Начало урока 2 минуты 2 минуты 2 минуты 3 минуты | 1. Организационный момент: приветствие, эмоциональный настрой, проверка присутствия на уроке. Приём «Историческая минутка». Цель: настроить учащихся на урок. На доске расставлены буквы, которые перепутал Незнайка. Ученики правильно расставив эти буквы соберут исторические термины, которые они прошли в предыдущих уроках. З О М Т Л Е И –мезолит Е Л П О И А Т Л – палеолит Т Э Л Н О Е И – энеолит О Л Е И Т Н – неолит Вопрос учителя: Что означает данные термины? (периоды каменного века) Теперь нужно будет расставить их по хронологическому периоду. Палеолит – 1 Мезолит – 2 Неолит – 3 Энеолит – 4 (У)Учитель вывешивает по разным уголкам классных стен рисунки, такие как колесница, глиняной горшок, каменные орудия труда и лук со стрелами. Дескрипторы: /Ученики находят рисунки и идентифицируют их с тем периодом, когда они были изобретены. Проверка домашнего задания Определение темы урока. Просмотр видеоролика «Петроглифы урочища «тамгалы-тас»». - Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? | Ученик, который первым поднимает руку подходит к доске и правильно расставляет буквы. Далее по хронологической последовательности расставляет периоды. На следующем задании правильно соотносят период и отрытие, которое произошло в данном периоде. Ученики демонстрируют свои знания полученные на прошлом уроке. Ученики смотрят видео и отвечают на вопрос учителя. | Устная похвала учителя «Молодец!», «Умница!», «Отлично!» Смайлик | Буквы, рисунки. Учебник История Казахстана,5 класс. Видеоролик «Петроглифы урочища «тамгалы-тас». https://www.youtube.com/ watch?v=9dcDPOJiEuc |
Середина урока 1 минута 2 минуты 5 минут 5 минут 1 минута 5 минут 5 минут 2 минуты | Петроглифы – это древние наскальные изображения на камне. Их возраст разный – от палеолита вплоть до средневековья. Зачастую на рисунках изображены примитивной формы животные, люди, орудия. Мнения о предназначении петроглифов петроглифы являлись оберегом от злых сил петроглифы, как “письма” будущим поколениям петроглифы были первыми проявлениями творчества у древних людейПоказ наскальных рисунков (на столах разд.материал) Задание 1 ГР Вопрос №1 Составить список животных и других объектов, изображенных на камнях. ГР Вопрос №2 Определить особенности петроглифов: какие животные изображены в большинстве случаев? С чем это связано? Какое заключение можно сделать? ИР Задание №2 Составить рассказ по рисункам. Опишите жизнь древних людей, используя наскальные изображения животных. (Помощь – разд.материал) Дескриптор Обучающийся - составляют список животных, изображенных на камнях; - определяют особенности животных; - описывают жизнь древних людей. КР Читают свои рассказы в группе. Свободный микрофон - ученик читает свой рассказ всему классу. Проверка. Физ.минутка Задание №3 ГР Работа с картой. На столе разложены рисунки, найденные на территории Казахстана. Учащиеся распределяют данные рисунки по месту нахождения на карте. (Приклеивают) Разд.материал - Рисунки: Двухколесные телеги –найдены в горах Ешкиольмес, человек в маске животного, животные, сцены охоты – в горах Баянжурек (Алматинская область), жертвоприношения – Акбауыр в Восточном Казахстане, изображения солнцеголовых людей - Тамгалы, изображение колесниц – урочище Койбагар в Каратау, изображения каравана верблюдов –урочище Койбагар. Проверка Выступление спикеров у доски. Задание на закрепление «Истина/Ложь» Памятник Тамгалы был внесен в список Всемирного культурного наследия в 2004 году. /истина/ Памятник Тамгалы находится в 170 км от Актобе. / ложь / Большое количество наскальных памятников были найдены на территории Южного Казахстана/ Истина/ Из собирательства возникло земледелие, из охотничества - скотоводство/ Истина/ Изображения животных, солнцеголовых божеств и колесниц встречаются часто./ Истина/ Петроглифами называют устных исторических источников, которые передовались из поколения в поколение. / ложь/ | Записывают в тетради новые слова Анализируя наскальные рисунки ученики находят животных которые часто изображены на наскальных рисунках Ученики приклеивают наскальные рисунки по местонахождению на карте Ученики находят правильные/ неправильные утверждения | Метод большого пальца ФО 3 балла Оценивание по правильному ответу | тетрадь Наскальные рисунки Тамгалы тас, Акбауыр и Каратау Карта Казахстана, распечатанные наскальные рисунки Раздаточные бумаги |