Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР. Обозначить этапы экономических, политических реформ СССР за годы перестройки, раскрыть их сущность и дать им оценку; установить причины неудач в реформировании экономики и политики в середине 80 – х. и 90 – х. годах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Реформы М.С.Горбачева" »
Тема урока: Реформы М.С. Горбачева
Оборудование: компьютер, проектор, рабочая тетрадь учебник История Чудинов А.В. Гладышев А. В. пар.56.
Основные понятия: «перестройка», «ускорение», «гласность», «рыночная экономика», демократизация, плюрализм.
Перестройка – попытка “сверху” реформировать экономическую и политическую систему советского общества. Связана с именем ее инициатора М,С, Горбачева. Хронологические рамки перестройки – 1985-1991 гг.
Ускорение – это курс руководства СССР, принятый в апреле 1985 года, на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс предполагал внедрение в промышленность и сельское хозяйство научно-технического прогресса, технологическое перевооружение машиностроения и активизацию “человеческого фактора” через процессы демократизации.
Демократизация – внедрение демократических начал, реорганизация на демократических основах; признание и осуществление демократии, т.е. народовластия.
Референдум – всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане, имеющие избирательные права; производиться по особо важным вопросам государственной жизни.
Плюрализм – (с лат. – множественный) философское идеалистическое учение, утверждающее, будто в основе мира лежит множество самостоятельных независимых духовных сущностей.
- приветствие присутствующих, проверка наличия обучающихся, готовность группы к занятию, сообщение темы и цели урока:
Тема урока: Реформы М.С. Горбачева
Целиурока: Образовательные: Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР. Обозначить этапы экономических, политических реформ СССР за годы перестройки, раскрыть их сущность и дать им оценку; установить причины неудач в реформировании экономики и политики в середине 80 – х. и 90 – х. годах.
Воспитательные: Развитие элементов творческой деятельности, мировоззрения, навыков устной и письменной речи; использование знаний и умений в учебной деятельности. Развивающие: Формирование познавательного интереса учащихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, находить новые связи между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы.
II. Подготовка к восприятию новой темы: Слайд№2 Изучение материала будет происходить по плану:
План изучения нового материала
Путь к перестройке.
Экономические реформы.
Политические реформы.
Итоги реформирования.
Слайд№3
1.Путь к перестройке.
Осознание необходимости реформ, пришло к советскому руководству еще в начале 1980-х гг., о чем свидетельствовала деятельность Ю.В.Андропова в 1982-1984гг. на посту Генерального секретаря. Андропов официально признал, что сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой» и коррупция приобрели немалый размах. Реформы Андропова носили административный характер. Решить проблему без правоохранительных органов невозможно, поэтому началась борьба с коррупцией в МВД.
С 1984-1985г Генеральным секретарем стал К.У.Черненко, его политика привела к приостановке попыток произвести какие-либо перемены.
Слайд№4, 5,6,7
В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦККПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев, представителем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. С избранием в М.С. Горбачева в СССР наступает период реформ. На первом этапе (с марта 1985 по август 1991 г.) в стране шел процесс пересмотра основ тоталитарного политического строя и планово-распределительной экономической системы.
Началась перестройка. Как заявил в то время М.С. Горбачев, перестройка должна была осуществляться в рамках социалистической системы, социалистического выбора, сделанного народом в 1917 году.
Возникший в те годы термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось в снижении роли КПСС в общественной жизни, в возрождении парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Все эти действия руководства страны имели положительную направленность и в этом несомненная историческая заслуга М.С. Горбачева.
Задание обучающимся: Слайд №8
В обыденном сознании наших людей существует три точки зрения на предпосылки и начало перестройки.
Одна: не нужно было ничего не менять, жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.
Вторая: кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы необходимы.
Третья: перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала «великой державы».
Вопросы:
Что вы думаете по этому поводу?
К какой точке зрения вы склоняетесь?
Аргументируйте свой ответ. (перемены с стране назрели, перестройка была насущной необходимостью)
Какие мероприятия помогут вывести страну из кризиса?
Примерный ответ , который записывается в тетради.
В экономической сфере –сменить экономическую модель, создать смешанную или рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.
В социальной сфере – достичь высокого жизненного уровня, активного участия граждан в общественной жизни (создать гражданское общество).
В политической сфере – Изменить политический режим, создать демократическое общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Советского Союза.
Подвести к выводу: все эти преобразования означают коренные изменения общественно-политической и экономической модели и носят революционный характер.
Слайд №9,10
2.Экономические реформы.
Стратегия ускорения.В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора». В сентябре 1985 г. Горбачев, не дожидаясь технической революции на производстве, призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.
В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания, которая, по мнению ее инициаторов, должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда рабочих и служащих на производстве.
Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция — госприемка, потребовавшая роста управленческого аппарата и материальных затрат. Качество не улучшилось.
Слайд №11,12
Итог «ускорения»:
1.Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников, успехов не принесла.
2. Усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям.
Слайд №13
Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение руководство страны приступило к разработке первой за годы перестройки программы экономической реформы.
Экономическая реформа 1987 г.
К разработке реформы Горбачев привлек известных экономистов, давно выступавших за проведение союзных преобразований в экономике,— Л. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунича и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения:
— расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; — постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально — путем развития кооперативного движения);
— отказ от монополии внешней торговли;
— более глубокая интеграция в мировой рынок;
— сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;
— признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами — агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств). Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г.
Тогда же был принят ключевой документ реформы — «Закон о государственном предприятии», согласно которому предусмотренное реформой расширение прав предприятий вступало в силу с 1 января 1989 г. Закон, однако, предусматривал выполнение производителями государственного заказа; лишь после этого они могли вести самостоятельную хозяйственную деятельность. Воспользовавшись этим положением, аппарат отраслевых министерств установил госзаказ практически на всю выпускавшуюся продукцию, сократив до минимума возможную самостоятельность предприятий. Кроме того, централизованным оставалось снабжение предприятий материальными ресурсами (а значит — и зависимость от центральных органов управления). Не изменилась и система ценообразования, в основе которой лежали госдотации и соответствующий государственный контроль.
Слайд №14
Одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике Принятые в мае 1988 г. законы открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн.— индивидуальной трудовой деятельностью. Правда, это вело не только к вхождению в рынок тысяч новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики».
Второй этап экономической реформы. По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на рациональный переход к рынку. Его все более открыто обвиняли в «предательстве дела социализма», в «реставрации капитализма». В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др.
Однако реализация большинства из названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лини. 20 % предприятий на аренду растягивался до 1995 г. Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это не только свидетельствовало о непоследовательности и половинчатости горбачевских начинаний в экономике, но и вело к дисбалансу между различными ее секторами, углублению экономического кризиса.
Слайд №15
С большим опозданием Горбачев приступил и к реформированию сельского хозяйства. Оно также носило половинчатый характер. Так и не решившись на передачу земли в частную собственность, серьезное увеличение приусадебных участков, Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. В результате к лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % возделываемых земель и содержалось 3 % поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной, опекой районных властей..
С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.). Резко усилились инфляционные тенденции. Дефицит бюджета в 1989 г. превысил 100 млрд. рублей, что составляло 11 % валового национального продукта. Золотой запас страны сократился в 1991 г. в десять раз по сравнению с 1985 г. и составил 240 т.
Слайд №16,17
В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны. Требовались радикальные и быстрые реформы, однако власть на них так и не пошла.
Слайд №18
Задание для обучающихся Вопросы:
1.Перечислите основные экономические преобразования М.С.Горбачева?
2.Каков результат реформы «ускорения» ?
3.Перечислите итоги экономической реформы 1987 г.?
4. К чему привела реформа сельского хозяйства?
Материалом темы является выяснение сущности двух главных правительственных программ: реформы 1987 г. и проекта 1990 г., а также альтернативной экономической программы «500 дней».
Для закрепления материала обучающимся нужно заполнить таблицу: Слайд№19
ДОКУМЕНТЫ
Из доклада М. С. Горбачева на пленуме ЦК КПСС. 23 апреля 1985 г.
Задача ускорения темпов роста, притом существенного, вполне выполнима, если в центр всей нашей работы поставить интенсификацию экономики и ускорение научно-технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности. Из доклада М. С. Горбачева на пленуме ЦК КПСС. 16 июня 1986 г.
Темпы нашего движения и освоения новых методов хозяйствования в немалой степени затормаживаются громоздкостью и неэффективностью работы аппарата управления... Основную часть ответственности за решение практических вопросов должны взять на свои плечи трудовые коллективы предприятий и объединений. Из «Основных положений коренной перестройки управления экономикой», одобренных июньским пленумом ЦК КПСС. 1987 г.
Суть коренной перестройки управления экономикой страны — переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора. Из постановления пленума ЦК КПСС «О положении в стране и задачах КПСС в связи с переходом экономики на рыночные отношения». Октябрь 1990 г.
Пленум выступает за разнообразие форм собственности, многоукладную экономику, формирование рыночной инфраструктуры.
Поддерживая разнообразные формы разгосударствления предприятий, ЦК КПСС выступает при этом за приоритет коллективных форм собственности. Должны быть созданы равные экономические условия для развития колхозов, совхозов, крестьянских и личных хозяйств, кооперативов и ассоциаций. Пленум ЦК КПСС не поддерживает идею передачи или распродажи земли в частную собственность.
3.Политические реформы .
Слайд №20
Причиной неудач экономических преобразований реформаторское руководство КПСС объявило консерватизм политической системы и в 1987г.-1988г. приступило к проведению перемен и в этой сфере.
В стремлении преодолеть скрытое сопротивление партийного аппарата реформаторское крыло КПСС попыталось заручиться поддержкой широких слоев общества, прежде всего творческой интеллигенции, способной оказывать сильное влияние на умы и души людей. Для этих целей должна была послужить политика гласности.
Политика гласности – это возможность свободного и публичного обсуждения актуальных общественных проблем и относительное свободомыслие.
Слайд №20,21,22
Ранее искусственно ограничивавшийся тираж популярных литературно-художественных перевалил теперь за миллион экземпляров. Публиковались запрещенные произведения: Е. И. Замятина, А. П. Платонова, Б.Л. Пастернака, В.С. Гроссмана, сочинения старых и новых эмигрантов И. А. Бунина, А. И. Солженицинына и др. На экран вышли ранее запрещенные фильмы «Покаяние», «Комиссар» и др. Возник небывалый интерес к советской истории: общество хотело «знать всю правду» о прошлом.
Слайд №23
В 1988 г. XIX конференция КПСС приняла решение разрешить выборы в новый орган власти – Съезд народных депутатов.
Слайд №24,25,26,27
Если в начале перестройки главным инициатором перемен выступало реформаторское крыло КПСС с Горбачевым во главе, то теперь лидеры демократического движения (А.Д.Сахаров, Б.Н. Ельцин, А.А.Собчак и др.) призывали к радикальным преобразованиям, чем те, на которые были способны сторонники Генерального секретаря. Ставился вопрос о введении многопартийной демократической системы и рыночной экономики.
Слайд №28, 29
Реформа политической системы СССР
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
- Радикальное изменение избирательной системы и внедрение в нее демократических принципов
- Установление двухуровневой системы высшей законодательной власти в стране - Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, избираемого из числа депутатов Съезда
- Прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов Съезда народных депутатов 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюза и др. общественных организаций
- Превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент
- Создание нового органа правового контроля - Комитета конституционного надзора
- Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6-й статьи конституции, закреплявшей руководящую роль партии в обществе
- Начало становления многопартийной системы
-Учреждение поста Президента СССР и избрание III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. на эту должность М.С.Горбачева
- Изменение структуры высшей исполнительной власти. Реорганизация правительства и создание Кабинета министров, подчиненного Президенту.
В условиях горбачевской “перестройки” начался процесс формирования новых политических партий с очень широкой ориентацией: от монархистов до анархистов. В России возникло значительное количество партий и движений в основном антикоммунистической и антисоциальной направленности. Например, в 1989 году организационно оформилась Либерально-демократическая партия (ЛДПР) (лидер – В.В. Жириновский), было создано Российско-христианско-демократическое движение (РХДД) (лидер – В.В. Аксючиц).
Слайд № 30
Задания для обучающихся вопросы:
1. Как вы понимаете термин «гласность», в годы перестройки прочно вошедший в политический лексикон?
2.Перечислите основные преобразования политической системы под руководством М.С.Горбачева?
3. Какие внутриполитические достижения вы можете назвать?
(осуществлён переход к политическому плюрализму от однопартийности; гласность привела к идеологическому плюрализму; углубляются процессы демократизации общества).
4.Какие проблемы этапа вы можете назвать?
(продолжается спад экономики и снижение жизненного уровня населения; нарастают противоречия во всех властных структурах; обостряется идейно-политическая борьба в КПСС, между различными политическими партиями и движениями, нарастают национальные столкновения).
Для закрепления материала о политической реформе 1988 г. обучающимся необходимо вычеркнуть те положения, которые были приняты раньше или позже политической реформы 1988 г. Слайд№31
С целью закрепления знаний основных политических событий 1985—1991 гг. можно предложить привести в соответствие данные таблицы. Слайд№32
Слайд № 34
4.Итоги реформирования.
Ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не была доведена до логического завершения и не дала положительных результатов.
Была окончательно разрушена система тоталитарного режима, произошел поворот общества от несвободы к свободе.
На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество, осуществляться принцип разделения властей
К концу 1990г. экономические трудности усугублялись, слабели позиции СССР и на международной арене. Не продуманные и стихийно проводившиеся реформы спровоцировали центробежные тенденции внутри Союза.
Перед страной встал призрак экономической катастрофы.
III. Закрепление материала( тестирование)
Тест «Перестройка и гласность»
Правильные ответы выделены жирным шрифтом.
1. Курс на «перестройку» был провозглашен в:
1) 1964 г. 2) 1977 г. 3) 1985 г. 4) 1991 г.
2. Появление терминов «перестройка», «ускорение», «гласность» связано с именем:
3. «Ускорение» социально-экономического развития СССР во 2-й половине 1980-х годов планировалось достичь, в том числе за счет:
1) ужесточения трудовой дисциплины 2) перехода к рыночной экономике 3) политики террора и массовых репрессий 4) установления свободных цен на продукцию промышленных предприятий
4. В 1988 году были приняты важные законы, которые:
1) позволяли начать реабилитацию жертв сталинских репрессий 2) разрешали создание кооперативов и частнопредпринимательскую трудовую деятельность 3) запрещали продажу и вывоз нефти и нефтепродуктов за границу 4) упраздняли министерства и вводили смешанную территориально-отраслевую систему управления народным хозяйством
5. Одной из причин неудачи «перестройки» в сфере экономике во 2-й половине 1980-х годов было:
1) отсутствие целостной концепции экономических реформ 2) нежелание советских граждан участвовать в частнопредпринимательской деятельности 3) успешное функционирование системы плановой экономики 4) повышение мировых цен на нефть
IV. Подведение итога урока: выставление оценок.
V. Домашнее задание: параграф 56 стр.338
История 11 класс Чудинов А.В., Гладышев А.В. 2011год.