Учебный предмет: история
Учитель- Кушимова Ольга Владимировна
Класс: 6
Автор УМК: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс.- М.: Просвещение, 2013
Тема урока: «Объединение русских земель. Возвышение Москвы»
Тип урока: Открытия новых знаний
Формы, приемы, методы: Фронтальная, работа в паре. Приемы «Мозговой штурм», составление сравнительной таблицы, продуктивные методы, активные методы.
Педагогические технологии: проблемно-диалогическая, ТРКМ, технология активных методов обучения, обучение в сотрудничестве, продуктивного чтения.
Цель – достичь образовательных результатов:
1.Личностный – давать оценку и выражать свое отношение к личности Ивана Калиты; понять причины становления Москвы центром объединения русских земель;
2.Метапредметный – уметь устанавливать причинно- следственные связи в историческом процессе; применять логическое мышление в ходе решения познавательных задач; уметь работать в группе;
3.Предметный – разбираться в политической ситуации на Руси в первой половине XIV века; знать особенности складывания новых центров русских земель, противоборства между Тверью, Москвой и Литовско-русским государством; уяснить причины возвышения Московского княжества; называть роль Ивана Калиты в укреплении Московского княжества;
ХОД УРОКА
I этап: организационный 2 мин.
II этап: актуализация знаний 5 мин.
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим изучение истории России. Но, прежде чем познакомимся с темой нашего урока, попрошу некоторых из вас попробовать поломать прутья. (Несколько человек ломают прутья) Ну как? Легко ломаются? Понравилось? А сейчас попробуйте сломать веник. (Ребята пытаются) Как успехи? Что изменилось? Легко ли сейчас? А к чему я это все затеяла? Какие ассоциации у вас возникли? С каким периодом русской истории связана данная ситуация? (Ребята называют феодальную раздробленность и единое государство).
Мы продолжаем говорит о русском государстве в период раздробленности и монгольского засилья.
Объясните, что означает понятие «феодальная раздробленность»? (-Отсутствие единого политического центра, дробление государства на отдельные княжества).
В чём причины феодальной раздробленности?
-междоусобные войны
-порядок управления
-порядок наследования
-упадок русского государства в результате набегов.
3. Какие крупные княжества образовались в результате раздробленности на Руси?
III этап: постановка цели и задач урока 3 мин.
А теперь посмотрим на карту «Феодальная раздробленность» и сравним её с другой картой. Что изменилось? Слайд 2-3
Шли годы. И с Москвою во главе Слайд 4
Неспешно, потихоньку, понемногу,
Из множества разрозненных земель
Единое слагалось государство,
Как из перстов слагается кулак.
Н. Кончаловская
Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить о чем сегодня будет наш урок? (Почему Москва стала центром собирания русских земель?) Слайд 5
Значит как будет звучать тема нашего урока? Слайд 6
Актуализация знаний. Планирование деятельности.(6-7мин)
План работы: Слайд7
Предпосылки и причины объединения.
Причины возвышения Москвы.
Правления Ивана Калиты.
IV этап: Открытие новых знаний 25 мин.
Предпосылки объединения государства.
Для того, чтобы выяснить предпосылки объединения русских земель мы должны ответить на вопрос? Какие слои населения были заинтересованы в объединении русских земель?
Работа в парах. Соотнесите различные слои населения с наиболее значимыми для них факторами.
Социальные слои | Факторы |
1.Князья 2.Бояре 3.Посадские (ремесленники) 4.Крестьяне 5.Купцы 6.Представители церкви | А. Защита своих территорий от монголо-татар Б. Стремление увеличить земельные владения В. Освобождение от налогового бремени монголо-татар Г. Развитие торговли Д. Потребность в сильной власти, способной защитить своих подданных от произвола захватчиков |
Сделайте вывод./Таким образом, к XIV веку сложились предпосылки к объединению русских земель и все слои населения так или иначе были заинтересованы в этом процессе
Какие на ваш взгляд древнерусские княжества, могли быть центром объединения русских земель?
Слайд 8. Первоначально казалось, что наибольшие шансы стать центром объединения русских земель имела Галицко-Волынская Русь, так как это княжество доминировало в политической жизни домонгольской Руси наряду с Владимиро – Суздальским. Оно мало пострадало от монголо- татарского нашествия и долгое время находилось в относительной независимости от Орды. Однако ряд неблагоприятных факторов подрывал могущество княжества: сильная оппозиция княжеской власти, борьба за власть между князьями, давление со стороны западных соседей.
Слайд 9. Другим центром объединения могло стать Великое княжество литовское, возникшее в XIII веке при князе Миндовге. Оно объединяло значительную часть русских земель. Русское население находило защиту от монгольского разорения под сильной властью литовских князей. Однако после заключения унии с Польшей и принятия католичества, Литва все больше попадала в зависимость от Польши, а в её русских землях усилились национальные и религиозные противоречия.
Да, много испытала земля русская бедствий в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у матушки – земли. Давайте попробуем повторить это так, как делали наши предки.
Физкультминутка Слайд 10
И раздрася, земля русская,
На погибель свою и на слезушки,
И поднятии вверх рученьки,
Да у Бога прося помощи.
Люди русские так трудилися,
Что порою суставы кручила.
Да приди в нашу землю спасение,
И избави нас от страдания.
Наряду с этими возможными центрами с начала XIII века появляются и другие центры, готовые возглавить объединение. И одним из таких центров было Московское княжество.
Что же способствовало возвышению Москвы?
Работа с историческим документом.
Перед вами тексты из произведений великих русских историков: 1. Карамзин 2. Соловьев 3.Костомаров, Иловайский. /Распечатка документа/ Внимательно прочитайте и ответьте на вопрос. /Ребята делают выводы/ Обобщаю их слова и на экране
–Записывают выводы в тетради. Слайд 11
1.Удобство географического положения.
2.Удобное расположение на торговых путях Волго-Окского междуречья.
3.Плодородные земли.
4.Поддержка духовенства.
5.Политика татар, которая не смогла своевременно заметить опасное усиление Московского княжества.
6.Поддержка бояр и сочувствие населения.
7.Личные способности первых московских князей.
Но Москва была не единственным центром во Владимирско-Суздальском княжестве, не единственным центром, способным в этот период возглавить объединение Руси. Ещё было Тверское княжество. В 1305 году ордынские ханы передали ярлык на великое княжение владимирское тверским князьям. К тому же, Тверское княжество, избежавшее дробления, набирало силу.
Слайд 12 Задание: Карточка №3.
1. Изучите таблицу.
2. Покажите на карте территорию Московского и Тверского княжеств.
3. Объясните, почему именно Тверь и Москва стали основными претендентами на роль центра русского государства.
Тверское княжество | Московское княжество |
Тверь выгодно расположена Тверское княжество избежало дробления и набирало силу Княжество возникло в XIII веке 1247 г. – тверской престол занял младший брат Александра Невского – Ярослав Ярославович 1305 г. – получено право от Золотой Орды на великое владимирское княжение 1308 г. – тверской князь Михаил получил ярлык на Великое княжение 1318 г. – хан Узбек стал опасаться усиления Твери Митрополит Петр предпочел Москву Твери | Москва выгодно расположена: - на пересечении торговых путей - далеко от опасных территорий ордынского владычества - имеет плодородные земли 1276 г. - первым Московским князем стал младший сын Александра Невского – Даниил (1276-1303) Московское княжество по территории уступало Тверскому, поэтому Московские князья поставили цель – расширить размеры владений: - 1301 год Даниил отнял у рязанских князей Коломну и получил по завещанию племянника Переяславское княжество - сын Даниила Юрий (1303-1325) отвоевал у смоленских князей Можайск -1326г. Митрополит Петр умер в Москве, митрополит Феогност остался в Москве |
Учитель. Положение и Москвы и Твери было выгодным. В первой четверти XIV века между ними начинается борьба за великокняжеский престол. И тут как нигде проявилась политика московских князей.
Правление Ивана Калиты.
Москва стала самым крупным и сильным княжеством Северо-Восточной Руси при Иване Калите. (1325-1340) запись в тетради.
Давайте познакомимся с ним (сообщение о Иване Калите).
Слайд 13. Был ты видом сильно противен,
Сердцем – подл…
Но не в этом суть:
Исторически
прогрессивен
Оказался твой
жизненный путь.
Н. Коржавин
? Почему
Но какими же методами Иван Калита добился ярлыка? (видео «История Государства Российского» 97 серия «Восстание в Твери»).
Беседа с учениками:
1. В каком году это произошло? 1327
2. На чьей стороне выступил Иван Калита?
3. Почему он так поступил?
4.Как вы оцениваете его поступок?
5. Какие привилегии получило Московское княжество после подавления восстания в Твери?
При нём Московское княжество стало сильнейшим. А вот почему? Для ответа на этот вопрос, обратимся к историческому документу, а именно к мнению историков.
Вопросы:
1. Какое имя дали современники Ивану Калите?
2. Что Иван Калита сделал на благо Руси.
3. Какие личные качества Ивана Калиты отмечают историки?
Продолжили политику Ивана Калиты сыновья Иван Красный и Симеон Гордый ? Каковы были успехи московских князей? Слайд 14
Успехи политики московских князей: Слайд 15
1.Им удалось взять верх в борьбе за великое княжение.
2.Проордынская политика способствовала собиранию земель и сил Руси. (Орда вела себя крайне неосмотрительно, позволив московским князьям собирать дань и поддерживая их в борьбе с другими князьями. То есть Орда невольно способствовала укреплению Москвы).
3.Сумели привлечь на свою сторону церковь (Важным для возвышения Москвы было приглашение в Москву митрополита Петра, что сделало Москву религиозно-национальным центром).
V. Первичное закрепление. Выражение решения проблемы.
Возвращаемся к нашему вопросу: Почему Москва стала центром объединения русских земель? Ответы детей.
А теперь посмотрите свои записи – цели на урок. Ответили мы на вопросы, достигли целей?
Какая задача будет стоять перед Москвой дальше? Слайд 16
Завоевав доверие Орды - окончательно избавиться от неё, стать центром борьбы с ордынским владычеством, чтобы ещё прочнее утвердить себя как лидера среди русских земель. И с этим материалом вы будете знакомиться на следующем уроке.
Проверочная работа (вставить пропущенное слово или дату). Слайд 17
VI. Рефлексия Слайд 18
Д/З: