2 | Проверка домашнего задания Цель этапа: определить связь феодальной раздробленности на Руси и установления монголо-татарского ига. | Таблица 2, №1 http://fcior.edu.ru/card/10055/feodalnye-raspri-slabost-derzhavy.html | Фронтальная беседа а) - Охарактеризуйте основные причины феодальной раздробленности. - Охарактеризуйте последствия феодальной раздробленности (положительные и отрицательные).
Главным отрицательным последствием обязательно должно быть названо ослабление обороноспособности Русского государства.
б) Организует выполнение интерактивного индивидуального задание в) Работа в рабочей тетради на печатной основе. Задание № 5 стр.32 г) Организует самостоятельную проверку с доски | Отвечают на вопросы. Если возникли затруднения с ответами, обращаются к тексту параграфа 13 стр.91-92, а также к рабочей тетради и таблице «Последствия феодальной раздробленности на Руси». Индивидуальная работа у интерактивной доски Выполняют задание №5, Проверяют с доски | 3 мин 2мин 5мин |
3
| Ориентационно-мотивационный этап Цель этапа: Обозначить тему урока, цель занятия. Мотивировать ребят на поиск ответов проблемных ситуаций. | | Фронтальная беседа: -Вспомните, с кем граничили восточные славяне на юге? - Почему Русь, успешно боровшаяся с кочевниками, была завоевана монголо – татарами? | | 5 мин |
4 | Изучение нового Постановка цели урока. План изучения нового материала: 1. Держава Чингисхана; сражение на реке Калке. 2. Вторжение в Рязанскую землю. 3. Разгром Владимировского княжества. 4. Поход на Новгород. 5. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. | Таблица 2, №2 http://fcior.edu.ru/card/5749/tataro-mongolskoe-nashestvie-na-rus.html (демонстрация второй страницы ЭОР). Таблица 2, №2 http://fcior.edu.ru/card/5749/tataro-mongolskoe-nashestvie-na-rus.html (демонстрация третьей страницы ЭОР). Таблица 2, №2 http://fcior.edu.ru/card/5749/tataro-mongolskoe-nashestvie-na-rus.html (демонстрация четвертой страницы ЭОР). Таблица 2, №2 http://fcior.edu.ru/card/5749/tataro-mongolskoe-nashestvie-na-rus.html (демонстрация пятой страницы ЭОР). | 1 Держава Чингисхана. Знакомит учащихся с племенами монголов, областью их расселения, занятиями, образом жизни. В ходе работы с модулем ставит цели изучения, познакомит с этапами формирования монгольской державы, расширяет знания об этом народе, полученные из курса истории Средних веков. Сражение на реке Калке. Учитель знакомит с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты, историческими персоналиями. Обзорная характеристика первой встречи русских князей в союзе с половцами на р. Калке в 1223 г. 2. Вторжение в Рязанскую землю. Рассказ учителя Описание укрепления города Рязани Чтение документа «Повесть о разорении Рязани Батыем» (демонстрация ЭОР) 3.Разгром Владимирского княжества. Рассказ учителя 4. Поход на Новгород. 5. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Рассказ учителя об историческом значении для русского государства монгольских завоеваний. Определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства. | Совместно с учителем делают выводы о преимуществах и силе монгольского войска, самостоятельно ищут в учебнике определение понятий: тумен, татары; Называют их. Совместно с учителем изучают по карте походы Чингисхана. Делают выводы о причинах поражения: - отсутствие единства среди русских князей и союзников; - военная мощь и превосходство монголов Изучают походы хана Батыя. Выполняют по ходу рассказа задание №1 в рабочей тетради стр.53 Работают с историческим документом. Дают краткую характеристику исторических лиц пользуясь учебником: Чингисхана, Евпатия Коловрата, выполняя задание № 2 в рабочей тетради на стр.53-54. Работают с картой. Записывают в тетрадь все последствия монгольского нашествия | 4мин 4мин 5мин 5мин |
5 | Закрепление изученного Цель этапа: закрепление полученных на уроке знаний по теме: «Монгольское нашествие на Русь» | Таблица 2, №3 http://fcior.edu.ru/card/11388/rus-v-borbe-s-mongolo-tatarskim-nashestviem.html | Организует выполнение практических заданий, подведение итога урока, формулировка выводов по теме урока, выставление оценок за работу на уроке. | Совместно с учителем выполняют интерактивные задания . Учащиеся самостоятельновыполняют тест в тетради с последующей проверкой на слайде ЭОР. | 8 мин. |