Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Греческие города-полисы"»
Тема урока:«Греческие полисы – хозяйство и население».
личностные: формирование ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; формирование отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
метапредметные: регулятивные: уметь правильно и рационально использовать урочное время, определять этапы и пути самостоятельной деятельности;
коммуникативные: устанавливать правильные, рабочие отношения в группе, конкретно и чётко отвечать на поставленные вопросы;
познавательные: давать определение понятиям, максимально использовать текст учебника, анализировать документ, находить нужную информацию, выделять главное и делать выводы.
предметные: обеспечить понимание значения понятия «гражданин», научить дать характеристику различным слоям населения Греции, характеризовать права, которыми обладали граждане, сравнивая с положением раба.
Воспитательный потенциал: способствовать воспитанию чувства сопереживания, формированию неприятия к рабству вообще, развитию интереса к истории.
1. Организационный блок.
1. Вводное слово учителя, проверка отсутствующих, общей готовности к уроку. (учебник, тетрадь, ручка, дневник) (2 мин).
2.Проверка домашнего задания:
1.Тестыпо теме «Религия древних греков» (приложение1
Какие три бога, по представлению греков, властвовали над миром?
А) мудрости и справедливой войны Б) любви и красоты В) плодородия.
3. Отправляясь в путешествие по морю, греки просили покровительства у бога:
А) Аида Б) Гефеста В) Посейдона.
4. Какой герой мифов держал на своих плечах небесный свод?
А) Тесей б) Атлант в) Прометей
5. Герой Троянской войны, матерью которого была богиня Фетида:
А) Одиссей б) Ахилесс в) Гектор
6. Гора на которой по представлению греков жили боги:
А) Эльбрус б) Арарат в) Олимп
7. Какой герой древнегреческих мифов принес людям огонь?
А) Геракл б) Тесей в) Прометей
8. Покровительствовал кузнечному делу и выковал щит Ахилесу:
А) Дионис б) Аид в) Гефест
В1. Найди соответствие
1. Циклоп А)вождь
2. Басилей Б) мифическое существо с головой и торсом человека на теле коня
3. Сатир В) козлоногое мифическое существо
4. Кентавр Г) одноглазый великан.
А
Б
В
Г
2
4
3
1
В2. Найди соответствие
Троя А)перешеек между Пелопоннесом и Аттикой
Коринф Б)п-в Малая Азия
Микены В) п-в Пелопоннес
А
Б
В
2
1
3
2. Объясните смысл крылатых выражений:
“Яблоко раздора”
“Прекрасная Елена”
“Ахиллесова пята”
“Троянский конь”
“Хитроумный Одиссей”
“Верность Пенелопы”
3.Изучение нового материала
ПЛАН
- «Греческое чудо»
- Что такое полис
-Древняя Аттика и ее население
- Занятие Аттики
- Положение населения.
4. Закрепление изученного материала
5. Д/З проработать пар.29 выучить понятия
ХОД УРОКА
«Греческое чудо»
В 8-6 вв до н.э. Греция обогнала в своем развитии все соседние страны: греки стали умелыми кораблестроителями и мореплавателями. У них развивались ремесла и торговля, появились серебряные и медные монеты, письменность. Возникла греческая наука. Греки сделали решающий шаг от первобытности к цивилизации.
«Греческое чудо»
Причины Достижения
- распространение железа. –кузнечное дело, кораблестроение
-расселение греков по островам -появление греческого алфавита с
Эгейского моря и на западном гласными буквами
побережье Малой Азии и
тесное общение со странами
Древнего Востока с богатой культурой.
-не было внешних угроз
для Греции в то время.
Задание ученикам: Объясните название пункта. Что это значит?
(быстрое развитие страны после «темных веков»)
Полис по гречески город, небольшие самостоятельные государства. Структура полиса: город,вокруг него хлебные поля, пастбища, оливковые рощи,виноградники, поселения землевладельцев, усадьбы богачей.
Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место – акрополь( укрепленная часть города)и открытое пространство но у подножья холма, называвшееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. В Средней Греции самым крупным полисом были Афины, в Южной Греции - Спарта, на побережье Малой Азии - Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживало всего несколько тысяч граждан.
Древняя Аттика и ее население. Занятие
Где расположена - Средняя Греция, бухта Эгейского моря
Главный город - Афины
Природа – нет рек, большая часть области покрыта горами, на которой плохо растут пшеница и ячмень.
Виды ремесла – кузнечное дело, горшечники,сапожники
Проблема- не хватка хлеба, малоземелье, неплодородные почвы, частая засуха
Пути выхода – трудоемкая работа по выращиванию оливок и винограда.
Прочитать в учебники особенности сбора оливок и их ценность для греков стр 140-141
.
Положение населения.
Состав населения
ЗНАТЬ – принадлежит власть
ДЕМОС ( простой народ ) –в управлении не участвовал
ОРГАНЫ ВЛАСТИ – совет знати - АРЕОПАГ: ежегодно собирался из числа знатных и богатых девять правителей – АРХОНТОВ. Цель судить жителей Аттики.
Лучшая земля Каменистые участки на склонах гор
Знатным людям Простым землевладельцам
Неурожайный год--------долг зерно у соседа --------на участке ставят долговой камень -----------лишения покоя и сна ---------не отдаст в срок долг------------отберут участок, станет батраком у богача, или часть урожая своего отдаст тому у кого брал долг, или отдать себя или родственников в рабство.
НЕДОВОЛЬСТВО
ЧЕМ – засилье знати, -власть богатых
КЕМ – демоса (ремесленники, торговцы, земледельцы)
ДОБИВАЮТСЯ – право сами м управлять государством,- отмена долгового рабства, -переделить землю.
Закрепление Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных?(Да, существовало.)
Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)
Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)
За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)
Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату?(Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)
Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)
К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)
Что было основным занятием населения? (сельское хозяйство, выращивали зерно
вые культуры, виноград , оливки.)
Повторяем новые слова. Учитель говорит утверждение. Если оно правильное дети хлопают, если неправильное –топают.