Рекомендации проведения проблемного семинара по истории Великой Отечественной войны 11 классе
Рекомендации проведения проблемного семинара по истории Великой Отечественной войны 11 классе
При хорошей подготовительной работе открываются интересные и перспективные на пути совершенствования УУД.
Идет освоение такой формы урока как проблемный семинар. Имеет место экономия времени, которое можно использовать на анализ представленной учащимися информации, на закрепление знаний, умений, навыков, формулировку выводов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации проведения проблемного семинара по истории Великой Отечественной войны 11 классе»
Приходько Татьяна Витальевна
Учитель МОУ «Донецкий многопрофильный лицей №1»
ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
(из опыта работы на уроках истории в 11 классах)
Согласно Программе изучение курсов «Истории Отечества» и «Всеобщей истории» допускается возможность интеграции некоторых тем из состава обоих курсов: «При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, дополнительный объем содержательного компонента, место и объем включения специфического регионального материала.В ряде случаевцелесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории».
Вниманию коллег автор предлагает апробированный вариант подобной интеграции тем. Интегрирование проведено на принципах проблемного обучения. Учащиеся работают над решением новых для них познавательных и практических проблем в заданном учителем алгоритме, в определенной системе. Представляя свой опыт, автор сознательно отступает от общепринятой формы планирования урока, оставляя неограниченные возможности для творчества коллег, выдвигая одну из возможных форм работы.
И так в два урока интегрируются 3 следующие темы по всеобщей и отечественной истории в 11-х классах: Урок № 1. Нападение Германии на СССР (всеобщая история). Урок № 2. Начало войны. Реализация плана «Барбаросса». Оборонительные бои. Причины неудач. События первой половины 1942 г. Оккупация Донбасса (история Отечества) Урок № 3. Военный тыл в годы войны. Мобилизация сил (история Отечества).
При хорошей подготовительной работе открываются интересные и перспективные на пути совершенствования УУД возможности.
Идет освоение такой формы урока как проблемный семинар. Имеет место экономия времени, которое можно использовать на анализ представленной учащимися информации, на закрепление знаний, умений, навыков, формулировку выводов.
Учащиеся вовлекаются в процесс индивидуальной самообразовательной деятельности. В течение недели по определенному плану ими создается «Образ сражения». Темы определяются по жребию. Высокий уровень сложности предполагает, что исследовательской деятельностью способны заниматься только старшеклассники, поскольку от них нужны умения планировать свою работу, заранее просчитывая возможные результаты; использовать различные источники информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать и сопоставлять факты. План творческой работы учащихся выглядит так:
Начало сражения.
Масштабы (силы участников, территория).
Продолжительность.
Итоги.
Значение.
Иллюстрации.
На первом этапе работы учитель напоминает учащимся содержание плана «Барбаросса» (сроки реализации, географические границы планируемых побед фашистского оружия). Слово учителя: «Реализация плана – это неисчислимые страдания и великий подвиг народов СССР».
Затем осуществляется совместная формулировка проблемы семинара – возможный вариант: «Возможно ли найти истоки Великой Победы в Трагедии и Подвиге 1941-42 гг.?». Класс выбирает ассистентов учителя – ученика с математическими способностями и одаренного ученика с хорошим знанием карты.
На семинаре отрабатываются навыки краткого (3 минуты) и яркого выступления (использование компьютерных технологий – по возможности). Порядок выступлений, учащихся строго закреплен по хронологическому и географическому принципам. Обязательное требование к выступающему - показать место сражения на карте. Особое внимание продолжительности сражения (даты, количество дней сражения оформляется графически и передается ассистенту).
Первый этап выступлений:
Пограничные бои. Оборона Брестской крепости.
Подвиг Балтийского флота. Оборона Ленинграда.
Оборона Одессы.
Смоленское сражение.
Оборона Киева.
Оборонительные бои под Москвой.
Захват Центрального Донбасса. Бои на Миус -фронте.
Далее уместно сформулировать два промежуточных вывода (должны быть сделаны учащимися) и одну гипотезу (формулируется учителем):
Вывод 1. План «Барбаросса» к 7 декабря 1941 года однозначно сорван – это уже означало, что «дорога на Берлин» будет трудной, но неизбежной.
Вывод 2. Цена каждого сражения была страшно высока (почему? – мнение учащихся).
Гипотеза. Ситуация к декабрю 1941 года, когда фашисты были под Москвой, тем не менее убедительно доказала, что только советскому народу под силу победить фашизм. Отсюда успехи в формировании антифашистской коалиции, которая так не была создана перед войной.
Краткий рассказ учителя о вступление в войну США (Пирл-Харбор), о формирование антифашисткой коалиции. В январе 1942 г. в Вашингтоне 26 стран подписали Декларацию Объединенных Наций. Они обязывались использовать все свои ресурсы для борьбы против фашистского блока, сотрудничать друг с другом. На этом заканчивается первый урок семинара.
Второй этап выступлений:
Победа под Москвой (наступление, результат).
Планы сторон на 1942 г.
Оборона Севастополя.
Блокада Ленинграда.
Начало партизанского движения.
Полная оккупация Украины.
Сражение за Кавказ.
Мобилизация тыла.
Оборонительные бои на Дону и Волге (начало Сталинградской битвы).
Очень интересный прием, который усиливает эмоциональный накал в решении проблемы семинара, - это прием реконструкции. Что чувствовал советский человек в окопах Сталинграда, на перевалах Кавказа, в голодном Ленинграде, в тыловой Алма-Ате?
На этой эмоциональной ноте класс делает вывод.
Вариант вывода: В сознании целого народа вызрело убеждение, что нужно и возможно выстоять, выстоять и победить. «Враг будет разбит, победа будет за нами» (Сталин).
Такая форма урока автором была применена в 2016/2017 учебном году. Главная трудность, с которой пришлось столкнуться, - это необходимость поддерживать рабочий темп урока. Реальная трудность в том, что «Образ сражения» не будет учеником создан или будет разработан неудачно. В этом случае необходима поддержка учителя, ассистентов, чтобы не снижался темп работы. Однако несмотря на трудности, проблема, над которой работали учащиеся была доступна, посильна, ребята проявили заинтересованность, выводы делались естественно и непринужденно.
В заключение нужно отметить, что возможны другие варианты интегрирования тем (автор желает успеха коллегам):
История Движение Сопротивления в годы второй мировой войны (всеобщая история) + партизанское движение в СССР (история Отечества) можно изучить в рамках одного урока. Апробировано автором.
Особенности оккупационного режима. Холокост (всеобщая история) + план «Ост» и его реализация (история Отечества). Апробировано автором.
Все, что связано с историей формирования и деятельности антифашистской коалиции, роли лидеров «большой тройки», в том числе решения международных конференции можно изучать на одном уроке. Опытным путем пока не доказана возможность уложиться в один урок.
Литература:
Программа Общего Основного образования ДНР, 2016.
Торкунов А.В. История России. Учебник для образовательных учреждений, часть 2. - М.: Просвещение, 2016 г.