kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока истории Росиии по теме "Опричнина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

После работы на данном уроке обучающиеся поймут, разберутся, что такое опричнина, почему царь Иван Грозный проводил такую политику. Помимо этого, дети узнают, чем закончилось столь противоречивое правление Ивана IV.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории Росиии по теме "Опричнина"»



Разработка урока по истории


Класс, дата, предмет: 6 класс, 15.04.2017 года, история

Тема урока: «Опричнина»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: беседа, лекция

Цели урока: Познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.

Личностная – осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин

Регулятивная – оценка, саморегуляция

Оборудование: Учебник: История России с Древнейших времен до конца XVI в. А.А. Данилов, Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2008, презентация по теме «Опричнина на Руси», исторический фильм « Опричнина»


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся




1. Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Приветствие, организация внимания школьников.

2. Постановка цели и задач урока

3. Актуализация















4. Фронтальный опрос по предыдущей теме ( «Внутренняя политика Ивана 4 Грозного»)


5. Усвоение новых знаний


















































































































































6. Рефлексия












7. Подведение итогов




1.Подготовка класса к работе

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

«












2. Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец.

- Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли).

3.Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного.

Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося


4.Учитель спрашивает краткое содержание темы, задает вопросы, спрашивает новые определения.








5.Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии

Сложившаяся в ходе реформ Избранной рады, эта система укрепляла централизованное управление страной. Но Боярская дума, Избранная рада, отчасти и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя. Он же стремился к единоличной власти.

- Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой».

- В тетрадь записываются причины террора:

Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти;

Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства;

Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии;

Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней.

Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням.

Опричнина название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом.

Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах (запись).

- Стр. 216 с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него?

(1) Адашев;

Сильвестр.

(2) митрополит Афанасии;

Андрей Курбский.

В декабре 1564 царь с семьей и приближенными выехал из Москвы в Александровскую слободу. Через некоторое время он направил в Москву две грамоты, которые надлежало огласить на Красной площади. В первой грамоте, которая была адресована митрополиту Афанасию, царь обвинял бояр и духовенство в расхищении казны, земли, в нежелании защищать царя от «недругов его». Во второй, адресованной купцам и всем посадским людям, он объяснял причины отречения от престола.

Иван заявил, что вернется на престол, только при условии предоставления ему права казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричнину.

- Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 218)?

Разделение страны на две части:

Опричнину, взятую в особое царское владение;

Земщину, которой должны были ведать бояре.

- Какие тер-ии вошли в опричнину?




Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах.

Одновременно было создано опричное войско. Опричники были призваны «грызть» царских изменников и «выметать из гос-ва измену».

- Как относилось к введению опричнины большинство население страны (стр. 218)?



В 1569 г. царь расправился со своим двоюродным братом Владимиров Андреевичем. Услышав, что он якобы замышляет отравить царя, Иван Грозный приказал дать яд князю Владимиру, его жене и дочери. Так было уничтожено последнее удельное княжество на Руси.

В декабре 1569, получив ложный донос о боярском заговоре, Иван выступил в поход против древнерусского города – Новгорода, который позже был опустошен.

В период опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти.

Ущерб, нанесенный стране опричниной огромен. Затяжная Ливонская война, набеги крымских татар, голод и эпидемия усугубили бедственное положение гос-ва, разделенного на две части. Все это, а также низкая боеспособность опричного войска вынудило Ивана Грозного осенью 1572 г. отменить опричнину (запись).

С отменой опричнины было ликвидировано разделение тер-ии, часть отобранных земель была возвращена прежним владельцам. Само слово «опричнина» было запрещено произносить под угрозой наказания кнутом.

- На стр. 219-220 выделим итоги царствование Ивана Грозного:

1. Хозяйственный упадок;

2. 1581 г. – указ о заповедных летах – запрет в эти годы переходить крестьянам от одного хозяина к другому в Юрьев день, что способствовало формированию крепостного права;

3. Изменения в высших слоях населения:

а) боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя;

б) люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли.














6. Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов

Что нового вы узнали на уроке?

Вопросы учителя на повторение, с целью выявить, усвоен ли материал учащимися





7. Выставление оценок;

Домашнее задание : § 25, вопросы. 2, 3, 5 письменно.




1.Развитие мотивов учебной деятельности

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.












2.Ученик предъявляет свои вопросы другому ученику по теме «Внешняя политика Ивана IV». Ответивший ученик предъявляет свой вопрос задавшему и т.д.

3. Слушают учителя, записывают в тетрадь тему урока.












4.Ученики проверяют свои знания по пройденной теме








5.следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом.

Записывают лекцию в тетрадь.

Устно отвечают на вопросы.










































































































































6. соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе.

развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение


7. Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Записывают в дневники домашнее задание.



























Список литературы :

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов высших учеб. заведений. – М., 2003.http://www.alleng.ru/d/hist/hist203.htm

  2. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2007.

Дополнительная литература:

  1. Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на ФГОС опыт, проблемы, 2014

  2. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории: Учебно-методическое пособие для учителя. – М., 2002.

  3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учеб­но-методическое пособие. - М., 2000.http://www.twirpx.com/file/554160/

  4. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обуче­ния. - М., 1998.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М., 2003http://refdb.ru/look/1610583-pall.html





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока истории Росиии по теме "Опричнина"

Автор: Высоких Анастасия Сергеевна

Дата: 15.06.2017

Номер свидетельства: 421912

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Славы или позора достоин Иван Грозный? "
    ["seo_title"] => string(37) "slavy-ili-pozora-dostoin-ivan-groznyi"
    ["file_id"] => string(6) "138096"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417469685"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства