kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока по истории Узбекистана на тему: "Саманиды" в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории на тему: "Саманиды"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по истории Узбекистана на тему: "Саманиды" в 7 классе»

Предмет: «История Узбекистана»

Дата: 14.01.2020

Класс: 7 «А»

Тема: Саманиды

Цели: а) образовательная: ознакомить учащихся с предпосылками прихода к власти Саманидов, господством Саманидов на территории Мавераннахра и Хорасана, жизнью и деятельностью Исмаила Самани, системой управления и обороны в государстве Саманидов;

б) воспитательная: воспитывать стремление к физическому, духовному, моральному, интеллектуальному, творческому развитию, верность общечеловеческим и национальным ценностям;

в) развивающая: развивать умение работать в сотрудничестве, высчитывать периодизацию событий, отбирать информацию.

Тип урока: урок усвоения знаний

Метод: частично-поисковый

Приёмы работы: рисуночный тест, линия жизни, интеллект-карта, ПОПС-формула

Оборудование урока: ТСО, презентация-слайд, раздаточный материал, видеоролик

Компетенции: ПК-1, КК-1,2,3,5,6

План урока:

Этапы

Содержание работы

Метод

Время

1 этап.

Организа-ционная часть.

Мониторинг посещаемости. Активизация внимания учащихся на уроке. Новости в мире. Ротация

Монито

ринг

2

2. Повто-рение

Решение рисуночных тестов

Блиц-опрос


Тесты, блиц-опрос

7

3. Объясне

ние новой темы

Объяснение темы по плану:

-Господство Саманидов

-Исмаил Самани

-Система управления

-Оборона

Презента

ция-рассказ

15

4. Закре-пление

Интеллект-карта

Формула ПОПС

Линия жизни

Отметь на карте по датам

Майнд-мэп

18

5 этап.

Оценка.

Оценивание учащихся

Оценива

ние

2

6 этап. Д/з

Тема 13

задание

1

Ход урока:

1 Организационная часть. Мониторинг посещаемости. Активизация внимания учащихся на уроке. Новости в мире. Ротация.

2 Повторение пройденной темы «Карлуки, Огузы, Тахириды»

А) Группы решают рисуночный тест

1 Определите столицу государства Карлуков










  1. Определите столицу государства Огузов











3 Определите столицу государства Саффаридов











4 Определите столицу государства Тахиридов








В) Блиц-опрос (за правильный ответ наклеивается стикер на «дерево»)

1 В каком веке Арабский халифат оказался в политическом кризисе? (Конец 8 начало 9 века)

2 В какой части Мавераннахра появляются первые независимые государства? (север и северо-восток)

3 В составе какого государства находились карлуки в 6-7 веках? (Тюркского каганата)

4 Где в середине 8 века было создано государство Карлуков? (Семиречье)

5 Какой город был столицей государства Карлуков?(Суяб)

6 Какой титул носил правитель государства Карлуков? (джабгу)

7 К какому веку карлуки приняли ислам? (10)


8 Какой товар вывозили карлуки за пределы своего государства? (шерсть)

9 В каком веке карлуки обосновались в Чачском оазисе, Ферганской и Зарафшанской долинах? (10)

10 На какой территории обосновались огузы после распада Тюркского каганата? (бассейн Сырдарьи и побережье Аральского моря)

11 Когда основано государство Огузов? (конец 9-начало 10 века)

12 Какой город был столицей государства Огузов?(Янгикент)

13 К какому веку огузы приняли ислам? (10)

14 Когда государство Огузов распалось от сильного удара кипчаков? (в первой четверти 10 века)


15 Под руководством какого племени огузы начали покорять страны Передней Азии? (сельджуков)

16 Какие племена сыграли большую роль в этногенезе узбеков и таджиков?(карлуки)

17 Какие племена сыграли большую роль в этногенезе туркмен, азербайджанцев, каракалпаков?(огузы)

18 Какой династии пришлось изменитьполитику, проводимую в Мавераннахре и Хорасане в конце 8 начале 9 века? (Аббасидам)

19 Чьими наследниками в Арабском халифате являлись Амин и Мамун? (Харун ар-Рашида)

20 Кто в 813 году предпринял поход на Багдад для поддержки Мамуна? (Тахир ибн Хусейн)

21 Кем назначил Тахира ибн Хусейна Мамун в 821 году? (наместником Хорасана и Мавераннахра)


22 Какая династия в ответ на то, что их назначили амирами городов Мавераннахра, отправляла в казну халифата большие денежные средства? (Саманиды)

23 В каком году Тахир ибн Хусейн отдаёт приказ не упоминать имени халифа в хутбе? (822)

24 При чьём правлении Тахиридов столица перенесена из Мерва в Нишапур? (Абулла Аббаса Абдуллаха)

25 Каким ремеслом занимались братья Якуб ибн Лейс и Амр ибн Лейс из династии Саффаридов? (медники)

26 Какой город захватили братья Якуб ибн Лейс и Амр ибн Лейс в 873 году? (Нишапур)

27 Что означает термин «гази»? (борец за веру)

28 Как называется вознесение молитвы за правителя во время пятничного намаза? (хутба)

3 Объяснение новой темы «Саманиды» на основе показа презентации (учитель начинает показ презентации с обращения Ш. М. Мирзиёева к молодёжи Узбекистана)

Господство Саманидов

В IX в. произошли изменения в политической жизни Мавераннахра. Государством первоначально правил Нух, затем Ахмад.

Каждый при правлении чеканил монеты со своим именем. После смерти Ахмада (865) его сын Наср объявляет Самарканд столицей. Он пытается объединить все области Мавераннахра и отделить его от Хорасана.

В последней четверти IX в. многие области Мавераннахра перешли к Саманидам. Наср стал верховным правителем Мавераннахра. Он начинает чеканку серебряных дирхемов.

Вскоре между братьями Исмаилом и Насром началась борьба за престол, в которой победил Исмаил. И в 888 г. Исмаил Самани становится главой всего Мавераннахра.

Исмаил Самани

Исмаил Самани был способным, энергичным правителем средневековья. Укрепив свои позиции, он старался объединить Мавераннахр и создать сильное государство. Начав поход на северо-восточные территории, в 893 г. он покорил город Тараз, нанеся жестокий удар по кочевникам.

Усиление могущества и независимость Мавераннахра очень беспокоило арабское государство, так как оно фактически лишалось взимания огромного богатства с его населения и вместе с тем, такая обстановка представляла определенную угрозу. Халиф стремился столкнуть Саффаридов с Саманидами. Натравливая их друга на друга, он рассчитывал ослабить обоих и восстановить свою власть в Мавераннахре и Хорасане. Халиф Мутазид (892—902) назначает правителем Хорасана и Мавераннахра правителя Саффаридов Амра ибн Лейса и настраивает его против Исмаила. В результате в 900г. между ними происходит вооруженное столкновение, которое заканчивается победой Исмаила. Хорасан переходит в руки Саманидов. Таким образом, халиф вынужден был направить Исмаилу очередную верительную грамоту.

Исмаил Самани объединил Мавераннахр и Хорасан в единое государство, столицей которого стала Бухара.

Система управления

Саманиды разработали очень компактную систему государственного управления. Государственный аппарат состоял из даргаха и диванов (департаментов).

К даргаху причисляли резиденцию эмира и жилые кварталы придворной знати, гвардию и слуг. По свидетельству Наршахи, центральное управление состояло из десяти департаментов-диванов, среди которых диван визиря считался главным. При правлении Насра II(914—943) на площади Регистан в Бухаре, против резиденции эмира было выстроено специальное здание — дворец десяти диванов, где размещался весь центральный управленческий аппарат. Должностные лица должны были свободно владеть арабским и персидским языками, безукоризненно знать Коран, иметь представления о других науках.

В духовном развитии Мавераннахра большая заслуга принадлежит ученым-теологам. Благодаря им столица государства Бухара превратилась в один из центров ислама на Востоке. В городах было построено множество мечетей, в том числе соборная мечеть, ханака, намазгох. К этому времени относится и строительство первого на мусульманском Востоке духовного учебного заведения — медресе в Бухаре. Это медресе было построено в X в. близ квартала сапожников и носило название Фаржак.

Исламской идеологии, считавшейся основой духовной жизни государства, покровительствовали известные ученые- теологи, или устоды (наставники). Позже их стали называть шейх- улисламами. За ними шли хатибы.

Саманиды выделяли для строительства соборной мечети, медресе и ханака лучшие места в городе и крупные средства. Развитие Ислама, безусловно, сыграло важную роль в формировании населения Средней Азии в качестве независимых народов.

Оборона

Исмаил Самани сформировал хорошо вооруженное войско из числа хорошо обученных дворцовых солдат (сарбазов). За многолетнюю службу сарбазы получали звание «хаджиб».
Начальники хаджибов имели звания «хаджиб ул-хужоб» или «хаджиби бузрук». Эти звания считались высшими во дворце Саманидов.

Релаксация (физминутка)

4 Закрепление новой темы

А) Интеллект-карта или «Mind-map» (группы заполняют интеллект-карту «Саманиды», после чего лидеры групп демонстрируют свою работу и подводят итоги с помощью формулы ПОПС)












В) Линия жизни (группы записывают к событиям даты прошлого, после чего связывают события с современностью и предполагают будущее)

  • …-Наср объявляет Самарканд столицей

  • …-Исмаил одержал победу в борьбе с Насром

  • …-Исмаил покорил город Тараз

  • …-начало правления халифа Мутазида

  • …-конец правления халифа Мутазида

  • …-столкновение Исмаила с Амр ибн Лейсом

  • …-начало правления государства Саманидов

  • …-конец правления государства Саманидов

  • …-начало правления Насра II

  • …-конец правления Насра II





5. Оценивание учащихся (суммируются набранные баллы в виде поощряющих медалей и выставляется оценка)

6. Домашнее задание

-Тема 13 (ответить на вопросы)

-таблица на странице48 (заполнить)

-таблица диванов-департаментов (соотнести)


-диван визиря контролировал все административные, политические и хозяйственные учреждения государства. Ему подчинялись руководители других диванов.

- диван "мустауфи" представлял собой государственное казначейство.

- диван "амид ал-мульк" ведал государственными документами и посольскими связями.

- диван "сахиб аш-шурат" командовал гвардией Саманидов.

- диван "сахиб ал-барид" ведал доставкой казенной корреспонденции.

- диван "мухтасиб" контролировал рынок и правильность весов и мер.

- диван "мушриф" следил за доходами и расходами.

-диван "мумаликатихос" департамент государственных земель.

-диван "аукаф" департамент собственности, завещанной духовным учреждениям.

-диван "кази" судейский, возглавлявшийся главным государственным судьей.














Открытый урок

истории Узбекистана

в 7 «А» классе (28 учащихся)

«Саманиды»




Учитель истории

средней школы № 21 Гиждуванского района Бухарской области

Гилязова Ригина Рашидовна







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка открытого урока по истории Узбекистана на тему: "Саманиды" в 7 классе

Автор: Учитель истории средней школы № 21 Гиждуванского района Бухарской области Гилязова Ригина Рашидовна

Дата: 26.04.2020

Номер свидетельства: 548059


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства