kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родственные связи славянских народов.Россия Болгария.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: показать обучающимся родство славянских   народов; совершенствовать учебно-коммуникативные и учебно-интеллектуальные навыки и умения (умение анализировать учебный материал и обобщать, исследовать и сравнивать, слушать и слышать, владеть монологической и диалогической речью).

ЗАДАЧИ:

            Общеобразовательная: Познакомить учащихся с группой южнославянских народов их историей, традициями,обычаям.Показать место русского языка среди них, совершенствовать учебно-коммуникативные и учебно-интеллектуальные навыки и умения

Воспитательная: умения работать в коллективе, воспитание патриотических качеств, вызвать у обучающихся интерес к вопросам истории развития славянской письменности, литературы, культуры;

Развивающая: развитие умений выделять главное в изучении материала, самостоятельно находить решение поставленной проблемы. Обобщать изучаемые факты, сопоставлять их и делать выводы; развитие интереса и творческих способностей.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний, основанный на деятельностном подходе к обучению.

Форма урока. Урок- проект.

Методы обучения. Самостоятельные наблюдения, создание ситуаций новизны, успеха, поощрения, беседа.

Оборудование. Презентация в виде слайд-шоу,видеоролики, раздаточный материал, таблицы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родственные связи славянских народов.Россия Болгария. »

Урок по теме: « Родственные связи славянских народов. Россия и Болгария»

Кондрашева Н.В


ЦЕЛЬ: показать обучающимся родство славянских   народов; совершенствовать учебно-коммуникативные и учебно-интеллектуальные навыки и умения (умение анализировать учебный материал и обобщать, исследовать и сравнивать, слушать и слышать, владеть монологической и диалогической речью).

ЗАДАЧИ:

Общеобразовательная: Познакомить учащихся с группой южнославянских народов их историей, традициями,обычаям .Показать место русского языка среди них, совершенствовать учебно-коммуникативные и учебно-интеллектуальные навыки и умения

Воспитательная: умения работать в коллективе, воспитание патриотических качеств, вызвать у обучающихся интерес к вопросам истории развития славянской письменности, литературы, культуры;

Развивающая: развитие умений выделять главное в изучении материала, самостоятельно находить решение поставленной проблемы. Обобщать изучаемые факты, сопоставлять их и делать выводы; развитие интереса и творческих способностей.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний, основанный на деятельностном подходе к обучению.

Форма урока. Урок- проект.

Методы обучения. Самостоятельные наблюдения, создание ситуаций новизны, успеха, поощрения, беседа.

Оборудование. Презентация в виде слайд-шоу,видеоролики, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока. Обучающие за неделю получают опережающее задание по группам.

1 ряд :

- Краткая справка из истории Болгарии

- История Асеновграда

- История отношений между Болгарией и Россией

2 ряд:

- Родство языка

- Схожие традиции, обычаи, обряды

3 ряд:

  1. - Город-побратим Старого Оскола – Асеновград

история отношений между городами

2. Школа №11 и её связь с Болгарией

а) строительство школы, проекты, люди

б) Основно училище "Петко Каравелов

3. Отражение болгарской культуры в жизни нашего города.

а) музей болгарской культуры ( школа №1., рук. Филимонова)

б) памятники, места, люди, связанные с Болгарией

Каждый фрагмент выступления сопровождается видеороликом или презентацией

Слова учителя: Темой сегодняшнего нашего урока станет Болгария

Дружба России и Болгарии проверена многими веками, и вериться, что эта тонкая «нить» дружбы будет вечна. Ведь эта дружба началась и впервые проверилась ещё во время монголо-татарского нашествия. В то время под гнётом татар были все земли Руси и Болгарии. Но именно единение, основанное на общей культуре, выросшей из древнеславянских корней, культурное и религиозно-православное сходство этих государств помогло им встать с колен, помочь друг другу защитить свой народ и победить врага.

И дальше  судьба проверяла отношения между государствами. Но, как говориться, долг дружбы - помочь в беде. И когда Россия победила в русско-турецкой войне 1878 года, Болгария также наконец освободилась от многовекового рабства. С тех пор и по наши дни 3 марта в Болгарии славят русских воинов, отмечают праздник День освобождения.

И так не раз рука об руку болгарские и русские воины бились за собственную свободу и независимость, оставляя яркие страницы в совместной истории.

Связи между Россией и Болгарией невозможно разорвать, они освящены кровью. В последние месяцы Второй мировой войны советские воины освободили Болгарию от фашистов. Болгары всегда помнят это и испытывают дань глубокого уважения  к подвигу наших солдат. В болгарском городе Пловдив на холме Бунарджик («Холм Освободителей») стоит «Алёша» — памятник советскому солдату-освободителю. У этого памятника  всегда многолюдно, там  лежат цветы в знак уважения к нашей стране-освободительнице. Это один из символов болгаро-русских братских отношений.

Слишком  многое объединяет наши страны: это духовные и культурные традиции с многовековой историей, языковая близость, которая является  бессмертным подвигом святых Кирилла и Мефодия.

И  сейчас вновь развиваются наши связи, отвечающие требованиям времени. Эти связи, как и прежде, построены на взаимоуважении, взаимовыгоде, обусловленные национальными интересами и стремлением к процветанию наших государств. Главными задачами для нас являются безопасность общества  и личности, каждого  гражданина обеих стран. Только в наших руках способность создать мирное будущее на нашем континенте, с учётом позиций друг друга.
Работа по группам . Выступления обучающихся. 1 ряд – «Историки»
Древнейшая история Болгарии

Люди издревле обитали на территории Болгарии. Раскопаны стоянки неандертальцев. В эпоху неолита сюда с территории Малой Азии переселились земледельческие племена, которые были близки к построению цивилизации (Культура Караново, Гумельница). В эпоху бронзового века Болгария испытала нашествие с севера скотоводческих индоевропейских племен, на основе которых сложились к I тыс. до н. э. фракийцы. От них Болгария получила свое первое историческое названия — Фракия. Фракийцы не только испытывали влияние древнегреческой цивилизации, но и активно влияли на нее в духовном плане. С территории Болгарии в Элладу пришла философия орфизма и культ Диониса. В фракийскую эпоху были построены первые болгарские города: Эумолпиада (совр. Пловдив), Севтополь, Перперикон, Урдовиза. После нашествия персов в V веке до н. э. фракийцы создали Одрисское царство, которое вскоре попало в зависимость от Македонии и в I веке до н. э. было включено в состав Римской империи. Черноморское побережье Болгарии осваивали греки, основав город Одессу (совр. Варна). В римское время территория Болгарии была разделена между провинциями Мёзия и Фракия, граница между которыми проходила по Балканским горам. Столицей римской Фракии стал город Сердика (совр. София). Также в римское время были построены города Дуростор (совр. Силистра) и курорт Диоклетианополь. Развивалась провинциальная римская культура. После раздела Римской империи, территории Болгарии отходят к Византии.

Сам топоним Болгария появляется благодаря Великому переселению народов, когда на территории Фракии появляются азиатские кочевники гунны, прямыми потомками которых являются булгары. Первоначально они кочевали в степях Украины и южной России (Великая Болгария хана Кубрата), однако под натиском других кочевников (хазар), булгары были вынуждены разделиться. Часть ушла на север на среднюю Волгу (волжские булгары), другая ушла на юг на Кавказ (балкарцы), а третья под предводительством Аспаруха откочевала на запад за Днепр к низовьям Дуная, где смешавшись с местным славянским и валашским (румынским) населением (в частности, из Союза семи племён) породила народ болгар.

Первое Болгарское царство

Болгарское государство, так называемое Первое Болгарское царство, возникло в 681 с переселением части булгар во главе с ханом Аспарухом на Дунае. Уже тогда возник союз между местными славянами и кочевыми болгарами, которые совершали совместные походы против Византии. В это время Болгария представляла причерноморское государство, граничащее с Хазарией и Византией. Столицей Дунайской Болгарии был город Плиска. Основную массу населения тогда составляли романизированные фракийцы (валахи) и славяне. Первоначально кочевые булгары принесли с собой письменность болгарские руны. Однако уже второй хан дунайских болгар Тервел проявляет интерес к греческому христианству и заканчивает свою жизнь в монастыре. К IX веку болгарские ханы нередко женились на славянках, отчего их потомки приобрели славянские черты (Крум). Тогда же болгары приобретают славу защитников славян, а сама Болгария уже начинает включать в себя Македонию и даже Албанию (при хане Пресиане). В 865 году происходит крещение Болгарии царем Борисом, что позволяет стереть различия между славянами и булгарами в рамках единого этноса болгар. Центром христианской Болгарии становится Велики-Преслав, где создается славянский алфавит кириллица, учреждается автокефальная Болгарская православная церковь и Преславская книжная школа. К концу X века оформляется русско-византийский союз и столица Болгарии переносится в македонский город Охрид, который становится центром Западно-Болгарского царства.

С 1018 год по 1186 год — под властью Византии. Конец независимости Болгарии положил византийский император Василий II Болгаробойца. Болгарская православная церковь была подчинена Константинопольскому патриарху, многие знатные роды были переселены в азиатскую часть империи. Болгары неоднократно поднимали восстания против Византии — восстание Петра Деляна в 1040—1041 годах, Константина Бодина в 1072 году, но все они были подавлены.

Второе Болгарское царство

В результате восстания Асена и Петра территория нижнего Дуная отделилась от Византии и образовалось Второе Болгарское царство, которое просуществовало с 1187 год по 1396 год. Происхождение второй болгарской династии вызывает споры. Одни считают братьев болгарами, но другие — валахами. Как бы то ни было центром их державы стал город Тырново.

В конце XIV века Болгария была завоёвана Османской империей.

Территория Болгарии была освобождена после поражения Турции в войне с Россией 1877—1878 годов. Первоначально Сан-Стефанский мирный договор предоставлял во владение новому славянскому государству обширные территории на Балканах, однако спустя полгода собрался Берлинский конгресс, на котором под давлением западных держав была существенно урезана территория Болгарии. В частности, страна лишилась Македонии и вместо независимости получила лишь широкую автономию в рамках Османской империи. Это заложило фундамент территориальных споров с соседними балканскими государствами, которые впоследствии вылились в кровопролитные войны. Независимое болгарское государство стало монархией во главе с немецким принцем Александром, который даже не стал переходить в православие. Основным правовым документом нового государства стала Тырновская конституция, которая ограничивала власть князя и закрепляла официальный статус болгарской православной церкви. Уже второй болгарский князь Фердинанд объявил о начале объединения Болгарии, установив контроль за Восточной Румелией, что вызвало Сербско-болгарскую войну. Эта война укрепила позиции Болгарии. В 1908 году Фердинанд объявил себя болгарским царем и официально добился признания независимости.

В 19121913 годах участвовала в Балканских войнах, в результате которых получила за счёт Османской империи территориальные приобретения в Македонии и Фракии и выход к Эгейскому морю.

В Первой мировой войне выступила на стороне Германии. Потерпев поражение, лишилась значительной части своей территории и выхода к Эгейскому морю (тех же Восточной Фракии и Вардарской Македонии). Подробнее смотрите статью: Болгария в Первой мировой войне.

В марте 1941 года Болгария вошла в Берлинский пакт 1940 года, на её территорию были введены немецкие войска, болгарские войска приняли участие в оккупации Югославии. Уже летом в Болгарии началось антифашистское движение сопротивления. В декабре 1941 году Болгария объявила войну Великобритании и США.

5 сентября 1944 СССР объявил войну Болгарии. 9 сентября правительство было свергнуто, к власти пришёл «Отечественный фронт». В дальнейшем, болгарские войска начали боевые действия против Германии и её союзников. При этом, на территории страны после 9 сентября 1944 года возникло антикоммунистическое Горянское движение.

15 сентября советские войска вступили в Софию и вскоре заняли почти всю территорию Болгарии.

Народная Республика

15 сентября 1946 года провозглашена Народная Республика Болгария.

10 ноября 1989 года Пётр Младенов сменил Тодора Живкова на посту Генерального секретаря БКП. В Болгарии начались глубокие экономические и политические реформы.

Республика

С 15 ноября 1990 года страна называется Республикой Болгария.

С 29 марта 2004 года в НАТО.



Асеновгра́д (болг. Асеновград) — город на юге Болгарии в Пловдивской области, находящийся в 19 километрах к югу от Пловдива. Является вторым по величине городом в области и административным центром общины Асеновград. Асеновград — крупнейший в Болгарии город, который не является областным центром.

До 1934 года Асеновград назывался «Станимака» от греческого «Стенимахос» (греч. Στενημαχος). В 1934 году город был переименован в честь царя Ивана Асеня II (болг. Иван Асен II). Над городом находятся развалины крепости, которая была укреплена Иваном Асенем II и превращена в важный форпост в обороне южных рубежей Второго Болгарского царства.

В состав Асеновграда входят кварталы Верхний и Нижний Воден, которые до 80-х годов ХХ века были отдельными селами.

Город известен своими многочисленными церквями, монастырями и часовнями, и его часто называют «Маленький Иерусалим». Также известен как «Город свадебных платьев» из-за большого числа ателье и магазинов одежды и аксессуаров для свадьбы.

География



Асеновград находится в южной части области Пловдив. Община Асеновград граничит с общинами Родопи, Садово, Первомай, Лыки, Куклен, Перуштица, Черноочене и Баните. Город расположен в долине реки Чая (Чепеларская, Асеница) при переходе от Родоп к Верхнефракийской низменности. По этой причине община Асеновград связывает центральную Болгарию, центральные Родопы и северо-восточную Грецию. Через данную территорию проходит один из важнейших транспортных коридоров в Грецию: Пловдив — Смолян — Ксанти.

Расположение города определяло его значение от глубокой древности до наших дней.

В Асеновграде исключительно благоприятный климат с прохладным летом и мягкой зимой. Здесь можно наблюдать природное явление «вечерник» — лёгкий ветер, который появляется вечером и прекращается к десяти часам утра (вследствие различного прогрева воздуха на равнине и горной местности — см. фён). «Вечерник» является отличным регулятором ферментации вина и это одна из основных причин того, что Асеновград стал центром виноделия.

Наибольшее количество дождей наблюдается в мае и июне, а наименьшее — в сентябре и октябре. Зимой нередко выпадает снег.

Почва в районе Асеновграда глинисто-песчаная и лесная. Кроме реки Чая, через территорию общины протекает река Юговская (болг.)русск..

В 30 километрах от города находится природный феномен — скала Белинташ (болг.)русск.. Другие природными достопримечательностями являются: заповедник Красная стена (болг.)русск. у села Бачково, пещера Топчика, Усойката (у села Добростан), которая имеет площадь около двух гектаров, была объявлена природной достопримечательностью в 1977 г., и «Лале баир» (буквально «холм тюльпанов») к юго-востоку от Асеновграда. «Лале баир» является одним из немногих мест, где встречается балканский эндемик — родопский тюльпан (болг.)русск.. Природные достопримечательности имеются и на туристическом маршруте, который начинается от парка «Св. Трифон», проходит мимо нескольких горных приютов и заканчивается, соответственно, у исторических лагерей «Гонда вода», «Безово» или «Добростан».

Интересна и горная дорога от села Параколово, по верху горного хребта, минуя часовню «Св. Илия», до монастыря «Св. Петка». Этот маршрут можно пройти примерно за 2,5 часа в одну сторону.

Окрестности Асеновграда приятны и доступны для туристических походов и одновременно демонстрируют туристам живописные пейзажи.

История Античность

Асеновград был основан греческими колонистами из города Истия (остров Эвбея) в 7 веке до н. э. и получил название «Стенимахос». Вероятно, город был основан с целью дальнейшего продвижения на юг и создания возможности контролировать торговый путь, ведущий к сегодняшнему Пловдиву.

В церкви Богородица-Балыклийка был найден каменный барельеф Юпитера и четыре мраморные колонны с надписями. Юпитер держит в одной руке державу, а в другой скипетр. Справа от Юпитера изображён орёл, а слева — четвероногое животное. Из Станимаки происходит и другой барельеф, посвящённый Юпитеру. На нем можно прочитать по-гречески: «Ефрат, сын Гиацинта, посвятил Юпитеру после божественного видения, пришедшего во сне».

Интерес представляют и две каменные пластины, посвящённые верховному еврейскому богу Яхве.

Из Станимаки происходит и мраморная пластина размером 40/30 см с изображением неизвестной богини над алтарем.

В 72 году до н. э. город был захвачен римлянами в ходе экспансии по направлению к Чёрному морю. После длительного мира город в 251 году был разрушен готами, а позже был вновь отстроен. В 395 году Римская империя была разделена, и город перешёл под контроль Восточной Римской империи.

Средневековье

После этого около 700 года в окрестностях города появились славяне, ставшие основной частью населения региона. В это время город известен под своим оригинальным греческим названием — Стенимахос[1] (греч. Στενήμαχος), Станимак или Станимака.

Станимака упоминается в летописях Третьего крестового похода (1189—1191 гг.), где крепость называли «Скрибенцион». Армия под предводительством императора Фридриха Барбароссы в 1189 г. зимовала в Пловдиве. В то же время, некоторые командиры крестоносцев грабили соседние города, в том числе и Станимаку.

В апреле 1204 года Константинополь был захвачен крестоносцами Четвертого крестового похода. Пловдив и Станимака перешли во владение Ренье де Три. Год спустя царь Калоян собрал войско для штурма Пловдивской области. Узнав об этом, Ренье де Три отступил из Пловдива, в сопровождении только 15 рыцарей и занял оборону в крепости Станимака. После года осады Ренье удалось освободиться.

Из-за ухудшения отношений Второго Болгарского царства с пришедшей на смену Византии Латинской империей крепость Станимака была восстановлена и укреплена царем Иваном Асенем II в 1230 году.

Во время войн с Латинской империей город стал главной военной крепостью для болгарских сил.

В 1259—1344 Станимака является столицей региона Родопы. Город несколько раз переходил из Болгарии в Византию и обратно. В 1344 году царь Иван Александр включил город в пределы Болгарии вместе с другими крепостями Родоп. Считается, что город был завоеван турками в 1363 г. или после Черноменской битвы в 1371 году.

Новое время



После оккупации Болгарии Османской империей город был населён мусульманами, которые сейчас составляют до 20 % населения.

В первые века османского владычества город был вакуфским поселением султана Сулеймана Великолепного, а позднее стал центром нахии. Во время беспорядков в Кырджали в конце XVIII — начале XIX века город был трижды сожен и разграблен.

Примерно в середине XVIII века в город прибыли беженцы из Кастории, изгнанные Али-паша Янинским. Поселенцы встретили хороший прием, и даже получили средства от турецких властей, чтобы построить свою церковь в 1765 году.

Станимака была освобождена от османского владычества во время русско-турецкой войны 6 января 1878 года солдатами генерал-майора В. Д. Дандевиля. В это время Станимака был небольшим городом, население которого занималось главным образом сельским хозяйством —- виноделием, шелководством и кустарными промыслами.

Греческое население города начало эмигрировать после анти-греческих беспорядков в Болгарии в 1906 году. Согласно докладу генерального секретаря министерства внутренних дел Томаса Василева в июне 1907 года Станимакский район покинули 1640 греков официально и еще 170 нелегально, не имея паспорта.

Перемещение греков усилилось после согласованного обмена населением между Грецией и Болгарией после Первой мировой войны. Тогда около 300 греческих семей обосновались в городе Килкис, который покинули болгары, а другие поселились в наусской деревне Хоропан, которая была переименована в Стенимахос. Поэтому сегодня Асеновград является побратимом Килкиса и Наусы.

Название города

Старое название города Станимака происходит от греческого «Стенимахос» (греч. Στενημαχος). Есть несколько версий происхождения этого названия. Во-первых, производное от «Истеомахи» (греч. Ιστιεομάχη) букавально «битвы Истии», так как город был основан после многих сражений (по-гречески «махи») мигрантами из Истии. Истеомахи со временем меняется Стенимахос, Станимахи, Станимака.

Другие вариант — средневековое происхождение названия от греческого «стеномахос» (греч. στενομάχος), что означает бой в узком месте, так как город находится рядом с выходом из ущелья реки Чая, или «узкий проход», потому что путь через ущелье был очень узким.

Согласно третьей версии, название происходит от личного имени неизвестного героя 10-11 века — Стенимахоса (греч. Σθενέμαχος).

Население

Год

Население

1985

47 061

1992

52 360

2000

52 224

2005

52 098

2010

51 499

2011

54 788



Политическая ситуация

Асеновград подчиняется непосредственно общине и не имеет своего сельского кмета.

В Асеновграде традиционно побеждают право-центристские партии. В период 1990—2005 гг лидировали такие партии как Союз демократических сил (СДС), Движение за права и свободы (ДПС) и Национальное движение Симеона Второго (НДСВ). Основными лидерами СДС в этот период были Георги Игнатов (народный представитель (парламентарий) в 7-м Великом народном собрании (ВНС) и 36 Обыкновненном народном собрании (ОНС)), Николай Налбантов (народный представитель в 37 ОНС), Симеон Тодоринов (кмет (мэр) Асеновграда в 1991—1995 гг.), Йордан Бакалов (народный представитель в 38, 39 и 40 ОНС). Министрами в правительстве Сергея Станишева были Гергана Гранчарова и Джевдет Чакар.

Болгарская социалистическая партия (БСП) часто становилась второй политической силой в городе. Среди ее лидеров наиболее известны Божидар Малинов (кмет Асеновграда в период 1995—1999), Мария Вылканова, Любомир Пандырски и Георги Динков.

Со временем доверие к СДС уменьшается и избиратели предпочитают БСП, ДПС или партию Граждане за европейское развитие Болгарии (ГЕРБ).

С 2003 по 2007 пост кмета занимал Кирил Трендафилов.

Последнее время кметом общины Асеновград являлся Христо Грудев (коалиция партий: Граждане за европейское развитие Болгарии (ГЕРБ), ВМРО — Болгарское национальное движение) по результатам выборов 2007 года (набрано 80,26 % голосов). Ныне - Емил Караиванов.

Асеновград имеет очень удобное географическое положение для привлечения иностранных инвесторов и может развиваться как центр легкой промышленности (обработка кожи, пластмасс, дерева и текстиля), а также пищевой промышленности.

Символ города

В нескольких километрах от Асеновграда расположена Асенова крепость. Она была основана в средние века и является символом города.

Краткая история дипломатических отношений России и Болгарии


Датой установления дипломатических отношений между Россией и Болгарией считается 7 июля 1879 г.

 

Формального акта об установлении дипотношений между двумя странами после окончания русско-турецкой войны 1887-1888 гг. и освобождения Болгарии от османского ига в исторических архивах не содержится. Известно, однако, что Высочайшим приказом по МИД России № 11 от 13 / 25 сентября 1878 г. статский советник А.П.Давыдов был "назначен дипломатическим агентом и генеральным консулом в Болгарии (18 августа) и произведен, за отличие, в действительные статские советники (7 сентября)". Верительные грамоты А.П.Давыдов вручил болгарскому князю А.Баттенбергу 25 июня / 7 июля 1879 г. Эта дата (по новому стилю) и была взята по взаимному согласию сторон (обмен нотами МИД России и МИД Болгарии в 1994-1995 гг.) в качестве официальной даты установления дипломатических отношений.

 

В 1886 г. в связи с событиями Восточного кризиса дипотношения между Россией и Болгарией были прерваны. Восстановлены в 1896 г.

 

В 1915 г., во время первой мировой войны, в которой Болгария участвовала на стороне Тройственного союза, дипотношения прерываются вновь.

 

Установленные по Брест-Литовскому договору (3 марта 1918 г.) дипотношения фактически не осуществлялись. Формально, правда, в РСФСР некоторое время находился глава специальной миссии Болгарии С.Чапрашиков, успевший вручить верительные грамоты Я.М.Свердлову. 13 ноября 1918 г. решением ВЦИК Брестский договор и все вытекающие из него соглашения были аннулированы.

 

Дипотношения между СССР и Болгарией были установлены в 1934 г. на уровне миссий (обмен телеграммами между министром иностранных дел Болгарии и наркомом иностранных дел СССР от 11 и 23 июля 1934 г.).

 

5 сентября 1944 г., в связи с тем, что Болгария во время второй мировой войны являлась союзником фашистской Германии, правительство СССР нотой уведомило болгарское правительство о разрыве дипотношений и объявлении войны.

 

Дипотношения были восстановлены путем обмена письмами между заместителем Председателя Союзной контрольной комиссии в Болгарии и председателем Совета Министров Болгарии от 14 и 16 августа 1945 г.

 

6 января 1948 г. достигнута договоренность о преобразовании миссий в посольства.

 

23 октября 1991 г. в Москве подписан Протокол об установлении дипломатических отношений между РСФСР и Болгарией. Однако содержащиеся в Протоколе договоренности не получили развития. Стороны диппредставительствами не обменивались, а интересы России в Болгарии представляло посольство СССР.
         В декабре 1991 г. посольство СССР преобразовано в посольство России.


В знак Советско-Болгарской дружбы. Дата выпуска: 01.07.1981 г. Художник: Никитин. Скульптор: Камшилов. В 1988 г. осуществлена повторная чеканка монеты специального качества с аналогичными рисунками на лицевой и оборотной сторонах, тираж 55 тыс. штук, на гурте имеются надпись "ОДИН РУБЛЬ", дата "1988", обозначающая новый год чеканки, и буква "Н", разделенные тремя точками. Дружба русского и болгарского народов имеет давние корни. Турецкое завоевание Тырновского царства в 1393 г. и Видинского в 1396 г. прервало самостоятельное общественно-экономическое и духовное развитие болгарского народа почти на пять столетий. В обстановке подъема национально-освободительной борьбы на Балканах и обострения Восточного кризиса началась русско-турецкая война 1877-1878 гг. Действия русской армии сопровождались вооруженной национально-освободительной борьбой болгарского народа. Яростное неприятие турецкого ига, мощная свободолюбивая натура болгарского народа - все это воплощено ярко и напряженно в образе Дмитрия Инсарова в повести И.С. Тургенева "Накануне". Рука об руку с русскими войсками сражалось болгарское ополчение, сформированное в России и Румынии. Беспримерный героизм проявили русские солдаты и болгарские ополченцы при обороне Шипкинского перевала, в боях за Плевну и Стара-Загору. Беспримерный героизм... Что за этими словами? Военный министр Д.А. Милютин в записке от 7 августа 1877 г., которую он подал царю, ставил вопрос о необходимости временного перехода Дунайской армии к обороне до прихода подкреплений из России. Военный министр требовал "бережливости на русскую кровь" - великие слова, святые слова, о которых стоит помнить и сегодня тем, кто распоряжается судьбой русских солдат, принося их в жертву любому алтарю, только не своего Отечества. "Если будем по-прежнему рассчитывать на одно беспредельное самоотвержение и храбрость русского солдата, то в короткое время истребим всю нашу великолепную армию". Шипку оборонял пятитысячный русский отряд, в котором было и несколько болгарских дружин. Патронов было мало, а в день - до 14 атак. Солдатам приходилось встречать противника градом камней и штыками. Когда нависла угроза полного окружения, пришло подкрепление - стрелковая дивизия и дивизия генерала Драгомирова. Это и решило исход борьбы - Шипкинский проход остался у русских. С сентября по декабрь 1877 г. русские и болгары потеряли 700 человек убитыми, а обмороженными, больными и замерзшими - 9500 человек. Теперь на вершине Шипки - памятник-гробница, где изображены два воина, склонившие головы. Эти воины - болгарин и русский. В трех штурмах Плевны русские потеряли 32 тыс., румыны - 3 тыс. человек. Когда запасы продовольствия и фуража в Плевне истощились, армия Османа-паши прорвала русские позиции. Но подоспел резерв, турки капитулировали. В плен было взято 43 338 человек во главе с Османом-пашой. Турция лишилась лучшей армии и единственного талантливого полководца. За победу было заплачено жизнью тысяч русских солдат. Памятник погибшим под Плевной, что стоит в Москве, не дает забыть о прошлом, которое дало жизнь настоящему.

  1. Языковое сходство

2 ряд- «Языковеды и культорологи»

Русскому языку в том виде, к которому мы привыкли, всего чуть более 300 лет. Но у него, как и всякого человека, есть своя родословная, которая своими корнями уходит глубоко в историю и насчитывает более тысячи лет.

В нашем языке живет приставка пра -, которая помогает составить родословную и рассказать о своих предках вам и нашему языку, так: отец дедушки –это прадедушка, а мама дедушки – прабабушка, а ее мама – прапрабабушка... Наш язык тоже имеет своего предка — праязык.

Часто мы слышим: «Он похож на своего отца». Но мама спорит и говорит, что у тебя такие же глаза, как у ее дедушки, или волосы, как и у ее дяди, голос, как у ее тети... А бабушка вздыхает, что дедушкины черты в тебе едва заметны... Выходит, мы больше всего похожи на своего ближайшего родственника – папу, на дедушку - меньше и чуть-чуть – на прадедушку.

Так и русский язык имеет много общего со своим ближайшим родственником – отцом – древнерусским языком, но в нем сохранились и следы более древнего праязыка.

Слайды 2,3.

Таким праязыком для русского и всех славянских языков является исчезнувший праязык, который ученые называют праславянским (или общеславянским). Далекие предки нынешних славян – праславяне – говорили на общем языке.

До сих пор во всех славянских языках сохраняется много общего. Сравните несколько слов из разных славянских языков.

Русский

Болгарский

человек
пёс
корова
нос
несу

човек
пес
крава
нос
неся

















УЧИТЕЛЬ

ОБУЧАЮЩИЕСЯ


Русский язык: Я оставил Пугачева и вышел на улицу. Ночь была тихая и морозная. Месяц и звезды ярко сияли, освещая площадь и виселицу. В крепости все было спокойно и темно.

(А.Пушкин. Капитанская дочка)





Родственными являются русский и болгарский языки, потому что у них есть схожие слова и по звучанию, и по грамматическим признакам, и по значению.

Например, слова оставил-оставих, тихая-тиха, морозная- мразовита, месяц-месецьт и т.д. Эти слова похожи по звучанию, у них одинаковые грам. признаки (гл. оставил, прил. морозная, сущ. месяц), лексическое значение слов тоже одинаковое.

Болгарский язык: Аз оставих Пугачов и излязох на улицата. Нощта беше тиха и мразовита. Месецът и звездите светяха силно и осветяваха площада и бесилката. Навсекъде в крепостта беше спокойно и тъмно.

(Перевод С.Андреева)


Нет для славян значительней открытий,
Чем то, что больше 10 веков назад,
Средь прочих исторических событий,
Свершили брат Мефодий, да Кирилл брат.
Они оставили сокровище народам,
Сокровище славянских языков,
Без них мы нашего не описали б рода,
Без них мы не писали бы стихов.
Почтим же, память светлую святых сих,
Что не забудется за далью многих лет,
Коль не было б на свете всех трудов их,
Не ведали б мы просвещенья свет.
Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском.
          Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские).

        В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... "

Болгары являются православными христианами, поэтому их народные традиции схожи со всеми народами Европы. Традиционной религией является восточно-православное христианство (85% населения). Православное христианство с IX в. является главной религией страны. Сегодня его исповедует 82,6% жителей. На протяжении всей истории Болгарии оно играло важную роль в формировании нации. Во времена иноземного владычества благодаря православной церкви болгары сумели сохранить свой родной язык, а во многом и культуру. Церковь является автокефальной (административно самостоятельной). Ею управляет болгарский патриарх. Службы ведутся на болгарском языке. Несколько событий имеют для болгарской семьи особое значение: это крещение ребенка, первые шаги, которые делает ребенок, день рождения, именины, день помолвки, обручение, свадьба, постройка нового дома. В честь первых шагов ребенка в каждой семье устраивается веселое пиршество. Во время сватовства совершается подношение угощения святым угодникам, это реликт языческого обряда. Святых благодарят за материальное благополучие, крепкое здоровье, долгую жизнь.

Другую важнейшую часть национальной культуры составляет язык и традиционная (национальная) жестикуляция. На их основе возникают межличностные отношения, общение и воспитание. Проекция слов и жестов через зрительное восприятие образует национальную письменность и изобразительное искусство. Каждый рисунок, каждый орнамент и цветовая гамма имеют в национальной культуре свое смысловое значение.

Болгарский язык является южнославянским языком и пишется с помощью кириллицы. Святые Кирилл и Мефодий, два брата из Салоник, изобрели кириллицу в IX веке, и она сближает русских и болгар, поскольку является алфавитом обоих народов. Булгары старшего поколения говорят и по-болгарски, и по-русски, русский язык все еще преподается в школах. Младшее поколение говорит на разговорном "варианте" английского, засыпанного словами из песен и рекламных роликов, языка. Если болгарин покачает головой, то это означает «да», и наоборот, если кивает головой, то – «нет».

Так же к одному из основных элементов национальной культуры можно отнести рацион и режим питания (национальную кухню), поскольку они адаптированы к условиям жизни, быту и образу занятий. Национальные игры, песни, танцы и музыка, в свою очередь, прививают необходимые навыки для усвоения традиционных занятий, воинского искусства, воспитывают выносливость и терпение. Одежда, предметы быта, уклад жизни - все они обеспечивают оптимальное существование человека в условиях кочевого или оседлого образа жизни. Можно сказать, что весь комплекс самобытной национальной культуры ориентирован на сохранение физического и духовного здоровья человека, позволяющего ему выжить и воспроизвести здоровое потомство, сохранить биологическое разнообразие природы.

Болгары, в основном, едят мясо, картошку, бобы и салаты. Завтрак представляет собой бутерброды. Обед - основное время приема пищи у болгар. Наиболее популярны такие блюда, как "кебаб" (мясо на вертеле), "кебабче" (жареные мясные колбаски), "сарми" (фаршированные виноградные листья), "топчети супа" (суп-пюре с фрикадельками), "плакия" (рыба или мясо тушеное с овощами), "сирен по шопски" (блюдо из яиц, сыра, помидор, запеченое в горшочке). Ужинают болгары поздним вечером. Можно по достоинству оценить болгарскую кухню. Блюда действительно вкусные - острые приправы, обилие овощей, пикантный вкус. Одна из основных ее особенностей - одновременная тепловая обработка продуктов на слабом огне. Это позволяет сохранить питательные свойства, добиться приятного аромата блюд, оригинальных вкусовых сочетаний. Этому способствует также использование разнообразных продуктов, приправ, растительных и животных жиров. Приправ обычно добавляются в умеренных количествах, их назначение - оттенить основные вкусовые качества блюда. По традиции болгары приготовляют пищу на открытых очагах типа мангала (их общее название в Болгарии - скара), а также на плитах или в духовых шкафах (духовках). Продукты закладываются, как правило, в глиняную посуду.

Виноделие одно из самых древних ремесел болгарского народа. Первые виноградари и виноделы появились на болгарских землях тысячелетия назад, и с тех пор цивилизации унаследовали это мастерство.

Каждый год в разных городах проходят фестивали, народные и театральные. Среди них самые крупные фольклорные праздники в Копривщице, Широкой Луке, Рожене, Бургасе и Варне; музыкальные фестивали в Софии, Варне и Солнечном Берегу; театральные фестивали: «Театр в чемодане», «Апполония» «Любовь Зла» и «Золотая роза».

Болгарские праздники и обычаи водят свое начало с древних времен, когда люди пытались укротить стихию и преклонялись перед ее могуществом. Полный красоты, веселья, мистических голосов, огненных танцев и пестрых национальных костюмов – болгарский фольклор древен, чувствен и жизнен!

Нестинарство это самый древний мистический ритуал – босые танцоры танцуют по горящим уголькам. Этот религиозный и мистический обычай исполняется для здоровья и плодородия, гонения болезней, и есть именно то, что нужно обязательно увидеть, чтобы в него поверить.

Фестиваль роз красивое событие, празднующееся ежегодно в Долине Роз в близости до города Казанлык (в подножье Старой планины) в первую субботу и воскресенье июня. Фестиваль представляет грандиозное шествие красоты в уникальной Розовой долине. Подготовка к событию включает в себя и несколько отборочных кругов конкурса «Царица роз». Артисты, художники, цирковые исполнители, писатели и певцы собираются в Казанлыке в начале июня. Болгарская маслосодержащая роза дает 70% всего мирового производства розового масла, использующегося каждой парфюмерной компанией в качестве основного компонента ее продуктов.

Карнавал кукеров (ряженых), проводится в районе городов Дупница и Перник и представляет внушительное шествие с великолепными масками и костюмами, и отмечает начало весны. Каждый участник собственноручно изготовляет колоритную маску, украшенную бусами, бантами и шерстяными помпонами. Тяжелый раскачивающийся шаг ведущих шествие кукеров, символизирует прогнувшуюся под тяжестью зерен пшеницу, а звон закрепленных около пояса колокольчиков «гонит» злых духов и болезни.

24 декабря отмечаются Святки. Ряженые певцы ходят по домам и поют колядки, в руках у одного из участников шествия бывает «коледарка» - разукрашенный дубовый жезл. Хозяева домов, куда приходят ряженые, угощают их хлебом, сыром и вином. Среди ряженых бывает пара молодых людей в свадебных нарядах и пожилой человек, который танцует танец «рушеница».

На Новый год совершается обряд «сувакари». Танцоры одевают козлиные шкуры и высокие шляпы, вокруг пояса вешают колокольчики, в руках держат деревянный меч, называемый «сурвачка». Когда одна группа празднующих встречается с другой, они устраивают импровизированную драку с использованием «сурвачек».

Народные и художественные промыслы развивались во времени и в начале удовлетворяли ежедневные бытовые нужды. Позже они превратились в широкую гамму искусств: болгарская вышивка с ее сложными геометрическими фигурами, болгарские одеяла и ковры с их полными жизни цветами и баграми, красиво декорированная болгарская керамика, роскошные орнаменты болгарской резьбы по дереву и изящные произведения болгарской бижутерии.

Самоводский чаршия-базар /покрытый базар с множеством лавок предлагающих товары народных промыслов/ в Велико Тырново, постоянная Национальная выставка народных искусств в Орешаке, в близости до г.Троян, и «Етыр» – архитектурный и этнографический комплекс в близости до Габрово являются местами, где сохраняется живая традиция и красота болгарских народных промыслов. Там вы можете купить себе что-то на память о Болгарии – деревянный графин для вина с резьбой, керамический сервиз с троянскими мотивами, пушистое родопское одеяло, оригинальное серебряное украшение, искусно вышитую шелковую блузку или пестрый ковер.

Болгарская национальная традиционная одежда, очень красочная и разнообразная, в целом вышла из повседневного употребления. Но она служит для случаев, когда требуется подчеркнуть национальный характер торжества или события или же национальный состав участников какого-то мероприятия. Народные праздники и гуляния обязательно включают в себя народные танцы в национальных костюмах. Национальный женский костюм (например, в Казанлыкской котловине) - темный шерстяной сарафан (сукман), с глубоким вырезом, белая туникообразная рубаха, скромно орнаментированный, цветной пояс, скрепленный тяжелой серебряной пряжкой, яркий фартук. Национальная болгарская обувью сделана из сыромятной кожи с узорными шерстяными чулками. Головной убор - одноцветный шелковый платк, завязанный на темени, под который с левой стороны заткнут живой цветок. Популярен также костюм женщин Кюстендилской котловины, где вместо сукмана — распашная одежда с короткими рукавами, украшенная золотым шитьем. У мужчин, пожалуй, не сделано предпочтительного выбора между белосуконным западноболгарским и желто-коричневым восточно болгарским костюмами, различающимися покроем брюк и рядом других элементов. В отдельных случаях — на праздничных манифестациях, на торжественных актах, приуроченных к общественным мероприятиям общеболгарского или международного значения, — демонстрируется все разнообразие локальных видов народной одежды, которое очень впечатляет.

Болгары очень дружелюбны, приветливы, гостеприимны. К тому же близость языка и вероисповедания болгар и русских помогают лучше понимать друг друга.

Песенный фольклор очень разнообразен. Наиболее важную его часть составляют юнацкие и гайдуцкие песни, любимые и сейчас. Они представляют героический эпос болгарского народа, рассказывают о борьбе против османских поработителей. Герои юнацкого эпоса (Марко-кралевич, Момчил-юнак и др.) наделены чертами сказочных персонажей. Гайдуцкие песни, сложенные позднее (XVI— XIX вв.), более реалистичны, в них больше бытовых подробностей. В годы антифашистской борьбы эти песни зазвучали с новой силой. Большой популярностью пользуются также лирические, шуточные народные песни, в то время как обрядовые, мифологические в современном быту почти забыты.

Болгарская культура, формируясь в течение сотен лет в условиях постоянной угрозы исчезновения нации, приобрела своеобразный боевой характер. Героями огромного числа удивительных по своей мелодичности народных песен выступают гайдуки или юнаки (удальцы, богатыри), побеждающие врагов. Другие популярные фольклорные темы — сражение со стихиями и борьба за воду. К воде у болгарского крестьянства, часто страдавшего от засух, особое, уважительное отношение. По всей стране можно встретить чешмы — каменные сооружения над родниками, часто украшенные резьбой.

Землячество возводится в Болгарии в ранг родства. Практически каждая городская семья поддерживает связь с деревенскими родственниками. В квартирах горожан часто можно увидеть «национальные уголки» с низенькими деревянными столиками, грубошёрстными китеницами (накидками) на спинках стульев, яркими черга (домоткаными половиками), разноцветными халиште (коврами из козьей шерсти), керамической посудой.

3 ряд- «Исследователи»

Города -побратимы

Договор о взаимовыгодном сотрудничестве между Старым Осколом и городом Асеновградом (Болгария) был подписан 28 августа 1988 года в Старооскольском горисполкоме. Он был призван помочь добиться двум городам стабильности в экономике, торговле, воспитании молодого поколения. Со стороны г. Асеновграда на подписании договора присутствовали: зам. председателя народного совета Ангел Атанасов Матеев, руководитель хозяйственной дирекции торговли общественного питания Михаил Обренов Николов, директор коммунально-бытового хозяйства Анатолий Николаевич Федорченко; товаровед хозяйственной дирекции торговли и общепита Иван Благоев Колев. От Старого Оскола -Председатель горисполкома П.И. Черкасских; заместители Председателя горисполкома Т.П.Беликова и А.М. Гранкина; секретарь горисполкома А.В. Строганов, член исполкома, директор фабрики ремонта и пошива одежды Л.Н. Бакина. Выполняя поручение Старооскольского городского Совета народных депутатов и Общинского народного Совета города Асеновград, полномочные представители городов подписывают Договор о сотрудничестве между городами Старый Оскол и Асеновград. Оба города осуществляют дружеские и торговые связи, культурное сотрудничество. В перспективе предлагается обмен коллективами художественной самодеятельности, спортивными коллективами, группами молодёжи.

15 сентября 2008 года в администрации Старооскольского городского округа состоялось подписание нового договора о дружбе и сотрудничестве (побратимстве)  города Старый Оскол и болгарского города Асеновград. За Старый Оскол договор подписал глава администрации Старооскольского городского округа Павел Евгеньевич Шишкин, за город Асеновград – заместитель кмета (главы) болгарского города Адриана Миленова.

- Работа с летописью школы. На её основе рассказ о строительстве школы

Строительство школы было начато в марте 1971 года. Проектное здание разработано авторским коллективом в составе ЦНИИЭП учебных заведений архитектуры и МИТЭТ. Первоначально работы по забивке свай, бетонированию фундамента выполнялись Стойленским СУ

С мая 1971 года к работе приступили основные строители. Бригада каменщиков Жукова В.М. положила первые кирпичи фундамента школы. На строительстве школы работы бригады каменщиков Жукова, Орлова и бригада болгарских строителей Димова Д. Благоустройством занимались болгарские рабочие ( ст. прораб Мотовилков) За 6 месяцев был сдан классный блок ( 25 октября 1971 год)

-.Наша школа поддерживает связь с одной из болгарских школ г. Асеновграда основно училище « Петко Каравелов»

Накануне 1-го сентября 2010г. к нам в школу пришло письмо из болгарского города Асеновграда от директора основной школы «Петко Каравелов» Христо Андонова, в котором он предлагает нашей школе сотрудничество. У каждого из учащихся есть возможность задать интересующие вопросы болгарским друзьям, предложить темы для обсуждения. В 2013 году мы связались с данной школой. Учителя и педагоги поделились с нами школьниками традициями и праздниками.

-Работа с видеороликом



ПАМЯТНИК СОВЕТСКО-БОЛГАРСКОЙ ДРУЖБЫ

ПАМЯТНИК СОВЕТСКО-БОЛГАРСКОЙ ДРУЖБЫ

Болгарские строители внесли большой вклад в создание внешнего облика города Старый Оскол. Они приняли участие в строительстве заводов, больниц, домов культуры, школ, детских садиков, жилых домов и многого другого. В память об этом в нашем городе установлен монумент советско-болгарской дружбы, который находится между микрорайонами Молодогвардеец и Весенний, на бульваре Дружбы.
Монумент был открыт 8 сентября 1979 года — накануне 35-летия социалистической революции в Болгарии.                                         
Монумент выполнили работники треста «Осколстрой». Декоративно- монументальная композиция представляет собой  колонну высотой в 12 метров, на которой стоят две четырёхметровые мужские фигуры в кирзовых сапогах и касках: это советский и болгарский строители. Как символ дружбы славянских наций, в братском рукопожатии скреплены их мозолистые руки. За спинами строителей расположены элементы строительных конструкций  и  развеваются флаги дружественных стран.
Детали и узлы монумента из красной меди и латуни доставлены из Калуги. Постамент выполнен из мрамора, обрамлён тёмно-коричневой глазурованной кафельной плиткой. Стилобат из бетона высотой полтора метра покрыт тёмно-красным гранитом.
Архитектором памятника является С. Феоктистов, авторы скульптуры — С. Герасимов, А. Бурганов.
В нашем городе  трудилось около 2000 болгарских строителей.

Утром 23 июня 1970 года к перрону вокзала «Старый Оскол» прибыл поезд специального назначения «София — Старый Оскол». Так начиналась новая страничка в истории нашего города — зарождалась интернациональная дружба — советско-болгарский коллектив. Многим запомнились слова руководителя болгарской группы Атанаса Георгиева Даракчиева: «Отныне и навсегда нет болгарских и советских строителей. Есть единый коллектив — трест «Осколстрой»!».
Многим старооскольцам и болгарам - строителям запомнилось второе воскресенье августа 1970 года, когда совместно отмечался день строителя. Кто-то запел песню «Алёша». Трудно предать то оживление, ту невидимую волну подъема, с которой пели строители. Лились и русские и болгарские слова, но это не мешало поющим, их объединяла мелодия. Это был кульминационный момент дня. С тех пор песня «Алёша» стала гимном советско-болгарских строителей Старого Оскола.

-Рассказ об экспозиции музея советско-болгарской культуры. На основе летописи музея

-Выступление руководителя музея школы №1

-Заключение

Никогда не меняйте друзей -
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймете это поздней,
Ближе друга на свете нету.
Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернется к тебе,
Новым другом его не заменишь.
И не стоит друзей обижать -
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.
Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека
...  












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родственные связи славянских народов.Россия Болгария.

Автор: Москаленко Валентина Николаевна

Дата: 29.08.2014

Номер свидетельства: 113157


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства