kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: "Бухенвальдский набат"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  1. Познакомить с историей концлагеря Освенцим, как трагической страницей периода Второй мировой войны;
  2. Сопоставить  факты Второй мировой войны с современными событиями на территории Украины, в частности  в городе Одессе; научить учащихся выражать свое мнение  к понятию «Современный фашизм»

Задачи урока:

  1. Формировать сочувствие к жертвам массовых убийств.
  2. Формировать гражданское сознание.
  3. Воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема Бухенвальдский набат»

Тема: Бухенвальдский набат

Цель урока:

  1. Познакомить с историей концлагеря Освенцим, как трагической страницей периода Второй мировой войны;

  2. Сопоставить факты Второй мировой войны с современными событиями на территории Украины , в частности в городе Одессе; научить учащихся выражать свое мнение к понятию «Современный фашизм»

Задачи урока:

  1. Формировать сочувствие к жертвам массовых убийств.

  2. Формировать гражданское сознание.

  3. Воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.

Оборудование:

Мультимедиа, плакат «Мы не хотим войны! », видео фрагменты событий в Одессе



Ход занятия:

Р. Рождественский

Помните! Через века, через года, – помните! ...

(Читается под мелодию Роберта Шумана “ Грёзы”.)

1.Гасанова Р.

Помните! Через века, через года, – помните!

О тех, кто уже не придет никогда, – помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!



Люди! Покуда сердца стучатся, – помните!

Какою ценой завоевано счастье, – пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, – помните!

О тех, кто уже никогда не споет, – помните!



Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам ведя корабли, – о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда, – заклинаю, – помните!



2.Мухумаева К. :Сегодня мы расскажем вам об одной из страшных страниц Второй мировой войны. О концлагере Освенцим.

Освенцим — город, ставший символом беспощадности фашистского режима; город, где развернулась одна из самых бессмысленных драм в истории человечества; город, где были жестоко умерщвлены сотни тысяч человек. В расположенных здесь концлагерях нацистами были построены страшнейшие конвейеры смерти, уничтожавшие до 20 тысяч человек каждый день...

Каждый человек должен прикоснуться и пропустить через себя эти страшные страницы нашей истории...

В Освенциме погибло более 4 млн человек, среди которых – более 1,2 млн евреев, 140 тыс. поляков, 20 тыс. цыган, 10 тыс. советских военнопленных и десятки тысяч узников других национальностей.

3.Мутиев.А.Слайд города. Освенцим – меленький провинциальный городок в центре Польши.

В связи с близостью к железнодорожному узлу весной 1940 года по приказу Генриха Гимлера (слайд – фото) началось строительство нового концентрационного лагеря получившего название Аушвиц. Аушвиц и Освенцим – это один и тот же лагерь. Аушвиц – это немецкое название лагеря, а Освенцим – польское.

4.Давдиева Д.

Слайд корпуса лагеря. К 1942 году Освенцим стал самым крупным концентрационным лагерем, состоящим из трёх комплексов:

1 блок – стал административным центром;

2 блок – содержались евреи, поляки, цыгане и узники других национальностей. Они работали на немецких предприятиях или были прислугой в домах;

3 блок – работники для фабрик и шахт или для медицинских опытов. Концлагерь стал местом массового убийства за всю историю человечества. Из общего числа жертв этого лагеря 90% составили евреи.

Лагерь превратился в гигантский комплекс по уничтожению людей, которых свозили со всей Европы.

5.Адзиев Ш.

Слайд – ворота. На главных воротах Освенцима надпись “ARBEIT MACHT FREI” (“Работа делает свободным”).

Миллионы людей прошли здесь на встречу смерти. Подавляющее большинство людей, которые читали эту надпись, были убиты в первые же сутки.

Через эти ворота заключённые ежедневно отправлялись на работу и возвращались 10 часов спустя.

Лагерный оркестр (слайд – оркестр) играл марши, которые должны были бодрить заключённых и облегчать эсэсовцам их пересчёт. Лагерный оркестр играл, когда узники шли на работу, когда возвращались с работы… играл и когда узников вели в газовые камеры.

6.Касумова з.

Слайд прибывших. Прибывших делили на группы. Одна из групп, составлявшая примерно 3/4 всех привезённых, отправлялась в газовые камеры в течение нескольких часов.

Слайд – отбор людей. Процедура отбора была предельно проста – все вновь прибывшие выстраивались на платформе, несколько немецких офицеров отбирали потенциально трудоспособных заключённых.

Остальные шли в душевые, так людям говорили… Слайд – очередь в душевые. Никогда ни у кого не было паники. Все раздевались, оставляя вещи в сортировочной комнате, и входили в душевую, которая в действительности оказывалась газовой камерой. В основном это были женщины, дети, старики и все те, кто не прошёл медкомиссию по полной пригодности к работе.

Каждый день в лагере могли быть убиты более 20 000 человек.

7.Абдуллаева З.

Слайд – вход в газовые камеры. В конце 1941 года в Освенциме начались массовые уничтожения узников газом.

Нацисты тщательно изучали различные способы уничтожения людей. В конечном итоге они пришли к выводу, что оптимальный способ убийства – использование газа.

8.Абдуллаева З.

Слайд – фото Рудольф Гесс. Комендант лагеря – Рудольф Гесс был первым, кто провел испытания газом на узниках. Он заявлял узникам, что они “ …прибыли в концлагерь, из которого только один выход – через трубу крематория”.

Слайд – газовые камеры. На территории Освенцима было 5 крематориев. В каждом из них было по пять печей с тремя топками. В каждой топке можно было сжечь в течение суток около 3 000 трупов. Но крематории не справлялись: слишком велико было количество убитых.

Слайд – волосы, золотые кольца. В хозяйстве у Гесса не пропадало ничего: печи работали на полную мощность без остановки. Из волос узников делались матрасы для немецких подводников, прахом заключённых удобряли землю, золотые зубные коронки и кольца, которые беспощадно вырывали у узников, переплавляли в целые слитки.

9.Салихова С.

В лагере существовали отдельные блоки, служившие для различных наказаний.

Слайд – стена казни. Перед Стеной Казни эсэсовцы расстреляли несколько тысяч узников.

Слайд – окна напротив. Окна, смотревшие во двор, где находится “стена казни” были завешаны ставнями. Остальные узники не должны были видеть, что происходит во дворе. Нацисты старались создать как можно больше впечатления, что это всего лишь трудовой лагерь, а не место расправы.

10.

На территории Освенцима гитлеровцы устроили “Корпус смерти”, который был изолирован от остальных частей лагеря. В его подземельях находилась лагерная тюрьма.

Слайд – наказания. Во внутреннем дворике корпуса эсэсовцы применяли наказания плетьми и наказания “столбом”,которое состояло в том, что заключённого подвешивали за скрюченные за спиной руки.

11.Вердиева Д.

В Освенцимском лагере немецко-фашистские профессора и врачи проводили “ медицинские” опыты над живыми людьми, проявляя при этом чудовищную изобретательность.

Слайд – фото Иозефа Менгеле. Иозеф Менгеле возглавлял исследования и сам проводил тысячи опытов над живыми людьми. Его прозвали “ доктор смерть” за жестокие опыты над узниками.

Слайд – люди – подопытные Менгеле. Менгеле интересовали опыты по пересадки органов и тканей человека. Заключённых намеренно заражали различными заболеваниями, чтобы проверить на них эффективность новых лекарств. Он проводил исследования по воздействию физического и психического истощения на организм человека, проводил опыты по воздействию холода на человеческий организм.

12.Мухумаева К.

Слайд – бывшие узники концлагеря. Узники, выжившие в этом аду вспоминают:

– Польский заключённый – Тадеуш Соболевски: “Готовили суп для узников, конечно, без жира и мяса. Когда несли полный котел, похлёбка проливалась. Я видел, как люди лизали землю, если капля упала. Сейчас это трудно представить, но эсэсовцы за это ещё и били голодных людей. Наша самая страшная проблема здесь была голод”.

– Один из бывших узников, побывав в концлагере после войны, удивился, когда увидел на территории лагеря траву. “Если бы там выросла трава, мы бы её съели” – сказал он.

– Иосифу Абковичу было 22 года в годы войны. Он вспоминает: “Сбежать из лагеря было практически невозможно, за попытку бегства расстреливали. Устраивали показательные наказания. Например, разрезали на 4 части тела, клали на стол на всеобщее обозрение. Над ним табличка “ Они пытались убежать”.

Слайд – бараки из нутрии. “В бараках были трех– или четырёхъярусные нары. Спали мы на голых нарах, потому что простыни, одеяла или подушки с собой никто не привёз, а в лагере их не выдавали. Нижнее бельё, которое было надето дома, так и оставалось на нас всё время, а постирать не было возможно”.

– Железняк Степан Кузьмич. Ему было 14 лет, когда он попал в лагерь.

“На всю жизнь остался в памяти жуткий эпизод, произошедший в лагере. Однажды всех детей выгнали на площадь. Там разожгли костёр и подвели к нему мальчика – еврея, объяснив всем, что все евреи должны быть ликвидированы. Мальчика сожгли живьём на глазах у всех детей, которые обезумев от ужаса, не могли двинуться с места”.

13.Шапиев М.

Слайд – освобождение Освенцима. Освобождали узников Освенцима воины 107-й, 100-й и ещё двух стрелковых дивизий советской армии.

Из воспоминаний Василия Яковлевича Петренко, Героя Советского Союза, генерал – лейтенанта в отставке.

“Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключённым лагеря, превратившимся в живых скелетов.

Я приехал туда 29 января 1945 года.

Слайд – заключенные взрослые. Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали 18 января – всех, кто мог ходить.

Слайд – заключённые дети. Потом я увидел детей… жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а всё остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.

Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…

Из воспоминаний корреспондентов дивизионной газеты 38-й армии “За нашу победу!” Ушера Маргулиса и Геннадия Савина.

14.Фатулаев Г.

В первой комнате была целая гора детской одежды: пальтишки, брючки, курточки, кофточки. Многие с пятнами крови. В другой комнате стояли ящики – обычные, товарные, примерно метр на полтора, – заполненные зубными коронками и золотыми протезами. Вся комната была завалена коробками с челюстями. Страшно было смотреть. В третьей комнате были ящики, заполненные состриженными женскими волосами – оказывается, они тоже шли вход. И напоследок – комната, заполненная изящными женскими сумочками, абажурами, бумажниками, кошельками и другими кожаными изделиями. Женщина – узница сказала: “Всё это сделано из человеческой кожи”. И тут нас как к полу пригвоздило, мы дар речи потеряли.

14.

После 1947 года польским правительством началось создание музея.

Давайте и мы пройдёмся по некоторым местам этого музея.

Под звуки песни “Бухенвальдский набат”.

Слова: А. Соболев, музыка: В. Мурадели.

Фильм о музее Освенцим.

Бухенвальдский набат

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон – 
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь.
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожжённых
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
Это стонет,
Тихий океан.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон – 
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт над всей землёю,
И гудит взволнованный эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!



16. Итог занятия.



Презентация

Видео






Просмотр содержимого презентации
«бухенвальдский набат, 2»

Город Освенцим

Город Освенцим

Генрих Гимлер

Генрих Гимлер

Вход в газовую камеру

Вход в газовую камеру

Рудольф Гесс

Рудольф Гесс

Стена казни

Стена казни

Доктор-смерть – Иозеф Менгеле

Доктор-смерть –

Иозеф Менгеле


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка урока на тему: "Бухенвальдский набат"

Автор: Лагметова Аземат Бирембековна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311751


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства