Разработка открытого занятия на тему «Основные тенденции развития мира во второй половине XX в. – начале XXI века: НТР. Страны третьего мира. Глобализация»
Разработка открытого занятия на тему «Основные тенденции развития мира во второй половине XX в. – начале XXI века: НТР. Страны третьего мира. Глобализация»
Разработка открытого занятия на тему «Основные тенденции развития мира во второй половине XX в. – начале XXI века: НТР. Страны третьего мира. Глобализация»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого занятия на тему «Основные тенденции развития мира во второй половине XX в. – начале XXI века: НТР. Страны третьего мира. Глобализация»»
Управление образования города Астаны
ГККП «Политехнический колледж»
Разработка открытого занятия
Тема: «Основные тенденции развития мира во второй половине XX в. – начале XXI века: НТР. Страны третьего мира. Глобализация».
по дисциплине «Всемирная история»
Жакыпбекова С.А.
преподаватель общественных дисциплин.
Астана 2016.
УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора по
учебной работе
_____________Туржанова А.К.
«____» _____________2016 г.
.
Разработка открытого занятия по дисциплине «Всемирная история».
Тема: «Основные тенденции развития мира во второй половине XX в. – начале XXI века: НТР. Страны третьего мира. Глобализация».
Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК «Общественных дисциплин»
Протокол № __от ____________ 2016 года
Председатель ЦМК ______________Середа В.Г.
План
проведения открытого занятия
Дата проведения: 28.11.2016г.
Время проведения: 15.40-16.40
Место проведения: Аудитория № 3217
Группа: ДИ -16 - 9б
Дисциплина: «Всемирная история»
Преподаватель: Жакыпбекова Сауле Алимхановна
Тема: Основные тенденции развития мира во второй половине XX в.- начале XXI века: НТР. Страны третьего мира. Глобализация.
Цель занятия: сформировать представление об основных тенденциях развития мира во второй половине XX в. – нач. XXI в., показать взаимосвязь таких явлений как НТР, глобализация.
Задачи:
Образовательные:
- раскрыть содержание основных направлений социально-экономического развития послевоенного мира;
- ознакомить с глобальными переменами в экономике, социальной сфере, научно-техническом развитии стран мира.
Развивающие:
- активизировать деятельность студентов на обучение и развитие своей личности;
- учить ставить и решать проблемы, обобщать и систематизировать учебный материал, развивать речь и память.
Воспитательные:
- прививать идеи гуманизма, уважение к правам человека.
- формировать активную жизненную позицию.
- воспитывать ответственное отношение к выполнению своихобязанностей.
Тип занятия: комбинированный
Форма обучения: групповая, коллективная, личностно-ориентированная.
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, интерактивный, развивающий (работа в малых группах, блиц-опрос), метод сравнения, репродуктивный.
Межпредметные связи: «География», «Политология», « Русская литература»
Тема: Основные тенденции развития мира во второй половине XX в.- начале XXI века: НТР. Страны третьего мира. Глобализация.
План занятия: 1. Научно-техническая революция и ее характерные черты
2. Страны третьего мира
3. Глобализация и ее признаки (Запись на ИД)
II. Актуализация темы: «О Запад есть и есть Восток – им вместе не сойтись» Р. Киплинг . Знаменитыйанглийскийписательначала 20 векаизвестенсвоимиафоризмами, одноизнихвывидитенадоске.Можноли связатьегословаснашей новойтемойзанятия?Ядумаю, этотафоризмнепотерялсвоюактуальность, хотя тетенденцииразвитиямира,окоторыхпойдетречьнасегодня, могут доказывать обратное. В конце занятия мы вернемся к этой фразе.
III. Проверка знаний:
Тема нашего прошлого урока « Послевоенное урегулирование мира, начало «холодной войны». Давайте повторим эту тему, заполнив следующую таблицу:
«События холодной войны»: На доске в таблице заполнены 2 графы – 1-ая «Даты», 2-ая «События». Ваша задача – заполнить 3-ю графу «Результат» (флипчарт).
Дата
Событие
Результат
25 апреля 1945 г.
Создание ООН
Поддержание мира и безопасности в мире
1946 г.
Кремлевская доктрина
Речь И. В. Сталина: мир с капиталистическими странами невозможен
1947 г.
Принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, осуждавшая пропаганду войны
Важный шаг для поддержания мира
12 марта 1947 г.
Доктрина Трумэна
Выделение инвестиций Греции и Турции
5 июня 1947 г.
План Маршалла
Оказание помощи 16 западноевропейским странам, пострадавшим от войны. Осуществлялся в 1948—1951 гг.
1948-1949 гг.
Берлинский кризис
Завершился расколом Германии на два государства
4 апреля 1949 г.
Создание Североатлантического блока (НАТО)
Открытая конфронтация стран Запада с СССР
14 мая 1955 г.
Создание Организации Варшавского договора
Военно-политический союз социалистических государств сыграл важную роль в установлении политического равновесия на международной арене
1961 г.
Конференция в Белграде
Оформилось движение неприсоединения.
3.2 Чтобы на сегодняшнем открытом занятии все студенты получили оценки приготовлено еще одно задание, которое называется «Исторический диктант». Каждый студент получит лист с заданием: найдите в тексте допущенные исторические ошибки.
Вопросы диктанта:
1.Переход от сотрудничества между бывшими союзниками по антифашистской коалиции к противостоянию произошел в 1950-1955 гг. 2. Началось противоборство между двумя державами, СССР и Англии. 3. Одной из причин разногласий стал вопрос о судьбах стран Западной Европы.
4. Оно получило название Семилетней войны.
5. Принятие «доктрины Черчилля» в марте 1946 года стало условной датой начала этой войны.
6. В январе 1948 года страны Восточной Европы создали военно-политическую Организацию Североатлантического договора (НАТО).
7. После Второй мировой войны начался процесс дезинтеграции – распада колониальных империй европейских держав.
8. В 1947 году СССР испытал первую ядерную бомбу.
9. Наиболее острым конфликтом Семилетней войны был Берлинский кризис 1962 года.
IV. Изучение нового материала -16 мин
4.1 Вводная часть – Мы с вами знаем, что конфронтация между странами капиталистического и социалистического мира, получившая название «холодная война » длилась вплоть до 90-х годов XX века. Но мир не стоял на месте он развивался, бурное развитие получили наука и техника, некогда колониальные страны тоже развивались быстрыми темпами, добиваясь независимости. Расстояния между странами и континентами теперь уже не были преградой для развития и сближения. Появились такие средства общения как интернет, сотовый телефон. Все это вылилось в одно емкое понятие «глобализм». От какого слова произошел термин «глобализм»?
4.2Краткая лекция преподавателя:
Научно-техническая революция (НТР) — коренные преобразования в системе научных знаний и технике, реорганизация производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства
3. Коренное изменение роли человека в процессе производства
4. Использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях . Запись в тетради.
4.3Сообщение студента о первом космонавте мира Ю. А. Гагарине (важный показатель развития человеческого фактора на данном этапе истории).
4.4 Краткая лекция преподавателя: о странах третьего мира, глобализации.
Третий мир — политологический термин второй половины XX века, обозначавший изначально страны, которые во время холодной войны не относились ни к первому миру (НАТО), ни ко второму миру (ОВД). Запись в тетради.
Считается, что в современном значении термин впервые употреблён в статье французского учёного Альфреда Сови в журнале L’Observateur 14 августа 1952 года, в которой он сравнил страны третьего мира с третьим сословием в традиционном обществе.
Изначально термин относился к странам, которые во время холодной войны не относились ни к первому миру (НАТО), ни ко второму миру (ОВД). Третий мир являлся ареной соперничества развитых держав. Движение неприсоединения явилось попыткой превратить третий мир в самостоятельную международно-политическую силу. С середины 1990-х годов некоторые страны «третьего мира» обогнали по экономико-социальным показателям бывшие «страны развитого социализма», очутившиеся в полосе экономических и демографических трудностей. Новые индустриальные страны—государства Восточной и Юго-Восточной Азии, (Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг) (показ этих стран на политической карте мира) которые по уровню экономического развития приблизились к развитому миру.
Некоторые историки и политологи считают, что в последние годы наблюдается тенденция к выравниванию уровня экономического развития между первым и третьим миром. Это, по их мнению является следствием глобализации , а также результатом роста уровня образованности населения стран третьего мира.
Глобализация — слияние национальных экономик в единую общемировую систему, основанную на легкости перемещения капитала, информационной открытости, достижениях научно-технической революции, межнациональных социальных движений. Запись в тетради.
Одним из главных признаков глобализации является появление на мировой арене транснациональных корпораций (ТНК) и Интернета. ТНК – это хозяйственное предприятие, капитал которого принадлежит представителям одной страны. ТНК экспортирует этот капитал в другие страны и имеет там свои филиалы и предприятия. Главная особенность ТНКзаключается в замене экспорта товара его зарубежным производством. Крупнейшие ТНК в мире: «Митсубиси», «Мицуи», «Хитачи», «Сумимото», «Ай-Би-Эм» «Тоёта», «Дженерал моторс», «Форд», «Ройял-Датч шелл».
V. Закрепление
5.1 Упражнение «Черный ящик»
Выносится черный ящик, в нем вопросы. На каждом листочке вопрос, а на обратной стороне балл. Если студент правильно ответил, то он переворачивает листок, и балл засчитывается на его актив, если неправильно, то не переворачивает.
Вопросы для упражнения
1. Как вы понимаете термин «тенденции»? ответ: направление
2.Что такое НТР? Ответ — коренные преобразования в системе научных знаний и технике, реорганизация производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства
3.Назовите характерные черты НТР. Ответ - универсальность, чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований, коренное изменение роли человека в процессе производства, использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.
4.В каком году Ю.Гагарин полетел в космос? Ответ - 1961г
5. Как можно связать первый полет в космос и НТР? Ответ- главное достижение НТР
6.Какие страны относятся к странам третьего мира? Ответ -развивающиеся страны Азии и Африки, которые не относились ни к первому ни ко второму миру
7.Что такое ТНК?
8. Назовите два главных признака глобализации
5.2 Работа микрогрупп: «Юг», «Север», «Запад», «Восток», каждая получает творческое задание:
Автор замечательной сказки о Маугли Р. Киплинг, которую мы знаем с детства сказал еще в начале XX века «О Запад есть и есть Восток – им вместе не сойтись». Вернемся к теме занятия - основные тенденции развития мира – это НТР, глобализация и третий мир. Актуален ли этот афоризм сегодня?
VI. Рефлексия (каждому студенту розданы листочки с фразами)
Из перечисленных фраз нужно выбрать одну вам подходящую на сегодняшнем уроке и закончить её
Я узнал…
Мне больше всего удалось…
Я чувствовал…
Я думал…
Я приобрел…
Я получил от этого урока…
За это я могу себя похвалить…
Мне показалось важным…
Было трудно…
Мои ощущения…
Я научился…
VII. Домашнее задание:
- учебник «Мир в XX веке» О.С. Сороко-Цюпа , стр.201-202
- составить 5 «толстых» и 10 «тонких» вопросов по пройденной теме
VIII. Подведение итогов занятия и комментирование оценок.