В разработке урока внимание акцентируется на сплочении всего народа Советского Союза в страшные годы лихолетия Великой Отечественной войны. Труженики тыла, жители оккупированных территорий проявляли чудеса стойкости, героизма и самоотверженного труда, приближая славный День Победы. Народ сплотился ради единой цели - победы над врагом!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Единство тыла и фронта»
Класс _10__ Дата ____________
Тема урока: Единство фронта и тыла.
Цель урока: воспитание уважения к героическому прошлому российского народа, общероссийской гражданской идентичности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; побуждение учащихся к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы обучения:индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, самостоятельная работа; работа в группах с различными источниками информации по выполнению проблемных заданий; самооценка и взаимооценка.
Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса. Возможность самостоятельно ставить цели и задачи урока. Навык планирования путей достижения целей.
Познавательные: применять теоретические положения источников в процессе анализа учащимися фактов истории или современной действительности.
Коммуникативные: проявлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками. Умение работать в группах.
Регулятивные: организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке. Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание. Осуществлять познавательную рефлексию и отношение действий по решению учебных и познавательных задач
Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса. Возможность самостоятельно ставить цели и задачи урока. Навык планирования путей достижения целей.
Объясните значение пословицы «Inter arma silent Musae» [интер арма силэнт музэ], созданной на основе выдержки из речи Марка Туллия Цицерона (52 до н. э., Древний Рим). Как мы объясняли её значение? (Когда гремит оружие, музы молчат)
В годы войны в городах очень часто организовывались выставки, музыкально-поэтические выступления, посвящённые дню прорыва или снятия блокады Ленинграда, а назывались они «А музы не молчали». Какой смысл заключён в этом названии? (Искусство отходит на второй план, когда страна ведет военные действия. Проводимые мероприятия рассказывают о том, какие произведения искусства создавались в блокадном Ленинграде, опровергая привычный смысл пословицы).
Фронтальный опрос, выход на тему урока. Блиц-опрос:
1. Назовите хронологические рамки Второй мировой войны.
2. Продолжите предложение «Термин “блицкриг” происходит из немецкого языка и дословно означает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ”.
3. Что такое «холокост»?
4. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?
5. Что было раньше битва под Москвой или Сталинградская битва?
6. Чья армия попала в окружение под Сталинградом?
7. Что обозначают черный и оранжевый цвета на георгиевской ленточке?
8. Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских захватчиков?
9. Как расшифровывается аббревиатура «КВ» – название советского тяжёлого танка времён Великой Отечественной войны?
10. Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о великой победе над фашизмом?
Актуализация имеющихся знаний (работа в тетради).
Подвести итоги работы с опорой: вклад в Великую Победу).
3 июля 1941 жители всей страны, прослушали радиообращение Иосифа Виссарионовича Сталина. Прослушайте его и ответьте на вопросы:
Как оценил Сталин характер войны, которую развязали фашисты?
Какой по характеру являлась эта война для советского народа?
Анализ аудиофайла (речь И.В. Сталина от 3 июля 1941 г.)
Почему, на ваш взгляд, И.В. Сталин выбрал именное такое начало своего обращения к народу: «Товарищи. Братья и сестры!...» (добиваться понимания учащимися факта позиционирования войны как единого дела для всех советских людей; не только гражданский долг, не только любовь к Родине помогли советским людям выстоять в годы войны. Способствовали коренному перелому в ходу Великой Отечественной войны социально-экономические преобразования – перевод экономики страны на военные рельсы).
Изучение нового материала
Прием «Мозговой штурм»: какие меры необходимо предпринять руководству страны для перевода экономики на военный лад? (Массовое перемещение в восточные регионы Советского Союза населения, запасов продовольствия и сырья, предприятий, учреждений из тех районов страны, которым угрожала немецко-фашистская оккупация во время Великой Отечественной войны – т.е. эвакуация).
Словарная работа: эвакуация - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, запасов продовольствия и сырья, предприятий из зон, прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах.
Работа с картой: Покажите на карте регионы, куда эвакуировалось наибольшее число промышленных предприятий (на юг, на восток, в т.ч. в Тюменскую область).
Работа в группах:
1 группа – Эвакуация в годы ВОВ
24 июня 1941 г.
1942 г.
Создан Совет по эвакуации
Организация на железных дорогах эвакуационных пунктов
Вторая волна эвакуации
Новые научно-производственные центры появились в глубоком тылу: Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Казахстан и т.д.
Москва
2 группа – Медицина в годы ВОВ
1942 г.
Военные годы
А.Н. Бакулев, Н.Н. Бурденко, В.Ф. Войно-Ясенецкий и многие советские хирурги вернули в строй 72% раненых и 91% больных воинов.
Микробиолог З.В. Ермольева получила из отечественного сырья первые образцы пенициллина
5,5 млн доноров сдали для нужд фронта около 1 млн. 700 тыс. л. крови
Госпитали, больницы
3 группа – создание резерва армии
Октябрь 1941 г.
Осень 1943
Обязательное военное обучение для людей от 16-50 лет. (создание резерва армии)
Создание суворовский и нахимовских училищ для обучения и воспитания детей воинов Красной Армии
СССР
4 группа – карточки на питание
Июль 1941 г.
1942 г.
Были введены карточки на основные продукты питания.
На государственном снабжении хлебом находились 62 млн. человека
Москва и Санкт -Петербург
Фронтальная работа: многие труженики тыла после войны были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Попытайтесь определить для себя, что такое доблестный труд. (Ответы учащихся).
Информационная справка: знаете ли вы, что в годы войны в эвакуации находилась известная советская поэтесса Юлия Друнина. Осенью 1941 года, Юлия Друнина вскоре вместе со 1-й спецшколой ВВС, в которой преподавателем работал её отец, была эвакуирована в Сибирь, в Заводоуковск. Ехать в эвакуацию она не хотела и согласилась на отъезд, только поддавшись уговорам отца, которого она очень любила. Будучи в эвакуации, Юлия всеми силами опять рвётся на фронт. Добивается своего, но... получает повестку не на Западный фронт, а на Восточный, в школу младших авиаспециалистов в Хабаровск. Получив сообщение о смерти отца в 1942 году, едет в Заводоуковск на похороны, но оттуда не возвращается в свой полк, а отправляется в Москву, в главное управление ВВС. Через все ее творчество тема войны проходит красной нитью. Обращение к личному социальному опыту учащихся: деятели культуры, в годы войны, защищали Родину наравне со всеми. Что вы знаете о культурном развитии страны в 1941-1945 годах? Работа с учебником: на странице учебника 41 п. 5 «Культурное пространство войны» данный вопрос раскрыт подробнее. Ответить на вопрос: какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны? Как произведения искусства способствовали объединению советского общества в борьбе с врагом? Именно в эти страшные годы в СССР родился новый гимн, который пришел на смену «Интернационалу». Прослушивание гимна СССР от 1944 г.: как слова нового гимна способствовали росту самосознания советского народа?
Первичное закрепление: дискуссионная беседа:
С какими новыми понятиями вы познакомились?
Можно ли назвать работу тыла в ВОВ нравственным подвигом нашего народа?
Что нового о нашем посёлке вы узнали?
Рефлексия: Прием «Закончите предложение»:
«Человек и война: единство фронта и тыла заключается в ………»
Домашнее задание. Прием «Три Я»:
«Я знаю» - проработать параграф 32, выучить новые понятия.
«Я умею» - заполнить таблицу по алгоритму.
«Я творю» - написать эссе «Почему советский тыл выдержал испытание войной?».