kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого занятия на тему «Основные тенденции развития мира во второй половине XX в. – начале XXI века: НТР. Страны третьего мира. Глобализация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого занятия на тему «Основные тенденции развития мира во второй половине XX в. – начале XXI века: НТР. Страны третьего мира. Глобализация»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого занятия на тему «Основные тенденции развития мира во второй половине XX в. – начале XXI века: НТР. Страны третьего мира. Глобализация»»

Управление образования города Астаны

ГККП «Политехнический колледж»


Разработка открытого занятия

Тема: «Основные тенденции развития мира во второй половине XX в. – начале XXI века: НТР. Страны третьего мира. Глобализация».

по дисциплине «Всемирная история»








Жакыпбекова С.А.

преподаватель общественных дисциплин.









Астана 2016.



УТВЕРЖДАЮ

заместитель директора по

учебной работе

_____________Туржанова А.К.

«____» _____________2016 г.


.









Разработка открытого занятия по дисциплине «Всемирная история».

Тема: «Основные тенденции развития мира во второй половине XX в. – начале XXI века: НТР. Страны третьего мира. Глобализация».














Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК «Общественных дисциплин»

Протокол № __от ____________ 2016 года

Председатель ЦМК ______________Середа В.Г.





План

проведения открытого занятия

Дата проведения: 28.11.2016г.

Время проведения: 15.40-16.40

Место проведения: Аудитория № 3217

Группа: ДИ -16 - 9б

Дисциплина: «Всемирная история»

Преподаватель: Жакыпбекова Сауле Алимхановна

Тема: Основные тенденции развития мира во второй половине XX в.- начале XXI века: НТР. Страны третьего мира. Глобализация.

Цель занятия: сформировать представление об основных тенденциях развития мира во второй половине XX в. – нач. XXI в., показать взаимосвязь таких явлений как НТР, глобализация.

Задачи:

Образовательные:

- раскрыть содержание основных направлений социально-экономического развития послевоенного мира;

- ознакомить с глобальными переменами в экономике, социальной сфере, научно-техническом развитии стран мира.

Развивающие:

- активизировать деятельность студентов на обучение и развитие своей личности;

- учить ставить и решать проблемы, обобщать и систематизировать учебный материал, развивать речь и память.

Воспитательные:

- прививать идеи гуманизма, уважение к правам человека.

- формировать активную жизненную позицию.

- воспитывать ответственное отношение к выполнению своих обязанностей.

Тип занятия: комбинированный

Форма обучения: групповая, коллективная, личностно-ориентированная.

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, интерактивный, развивающий (работа в малых группах, блиц-опрос), метод сравнения, репродуктивный.

Межпредметные связи: «География», «Политология», « Русская литература»

Оборудование: ПК, интерактивная доска, слайды, лист контроля, листы А-4, маркеры

Средства обучения: флипчарт, видеоматериал, презентации







Структурно-логическая схема

и хронологическая карта занятия


I. Организационный момент – 2 мин.

II.Актуализация темы 2 мин.

III. Проверка знаний – 13 мин.

3.1. Работа с таблицей

3.2 Исторический диктант

IV. Изучение нового материала – 16 мин.

4.1 Вводная часть

4.2 Краткая лекция преподавателя с использованием материалов ИД и записью краткого конспекта студентами

4.3 Сообщение студента о достижениях НТР с видеоматериалом

4.4 Краткая лекция преподавателя с использованием материалов ИД и записью краткого конспекта студентами. Работа с политической картой мира.

V. Закрепление и углубление знаний – 20 мин.

5.1 Упражнение «Черный ящик»

Первичная проверка усвоения полученных знаний.

5.2 Работ микрогрупп: «Юг», «Север», «Запад», «Восток» - каждая группа получает 2 творческих задания:

1. Нарисовать символ своей группы

2. Творчески представить термины, которые принято считать символами глобализации: «Юг»- Интернет, «Север» - Айфон, «Восток» - Макдональдс, «Запад»- «Селфи»

5.3 Работа с эпиграфом занятия -2 мин.

VI. Рефлексия – 3 мин.

VII. Домашнее задание -2 мин.

VIII. Выставление и комментарии оценок экспертной группой – 2мин.


















Ход занятия


I. Организационный момент:

- приветствие, проверка присутствующих – рапортичка;

- объявление темы и цели занятия.

Тема: Основные тенденции развития мира во второй половине XX в.- начале XXI века: НТР. Страны третьего мира. Глобализация.

План занятия: 1. Научно-техническая революция и ее характерные черты

2. Страны третьего мира

3. Глобализация и ее признаки (Запись на ИД)

II. Актуализация темы: «О Запад есть и есть Восток – им вместе не сойтись» Р. Киплинг . Знаменитый английский писатель начала 20 века известен своими афоризмами, одно из них вы видите на доске. Можно ли связать его слова с нашей новой темой занятия? Я думаю, этот афоризм не потерял свою актуальность, хотя те тенденции развития мира ,о которых пойдет речь на сегодня, могут доказывать обратное. В конце занятия мы вернемся к этой фразе.

III. Проверка знаний:

Тема нашего прошлого урока « Послевоенное урегулирование мира, начало «холодной войны». Давайте повторим эту тему, заполнив следующую таблицу:

«События холодной войны»: На доске в таблице заполнены 2 графы – 1-ая «Даты», 2-ая «События». Ваша задача – заполнить 3-ю графу «Результат» (флипчарт).

Дата

Событие

Результат

25 апреля 1945 г.

Создание ООН

Поддержание мира и безопасности в мире

1946 г.

Кремлевская доктрина

Речь И. В. Сталина: мир с капиталистическими странами невозможен

1947 г.

Принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, осуждавшая пропаганду войны

Важный шаг для поддержания мира

12 марта 1947 г.

Доктрина Трумэна

Выделение инвестиций Греции и Турции

5 июня 1947 г.

План Маршалла

Оказание помощи 16 западноевропейским странам, пострадавшим от войны. Осуществлялся в 1948—1951 гг.

1948-1949 гг.

Берлинский кризис

Завершился расколом Германии на два государства

4 апреля 1949 г.

Создание Североатлантического блока (НАТО)

Открытая конфронтация стран Запада с СССР

14 мая 1955 г.

Создание Организации Варшавского договора

Военно-политический союз социалистических государств сыграл важную роль в установлении политического равновесия на международной арене

1961 г.

Конференция в Белграде

Оформилось движение неприсоединения.


3.2 Чтобы на сегодняшнем открытом занятии все студенты получили оценки приготовлено еще одно задание, которое называется «Исторический диктант». Каждый студент получит лист с заданием: найдите в тексте допущенные исторические ошибки.

Вопросы диктанта:

1.Переход от сотрудничества между бывшими союзниками по антифашистской коалиции к противостоянию произошел в 1950-1955 гг. 
2. Началось противоборство между двумя державами, СССР и Англии. 
3. Одной из причин разногласий стал вопрос о судьбах стран Западной Европы.

4. Оно получило название Семилетней войны.

5. Принятие «доктрины Черчилля» в марте 1946 года стало условной датой начала этой войны.

6. В январе 1948 года страны Восточной Европы создали военно-политическую Организацию Североатлантического договора (НАТО).

7. После Второй мировой войны начался процесс дезинтеграции – распада колониальных империй европейских держав.

8. В 1947 году СССР испытал первую ядерную бомбу.

9. Наиболее острым конфликтом Семилетней войны был Берлинский кризис 1962 года.

IV. Изучение нового материала -16 мин

4.1 Вводная часть – Мы с вами знаем, что конфронтация между странами капиталистического и социалистического мира, получившая название «холодная война » длилась вплоть до 90-х годов XX века. Но мир не стоял на месте он развивался, бурное развитие получили наука и техника, некогда колониальные страны тоже развивались быстрыми темпами, добиваясь независимости. Расстояния между странами и континентами теперь уже не были преградой для развития и сближения. Появились такие средства общения как интернет, сотовый телефон. Все это вылилось в одно емкое понятие «глобализм». От какого слова произошел термин «глобализм»?

4.2 Краткая лекция преподавателя:

Научно-техническая революция (НТР) — коренные преобразования в системе научных знаний и технике, реорганизация производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства

Характерные черты НТР:

1.Универсальность

2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований

3. Коренное изменение роли человека в процессе производства

4. Использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях . Запись в тетради.

4.3 Сообщение студента о первом космонавте мира Ю. А. Гагарине (важный показатель развития человеческого фактора на данном этапе истории).

4.4 Краткая лекция преподавателя: о странах третьего мира, глобализации.

Третий мир — политологический термин второй половины XX века, обозначавший изначально страны, которые во время холодной войны не относились ни к первому миру (НАТО), ни ко второму миру (ОВД). Запись в тетради.

Считается, что в современном значении термин впервые употреблён в статье французского учёного Альфреда Сови в журнале L’Observateur 14 августа 1952 года, в которой он сравнил страны третьего мира с третьим сословием в традиционном обществе.

Изначально термин относился к странам, которые во время холодной войны не относились ни к первому миру (НАТО), ни ко второму миру (ОВД). Третий мир являлся ареной соперничества развитых держав. Движение неприсоединения явилось попыткой превратить третий мир в самостоятельную международно-политическую силу. С середины 1990-х годов некоторые страны «третьего мира» обогнали по экономико-социальным показателям бывшие «страны развитого социализма», очутившиеся в полосе экономических и демографических трудностей. Новые индустриальные страны—государства Восточной и Юго-Восточной Азии, (Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг) (показ этих стран на политической карте мира) которые по уровню экономического развития приблизились к развитому миру.

Некоторые историки и политологи считают, что в последние годы наблюдается тенденция к выравниванию уровня экономического развития между первым и третьим миром. Это, по их мнению является следствием глобализации , а также результатом роста уровня образованности населения стран третьего мира.

Глобализация — слияние национальных экономик в единую общемировую систему, основанную на легкости перемещения капитала, информационной открытости, достижениях научно-технической революции, межнациональных социальных движений. Запись в тетради.

Одним из главных признаков глобализации является появление на мировой арене транснациональных корпораций (ТНК) и Интернета. ТНК – это хозяйственное предприятие, капитал которого принадлежит представителям одной страны. ТНК экспортирует этот капитал в другие страны и имеет там свои филиалы и предприятия. Главная особенность ТНК заключается в замене экспорта товара его зарубежным производством. Крупнейшие ТНК в мире: «Митсубиси», «Мицуи», «Хитачи», «Сумимото», «Ай-Би-Эм» «Тоёта», «Дженерал моторс», «Форд», «Ройял-Датч шелл».

V. Закрепление

5.1 Упражнение «Черный ящик»

Выносится черный ящик, в нем вопросы. На каждом листочке вопрос, а на обратной стороне балл. Если студент правильно ответил, то он переворачивает листок, и балл засчитывается на его актив, если неправильно, то не переворачивает.

Вопросы для упражнения

1. Как вы понимаете термин «тенденции»? ответ: направление

2.Что такое НТР? Ответ — коренные преобразования в системе научных знаний и технике, реорганизация производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства

3.Назовите характерные черты НТР. Ответ - универсальность, чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований, коренное изменение роли человека в процессе производства, использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.

4.В каком году Ю.Гагарин полетел в космос? Ответ - 1961г

5. Как можно связать первый полет в космос и НТР? Ответ- главное достижение НТР

6.Какие страны относятся к странам третьего мира? Ответ -развивающиеся страны Азии и Африки, которые не относились ни к первому ни ко второму миру

7.Что такое ТНК?

8. Назовите два главных признака глобализации

5.2 Работа микрогрупп: «Юг», «Север», «Запад», «Восток», каждая получает творческое задание:

1 - Нарисовать символ своей группы

2- Творчески представить термины – символы глобализации: «Юг» - Интернет, «Север»- Айфон, Восток- «Макдональдс», Запад - «Селфи»

5.3 Работа с эпиграфом

Автор замечательной сказки о Маугли Р. Киплинг, которую мы знаем с детства сказал еще в начале XX века «О Запад есть и есть Восток – им вместе не сойтись». Вернемся к теме занятия - основные тенденции развития мира – это НТР, глобализация и третий мир. Актуален ли этот афоризм сегодня?

VI. Рефлексия (каждому студенту розданы листочки с фразами)

Из перечисленных фраз нужно выбрать одну вам подходящую на сегодняшнем уроке и закончить её

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я приобрел…

Я получил от этого урока…

За это я могу себя похвалить…

Мне показалось важным…

Было трудно…

Мои ощущения…

Я научился…

VII. Домашнее задание:

- учебник «Мир в XX веке» О.С. Сороко-Цюпа , стр.201-202

- составить 5 «толстых» и 10 «тонких» вопросов по пройденной теме

VIII. Подведение итогов занятия и комментирование оценок.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Жакыпбекова Сауле Алимхановна

Дата: 18.05.2017

Номер свидетельства: 416493


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства