Просмотр содержимого документа
«Разработка урока-эстафеты по истории "Цивилизация Древнего Рима"»
Разработка урока по предмету «История»
5 класс
Тема: «Цивилизация Древнего Рима»
Цели для ученика:
· систематизировать и обобщить знания по истории Древнего Рима; · учиться осуществлять комплексный поиск, систематизацию исторической информации по теме;
· учиться сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, объяснять исторические понятия и термины, работать с исторической картой, историческими документами.
Цели для учителя:
Образовательные:
· помочь учащимся в систематизации и обобщении знаний по теме « Древний Рим».
Развивающие:
· развивать логику при построении монологических высказываний;
· учить делать выводы и анализировать исторические события.
Воспитательные:
· воспитывать чувство сотрудничества и ответственности при работе в команде;
· воспитывать уважение к ответам товарищей и тактичность при их комментировании.
Формируемые УУД.
Личностные УУД:
– освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Готовность обучающихся работать на уроке с желанием, развитие интереса к истории;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Регулятивные УУД:
– овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, поиск средств их осуществления;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки).
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике, уметь использовать изученные термины, знать историческую хронологию;
– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебных материалах по предмету, уметь использовать изученные термины, знать историческую хронологию;
– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).
Форма урока: Урок – эстафета.
Оборудование: карточки с заданиями, предметы и изобретения древности, историческая карта «Древний Рим», трибуна, иллюстрации, лист ватмана с изображением Триумфальной арки, интерактивная доска, слайдовая презентация к уроку.
Ход урока
План:
Организационный момент
Организация игровой деятельности
Итоги игры - эстафеты.
I. Вступительное слово учителя.
Мы изучили на уроках истории Цивилизацию Древнего Рима, ее зарождение, расцвет и упадок, познакомились с уникальными событиями и достижениями древних римлян. История Древнего Рима оставила глубокий след во Всемирной истории стран и народов. Многие достижения римлян и по сей день не утратили своего значения. Это касается и политической, и экономической, и военной, и духовной сфер общественной жизни. Задача наша с вами не только знать историю Древнего Рима, но и бережно относиться к наследию древних римлян, их опыту, достижениям.
Сегодня необычный урок – эстафета, в ходе которой вам предстоит пройти различные этапы на знание истории Древнего Рима и заработать оценки.
(Класс делится на три команды, капитаны команд получают путевые листы с заданиями, знакомятся с правилами и этапами эстафеты)
II. Организация игровой деятельности
Этап «Колизей дат» (5 баллов)
На данном этапе командам предлагается определить события по историческим датам, чтобы попасть на «Римский форум»:
753 г. до н.э. - ?
510 г. до н.э. - ?
494 г. до н.э. - ?
290 г. до н.э. - ?
218-201 гг. до н.э. - ?
146 г. до н.э. -?
123-122 гг. до н.э. - ?
107-104 гг. до н.э. - ?
83-82 гг. до н.э. - ?
74-71 гг. до н.э. - ?
49-44 гг. до н.э. - ?
30 г. до н.э. – 14 г. н.э. - ?
395 г. н.э. - ?
410 г. н.э. - ?
476 г н.э. - ?
Этап «Римский форум мудрых фраз» (3 балла)
На данном этапе необходимо прочитать высказывания тех или иных знаменитых людей Древнего Рима и определить, кому они принадлежат. Фразы прописаны на «золотых» карточках, капитаны команд зачитывают их за «трибуной ораторов на Римском форуме» для своей команды ( по три фразы) и даются ответы.
Фраза
Автор, событие
«Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!»
?
«Горе побежденным!»
?
«Еще одна такая победа, и мы погибнем!»
?
«Благодарите богов, что они завлекли сюда римлян»
?
«Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света»
?
«Жребий брошен!»
?
«Какой великий артист погибает!»
?
«Чем гуще трава, тем легче косить»
?
«После стольких убийств ему только и остается, что умертвить воспитателя»
?
Этап «Триумфальная арка» (3 балла)
На листе ватмана изображена Триумфальная арка, состоящая из отдельных блоков. На каждом блоке с обратной стороны записан тестовый вопрос с вариантами ответов. Задача команд: «построить Триумфальную арку» из отдельных элементов – блоков, при этом отвечая на вопросы теста.
Вопросы:
1. Италия расположена на полуострове:
а) Малая Азия; в) Апеннинском;
б) Аравийском; г) Балканском.
2. Какой из перечисленных народов не проживал на территории Италии:
а) славяне; в) этруски;
б) латины; г) галлы.
3. Какое важное событие произошло в истории Италии в 509 году до н.э.:
а) восстание Спартака; в) убийство Цезаря;
б) установление республики; г) основание Рима.
4. Чтобы завладеть островом Сицилия Риму пришлось воевать с:
а) Карфагеном; в) Македонией;
б) Парфией; г) Сирией.
5. Братья Тиберий и Гай Гракхи прославились тем, что:
а) освободили рабов; в) установили империю;
б) приняли земельный закон; г) захватили Галлию.
6. Правильно соотнесите даты и связанные с ними события:
1) 753год до н.э.; а) восстание Спартака
2) 216 год до н.э.; б) захват Цезарем власти;
3) 74 год до н.э.; в) основание Рима;
4) 49 год до н.э.; г) битва при Каннах.
7. Провозглашение Римского государства империей связано с именем:
а) Марка Аврелия; в) Октавиана Августа;
б) Ромула; г) Цезаря.
8 Самыми опасными врагами Римской империи были:
а) персы; в) славяне;
б) галлы; г) германцы.
9. Римский полководец, разгромленный германцами, полностью уничтожившими три легиона:
а) Красс; в) Помпей;
б) Вар; г) Лукулл.
10. Согласно легенде, птицы, спасшие Рим от завоевания галлами:
а) лебеди; в) журавли;
б) гуси; г) воробьи.
11. Рим возник на берегу реки:
а) Тибр; в) Рейн;
б) По; г) Тигр.
4. Этап «Траянов рынок» (3 балла)
На данном этапе ребятам предлагается из разложенных на столе предметов выбрать те, которые были созданы в Древнем Риме.
5. Этап «Базилик понятий» (5 баллов)
На данном этапе ребята «строят Базилик (вытянутое здание)» из карточек-кирпичиков, на которых написаны понятия и термины, давая им точные определения.
Предлагаемые понятия и термины:
Демократия -?
Республика - ?
Патриции - ?
Плебеи - ?
Колоны - ?
Раб - ?
Рабовладелец - ?
Консул - ?
Легион - ?
Пантеон - ?
Термы - ?
Гладиаторы - ?
Диктатор - ?
Сенатор - ?
Капитолий - ?
6. Этап «Пантеон открытий» (3 балла)
На данном этапе каждая команда должна кратко рассказать о достижениях римской архитектуры, литературы и искусства с опорой на предложенные учителем иллюстрации (на выбор не менее трех достижений).
III. Итоги игры - эстафеты. Подсчет общего количества баллов каждой команды. Подведение итогов. Выставление оценок.