Новый порядок, коренной перелом, антигитлеровская коалиция, блицкриг, блокада
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; подбирать иллюстративный материал к тексту своего выступления
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; овладевают умением самостоятельной работы, умением работать с учебной информацией, выделять причинно-следственные связи;
Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности; проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Получат возможность научиться: публично выступать; высказывать собственное мнение, суждения;
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
применять свои знания на практике; подготовиться к ЕГЭ.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителя и товарищей; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивают правильность выполнения действия.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы
урока
Время (мин.)
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации совзаимодействия на уроке
Универсальные учебные действия (УУД)
Формы контроля
1. Мотивация к учебной деятельности
2
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Подводит к формулировке темы и постановке цели урока учащимися.
Презентация «Великая Отечественная война. Мы помним!…»
Эпиграф урока.
Слушают, смотрят и обсуждают тему и цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.
Фронтальная работа
Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения
Дневник наблюдений учителя
2. Обобщение и систематизация знаний и умений
31
Работа с вопросами разминки
Организует работу с вопросами разминки (Приложение 1)
Отвечают на вопросы кратко и четко
Фронтальная работа.
Индивидуальная работа.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его;
осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Познавательные: логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.
Устные ответы. Дневник наблюдений учителя.
Работа с практическими заданиями по группам
Знакомит с пакетами заданий. (Приложение 2)
Нацеливает на самостоятельную работу и работу в группе.
Выполняют задания в группах.
Проводят самооценку и взаимооценку в группах.
Индивидуальная работа.
Групповая работа.
Листы самооценки и взаимооценки, а также дневник наблюдений учителя. Взаимопроверка работ группами.
Виртуальная экскурсия «По местам боевой славы: Прохоровка». Выступление учащихся.
Организует выступление учащихся, создает психологические условия для преодоления страхов перед публичным выступлением.
Выступают с виртуальной экскурсией: «По местам боевой славы: Прохоровка». Сообщение сопровождается презентацией. Остальные учащиеся слушают и готовят вопросы. Затем обсуждают работу и оценивают.
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа.
Устное выступление по изученной теме. Оценка учащихся.
3. Итоги урока. Рефлексия.
5
Обобщение полученных на уроке сведений. Обсуждение проблем. Подведение итогов.
Проводит беседу по вопросам:
- Какие задания вызвали затруднения?
- Какие задания были наиболее интересны?
Подводит итоги работы.
Отвечают на вопросы. Проводят самооценку и взаимооценку. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа.
Групповая работа.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Само оценивание, взаимное оценивание учащихся.
Оценивание учащихся за работу на уроке.
4. Домашнее задание
2
Повторение материала по Великой Отечественной войне
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание
Индивидуальная работа
Эпиграф урока:
«Нас двадцать миллионов От неизвестных и до знаменитых, Сразить которых годы не вольны, Нас двадцать миллионов незабытых, Убитых, не вернувшихся с войны».
Расул Гамзатов
Приложение 1.
Вопросы для разминки:
1. Чей голос звучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале Великой Отечественной войны?
2. Сколько лет прошло от окончания гражданской войны до начала Великой Отечественной войны?
3. В чьём кабинете Германия объявила нашему послу о начале войны с Советским Союзом?
4. Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских полчищ?
5. Гитлер решил лично возглавить военные операции на восточном фронте. В директиве сообщалось, что Москва должна быть окружена так, чтобы ни один житель не мог покинуть её, планировалось затопление и превращение города в огромное море. Какое кодовое название получила эта операция?
6. Как назвался фашистский чудовищный план уничтожения советских и славянских народов, план заселения европейской части нашей страны немецкими колонистами и включения ее в состав Германии?
7. 28 июля 1942 г. Сталин издал знаменитый Приказ № 227. О чём же говорилось в этом приказе?
8. Назовите фамилию командующего гитлеровскими войсками, сдавшегося в плен под Сталинградом.
9. Какой из этих отечественных танков стал легендой Второй Мировой войны?
10. Что во время Великой Отечественной Войны называли «катюшами»?
11. За что вручали самую известную медаль Великой Отечественной войны?
12. Кто написал самое популярное в годы Великой Отечественной войны стихотворение "Жди меня"?
Приложение 2.
Практические задания для работы 1 группы:
1) О каком событии идет речь? Назовите дату события.
Ликует утро… И ясны, Прозрачны солнечные дали. Сегодня – первый день войны... Хоть мы о том ещё не знали.
Но скоро мир волшебных снов Уйдёт в туман воспоминаний. Уже приподнят тайный кров Над бездной горя и страданий.
И мы пошли сквозь вихрь смертей, Через огонь, разор и беды… И много-много долгих дней Нас отделяло от победы.
(Е. Груданов)
2) Определите название песни военных лет.
Под этот вальс весенним днем Ходили мы на круг; Под этот вальс в краю родном Любили мы подруг; Под этот вальс ловили мы Очей любимых свет; Под этот вальс грустили мы, Когда подруги нет.
3) Рассмотрите схему и выполните задание.
А) Напишите название военного плана, изображённого на карте.
Б) Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «4».
В) Напишите цифру, которой обозначен город, для захвата которого была разработана операция «Тайфун».
Г) Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) Карта относится к начальному этапу войны.
2) Германия планировала завершить войну к концу лета 1942 г.
3) Для отражения агрессии, обозначенной на карте, был создан Совет труда и обороны.
4) Руководителем страны в это время был И.В. Сталин.
5) Сражение под Смоленском стало важным этапом в срыве фашистской стратегии «блицкрига».
6) Наступление немецких войск было остановлено по всей линии фронта зимой 1941 г.
4) Рассмотрите изображение и выполните задания
Какие суждения о данном монументе являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) Название монумента — «Победа».
2) Этот монумент стоит в Севастополе.
3) Название кургана, на котором стоит монумент, — Малахов курган.
4) Этот монумент посвящен событиям Великой Отечественной войны.
5) Автор монумента — скульптор Е. В. Вучетич.
Практические задания для работы 2 группы:
1) О каком событии идет речь? Назовите дату события. Наверное, товарищи, не зря, Любуясь шагом армии чеканным, Всегда припоминают ветераны Другой – суровый – праздник Октября. Была Москва пургой заметена, У Мавзолея ели коченели, И шла по Красной площади Война – Усталая, в простреленной шинели. То батальоны шли с передовой, Шли на парад окопные солдаты. В тревожных небесах аэростаты Качали удлиненной головой. Терзали тело Подмосковья рвы, Убитых хоронил снежок пушистый, Сжимали горло фронтовой Москвы Траншеи наступающих фашистов. А батальоны шли с передовой, Шли на парад окопные солдаты! Недаром в небесах аэростаты Качали удивленно головой! Кто может может победить такой народ?..
Не забывайте ….. …… год! (Ю. Друнина)
2) Определите название песни военных лет.
Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой.
3) Рассмотрите схему и выполните задание.
А) Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Б) Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в районе которого произошло соединение войск двух фронтов Красной армии.
В) Укажите название периода в ходе войны, начало которому положили события, обозначенные на схеме.
Г) Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) На схеме обозначены боевые действия до конца 1943 г.
2) События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной армии в ходе Великой Отечественной войны.
3) На схеме обозначены боевые действия Красной армии в ходе операции «Уран».
4) Участником событий, обозначенных на схеме, являлся К. К.
Рокоссовский.
5) В кольце окружения, обозначенном на схеме, оказалось более
2 млн. немецких солдат.
6) События, обозначенные на схеме стрелками, начались
в ноябре 1942 г.
4) Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) Данная карикатура создана в первой половине 1930-х гг.
2) В момент, когда произошло событие, которому посвящена карикатура, СССР вёл войну с Финляндией.
3) Карикатура была создана в СССР и опубликована в печати в тот же год, когда произошло событие, которому она посвящена.
4) Карикатура посвящена нарушению международного договора одной из стран.
5) Событие, которому посвящена карикатура, означало начало Великой Отечественной войны.
Практические задания для работы 3 группы:
1) О каком событии идет речь? Назовите дату события.
…На марше равняются взводы. Гудит под ногами земля. За нами дворцы и заводы, Высокие звезды Кремля.
Для счастья своими руками Мы строили город родной. За каждый расколотый камень Отплатим мы страшной ценой…
(А. Сурков)
2) Определите название песни военных лет.
Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, — Идет война народная, Священная война!
Как два различных полюса, Во всем враждебны мы. За свет и мир мы боремся, Они — за царство тьмы.
3) Рассмотрите схему и выполните задание.
А) Продолжите фразу: «События, обозначенные на схеме стрелками, начались в тысяча девятьсот _____________ году».
Б) Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
В) Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой «2».
Г) Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2) События, обозначенные на схеме, произошли после открытия союзниками Второго фронта в Европе
3) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Уран».
4) Город Кенигсберг был взят Красной армией в ходе событий, обозначенных на данной схеме.
5) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион».
6) В ходе событий, обозначенных на схеме, территория
Белорусской ССР была полностью освобождена
от немецко-фашистских захватчиков.
4) Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данной картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) Одним из руководителей обороны города, которой посвящена картина, являлся Г. К. Жуков.
2) На картине показана оборона Москвы.
3) Картина написана в рамках социалистического реализма.
4) События, изображённые на картине, происходят в годы Великой Отечественной войны.
5) Город, оборона которого изображена на картине, не был сдан врагу.
Практические задания для работы 4 группы:
1) О каком событии идет речь? Назовите дату события.
Над Ладожским курганом стынет иней, Над Ладожским курганом тишина. Искрится снег голубовато-синий, И что-то шепчет старая сосна. Молчит курган, торжественно-спокоен, Молчит курган, закованный в гранит. Склоняются знамена, как от боли, Колышет ветер цепи возле плит. И обелиск величественно-строгий Напоминает нынче всем живым О той суровой Ладожской дороге, Которую мы в памяти храним!
(В. Чазова)
2) Определите название песни военных лет.
Пошел солдат в глубоком горе На перекресток двух дорог, Нашел солдат в широком поле Травой заросший бугорок.
Стоит солдат – и словно комья Застряли в горле у него. Сказал солдат. “Встречай, Прасковья, Героя – мужа своего.
3) Рассмотрите схему и выполните задание.
А) Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Б) Заполните пропуск в следующей фразе: «Изображённое на схеме сражение произошло в тысяча девятьсот _________ ______ году».
В)Напишите название периода Великой Отечественной войны, к которому относится эта битва.
Г) Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) В период боевых действий, обозначенных на схеме, в тылу противника проводилась партизанская операция «Рельсовая война».
2) В течение всей битвы осуществлялось наступление Красной Армии.
3) В результате битвы были освобождены города, обозначенные цифрами «2» и «4».
4) Близ населённого пункта, обозначенного цифрой «3», произошло крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны.
5) Немецкими войсками в этом сражении командовал генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс.
6) Битва, события которой обозначены на схеме, проходила на берегах реки Волги.
4) Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) На карикатуре изображён политический деятель, пришедший к власти в Германии в 1939 г.
2) На карикатуре отражены события, произошедшие в период коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
3) Все удары Красной армии, образно показанные на карикатуре, были нанесены в зимний период.
4) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, уже был открыт Второй фронт во Франции.
5) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, союзники СССР действовали против Германии и её союзников в Северной Африке.
Практические задания для работы 5 группы:
1) О каком событии идет речь? Назовите дату события.
Открытые степному ветру, Дома разбитые стоят. На шестьдесят два километра В длину раскинут ……….
Как будто он по Волге синей В цепь развернулся, принял бой. Встал фронтом поперек России – И всю ее прикрыл собой.
(С. Орлов)
2) Определите название песни военных лет.
На прощанье сказали герои: “Ожидайте хороших вестей!” И по старой Смоленской дороге Повстречали незваных гостей.
Повстречали, огнем угощали, Навсегда уложили в лесу За великие наши печали, За горючую нашу слезу.
3) Рассмотрите схему и выполните задание.
А) Назовите месяц 1945 г., когда начались боевые действия, обозначенные на карте стрелками.
Б) Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
В) Укажите название реки, обозначенной на схеме цифрой «2».
Г) Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион».
2) События, обозначенные на схеме, происходили позже встречи руководителей держав «Большой тройки» в Крыму.
3) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
4) События, обозначенные на данной схеме стрелками, длились около полугода.
5) С окончанием военных действий, обозначенных на схеме, Вторая мировая война ещё не была закончена.
6) Одним из фронтов Красной армии, участвовавших в событиях, обозначенных на схеме, командовал Г. К. Жуков.
4) Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Представленная на изображении монета была выпущена в 1965 г.
2) Изображённый на монете памятник находится в Москве.
3) Автор изображённого на монете памятника – М.М. Антокольский.
4) Одним из элементов изображённого на монете памятника является поверженная фашистская символика.
5) Изображённый на монете памятник посвящён выдающемуся советскому военачальнику.
Общие задания для всех команд
– объяснить понятия:
- пакт Молотова-Риббентропа,
- Нюрнбергский процесс,
- коллаборационисты,
- «новый порядок»,
- ленд-лиз,
- встреча на Эльбе,
- власовцы,
- эвакуация,
- холокост,
- рельсовая война;
-закончить предложения:
1) Договор о ненападении с Германией в августе 1939 г. от имени СССР подписал…
2) Ставку Верховного Главнокомандования и Государственный Комитет Обороны во время войны возглавлял…
3) Советский генерал, перешедший на сторону гитлеровцев и создавший «Вооруженные силы Комитета освобождения народов России»….
4) Командир крупных партизанских сил во время Великой Отечественной войны…
5) Советский военачальник, подписавший акт о капитуляции Германии от имени СССР…
6) Водрузили знамя победы над зданием рейхстага в Берлине…
7) Вел с группой солдат оборонительные бои за один из домов в ходе Сталинградской битвы….
8) Героине поэмы М. Алигер принадлежат слова:
«Граждане, не стойте, не смотрите,
Я живая, голос мой звучит.
Убивайте их, травите, жгите,
Я умру, но правда победит!» Это….
9) В столице Монголии Улан-Баторе находится государственный музей Героя Монголии и четырежды Героя Советского Союза. Монголы талант этого полководца ставят не ниже, чем талант самого Чингисхана. И по заслугам. В 1939 году он освободил от японских оккупантов Монголию, а потом спас от фашистов родную землю – нашу Россию. Этот полководец….
10) Этого полководца называли "советским Багратионом". Москва, Сталинград, Курск, Белоруссия - во всех крупнейших победах войны есть его весомый вклад. Сильный, волевой и одновременно спокойный, он создал вокруг себя атмосферу порядочности, взаимоуважения. Именно ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве. Этот полководец….