Цели: ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой.
Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Rhjr gj ntvt Древнее Двуречье»
Древнее Двуречье
Урок истории в 5 классе
Цели: ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой.
Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Ход урока
ВАРИАНТ 1
I. Организационный момент
II. Изучение новой темы
План 1) Природные и климатические условия Древнего Двуречья. 2) Занятия жителей Двуречья. 3) Религия и письменность древних жителей Двуречья.
На доске: тема урока.
1. Рассказ учителя. Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат. Как можно было добраться египтянам до этой реки?
2. Работа по карте (с. 31 Вигасина). Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат. — Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? (Двуречье или Междуречье.) — Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр и Евфрат? (Турция, Сирия, Ирак.) — Где берут свое начало реки Тигр и Евфрат? (Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив.) — Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат? (Местность делится как бы на две части: на севере — гористая и каменистая, а на юге — совсем ровная и камней там нет.)
3. Работа с историческими документами.
Геродот. История
193. …Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, В (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед…
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 58.
Вопросы к документу: — Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Земля очень плодородная.) — Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеницу, ячмень, просо, сезам, финиковые пальмы.) — Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мед, пекли хлеб.)
Миф о потопе (Вигасин, с. 65)
Вопросы к документу: — Из-за чего возник потоп? (Из-за дождей.) — Какому человеку бог Эа сообщил о предстоящем потопе? (Праведному человеку Утнапишти.) — Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»? (Разливы рек Тигр и Евфрат.) — Какую информацию о людях Двуречья дает этот документ? (О существовании у них религиозных верований.) — Какие сведения о жизни людей можно узнать из этого мифа? Как в нем отразилась природа страны? Что в мифе, по-вашему, правда, а что вымысел?
4. Рассказ учителя.
Разливы Тигра и Евфрата не такие, как разлив Нила, — короткие, бурные и неожиданные, поэтому люди, населявшие Двуречье, жили в постоянном страхе перед наводнением. Оно особенно опасно во время прилива, когда вода в Персидском заливе поднимается. Тогда воды рек заливают всю страну, и на плодородной почве откладывается толстый слой песка и глины. Поэтому именно в Двуречье возник миф о Всемирном потопе, который погубил почти всех людей.
Земледельцы жили в Двуречье с глубочайшей древности, еще в первобытную эпоху. А государства возникли приблизительно в то же время, что и в долине Нила — более пяти тысяч лет назад.
5. Решение задачи.
Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы — будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.
— Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени? (Писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью.)
6. Рассказ учителя.
Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого ее можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось и до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы и дворцы. А какие религиозные верования существовали у жителей Двуречья?
7. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. 3 § 13 на с. 64 Вигасина.
8. Беседа по прочитанному.
— Каким богам преклонялись жители Двуречья? (В одном городе богу солнца Шамашу, в другом — богу луны Сину, мудрым считали бога воды За, к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях.) — Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами? (Жители Двуречья не могли объяснить многие явления природы, а от них зависела их жизнь, вероятно, поэтому они и преклонялись этим богам.) — Какую роль играли жрецы в Двуречье? (Они были служителями храмов, могли общаться с богами.)
ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК
Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «египтяне» и «жители Междуречья». Одни должны отстаивать преимущества климатических условий Египта, другие — Междуречья.
Игра
Учитель на доске чертит таблицу.
Египет
Междуречье
Ученики, защищая преимущества климатических условий Египта и Междуречья, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану: 1) разливы рек; 2) плодородие почвы; 3) растительность; 4) строительный материал; 5) письменность и климатические условия.
По мере предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количеству очков, получает пять.
III. Закрепление изученного материала
1. Беседа по вопросам. — Что общего в природных условиях, жизни жителей Египта и Двуречья? Ответы: а) В Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. б) Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. в) Практически в одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность. — В чем различия? (Разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных дощечках.)
Условия, благоприятные для развития хозяйства в Южном Междуречье
Условия, неблагоприятные для развития хозяйства в Южном Междуречье
IV. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 13 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 46 (с. 40).