1. Организационный момент Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Приветствие, организация внимания школьников. 2. Постановка цели и задач урока 3. Актуализация 4. Фронтальный опрос по предыдущей теме ( «Внутренняя политика Ивана 4 Грозного») 5. Усвоение новых знаний 6. Рефлексия 7. Подведение итогов | 1.Подготовка класса к работе Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез « 2. Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец. - Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли). 3.Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного. Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося 4.Учитель спрашивает краткое содержание темы, задает вопросы, спрашивает новые определения. 5.Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии Сложившаяся в ходе реформ Избранной рады, эта система укрепляла централизованное управление страной. Но Боярская дума, Избранная рада, отчасти и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя. Он же стремился к единоличной власти. - Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой». - В тетрадь записываются причины террора: Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти; Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства; Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии; Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней. Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням. Опричнина – название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом. Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах (запись). - Стр. 216 с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него? (1) Адашев; Сильвестр. (2) митрополит Афанасии; Андрей Курбский. В декабре 1564 царь с семьей и приближенными выехал из Москвы в Александровскую слободу. Через некоторое время он направил в Москву две грамоты, которые надлежало огласить на Красной площади. В первой грамоте, которая была адресована митрополиту Афанасию, царь обвинял бояр и духовенство в расхищении казны, земли, в нежелании защищать царя от «недругов его». Во второй, адресованной купцам и всем посадским людям, он объяснял причины отречения от престола. Иван заявил, что вернется на престол, только при условии предоставления ему права казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричнину. - Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 218)? Разделение страны на две части: Опричнину, взятую в особое царское владение; Земщину, которой должны были ведать бояре. - Какие тер-ии вошли в опричнину? Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах. Одновременно было создано опричное войско. Опричники были призваны «грызть» царских изменников и «выметать из гос-ва измену». - Как относилось к введению опричнины большинство население страны (стр. 218)? В 1569 г. царь расправился со своим двоюродным братом Владимиров Андреевичем. Услышав, что он якобы замышляет отравить царя, Иван Грозный приказал дать яд князю Владимиру, его жене и дочери. Так было уничтожено последнее удельное княжество на Руси. В декабре 1569, получив ложный донос о боярском заговоре, Иван выступил в поход против древнерусского города – Новгорода, который позже был опустошен. В период опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти. Ущерб, нанесенный стране опричниной огромен. Затяжная Ливонская война, набеги крымских татар, голод и эпидемия усугубили бедственное положение гос-ва, разделенного на две части. Все это, а также низкая боеспособность опричного войска вынудило Ивана Грозного осенью 1572 г. отменить опричнину (запись). С отменой опричнины было ликвидировано разделение тер-ии, часть отобранных земель была возвращена прежним владельцам. Само слово «опричнина» было запрещено произносить под угрозой наказания кнутом. - На стр. 219-220 выделим итоги царствование Ивана Грозного: 1. Хозяйственный упадок; 2. 1581 г. – указ о заповедных летах – запрет в эти годы переходить крестьянам от одного хозяина к другому в Юрьев день, что способствовало формированию крепостного права; 3. Изменения в высших слоях населения: а) боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя; б) люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли. 6. Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов Что нового вы узнали на уроке? Вопросы учителя на повторение, с целью выявить, усвоен ли материал учащимися 7. Выставление оценок; Домашнее задание : § 25, вопросы. 2, 3, 5 письменно. | 1.Развитие мотивов учебной деятельности Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. 2.Ученик предъявляет свои вопросы другому ученику по теме «Внешняя политика Ивана IV». Ответивший ученик предъявляет свой вопрос задавшему и т.д. 3. Слушают учителя, записывают в тетрадь тему урока. 4.Ученики проверяют свои знания по пройденной теме 5.следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Записывают лекцию в тетрадь. Устно отвечают на вопросы. 6. соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе. развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение 7. Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Записывают в дневники домашнее задание. |