kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: "Развитие науки и образования в средневековом Казахстане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развитие функционального чтения с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Развитие науки и образования в средневековом Казахстане"»

Класс: 7

История средневекового Казахстана.

Тема: «Развитие науки и образования».


Цель: развитие функционального чтения с целью поиска информации для решения

конкретной задачи или выполнения определенного задания.


Задачи:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью великих людей Востока эпохи средневековья: Абу Насыр аль- Фараби, Абу Райхан аль-Бируни, Махмуда Кашгари, Юсуфа Баласагуни, Ахмеда Иугнеки, Ахмеда Йасауи.

  2. Подвести учащихся к пониманию роли ученых в развитии науки и образования, выявить их вклад в развитие культуры народов Казахстана.

  3. Создать условия для формирования умения извлекать из текста информацию, давать ей критическую оценку, формулировать доказательства, применять их на практике; развивать логические приемы мышления: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, делать выводы.

  4. Продолжить работу по нравственному воспитанию учащихся, способствовать развитию интереса и мотивации к изучению предмета.


Критерии успеха:

Удовлетворенность от обладания приобретенными знаниями, позитивное мировосприятие,

взаимосвязь учащихся и учителя при решении конкретных задач, мотивация к обучению, наличие познавательного интереса.


Результаты обучения:

Ребята научатся выражать свою личностную оценку по изучаемым вопросам, и аргументированно отстаивать собственную точку зрения.


Основные понятия: 

Трактат- одна из литературных форм, соответствующих  научному либо богословскому сочинению, содержащему обсуждение какого-либо вопроса.

Доброде́тель — философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками.

Кано́н —традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека.

Геоцентрическая система мира — представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды.

Топо́ним — имя собственное, обозначающее собственное название географического объекта.

Аскетизм — образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание. 


Инструменты: работа в группе, презентация, тесты, карточка-сопоставление.

Вид урока: комбинированный с применением 7 модулей.


Организационный момент. Психологический настрой. Добрый день, ребята. Я рада Вас приветствовать на уроке истории. Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, я предлагаю вам небольшую историческую разминку (первоначально дается 1 минута для работы в паре по повторению домашнего задания). Учитель предлагает вопрос (по датам, событиям) и получает ответ (4 человека). Назначается хранитель времени и эксперт по оцениванию.

  1. Вопросы по разминке:

  1. Хронологические рамки Тюркского каганата.

  2. Места расселения огузов.

  3. Сулу каган –правитель какого государства?

  4. Места расселения караханидов.

  5. Хронологические рамки Кимакского каганата.

  6. Правителем какого государства был Бумынь каган?

  7. Хронологические рамки Карлукского каганата.

  8. Хронологические рамки Караханидов.

  9. Во главе с кем каракитаи вторглись в Жетысу?

  10. Места расселения кыпчаков?

  11. Место расположения Восточно – Тюркского каганата?

  12. Сатук богра –хан –правитель?

  13. Место расселения тюргешей.

  14. Хронологические рамки Восточно-Тюркского каганата.

  15. Ушлик –правитель какого государства?

  16. Территория кимаков?

  17. Хронологические рамки каракитае.

  18. Место проживания карлуков?

  19. Бильге каган и Культегин – правители…?

  20. Самым известным правителем огузов был?


  1. Опрос домашнего задания.

Цель - развитие монологической речи и коммуникативной грамотности. Ребятам предлагается за 1 минуту, согласно предложенным критериям, ответить на вопросы: Расскажите о развитии гончарного ремесла, кузнечного дела, изготовление стеклянной посуды, ювелирного ремесла. Каким образом развивалась торговля и земледелие? (участвуют 4 человека). Назначается хранитель времени и эксперт по оцениванию.

  1. Актуализация учащихся. Переход к новой теме урока.

Вопросы по организации занятия. Цели и задачи урока. Работа по презентации. Слово учителя:

На прошлых уроках мы говорили, что развитию культуры способствовал ВШП. В X – XII веках в Казахстане шел процесс урбанизации –быстрый рост городов. С 8 века на территорию Южного Казахстана проникает ислам. Даная религия повлияла не только на изменения в архитектуре городов, но на язык, письменность, устное творчество, литературу и науку. Поэтому все литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. В городах Сайрам, Отрар, Туркестан открывались медресе (духовные училища), широкое развитие получили наука и образование. Крупнейшими произведениями той эпохи являются поэма «Кутатгу билик» (Благодатное знание) – Ю. Баласагуни, «Диуани лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских наречий - М. Кашгари), Диуан-и-Хикмет (Книга о премудрости – А. Йасауи). Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, авторами которых стали Аль-Фараби и Аль-Бируни.


Таким образом средневековый Казахстан стал одним из культурных центров кочевой цивилизации. 


  1. Организация осмысления. Работа с текстом. 3 минуты на 1 лист. Цель: осмысленно прочитать текст, используя стратегию «Чтение с пометами». После прочтения текста словарная работа (какие слова вызвали затруднение? Разбор терминов. Ребятам можно в конец текста вставить пояснение новых терминов).



  1. Первичная проверка понимания.

Вопрос: Что вы узнали нового и интересного?

  1. Организация первичного закрепления.

- Работа в группе: Ребятам предлагается первое задание: тестирование.

(Сразу на доске определены критерии оценивая). Вид оценивания –формативный.



  1. Первый ученый Востока, родившийся в городе Весидж:

А) Арыстан-баба; В) М.Кашгари; С) С.Бакыргани; Д) Ю.Баласагуни; Е) Аль-Фараби.

  1. Он получил начальное образование в Кашгаре, в совершенстве владел арабским языком, и все свои знания направил на изучение родного языка:

А) Ахмет Йасауи; В) М.Кашгари; С) А. Иугнеки; Д) Ю.Баласагуни; Е) Аль-Фараби.

  1. Именно этот ученый впервые на Среднем Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца, открыл закономерность движения небесных тел:

А) А. Иугнеки; В) М.Кашгари; С) Аль Бируни; Д) Ю.Баласагуни; Е) Аль-Фараби.

  1. Кто, по мнению ученого-тюрколога Н.А. Баскакова, является первопроходцем в изучении тюркских языков:

А) Аль-Фараби.; В) Аль Бируни; С) Ахмет Йасауи; Д) Ю.Баласагуни; Е) М.Кашгари

  1. Ученик А. Йасауи, известный в народе как Хаким-ата:

А) Арыстан-баб; В) М.Кашгари; С) С.Бакыргани; Д) Ю.Баласагуни; Е) Аль-Фараби.


  1. На каком языке написан научный труд «Кутадгу билик»:

А) арабском; В) кыпчакском; С) китайском; Д) тюркском; Е) персидском.

  1. В период существования какого государства жил и творил поэт средневековья Адиб Ахмед Махмудулы (Ахмед Иугнеки)?

А) государства кимаков; В) государства кыпчаков; С) государства каракитае;

Д) государства караханидов; Е) государства карлуков.

  1. Кем был отец Ахмеда Йасауи:

А) знаменитым полководцем. В) ханом. С) арабом-миссионером.

D) крестьянином. Е) известным ученым.

  1. Кто был наставником и духовным учителем А. Йасауи:

А) Коркут; В) Алаш-хан; С) Арыстан-баба; Д) Чингиз-хан; Е) С. Бакыргани.

  1. Этот труд содержит много сведений о топонимах, истории, этнографии, устном народном творчестве, является единственным в совем роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков XI века:

А) «Дар истины»; В) «Канон Масуда об астрономии и звездах»; С)» Великая книга музыки»; Д) «Словарь тюркских наречий»; Е) «Книга о премудрости».





- Работа в группе: Ребятам предлагается второе задание: карточка-сопоставление. (Сразу на доске определены критерии оценивая). Вид оценивания –формативный.

Соотнесите имена ученых с событиями:


Понятие

Определение

1) Абу Насыр аль-Фараби

А) Грамоте обучался у отца, с ранних лет жил в Туркестане, автор сборника стихов «Диуан-и-хикмет»

2) Абу Райхан аль-Бируни

Б) Еще при жизни этот поэт был прозван в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов».

3) Махмуд Кашгари

В) Автор собственного кюя «Чубарый жеребец», философ, автор 160 трактатов.

4) Юсуф Баласагуни

Г) Этот ученый родился в 1030году.

5) Ахмед Иугнеки

Д) За создание своего труда получил от кагана Сулеймана титул «главный везир».

6) Ходжа Ахмед Йасауи

Е) Автор произведения «Благородные камни», за 600 лет до Галилея и Ньютона открыл закон всемирного тяготения.



1-В, 2 - Е, 3 - Г, 4-Д , 5-Б , 6 - А.





- Работа в группе: Ребятам предлагается третье задание: проблемный вопрос. Происходит углубление в изучении материала. Каждой группе предлагается вопрос, связанный с творчеством одного деятеля. Спикеру необходимо ответь. Время для подготовки – 2 минуты. (Сразу на доске определены критерии оценивая).

1 группа: Является ли Аль-Фараби примером для нашего поколения? Почему? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.

2 группа: Является ли Аль-Бируни примером для нашего поколения? Почему? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.

3 группа: Является ли М. Кашгари примером для нашего поколения? Почему? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.

4 группа: Является ли Ю. Баласагуни примером для нашего поколения? Почему? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.

5 группа: Является ли Ходжа Ахмед Йасауи примером для нашего поколения? Почему? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.



Вид оценивания –формативный.



  1. Подведение итогов. Комментирование оценок (суммативное оценивание – 3 вида работ).

  2. Заключительное слово учителя и ребят:

Таким образом, каждое поколение воспроизводит культуру и передает ее следующему поколению. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и регулирование ее поведения. Культура пронизывает жизненный путь человека. Культура казахского народа прошла длительный путь становления и развития. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ – один из богатейших народов в культурном плане.

Использование опережающего задания. Изучение источника книга Н.А. Назарбаева «В потоке истории».


Первая ученица: Мы узнали сегодня, что Махмуд Кашгари еще в 11 веке преследовал цель – прославить тюркский язык на весь мир. Навсегда в памяти народа останутся слова великого Юсуфа Баласагуни «В руках у мудрецов перебывало арабских и персидских книг не мало, но это – первая из книг, в которой тюрки слышат свой язык». Их традиции живут и в современном мире. Наш Президент Н.А. Назарбаев в своей книге «В потоке истории» большое внимание уделяет развитию языка: «..Казахский язык во всем своем великолепии и мощи есть составная часть мирового языкового пространства. Есть казахские слова, которых нет в словаре ни одного народа мира и только через казахский язык возможно понимание определенного этапа реальности. Развитие казахского языка – это мощный инструмент познания и оценки окружающего мира. Через языковое творчество каждый казах ощущал «особость» своей культуры, своего собственного Я..».


Вторая ученица: В своей книге Н.А. Назарбаев уделяет огромное внимание деятелям науки –Аль Фараби и Аль Бируни, считая их основателями многих наук. Выдающимся мыслителем является Ахмет Яссауи –проповедник мусульманской религии. Именно через учение Яссауи ислам стал духовным образом жизни казахов, сопровождая их на протяжении нескольких веков. Он призывал людей быть честными и дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Сегодня слова Яссауи как никогда являются актуальными. И наш Президент призывает всех религиозных деятелей к миру и согласию. Любой народ жив и велик до тех пор, пока умеет ценить и сохранять единство. Народ Казахстана един благодаря своей мудрости. Бессмертие нашего народа – в дружбе и взаимопонимании, толерантности между всеми религиозными конфессиями. 


Заключение: Уроки истории – это уроки культуры, имеющие глубокий смысл и живущие в душе народа. Народ хранит в своей памяти то, что помогает ему выжить, используя опыт прошлого, мы создаем настоящее и предполагаем будущее. Я с удовольствием хочу всех поздравить с наступающим праздником – Днем Первого Президента РК.





  1. Домашнее задание: Эссе-рассуждение (кто из деятелей Востока больше всего вас впечатлил и почему?). Рекомендовано использовать дополнительную литературу.

  2. Рефлексия (карточки выхода для учеников и гостей).

Для ребят используются цветные стикеры:

Зеленый – чувствовал комфортно, все понял.

Желтый – чувствовал скованность, не все усвоил.

Красный –чувствовал себя плохо, многое не понял.

Рефлексивная анкета на выходе для педагогов.

Ф.И.О. ____________________________________________

  1. Что Вас заинтересовало на уроке?________________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Ваши пожелания и предложения? ________________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________



Используемая литература:


  1. Назарбаев Н.А. В потоке истории. –Алматы: Атамура, 1999 г.

  2. Жолдасбаев С. История средневекового Казахстана: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы. 2-е изд., перераб. – Алматы: «Атамура», 2012.-232 стр.

  3. http://news.caravan.kz/news/nazarbaev-prizval-religioznykh-liderov-udvoit-prizyvy-k-pastve-o-mire-newsid418216.html

  4. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/105627/19/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока на тему: "Развитие науки и образования в средневековом Казахстане"

Автор: Тукмакова Оксана Валерьевна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Разработка урока на тему: "Развитие науки и образования в средневековом Казахстане""
    ["seo_title"] => string(79) "razrabotkaurokanatiemurazvitiienaukiiobrazovaniiavsriednieviekovomkazakhstanie1"
    ["file_id"] => string(6) "312475"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459344708"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства