Саутбаева Бибигуль Болатовна
Учитель истории
Акмолинская область
Жаксынский район
Село Лозовое
Лозовская средняя школа
«Развитие просвещения и науки в Европе в XI-XV веках»
7 класс- История мира
Цели урока-
Образовательная: объяснить, исходя из каких потребностей, вытекала необходимость развития просвещения и научных знаний.
Воспитательная: интерес к предмету, уважение к странам Европы, поэтические и творческие способности учащихся;
Развивающая: мировоззрение учащихся, память, мышление, способность рассуждать, выводить выводы, анализ;
Оборудование: интерактивная доска, презентации к уроку, карта, карточки, схемы, книга «Слово о полку Игореве», высказывания о науке.
Ход урока
I. Постановка темы и целей урока.
Психологический настрой-
Понять, принять, услышать и увидеть!
Гласит простой общения закон,
Учись, расти, мудрей и развивайся,
Люби людей, пой с сердцем в унисон!
II. Опрос домашнего задания:
1. О каких городах Европы, появившихся в XI-XV веках, вы узнали? Назовите их (Флоренция, Гамбург, Бремен, Аугсбург, Франкфурт- на- Майне, Милан, Венеция, Генуя)
2. «Кот в мешке»- из мешка учащиеся по одному достают слова. Нужно объяснить значение: феодал, вассал, ремесленник, крестьянин, рыцарь, сеньор, богачи.
3. Опишите быт городского населения.
Вывод: городская жизнь в Европе – существовали различные класса общества, ремесленничество. Жизнь простого населения зависела от феодалов, которые облагали их налогами и пошлинами.
III. Новая тема:
1.Введение - ребята, подумайте над этими словами «Города растут, торговля процветает и расширяется. Для того, чтобы считать доходы и расходы от торговли, городу нужны грамотные и подготовленные люди». Какой вывод можно сделать и этого? (ответы учащихся)
2. Рассказ с применением слайда
Учитывая эту необходимость, в городах стали появляются нецерковные школы (светские). Они были частными и содержались на средства городских советов. Схема 1
Изучали
Письмо Арифметику Природоведение
Схема 2
Европа в 12 веке
Первые высшие школы
Университеты
Обучение на латинском языке
Схема 3 «Структура университетов» (слайд)
Схема 4
Изучали
Богословие Юридическую науку Медицину
Проходили лекции и диспуты (объяснение слов)
- Карта с обозначениями крупных университетов: в 15 веке в Европе существовали 65 университетов, крупные из них – Парижский, Болонский (Италия), Оксфордский (Англия), Пражский (Чехия), Краковский (Польша).
-Сравнение - рисунки студентов средневековья и нашего времени.
(Слайд 6-7)
3. Развитие науки и образования. Схема-
Церковь Крестьяне Ремесленники
Искали ответы Обретали хозяйственный опыт Узнавали свойства металл
в Библии Улучшали обработку почвы Свойства камней
Вели наблюдения за погодой, Проводили опыты
за животными и растениями Изготавливали краски и
стекло
(Слайд 10)- рисунки
Науки
Алхимия Астрология
Искали «волшебный камень» По звездам
превращающий металл в золото определяли будущее
(Слайд 11)- Борьба науки и церкви - Роджер Бэкон
4. Литература
-Что относится к устному народному творчеству?
Поисковая и творческая работа детей.
1. «Песнь о Роланде»- написана во Франции в начале 12 века
Отрывок из песни читает ученица.
2. Поэма «Роман о Лисе» в образах животных.
Краткое содержание с применение рисунков, которые подготовили сами дети.
5. Летописи (слайд 14)
Что означает термин «Летопись»? Рассказ о деятельности княжеских летописцев – древнерусский письменный памятник «Слово Даниила Заточника».
6. Поэзия. (Слайд 15)
- Замечательным поэтическим произведением Древней Руси, написанным неизвестным автором в 1185 году в Киеве, является «Слово о полку Игореве»
- Показ книги, презентация «Слово о полку Игореве», чтение из произведения «Плач Ярославны», стр. 113 (поэтическое переложение Н.А.Заболоцкого).
IV. Закрепление
1. Определи лишнее слово – (Слайд 16)
2. Дайте определение новым терминам нашего урока (Слайд 17)
V. Домашнее задание: 20 параграф, подготовить.
VI. Итог урока, оценки.