kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Единство тыла и фронта

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке урока внимание акцентируется на сплочении всего народа Советского Союза в страшные годы лихолетия Великой Отечественной войны. Труженики тыла, жители оккупированных территорий проявляли чудеса стойкости, героизма и самоотверженного труда, приближая славный День Победы. Народ сплотился ради единой цели - победы над врагом!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Единство тыла и фронта»

Класс _10__ Дата ____________

Тема урока: Единство фронта и тыла.

Цель урока: воспитание уважения к героическому прошлому российского народа, общероссийской гражданской идентичности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; побуждение учащихся к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, самостоятельная работа; работа в группах с различными источниками информации по выполнению проблемных заданий; самооценка и взаимооценка.

Оборудование: презентация, аудиофайл, Рабочие листы для групп, дидактический материал, учебник В.Р.Мединского, А.В.Торкунова «История России».

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса. Возможность самостоятельно ставить цели и задачи урока. Навык планирования путей достижения целей.


Познавательные: применять теоретические положения источников в процессе анализа учащимися фактов истории или современной действительности.

Коммуникативные: проявлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками. Умение работать в группах.

Регулятивные: организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке. Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание. Осуществлять познавательную рефлексию и отношение действий по решению учебных и познавательных задач

Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса. Возможность самостоятельно ставить цели и задачи урока. Навык планирования путей достижения целей.



«Мы должны поклониться до земли

нашему советскому человеку.

Повсюду и везде он делал все

от него зависящее, чтобы приблизить

час победы над фашизмом»

Г.К.Жуков)

Ход урока.

  1. Мотивационный этап. Прием «Фантастическая добавка»

Объясните значение пословицы «Inter arma silent Musae» [интер арма силэнт музэ], созданной на основе выдержки из речи Марка Туллия Цицерона (52 до н. э., Древний Рим). Как мы объясняли её значение? (Когда гремит оружие, музы молчат)

В годы войны в городах очень часто организовывались выставки, музыкально-поэтические выступления, посвящённые дню прорыва или снятия блокады Ленинграда, а назывались они «А музы не молчали». Какой смысл заключён в этом названии? (Искусство отходит на второй план, когда страна ведет военные действия. Проводимые мероприятия рассказывают о том, какие произведения искусства создавались в блокадном Ленинграде, опровергая привычный смысл пословицы).

  1. Фронтальный опрос, выход на тему урока. Блиц-опрос:

1. Назовите хронологические рамки Второй мировой войны.

2. Продолжите предложение «Термин “блицкриг” происходит из немецкого языка и дословно означает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ”.

3. Что такое «холокост»?

4. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

5. Что было раньше битва под Москвой или Сталинградская битва?

6. Чья армия попала в окружение под Сталинградом?

7. Что обозначают черный и оранжевый цвета на георгиевской ленточке?

8. Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских захватчиков?

9. Как расшифровывается аббревиатура «КВ»  название советского тяжёлого танка времён Великой Отечественной войны?

10. Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о великой победе над фашизмом?

  1. Актуализация имеющихся знаний (работа в тетради).

Подвести итоги работы с опорой: вклад в Великую Победу).

3 июля 1941 жители всей страны, прослушали радиообращение Иосифа Виссарионовича Сталина. Прослушайте его и ответьте на вопросы:

  1. Как оценил Сталин характер войны, которую развязали фашисты?

  2. Какой по характеру являлась эта война для советского народа?

Анализ аудиофайла (речь И.В. Сталина от 3 июля 1941 г.)

Почему, на ваш взгляд, И.В. Сталин выбрал именное такое начало своего обращения к народу: «Товарищи. Братья и сестры!...» (добиваться понимания учащимися факта позиционирования войны как единого дела для всех советских людей; не только гражданский долг, не только любовь к Родине помогли советским людям выстоять в годы войны. Способствовали коренному перелому в ходу Великой Отечественной войны социально-экономические преобразования – перевод экономики страны на военные рельсы).

  1. Изучение нового материала

Прием «Мозговой штурм»: какие меры необходимо предпринять руководству страны для перевода экономики на военный лад? (Массовое перемещение в восточные регионы Советского Союза населения, запасов продовольствия и сырья, предприятий, учреждений из тех районов страны, которым угрожала немецко-фашистская оккупация во время Великой Отечественной войны – т.е. эвакуация).

Словарная работа: эвакуация - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, запасов продовольствия и сырья, предприятий из зон, прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах.

Работа с картой: Покажите на карте регионы, куда эвакуировалось наибольшее число промышленных предприятий (на юг, на восток, в т.ч. в Тюменскую область).

Работа в группах:

1 группа – Эвакуация в годы ВОВ

24 июня 1941 г.

1942 г.

Создан Совет по эвакуации

Организация на железных дорогах эвакуационных пунктов

Вторая волна эвакуации

Новые научно-производственные центры появились в глубоком тылу: Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Казахстан и т.д.

Москва


2 группа – Медицина в годы ВОВ

1942 г.

Военные годы

А.Н. Бакулев, Н.Н. Бурденко, В.Ф. Войно-Ясенецкий и многие советские хирурги вернули в строй 72% раненых и 91% больных воинов.

Микробиолог З.В. Ермольева получила из отечественного сырья первые образцы пенициллина

5,5 млн доноров сдали для нужд фронта около 1 млн. 700 тыс. л. крови

Госпитали, больницы

3 группа – создание резерва армии

Октябрь 1941 г.

Осень 1943

Обязательное военное обучение для людей от 16-50 лет. (создание резерва армии)

Создание суворовский и нахимовских училищ для обучения и воспитания детей воинов Красной Армии

СССР

4 группа – карточки на питание

Июль 1941 г.

1942 г.

Были введены карточки на основные продукты питания.

На государственном снабжении хлебом находились 62 млн. человека

Москва и Санкт -Петербург


Фронтальная работа: многие труженики тыла после войны были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Попытайтесь определить для себя, что такое доблестный труд. (Ответы учащихся).

Информационная справка: знаете ли вы, что в годы войны в эвакуации находилась известная советская поэтесса Юлия Друнина. Осенью 1941 года, Юлия Друнина вскоре вместе со 1-й спецшколой ВВС, в которой преподавателем работал её отец, была эвакуирована в Сибирь, в Заводоуковск. Ехать в эвакуацию она не хотела и согласилась на отъезд, только поддавшись уговорам отца, которого она очень любила. Будучи в эвакуации, Юлия всеми силами опять рвётся на фронт. Добивается своего, но... получает повестку не на Западный фронт, а на Восточный, в школу младших авиаспециалистов в Хабаровск. Получив сообщение о смерти отца в 1942 году, едет в Заводоуковск на похороны, но оттуда не возвращается в свой полк, а отправляется в Москву, в главное управление ВВС. Через все ее творчество тема войны проходит красной нитью.
Обращение к личному социальному опыту учащихся: деятели культуры, в годы войны, защищали Родину наравне со всеми. Что вы знаете о культурном развитии страны в 1941-1945 годах? Работа с учебником: на странице учебника 41 п. 5 «Культурное пространство войны» данный вопрос раскрыт подробнее. Ответить на вопрос: какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны? Как произведения искусства способствовали объединению советского общества в борьбе с врагом? Именно в эти страшные годы в СССР родился новый гимн, который пришел на смену «Интернационалу». Прослушивание гимна СССР от 1944 г.: как слова нового гимна способствовали росту самосознания советского народа?
  1. Первичное закрепление: дискуссионная беседа:

С какими новыми понятиями вы познакомились?

Можно ли назвать работу тыла в ВОВ нравственным подвигом нашего народа?

Что нового о нашем посёлке вы узнали?

  1. Рефлексия: Прием «Закончите предложение»:

«Человек и война: единство фронта и тыла заключается в ………»
  1. Домашнее задание. Прием «Три Я»:

«Я знаю» - проработать параграф 32, выучить новые понятия.

«Я умею» - заполнить таблицу по алгоритму.

«Я творю» - написать эссе «Почему советский тыл выдержал испытание войной?».

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Единство тыла и фронта

Автор: Олинкевич Галина Васильевна

Дата: 26.11.2025

Номер свидетельства: 677845


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства