которые мешали успешной борьбе с джунгарами?

1723г-джунгары начинается агрессия Джунгарского ханства

работа с документом №2 «Вторжение джунгар»

вопросы:

1.Какую тактику использовали джунгары?

2.В чем сущность этой тактики?

3.Каковы основные направления вторжения джунгар?(работа с картой)

4.Какое время года выбрали джунгары для наступления и почему?

Работа с документом 3 «Годы Великого бедствия»

1.Почему нашествия джунгар называли «Великим бедствием»?

2.Как джунгары относились к местному населению?

Сколько времени потребовалось им, чтобы выйти к северотуркестанским городам?

4.Как спасались казахи от нападений джунгар?

Работа с документом №4 «Последствия джунгарского нашествия»

1.В какой поэме отражено нашествие джунгар?

2.Каковы размеры бедствий джунгарского нашествия?

3.Почему эти годы названы «Великим бедствием»?

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

Документ №1 «Обстановка в казахском ханстве»

И.Есенберлин «Кочевники» том 2 с.6, 11

«Страна казахов была похожа на освежеванную жертву, приготовленную к кокпару- древнему празднику козлодрания.Враги с разных сторон уже готовились к этой кровавой игре. Джунгары уже приготовили 7-—ысячную армию, боевую конницу. Во много раз больше могла выставить воинов казахаская степь, но общего войска не было.»

Документ №2 «Вторжение джунгар»

И.Есенберлин «Кочевники» том 2 с.11-12

«Тактика волчьей стаи, готовящейся к охоте на оленей, всегда была присуща войнам, к которым готовился контайчиСыбанРаптан…



Вторжение должно было идти с востока 2 крыльями. Одно крыло- через горы Каратау и поймы рек Чу и Талас. Другое- в район реки Чирчик. Для этого войско джунгар разделено на 7 частей, и кждая выполняла свое дело. Одни должны были пугать жертву, другие- гнать в сторону засады, третьи- загнать до изнеможения, четвертые – впиться в горло…7 десятииычясных отрядов под общим командованием заняли позиции на границе казахских земель у истоков реки, на склонах гор. И время для нашествия выбрано самое удобное- весна…в это время казахские скотоводы проводят кастрацию коней- двухлеток, и половина табунов в течении 2 недель не в состоянии передвигаться на большие расстояния. Трудно передвигаться и овечьим отарам с только что родившимися ягнятами. К тому же вздуваются после половодья многочисленные степные реки, которые не могут служить серьезной преградой для боевой конницы, но препятствуют перегону мирных стад.»



Документ №3. «Годы Великого бедствия»

И.Есенбнрлин «Кочевники» том 2 с.20-21

В 3-4 дня вся страна казахов- от Семиречья и Алтая до Жаика и Едиля узнала о страшном нашествии. Но что она могла она сделать, не имея единого и постоянного войска! Как нож в масло вошли 7 голов джунгарского дракона в тело страны. Пылали, застигнутые врасплох города и аулы…Лишь немногие аулы казахов и киргизов спаслись тем, что, покинув свой основной скот, успели уйти высоко в горы, куда не могла добраться джунгарская конница. А основну. Массу населения постигла страшная судьба. Молодых женщин джунгары уводили в свои стойбища, привязывая попарно косами, чтобы не убежали. Всех способных держать оружие убивали на месте, а стариков, старух, беспомощных детей загоняли плетьми в безводные места, где они погибали от жажды. При налете на аул расправа начиналась с того, что джунгары с диким хохотом поднимали на пики всех детей до 7- летнего возраста. Потом начиналось поголовное насилие на глазах у родственников. Родители рвали на себе волосы, сходили с ума, и только это спасало их, так как по древней монгольской традиции сумасшедших нельзя было трогать. Толпами они ходили по степи… За месяц, пройдя древним способом облавы джунгары прошли половину степи, вышли к сесверотуркестанским городам. Сделанные по китайским чертежам стенобитные машины крушили стены. А если это не помогало, вступали пушки.»

Документ № 4 «Последствия джунгарского нашествия»

И.Есенберлин том 2 с.20-21

В поэме «Калкаман-Мамыр» говорится, что джунгары уничтожили три пятых казахского населения, и это близко к истине. Такой катастрофы еще не знал казахский народ. Даже Джучи в своих знаменитых походах смог уничтожить только треть населения. Дело в том, что Джучи нуждался в воинах- союзниках, а джунгары лишь в пастбищах и скоте. Китайские чиновники подсчитали, что казахов накануне джунгарского нашествия бвло около 2 миллионов человек. А это значит, что свыше миллиона людей было уничтожено. Оставшиеся без скота кочевники были обречены. Они ели траву, пили березовый сок, искали степные грибы и в конце концов собирались у какого- либо холма и вместе умирали. Так началась эта четверть вековая трагедия, получившая в народе название «Актабаншубырынды».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Роль Батыр Баяна в борьбе казахского народа против джунгарского нашествия

Автор: Астанина Галина Николаевна

Дата: 02.10.2014

Номер свидетельства: 116032


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства