Тема урока: Северо-Западная Русь между Востоком и Западом
Тип урока комбинированный
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)
Образовательные: познакомить с обстановкой в Северо-Западной Руси в XIII веке, борьбой русского народа с западными завоевателями; оценить роль Александра Невского в истории.
Развивающие: развивать навыки учащихся в работе учебным материалом, умения анализировать и делать выводы;
Воспитательные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину.
Ресурсы, оборудование и материалы
Компьютер, проектор, экран, карта, презентации, видео, пакет для индивидуальной работы учащихся
Список учебной и дополнительной литературы
История России. 6 класс. Учебник под ред. А.В. Торкунова, – М.: Просвещение, 2017
История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: учебное пособие/ Е.Н. Сорокина. – М.: Просвещение, 2017
Мотивационный этап 1 минута
Учитель: Середина 13 века – тяжелое время для Руси. Именно в это время появляется князь, имя которого запомнилось на века. (слайд 2 с изображением А. Невского)
В 2008г страна выбрала его символом истории России, её культуры и доблестной славы, назвав его «Именем России»
Знаете ли вы, кто этот князь?
Дети: Это Александр Невский.
Высказывают предположения (сражениями, деятельностью)
Учитель: Верно. Как вы думаете, чем мог прославиться этот князь?
Чтобы понять насколько значима была деятельность А. Невского, нам необходимо вспомнить время и условия, которые ей предшествовали.
Актуализация знаний 3 минуты
Слайд 3-8
Учитель: Выполните задания: (Пр.1)
1. Заполните пропуски в тексте.
2. Приведите в соответствие название города и имя человека, прославившегося во время нашествия Батыя.
3. Отметьте причины поражения русских войск в борьбе с монголами.
Проверка задания – слайд.
На листах самооценки выставьте оценку за эти задание
Постановка проблемы 3 минуты
Слайд 9
Учитель: В середине 13 века в Русские земли с Востока вторглись монголы. Большая часть земель оказалась полностью опустошенной и попала в зависимость от монголов. Но тут же появляется новый враг – крестоносцы, который нападает на Северо-Западную Русь с Запада. Именно этой новой угрозе с запада противостоял Александр Невский. Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?
Дети: Северо-Западная Русь. Между Востоком и Западом. Слайд 10
Слайд 11
Перед вами 2 исторических факта:
1. В 13 веке Руси не удается отразить нашествие монголов, и она попадает в зависимость.
2. В 13 веке Русь отражает натиск крестоносцев.
Какую проблему можно выделить, исходя из этих высказываний?
Давайте предположим, каким будет ответ на это вопрос?
Слайд 12
Дети: Как Руси удалось отразить натиск западных крестоносцев? Какое это имело значение?
Учитель: Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос?
Дети: 1. Кто такие крестоносцы – участники крестовых походов, провозглашаемых римскими папами, с целями обращения в христианство язычников.
2. Цель нападения крестоносцев?
3. Как происходили сражения?
4. Почему победили русские?
5. Какова роль А. Невского?
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).6 минут
Слайд 13
Итак, приступим к изучению!
Разделимся на 2 группы.
1 группа изучает п.1 «Походы шведов» и отвечает на вопросы:
На какие племена нападали шведы в середине 12 века?
- на финские племена, которые платили дань Новгороду
2. Где и когда шведские отряды терпели поражение от русских войск?
- в 1164 г близ Ладоги. Были разбиты; в 1187 г новгородская рать крупный город Швеции Сигтуну; в начале 13 …
3. Какой ситуацией воспользовались шведы для очередного наступления на Русь?
- нашествием монголов
4. Почему католическая церковь поддерживала поход шведов на Русь?
- стремилась обратить русских в католическую веру
5. Какова была цель нападения шведов на Русь?
- захватить новгородские владения
2 группа изучает п.2 «Походы крестоносцев» и отвечает на вопросы:
С какой целью папа римский объявил крестовый поход против живших в Прибалтике ливов, эстов и других народов?
- потому что они были язычниками с целью обратить их в католичество и вывести из-под влияния православия.
2.. Почему русские князья помогали ливам и эстам?
- они тоже платили дань Руси
3. Каковы результаты действий крестоносцев?
4. Как образовался Ливонский орден?
- орден меченосцев обьединился с тевтонским орденом
5. Почему крестоносцы решили совершить поход на новгородские земли?
- разгром русских земель полчищами Батыя вдохновил и крестоносцев на поход на новгород
На листах самооценки выставьте оценку за эти задание
Слайд 14
Физминутка 1 минута
10-11 минут
Слайд 15
Учитель: Князь Александр Невский стал защитником Северо-Западных земель. Послушайте сообщение о нем и ответьте на вопрос: какие качества А. Невского помогли ему в борьбе с крестоносцами?
В парах составим кластер об А. Невском
На листах самооценки выставьте оценку
Дети: Сообщение учащегося об Александре Невском и Невской битве.
Дают характеристику А. Невского
Слайд 16 Создают кластер
Выставляют оценку
Слайд17--18 Учитель: Посмотрите видео о Ледовом побоище https://www.youtube.com/watch?v=ENRa40IcYVM
Разделимся на две группы. Задание каждой группе: составить по вопросу по увиденному фрагменту. 7 минут
Применение полученных знаний 7 минут
Слайд 19
Заполнить таблицу.
Слайд 20
На контурной карте обозначьте места сражений Невской битвы и Ледового побоища
На листах самооценки выставьте оценки за эти задания
Подведение итогов 3 минуты
Слайд 21
Учитель: Какой проблемный вопрос мы поставили в начале урока?
Дети: Как Руси удалось отразить натиск западных крестоносцев? Какое это имело значение?
Учитель: Что бы произошло, если победу одержали крестоносцы?
Какое значение имели победы русских воинов над крестоносцами и шведами
Дети: - Захватили русские земли, обратили русских в католическую веру
Учитель: Определите значение побед русских воинов над шведами и крестоносцами
Слайд 22
Дети: В результате сражений на Неве и Чудском озере был отражен натиск северо-западных соседей на Русь. Она отстояла свои земли и свою веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.
Рефлексия 2 минуты
Слайд 23
Учитель: О каких сражениях мы узнали?
Что заинтересовало больше всего?
Что осталось непонятным?
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению, работе на уроке
Дети: Подводят итоги,
Выставляют итоговую оценку
Рисуют смайлик, соответствующий настроению
Домашнее задание
П.17, стр. 25 вопросы к параграфу, вопросы к документу