Разработка урока по истории Казахстана для 11 класса "Киргизская (Казахская) АССР. Казахская ССР"
Разработка урока по истории Казахстана для 11 класса "Киргизская (Казахская) АССР. Казахская ССР"
Тема урока является завершающей в разделе «Общественно-политическая жизнь Казахстана в 1920-30 годы», поэтому, наряду с изучением нового материала, был использован ряд элементов урока направленных на повторение и систематизацию знаний выпускников по данному разделу. Все требования программы по данной теме получили отражение в уроке.
Цели урока:
Образовательная: создать учебную ситуацию, которая поможет ученикам проследить историю складывания казахской государственности в период 1920-30-х годов, выяснить особенности образования КАССР и КССР
Развивающая: способствовать развитию умения анализировать исторические факты и явления, развивать навыки самостоятельной работы, делать выводы, давать свою оценку историческим явлениям, процессам и деятелям.
Воспитательная: создать условия для воспитания гражданственности и патриотизма, совершенствования коммуникативной компетенции при работе в паре.
Реализация поставленных целей осуществлялась путем использования элементов различных педагогических технологий: проблемного, личностно-ориентированного, развивающего, ТРКМ.
В ходе урока были использованы такие формы организации учебной деятельности как: индивидуальная, фронтальная, парная.
Для поддержки мотивации и профилактики утомляемости учащихся использовался подход чередования различных видов деятельности.
На организационном этапе проведено мотивационное упражнение, коммуникативная атака «Чистая доска», также ученики были вовлечены в этап целеполагания.
На протяжении всего урока ученики работали над реализацией проблемного задания: по ходу урока определить 7 основных этапов (вех) формирования казахской советской государственности, заполняя предложенную схему.
Способствовало созданию развивающей учебной ситуации на уроке такие методические приемы как: опережающее задание, анализ работы с учебным текстом и составление к нему вопросов высокого и низкого порядка, с последующим взаимоопросом.
Способствовало развитию основных мыслительных операции (анализ, синтез, оценка) вовлечение учащихся в аналитическую работу с документами эпохи, взаимообучение, использование ПОПС-формулы на завершающем этапе урока, когда ученики определяли значимость этапов развития советской государственности, определенных в ходе урока.
На этапе рефлексии ученики отметили три основных момента, способствовавших их подготовке к итоговой аттестации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана для 11 класса "Киргизская (Казахская) АССР. Казахская ССР"»
Разработка открытого урока по истории Казахстана
в рамках школьной методической недели ВОУД и ИА
Урок
история Казахстана
Дата
17.02.2016
Учитель
Хоменко Е.Н.
Класс
11 ЕМ
Тема урока
Киргизская (Казахская) АССР. Казахская ССР
Тип урока
изучение нового материала с элементами повторение-обобщения
Программный материал: создание Киргизской (Казахской) АССР и преобразование Казахской АССР в КССР.
Вид урока
Урок – исследование
Образоват
цель
Создать учебную ситуацию, которая поможет ученикам проследить историю складывания казахской государственности в период 1920-30-х годов, выяснить особенности образования КАССР и КССР.
Развивающ.
цель
Способствовать развитию умения анализировать исторические факты и явления, развивать навыки самостоятельной работы, делать выводы, давать свою оценку историческим процессам и деятелям.
Ожидаемый результат: учащиеся называют, раскрывают содержание основных этапов формирования казахской национальной государственности в ХХ веке, оформляют их в предложенной схеме. Анализируют и сравнивают исторические документы, определяют их значимость. Дают свою оценку сформулированных этапов на основе ПОПС-формулы. Готовы применить знания, выходящие за рамки изучаемой темы. Дают оценку своей деятельности.
Воспитательн.
цель
создать условия для воспитания гражданственности и патриотизма, коммуникативной компетенции при работе в паре
Оборудование
учебники, тетради, раздаточный материал (познавательная информация, карточки с датами, ПОПС- формула, документы ), наглядность (гос.символы КазССР, портреты Голощекина и Мирзояна)
- Если вы готовы к предложенной работе на уроке - большой палец вверх, если нет - вниз
Вы готовы:
-изучать историю
-отвлекаться на уроке
-анализировать учебный материал
- отвлекать товарища по парте
-делать выводы
- получать «5»
- готовиться к итоговой аттестации
Б) коммуникативная атака - прием «Чистая доска» (на доске прикреплены даты, ученики озвучивают даты и их убирают, пока доска не станет пустой)
Цель: повторить даты, выделить даты, связанные с процессом формирования национального государства (1918- 1920, 1916,1465-1466, октябрь 1917 г., 16 декабря 1991 г., 1995 г. 1 декабря 1991 г., 10 декабря 1991 г.)
Итог: какое важное событие РК отметила в декабре 2016 года? (25 лет независимости)
В) Определение учащимися цели урока
Практ.
практ.
Фронт.
Фронт.
2,3
2,3
+
+
3.Изучение нового материала
План.
1.Деятельность Казревкома по подготовке к созданию национальной автономии
2.Создание КазАССР
3.Преобразование КазАССР в КазССР
Проблемное задание.
По ходу урока определить 7 основных этапов (вех) формирования казахской государственности в ХХ веке и оформить их в виде лесенки в индивидуальных карточках (их вклеить дома в рабочие тетради)
Пробл.
Фронт.
4
умение адекватно оценивать особенности социальной и политической среды
1.Деятельность Казревкома по подготовке к созданию национальной автономии
А) Мозговой штурм - С какого события начинается эта лесенка? Какое событие стало 2 этапом? (выдвижение идей, обсуждение, определение верного ответа, запись в карточке- лесенке)
Б) Опережающее задание учащегося - Краткая справка о Казревкоме и его
деятельности
Итог: 1 ступенька- октябрь 1917 г. – приход к власти большевиков.
2 ступенька- 1919-1920 годы – деятельность Казревкома
2.Создание КазАССР
А)Самостоятельная работа с учебником с. 153-154
История образования КазАССР
Взаимоопрос учащихся по материалу (толстые и тонкие вопросы)
Б) организация парной работы с документом (приложение): изучение материала и взаимообучение
1 вариант - Декрет об образовании КазАССР
2 вариант – Декларация прав трудящихся
Итог: Какой документ имел, на ваш взгляд, наибольшее значение? Ответ обоснуйте.
(запись в карточке-лесенке)
3 ступенька – октябрь 1920 г. – образование КазАССР
4 ступенька - декабрь 1922 г. - вхождение в СССР
В) Пробл. беседа:
Как назывался период в Казахстане второй половины 20-х годов?
Какие важные события происходили в этот период?
Г)Работа с картой На карте поместить карточки с датами возле городов - столиц Казахстана (слабые ученики)
3.Преобразование КазАССР в КазССР
А)Самостоятельная работа с учебником с.155
История образования КазССР
Взаимоопрос учащихся по материалу (толстые и тонкие вопросы)
(запись в карточке-лесенке)
5 ступенька - март 1937 год - Преобразование КазАССР в КазССР ,
принятие Конституции КазССР
Б) Работа с наглядным материалом - гос. символами КазССР
В) Опережающее задание учащегося - сообщение о Л.Мирзояне
Г) Проблемная беседа Какие события являются завершающим этапом?
6 ступенька - 10 декабря 1991 - переименование КазССР в РК
7 ступенька - 16 декабря 1991 - закон о независимости РК
пробл.
практ.
практ.
Ч/П
практ.
практ.
пробл.
пробл.
практ.
Репрод.
Пробл.
Практ.
Практ.
Пробл.
инд.
Индив.
индив.
парн.
Индив.
Индив.
Фронт.
Фронт.
Парн.
Индив.
Фронт.
3
2
3
2,3
3
2,3
2
3
2,3
3
3
+
+
4.Закрепление
А) организация работы в паре:
Используя с ПОПС- формулу оценить один из этапов (приложение)
Б) вставить пропущенное слово - взаимопроверка
пробл.
индив.,
3
+
+
6. Домашнее задание
Всем - §34, полученную лесенкувклеить в тетрадь, учить материал
На выбор:
А) подобрать тестовые вопросы ЕНТ по теме для пополнения копилки вопросов прислать их на электронную почту учителя
Б) мини-эссе «История Казахской государственности в ХХ веке»
Практ., пробл.
индив.
2, 3
+
+
+
7. Рефлексия
Прием «Три М» - Назвать три момента на уроке, которые помогли готовиться к ИА и ЕНТ
Приложение.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ КИРГИЗСКОЙ (КАЗАХСКОЙ) АССР
6 октября 1920 г. (Выдержки)
……
V. Первый учредительный съезд Советов КССР, …постановляет:
1. Территория Киргизского края объявляется республикой Советов рабочих трудового киргизского народа, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. Органами управления Автономной КССР являются местные Совдепы, КирЦИК и Совнарком КССР.
2. …. Вся власть — законодательная, исполнительная и контролирующая — должна принадлежать целиком и исключительно трудящемуся народу.
Правом избирать и быть избранным в Советы пользуются независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.д. все граждане обоего пола, коим ко дню выборов исполнилось 18 лет
3. КССР входит как автономный член в свободный федеративный Союз Советских республик, объединенных в РСФСР.
4. …Первый съезд Советов КССР постановляет далее:
б) проводить политику РСФСР в области ликвидации частной собственности за землю и передачи последней в распоряжение государства трудящихся;
г) содействовать переходу трудящихся киргизских масс к оседлому образу жизни, видя в этом при условии коллективизации хозяйств одну из главных мер к поднятию экономического и духовного уровня трудового киргизского населения;
е) … предоставление рабочим, беднейшим крестьянам и всей массе киргизского трудового народа возможности полного, всестороннего и бесплатного образования; одновременно приступить к ликвидации народной безграмотности и обеспечению подрастающему молодому поколению условий всестороннего и здорового физического и духовного развития;
з) кодекс законов о труде и все основные завоевания рабочих России в области охраны труда и социального обеспечения в одинаковой мере распространить на массу трудящихся КССР;
и) исходя из того, что общество не может считать себя освобожденным, пока женщина остается порабощенной, киргизскую женщину, доныне рабу в общественной и семейной жизни и в то же время безропотную работницу в хозяйстве, считать отныне равноправным членом общества с распространением на нее всех без изъятия политических и гражданских прав, являющихся завоеванием и достоянием всей массы трудящихся;
7. Стремясь установить в Киргизской Республике благоприятные условия для мирного и братского сожительства всех входящих в ее состав наций (Учредительный съезд Советов), КССР заявляет, что каждая имеет одинаковое право пользования родным языком во всех государственных учреждениях и в школе и что каждой из них предоставляется и должно быть обеспечено право и полная возможность свободного национального развития.
Декрет об Автономной Киргизской Социалистической Советской Республике
26 августа 1920 г.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров в развитие декрета Совнаркома от 10 июля 1919 г., за №354, постановляют:
1. Образовать Автономную Киргизскую Социалистическую Советскую Республику как часть Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в состав коей включить в прежних административных границах области:
3. Органами управления Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики являются местные Совдепы, Центральный Исполнительный Комитет и Совнарком Киргизской Социалистической Советской Республики.
4. Для управления делами Киргизской Социалистической Советской Республики учреждаются народные комиссариаты: 1) внутренних дел с Управлением почт и телеграфов: 2) юстиции; 3) просвещения; 4) здравоохранения; 5) социального обеспечения; 6) земледелия; 7) продовольствия; 8) финансов; 9) Совет народного хозяйства; 10) Рабоче-Крестьянской инспекции; 11) Народный комиссариат труда и 12) Народный комиссариат путей сообщения.
….
2. Всеми необходимыми финансами и техническими средствами Автономная Киргизская Социалистическая Советская Республика снабжается из средств Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
3. Иностранные дела и внешняя торговля остаются целиком в ведении центральных органов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
4. До созыва съезда Советов Киргизской Социалистической Советской Республикився полнота власти Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики в границах, указанных в настоящем положении, принадлежит Ревкому Киргизской Социалистической Советской Республики.
5. Временно, впредь до окончательной организации центральных органов Киргизской Республики, могущих воспринять руководство Акмолинской и Семипалатинской губерниями, последние продолжают оставаться в ведении Сибревкома. Для проведения единой политики в киргизских областях, временно остающихся в составе Сибири и Туркестана, вводятся в состав Сибревкома и Президиума Турцика уполномоченные члены Кирревкома; в своей работе означенные члены Кирревкома подотчетны последнему и руководятся его директивами.
Попс- формула.
Методика «ПОПС-формула» Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы: П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение)
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».