kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по истории Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с обстановкой в Северо-Западной Руси в XIII веке, борьбой русского народа с западными завоевателями; оценить роль Александра Невского в истории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Александр Невский»

Александр Невский

Князь Александр Невский родился в 1221 году, в семье новгородского князя Ярослава Всеволодовича. В 1236 году он стал князем новгородским и в первые годы своего княжения построил несколько крепостей для обороны от монголо-татарских орд, грозивших с востока.

Но главная опасность грозила Новгороду с запада. С начала XIII века новгородским князьям приходилось удерживать атаки набиравшего силу Литовского государства и наступление немецких рыцарей-крестоносцев. С севера же наступали шведы, возможно, решившие, что Русь настолько разгромлена монголо-татарами, что можно без потерь захватить финские земли, традиционно принадлежавшие новгородским князьям.

Невская битва

Получив известие о приближении противника, князь Александр Ярославич принял решение действовать своими силами, не запрашивая помощь у отца. Согласно «Житию», Александр выступил с малой дружиной (двором), и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. Также в битве участвовали ополченцы из новгородской крепости Ладоги, присоединившиеся по пути.

По принятому обычаю воины собрались у собора Святой Софии и получили благословение от архиепископа Спиридона. Александр воодушевил дружину речью, фраза которой дошла до наших дней и стала крылатой:

Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем... Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог.

Отряд Александра продвигался сушей вдоль Волхова до Ладоги, затем повернул к устью Ижоры. Войско в основном состояло из конных воинов, но в нём были и пешие силы, которые для того, чтобы не терять время, также передвигались на лошадях.

15 июля 1240г. Русское войско внезапно напало на шведский лагерь. Конные дружинники во главе с Александром ударили по его центру, а новгородское ополчение пробивалось вдоль берега реки и отрезало лагерь от кораблей. Мужественно сражались воины-дружинники и ополченцы из Новгорода и Ладоги. Шведы, понеся большие потери, в панике пробились к своим кораблям и поспешно отплыли назад.

Русское войско одержало на Неве блестящую победу, за которую народ позже назвал князя Александра Невским. Успех русских воинов на время отбил у шведов желание воевать против Русской земли.

Еще через 2 года состоялась битва на Чудском озере (она же – Ледовое побоище): рыцари Тевтонского ордена были разбиты молодым новгородским князем Александром.

Военные таланты князя к моменту занятия великокняжеского трона уже были известны. Вскоре выяснилось: князь обладает немалыми дипломатическими способностями и умеет просчитывать любую ситуацию на несколько шагов вперед. Александр прекрасно понимал, что силы русских княжеств не соответствуют мощи Золотой Орды. Не время пока идти войной на ханов, пытаясь сбросить ненавистное иго! Однако можно облегчить положение родных земель путем достижения мирных договоренностей с ханами.

Во время очередного визита к татаро-монголам, который состоялся в 1262 году, князь Александр Невский сильно заболел. К моменту возвращения на родину его состояние было совсем тяжёлым. Его жизнь завершилась 14 ноября 1263 года, похороны прошли во Владимирском Рождественском монастыре. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь (с 1797 года — лавра) в Санкт-Петербурге.



Просмотр содержимого документа
«Вопросы для работы в группах»

Вопросы для работы в группах


1 группа п.1 «Походы шведов»

1. На какие племена нападали шведы в середине 12 века?

2. Где и когда шведские отряды терпели поражение от русских войск?

3. Какой ситуацией воспользовались шведы для очередного наступления на Русь?

4. Почему католическая церковь поддерживала поход шведов на Русь?

5. Какова была цель нападения шведов на Русь?





2 группа п.2 «Походы крестоносцев»:

1. С какой целью папа римский объявил крестовый поход против живших в Прибалтике ливов, эстов и других народов?

2.. Почему русские князья помогали ливам и эстам?

3. Каковы результаты действий крестоносцев ?

4. Как образовался Ливонский орден?

5. Почему крестоносцы решили совершить поход на новгородские земли?


Просмотр содержимого документа
«Заполните пропуски в тексте»

  1. Заполните пропуски в тексте:

Совет монгольских ханов решил начать поход на Русь.

Войско возглавил внук ______________ Батый.

Первый удар был нанесен в декабре _____г. по _________________ княжеству.

Город был сожжен.

Затем Батый направил свои отряды во Владимиро-Суздальскую землю.

Были опустошены _____________ и _________________.

Воины Батыя захватили почти все Владимиро-Суздальское княжество.

Взяв после двухнедельной осады _____________, Батый устремился к ___________, но вынужден был остановиться.

Отчаянное сопротивление в течение почти двух месяцев оказали врагу жители _______________________.



  1. Приведите в соответствие название города и имя человека, прославившегося во время нашествия Батыя

Имя

Город

1) Евпатий Коловрат

А) Москва

2) Филипп Нянька

Б) Киев

3) Петр Ослядюкович

В) Рязань

4) Воевода Дмитр

Г) Владимир



1

2

3

4

























  1. Отметьте причины поражения русских войск в борьбе с монголами


  1. Численное превосходство монгольских войск

  2. Нежелание русских людей защищать своих князей

  3. Отсутствие у русских воинов боевого опыта

  4. Отсутствие военного единства Руси

  5. Превосходство монголов в тактике ведения военных действий



Просмотр содержимого документа
«Лист самооценки»

Задание

Заполнить пропуски

Установить соответствие

Отметить причины поражения

Работа в группе

Составление кластера

Таблица «Невская битва и Ледовое побоище»

Контурная карта

Итоговая оценка


Оценка









Лист самооценки

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Тема урока: Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Тип урока комбинированный

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: познакомить с обстановкой в Северо-Западной Руси в XIII веке, борьбой русского народа с западными завоевателями; оценить роль Александра Невского в истории.

Развивающие: развивать навыки учащихся в работе учебным материалом, умения анализировать и делать выводы;

Воспитательные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину.

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, проектор, экран, карта, презентации, видео, пакет для индивидуальной работы учащихся

Список учебной и дополнительной литературы

История России. 6 класс. Учебник под ред. А.В. Торкунова, – М.: Просвещение, 2017

История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: учебное пособие/ Е.Н. Сорокина. – М.: Просвещение, 2017

Мотивационный этап 1 минута

Учитель: Середина 13 века – тяжелое время для Руси. Именно в это время появляется князь, имя которого запомнилось на века. (слайд 2 с изображением А. Невского)

В 2008г страна выбрала его символом истории России, её культуры и доблестной славы, назвав его «Именем России»

Знаете ли вы, кто этот князь?

Дети: Это Александр Невский.

Высказывают предположения (сражениями, деятельностью)

Учитель: Верно. Как вы думаете, чем мог прославиться этот князь?

Чтобы понять насколько значима была деятельность А. Невского, нам необходимо вспомнить время и условия, которые ей предшествовали.

Актуализация знаний 3 минуты

Слайд 3-8

Учитель: Выполните задания: (Пр.1)

1. Заполните пропуски в тексте.

2. Приведите в соответствие название города и имя человека, прославившегося во время нашествия Батыя.

3. Отметьте причины поражения русских войск в борьбе с монголами.

Проверка задания – слайд.

На листах самооценки выставьте оценку за эти задание

Постановка проблемы 3 минуты

Слайд 9

Учитель: В середине 13 века в Русские земли с Востока вторглись монголы. Большая часть земель оказалась полностью опустошенной и попала в зависимость от монголов. Но тут же появляется новый враг – крестоносцы, который нападает на Северо-Западную Русь с Запада. Именно этой новой угрозе с запада противостоял Александр Невский. Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

Дети: Северо-Западная Русь. Между Востоком и Западом. Слайд 10

Слайд 11

Перед вами 2 исторических факта:

1. В 13 веке Руси не удается отразить нашествие монголов, и она попадает в зависимость.

2. В 13 веке Русь отражает натиск крестоносцев.

Какую проблему можно выделить, исходя из этих высказываний?

Давайте предположим, каким будет ответ на это вопрос?

Слайд 12

Дети: Как Руси удалось отразить натиск западных крестоносцев? Какое это имело значение?

Учитель: Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос?

Дети: 1. Кто такие крестоносцы – участники крестовых походов, провозглашаемых римскими папами, с целями обращения в христианство язычников.

2. Цель нападения крестоносцев?

3. Как происходили сражения?

4. Почему победили русские?

5. Какова роль А. Невского?

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).6 минут

Слайд 13

Итак, приступим к изучению!

Разделимся на 2 группы.

1 группа изучает п.1 «Походы шведов» и отвечает на вопросы:

  1. На какие племена нападали шведы в середине 12 века?

- на финские племена, которые платили дань Новгороду

2. Где и когда шведские отряды терпели поражение от русских войск?

- в 1164 г близ Ладоги. Были разбиты; в 1187 г новгородская рать крупный город Швеции Сигтуну; в начале 13 …

3. Какой ситуацией воспользовались шведы для очередного наступления на Русь?

- нашествием монголов

4. Почему католическая церковь поддерживала поход шведов на Русь?

- стремилась обратить русских в католическую веру

5. Какова была цель нападения шведов на Русь?

- захватить новгородские владения

2 группа изучает п.2 «Походы крестоносцев» и отвечает на вопросы:

  1. С какой целью папа римский объявил крестовый поход против живших в Прибалтике ливов, эстов и других народов?

- потому что они были  язычниками с целью обратить их в католичество и вывести из-под влияния православия. 

2.. Почему русские князья помогали ливам и эстам?

- они тоже платили дань Руси

3. Каковы результаты действий крестоносцев?

4. Как образовался Ливонский орден?

- орден меченосцев обьединился с тевтонским орденом

5. Почему крестоносцы решили совершить поход на новгородские земли?

- разгром русских земель полчищами Батыя вдохновил и крестоносцев на поход на новгород

На листах самооценки выставьте оценку за эти задание

Слайд 14

Физминутка 1 минута

10-11 минут

Слайд 15

Учитель: Князь Александр Невский стал защитником Северо-Западных земель. Послушайте сообщение о нем и ответьте на вопрос: какие качества А. Невского помогли ему в борьбе с крестоносцами?

В парах составим кластер об А. Невском

На листах самооценки выставьте оценку

Дети: Сообщение учащегося об Александре Невском и Невской битве.

Дают характеристику А. Невского

Слайд 16 Создают кластер

Выставляют оценку

Слайд17--18 Учитель: Посмотрите видео о Ледовом побоище https://www.youtube.com/watch?v=ENRa40IcYVM

Разделимся на две группы. Задание каждой группе: составить по вопросу по увиденному фрагменту. 7 минут

Применение полученных знаний 7 минут

Слайд 19

Заполнить таблицу.

Слайд 20

На контурной карте обозначьте места сражений Невской битвы и Ледового побоища

На листах самооценки выставьте оценки за эти задания

Подведение итогов 3 минуты

Слайд 21

Учитель: Какой проблемный вопрос мы поставили в начале урока?

Дети: Как Руси удалось отразить натиск западных крестоносцев? Какое это имело значение?

Учитель: Что бы произошло, если победу одержали крестоносцы?

Какое значение имели победы русских воинов над крестоносцами и шведами

Дети: - Захватили русские земли, обратили русских в католическую веру

Учитель: Определите значение побед русских воинов над шведами и крестоносцами

Слайд 22

Дети: В результате сражений на Неве и Чудском озере был отражен натиск северо-западных соседей на Русь. Она отстояла свои земли и свою веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.

Рефлексия 2 минуты

Слайд 23

Учитель: О каких сражениях мы узнали?

Что заинтересовало больше всего?

Что осталось непонятным?

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению, работе на уроке

Дети: Подводят итоги,

Выставляют итоговую оценку

Рисуют смайлик, соответствующий настроению

Домашнее задание

П.17, стр. 25 вопросы к параграфу, вопросы к документу



Просмотр содержимого презентации
«Северо-Западная Русь между Востоком и Западом»

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

2 Александр Невский

2

Александр

Невский

1.Заполните пропуски в тексте: Совет монгольских ханов решил начать поход на Русь. Войско возглавил внук ______________ Батый.  Первый удар был нанесен в декабре _____г. по _________________ княжеству. Город был сожжен. Затем Батый направил свои отряды во Владимиро-Суздальскую землю. Были опустошены _____________ и _________________ . Воины Батыя захватили почти все Владимиро-Суздальское княжество. Взяв после двухнедельной осады _____________, Батый устремился к ___________ , но вынужден был остановиться. Отчаянное сопротивление в течение почти двух месяцев оказали врагу жители _______________________.

1.Заполните пропуски в тексте:

Совет монгольских ханов решил начать поход на Русь.

Войско возглавил внук ______________ Батый.

Первый удар был нанесен в декабре _____г. по _________________ княжеству.

Город был сожжен.

Затем Батый направил свои отряды во Владимиро-Суздальскую землю.

Были опустошены _____________ и _________________ .

Воины Батыя захватили почти все Владимиро-Суздальское княжество.

Взяв после двухнедельной осады _____________, Батый устремился к ___________ , но вынужден был остановиться.

Отчаянное сопротивление в течение почти двух месяцев оказали врагу жители _______________________.

2. Приведите в соответствие название города и имя человека, прославившегося во время нашествия Батыя Имя Город 1) Евпатий Коловрат А) Москва 2) Филипп Нянька Б) Киев 3) Петр Ослядюкович В) Рязань 4) Воевода Дмитр Г) Владимир 1 2 3 4

2. Приведите в соответствие название города и имя человека,

прославившегося во время нашествия Батыя

Имя

Город

1) Евпатий Коловрат

А) Москва

2) Филипп Нянька

Б) Киев

3) Петр Ослядюкович

В) Рязань

4) Воевода Дмитр

Г) Владимир

1

2

3

4

3. Отметьте причины поражения русских войск в борьбе с монголами

3. Отметьте причины поражения русских войск

в борьбе с монголами

  • Численное превосходство монгольских войск
  • Нежелание русских людей защищать своих князей
  • Отсутствие у русских воинов боевого опыта
  • Отсутствие военного единства Руси
  • Превосходство монголов в тактике ведения военных действий
1. Заполните пропуски в тексте Совет монгольских ханов решил начать поход на Русь. Войско возглавил внук Чингисхана Батый.  Первый удар был нанесен в декабре 1237 г. по  Рязанскому  княжеству. Город был сожжен. Затем Батый направил свои отряды во Владимиро-Суздальскую землю . Были опустошены Москва и Владимир . Воины Батыя захватили почти все Владимиро-Суздальское княжество . Взяв после двухнедельной осады Торжок , Батый устремился к Новгороду , но вынужден был остановиться . Отчаянное сопротивление в течение почти двух месяцев оказали врагу жители Козельска .

1. Заполните пропуски в тексте

Совет монгольских ханов решил начать поход на Русь.

Войско возглавил внук Чингисхана Батый.

Первый удар был нанесен в декабре 1237 г. по Рязанскому княжеству.

Город был сожжен.

Затем Батый направил свои отряды во Владимиро-Суздальскую землю .

Были опустошены Москва и Владимир .

Воины Батыя захватили почти все Владимиро-Суздальское княжество .

Взяв после двухнедельной осады Торжок ,

Батый устремился к Новгороду , но вынужден был остановиться .

Отчаянное сопротивление в течение почти

двух месяцев оказали врагу жители Козельска .

2. Приведите в соответствие название города и имя человека, прославившегося во время нашествия Батыя Имя 1) Евпатий Коловрат Город А) Москва 2) Филипп Нянька Б) Киев 3) Петр Ослядюкович В) Рязань 4) Воевода Дмитр Г) Владимир 1 2 В 3 А 4 Г Б

2. Приведите в соответствие название города и имя человека,

прославившегося во время нашествия Батыя

Имя

1) Евпатий Коловрат

Город

А) Москва

2) Филипп Нянька

Б) Киев

3) Петр Ослядюкович

В) Рязань

4) Воевода Дмитр

Г) Владимир

1

2

В

3

А

4

Г

Б

3. Отметьте причины поражения русских войск в борьбе с монголами Численное превосходство монгольских войск Нежелание русских людей защищать своих князей Отсутствие у русских воинов боевого опыта Отсутствие военного единства Руси Превосходство монголов в тактике ведения военных действий

3. Отметьте причины поражения русских войск

в борьбе с монголами

  • Численное превосходство монгольских войск
  • Нежелание русских людей защищать своих князей
  • Отсутствие у русских воинов боевого опыта
  • Отсутствие военного единства Руси
  • Превосходство монголов в тактике

ведения военных действий

XIII век Северо-Западная  Русь Восток Запад

XIII век

Северо-Западная

Русь

Восток

Запад

Тема урока Северо-Западная Русь Между Востоком и Западом

Тема урока

Северо-Западная Русь

Между Востоком и Западом

1. В XIII веке Руси не удается отразить нашествие монголов, и она попадает в зависимость . 2 . В XIII веке Русь отражает натиск крестоносцев

1. В XIII веке Руси не удается отразить нашествие монголов, и она попадает в зависимость .

2 . В XIII веке Русь отражает натиск крестоносцев

Как Руси удалось отразить натиск западных крестоносцев? Какое это имело значение?

Как Руси удалось отразить натиск западных крестоносцев?

Какое это имело значение?

1 группа  2 группа  «Походы шведов» «Походы крестоносцев» Немецкий рыцарь Цель нападения на Северо-Восточную Русь: Завоевание земель Обращение в католичество Шведский воин

1 группа

2 группа

«Походы шведов»

«Походы крестоносцев»

Немецкий рыцарь

Цель нападения

на Северо-Восточную Русь:

  • Завоевание земель
  • Обращение в католичество

Шведский воин

Физминутка  «Богатыри»   Вот мы руки развели Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились. Мы ладонь к глазам приставим,  Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо. И ещё, через левое плечо.

Физминутка

«Богатыри»

  Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Мы ладонь к глазам приставим, 

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо. И ещё, через левое плечо.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ - защитник Северо-Западных земель

АЛЕКСАНДР

НЕВСКИЙ

- защитник

Северо-Западных земель

Александр Невский

Александр

Невский

Ледовое побоище 5 апреля 1242г.

Ледовое побоище

5 апреля 1242г.

Невская битва Дата 15 июля 1240г Ледовое побоище Противоборствующие силы 5 апреля 1242 Шведские рыцари под командованием Биргера и русское войско под командованием Александра Ярославича Исход битвы Значение битвы Немецкие рыцари и русское войско под руководством Александра Невского Победа русского войска Победа русского войска За Русью остались ее земли. Успех русских воинов на время отбил у шведов желание воевать против Русской земли Русь отстояла свои земли. Сохранено православие Невская битва Дата Ледовое побоище Противоборствующие силы Исход битвы Значение битвы

Невская битва

Дата

15 июля 1240г

Ледовое побоище

Противоборствующие силы

5 апреля 1242

Шведские рыцари под командованием Биргера и русское войско под командованием Александра Ярославича

Исход битвы

Значение битвы

Немецкие рыцари и русское войско под руководством Александра Невского

Победа русского войска

Победа русского войска

За Русью остались ее земли. Успех русских воинов на время отбил у шведов желание воевать против Русской земли

Русь отстояла свои земли. Сохранено православие

Невская битва

Дата

Ледовое побоище

Противоборствующие силы

Исход битвы

Значение битвы

Как Руси удалось отразить натиск западных крестоносцев? Какое это имело значение?

Как Руси удалось отразить натиск западных крестоносцев?

Какое это имело значение?

В результате сражений на Неве и Чудском озере был отражен натиск северо-западных соседей на Русь. Она отстояла свои земли и свою веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.

В результате сражений на Неве и Чудском озере был отражен натиск северо-западных соседей на Русь.

Она отстояла свои земли и свою веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Я затруднялся…
  • Мое настроение…
Домашнее задание : П.17, стр. 25, вопросы к параграфу

Домашнее задание :

П.17, стр. 25, вопросы к параграфу


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока по истории Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Автор: Плужная Татьяна Ивановна

Дата: 29.11.2022

Номер свидетельства: 618715


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства