kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока на тему "Древние наскальные рисунки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка была подготовлена для учеников 5 класса по предмету История РК

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока на тему "Древние наскальные рисунки"»

 

Раздел долгосрочного планирования:

5.1 A Жизнь древних людей на территории Казахстана

Школа: КГУ «Школа-лицей №5»

Дата: 14.10.2022 г.

ФИО учителя:    Нұрланова А.Ж.

Класс: 5 «Б»

Участвовали:

Не участвовали:

Тема урока

Древние наскальные рисунки Казахстана

 

 

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

5.2.2.1 – описывать археологические памятники.

Исследовательский вопрос: Как наскальные рисунки отражают мировоззрение древних людей?

Цель урока

Все: описывают археологические памятники.

Большинство: распределяют найденные артефакты по карте.

Некоторые: определяют особенности животных, изображенных на наскальных камнях.

Критерии оценивания

Называют особенности изображенных животных.

Составляют рассказ о жизни древних людей, используя наскальные изображения.

Показывают по карте территории, где были найдены артефакты.

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Действия учителя

 

Действия ученика


Оценивание


Ресурсы

Начало урока

2 минуты

 

 

 

 

 

 

 

  2 минуты

 

 

 



 

 

 

2 минуты


3 минуты









1. Организационный момент: приветствие, эмоциональный настрой, проверка присутствия на уроке.

Приём «Историческая минутка».

Цель: настроить учащихся на урок.

На доске расставлены буквы, которые перепутал Незнайка. Ученики правильно расставив эти буквы соберут исторические термины, которые они прошли в предыдущих уроках.

З О М Т Л Е И –мезолит

Е Л П О И А Т Л – палеолит

Т Э Л Н О Е И – энеолит

О Л Е И Т Н – неолит

Вопрос учителя: Что означает данные термины? (периоды каменного века)

Теперь нужно будет расставить их по хронологическому периоду.

Палеолит – 1

Мезолит – 2

Неолит – 3

Энеолит – 4

(У)Учитель вывешивает по разным уголкам классных стен рисунки, такие как колесница, глиняной горшок, каменные орудия труда и лук со стрелами.

Дескрипторы:

/Ученики находят рисунки и идентифицируют их с тем периодом, когда они были изобретены.

Проверка домашнего задания


Определение темы урока.

Просмотр видеоролика «Петроглифы урочища «тамгалы-тас»».

- Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке?





Ученик, который первым поднимает руку подходит к доске и правильно расставляет буквы.


Далее по хронологической последовательности расставляет периоды.


На следующем задании правильно соотносят период и отрытие, которое произошло в данном периоде.


Ученики демонстрируют свои знания полученные на прошлом уроке.



Ученики смотрят видео и отвечают на вопрос учителя.








Устная похвала учителя «Молодец!», «Умница!», «Отлично!»















Смайлик




















Буквы, рисунки.



















Учебник История Казахстана,5 класс.




Видеоролик «Петроглифы

урочища

«тамгалы-тас». https://www.youtube.com/ watch?v=9dcDPOJiEuc

Середина урока

 

1 минута



2 минуты



5 минут

 

 

 

 

 

 

  5 минут




1 минута

 

 

  5 минут

 

 

 

 

 


 

 5 минут

 

 



2 минуты

Петроглифы – это древние наскальные изображения на камне.  Их возраст разный – от палеолита вплоть до средневековья. Зачастую на рисунках изображены примитивной формы животные, люди, орудия.

Мнения о предназначении петроглифов

  • петроглифы являлись оберегом от злых сил

  • петроглифы, как “письма” будущим поколениям

петроглифы были первыми проявлениями творчества у древних людейПоказ наскальных рисунков (на столах разд.материал)

Задание 1

ГР Вопрос №1

Составить список животных и других объектов, изображенных на камнях.

ГР Вопрос №2

Определить особенности петроглифов: какие животные изображены в большинстве случаев?

С чем это связано? Какое заключение можно сделать?

ИР Задание №2

Составить рассказ по рисункам. Опишите жизнь древних людей, используя наскальные изображения животных. (Помощь – разд.материал)

Дескриптор

Обучающийся

- составляют список животных, изображенных на камнях;

- определяют особенности животных;

- описывают жизнь древних людей.

КР Читают свои рассказы в группе. Свободный микрофон - ученик  читает свой рассказ всему классу. Проверка.


Физ.минутка


Задание №3

ГР Работа с картой. На столе разложены рисунки, найденные на территории Казахстана. Учащиеся распределяют данные рисунки по месту нахождения на карте. (Приклеивают)

Разд.материал - Рисунки: Двухколесные телеги –найдены в горах Ешкиольмес, человек в маске животного, животные, сцены охоты – в горах Баянжурек (Алматинская область), жертвоприношения – Акбауыр в Восточном Казахстане, изображения солнцеголовых людей - Тамгалы, изображение колесниц – урочище Койбагар в Каратау, изображения каравана верблюдов –урочище Койбагар.


Проверка Выступление спикеров у доски.


Задание на закрепление «Истина/Ложь»

  1. Памятник Тамгалы был внесен в список Всемирного культурного наследия в 2004 году. /истина/

  2. Памятник Тамгалы находится в 170 км от Актобе. / ложь /

  3. Большое количество наскальных памятников были найдены на территории Южного Казахстана/ Истина/

  4. Из собирательства возникло земледелие, из охотничества - скотоводство/ Истина/

  5. Изображения животных, солнцеголовых божеств и колесниц встречаются часто./ Истина/

  6. Петроглифами называют устных исторических источников, которые передовались из поколения в поколение. / ложь/


Записывают в тетради новые слова









Анализируя наскальные рисунки ученики находят животных которые часто изображены на наскальных рисунках










Ученики приклеивают наскальные рисунки по местонахождению на карте










Ученики находят правильные/ неправильные утверждения













Метод большого пальца















ФО 3 балла















Оценивание по правильному ответу

тетрадь











Наскальные рисунки Тамгалы тас, Акбауыр и Каратау

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Карта Казахстана, распечатанные наскальные рисунки














Раздаточные бумаги



 

Конец урока

 2 минуты



1 минута

Рефлексия учеников  в конце урока:

Рефлексивная мишень.

Рефлексия учеников в конце урока:

В течение урока я узнал...

Нужно поработать над вопросом …



Ученики подводят итоги






Устная похвала учителя






  Рефлексивная мишень









Петроглифы Тамгалы в Казахстане располагаются в 170 км от Алматы. Местность, в которую входят петроглифы, захоронения и места культа, люди использовали на протяжении 2000 лет. В основном ущелье находится львиная доля всех рисунков, их число более 2000.

Божества с головами в виде солнца и палицами воинов, брачные пары. Композиции, состоящие из нескольких фигур, включают в себя эпизоды охоты и ритуалы, есть композиции, на которых изображены колесницы.

Проанализировав многие сюжеты понимаешь, что в подобном святилище, как Тамгалы, петроглифы были специальной знаковой комбинацией, системой для сообщения информации.


1

Название памятника

а

Петроглифы

2

территория

b

Бронзовый век

3

Период памятника

c

В 170км от Алматы

4

Особенность памятника

d

Тамгалы Тас



Ответы : 1-

2 –

3 –

4 –





Акбауыр- памятник эпохи бронзы. Находится на Восточном Казахстане. Имеются наскальные рисунки на скале. В урочище Акбауыр сохранились древняя астрономическая площадка, наскальные росписи и петроглифы. До наших дней сохранились около 80 рисунков: изображений человека, разнообразные символы и знаки, горный козел и рисунки жилища.

1

Название памятника

а

Эпоха бронзы

2

территория

b

Петроглиф, наскальный роспись

3

Период памятника

c

Акбауыр

4

Особенность памятника

d

Восточный Казахстан



Ответы : 1 –

2 –

3 –

4 –







Урочище Койбагар находится в предгорной части Северного Каратау (Жамбылская область) . около 40 камней были найдены. Среди них преобладают одиночные изображения: архаров, кабанов, верблюдов, лошадей. Также много изображений человеческих фигур. Фигуры пеших и конных лучников. Среди многочисленных наскальных рисунков Койбагар можно выделить изображения колесниц.



1

Название памятника

а

Койбагар

2

территория

b

Каратау, Южный Казахстан

3

Период памятника

c

Эпоха бронзы, ранний железный век

4

Особенность памятника

d

Петроглифы

Ответы 1 –

2 –

3 –

4 –




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка открытого урока на тему "Древние наскальные рисунки"

Автор: Нұрланова Алтынай Жарасқызы

Дата: 18.11.2022

Номер свидетельства: 617731

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Открытый урок-oбoбщeниe по истории Казахстaна: «Kазaхстан в эпoху бpoнзы»"
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyiurokobobshcheniepoistoriikazakhstanakazakhstanvepokhubponzy"
    ["file_id"] => string(6) "280675"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453397723"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок по самопознанию в 6 классе на тему: «Времен связующая нить» "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-po-samopoznaniiu-v-6-klassie-na-tiemu-vriemien-sviazuiushchaia-nit"
    ["file_id"] => string(6) "212114"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431761686"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства