kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме: "Коррупция в России и в мире". 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме: "Коррупция в России и в мире"

МБОУ СОШ№50

8 класс

Учитель Коршунова Е.А.

 «Коррупция не только указывает обществу неправильный путь,
но также подрывает государственную легитимность,
поддерживает дурные образцы в государственном управлении
и показывает плохой пример будущим поколениям.
Она заражает..»
Кайден, Двиведи, Джаббра

Педагог:  Сегодня предмет нашего обсуждения - коррупция, ее последствия, противодействие коррупционным проявлениям - выбран не случайно. Мы живём с вами в очень сложное время, время экономических реформ и кризисов, время преобразований. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.
- Ответьте на вопрос: «Что такое Коррупция?»

Обучающийся: - В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. дается такое определение термина "коррупция": "Коррупция- это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами".

Обучающийся: - Употребление термина «коррупция» применительно к политике приписывается еще Аристотелю, который определял тиранию как неправильную, испорченную, т.е. коррумпированную форму монархии. В римском праве этим термином обозначалась деятельность нескольких лиц, направленная на нарушение нормального хода судебного процесса или управления обществом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Коррупция в России и в мире". 8 класс »

Разработка урока по теме: "Коррупция в России и в мире"

МБОУ СОШ№50

8 класс

Учитель Коршунова Е.А.



«Коррупция не только указывает обществу неправильный путь,
но также подрывает государственную легитимность,
поддерживает дурные образцы в государственном управлении
и показывает плохой пример будущим поколениям.
Она заражает. ...»
Кайден, Двиведи, Джаббра



Педагог:  Сегодня предмет нашего обсуждения - коррупция, ее последствия, противодействие коррупционным проявлениям - выбран не случайно. Мы живём с вами в очень сложное время, время экономических реформ и кризисов, время преобразований. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.
- Ответьте на вопрос: «Что такое Коррупция?»

Обучающийся: - В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. дается такое определение термина "коррупция": "Коррупция- это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами".

Обучающийся: - Употребление термина «коррупция» применительно к политике приписывается еще Аристотелю, который определял тиранию как неправильную, испорченную, т.е. коррумпированную форму монархии. В римском праве этим термином обозначалась деятельность нескольких лиц, направленная на нарушение нормального хода судебного процесса или управления обществом.

Обучающийся: - Одно из наиболее коротких современных определений принадлежит Дж. Сентурия: злоупотребление публичной властью ради частной выгоды. Большинство исследователей сводят определение коррупции к взятке и злоупотреблению служебным положением. В этом же ключе определяют коррупцию и международные организации. Например, в Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как «злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением».

Обучающийся: - Коррупция (лат. corruptio - порча, подкуп, упадок) – подкуп и взятничество, широко практикуемые в буржуазном мире среди различных должностных лиц, политических деятелей, военных чинов. Коррупция в Советском Союзе и др. социалистических странах расценивается как уголовное преступление. В нашей стране с коррупцией ведётся решительная, бескомпромиссная борьба. Социальная сущность коррупции выражается в деградации аппарата публичной власти. Коррумпированный аппарат не пригоден для выполнения функций государства, и бесполезен для общества. (Краткий политический словарь).

Педагог: - Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.
- Предлагаю вам совершить исторический экскурс «Коррупция в России и за ее пределами».

Обучающийся: - Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века д. н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке д. н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Обучающийся: - Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых»; «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран) и т.д.

Обучающийся: - Российские источники упоминают мздоимство еще в XIII в. Начиная с Ивана III известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые «кормы» для наместников и их аппарата. В Судебнике великого князя Ивана Васильевича впервые были официально запрещены взятки — «посулы» и зафиксирован размер судебных пошлин. Хотя взяточничество вызывало недовольство населения, массовых выступлений и протестов именно по этому поводу практически не было. Известен всего один такой эпизод, относящийся ко времени правления царя Алексея Михайловича (бунт 1648 г. в Москве), когда народу были выданы на растерзание наиболее запятнавшие себя «коррупционеры». В дальнейшем наличие коррупции многократно констатировалось, постоянно делались попытки если и не уничтожения, то хотя бы ее уменьшения. Об этом свидетельствуют многочисленные указы Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I, Александра II, а также создание различных комитетов для изучения причин лихоимства и выработки мер по его искоренению. В качестве терминов для обозначения проявлений коррупции использовались слова «мздоимство» и «лихоимство». Под «мздоимством» подразумевалось принятие должностным лицом взятки за совершение действия, входящего в круг его обязанностей, под «лихоимством» — получение взятки за совершение служебного проступка или преступления в сфере служебной деятельности.

Педагог: - Власти в разное время применяли различные наказания для виновных: от легкого штрафа или снятия с должностей до вечной ссылки с вырыванием ноздрей и отнятием «всего имения» или смертной казни путем повешения или даже четвертования. Тем не менее, к началу ХХ в. взятки и прочие проявления коррупции по-прежнему процветали. 
- В чем же причина живучести взяточничества?

Обучающийся: - Исследователь начала века П. Берлин объясняет это тем, что в России «взяточничество неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни». Продолжавшаяся на протяжении веков практика параллельно осуществлявшихся, с одной стороны, борьбы со взяточничеством, а с другой, развращения высших слоев чиновничества путем щедрой раздачи даров «прислужившимся» способствовала закладыванию психологических основ взяточничества и казнокрадства. Соответственно, низшие слои чиновничества, не имея возможности быть одариваемыми сверху, прибегали к вымогательству по отношению к подчиненным. Кроме того, отмечалась связь взяточничества и казнокрадства с политической благонадежностью. Создавалась ситуация, когда на эти преступления власть смотрела сквозь пальцы в обмен на политическое угодничество.

Обучающийся: - Представления о размахе коррупции в царском правительстве оказались мифом. Но именно из этого мифа исходили большевики в борьбе со взяточничеством, которое считалось злом, присущим «прогнившему царскому режиму» и пролетарскому государству доставшимся в наследство. Поэтому Советская власть буквально с первых месяцев своего существования начинает борьбу с коррупционными проявлениями, подвергая виновных суровым наказаниям вплоть до смертной казни. Постперестроечные власти существенно смягчили наказание за взятки. В 1991 г. на территории СССР смертная казнь за получение взятки была отменена. Однако проведение экономических и политических реформ, имевших следствием рост корыстных преступлений, включая взятки, потребовало принятия дополнительных мер. Уже в 90-е годы был принят ряд документов, касавшихся борьбы с коррупцией, но применение (или, скорее, неприменение) обозначенных в них мер никак не изменило ситуацию. В списке стран с самыми высокими показателями подкупа при госзаказах (процент от сделки, причитающийся посреднику) Россия занимает шестое место (после Таиланда, Индонезии, Филиппин, Индии, Парагвая).

Обучающийся: - В сентябре 2008 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил новые данные исследований, посвященных распространенности коррупции в российском обществе:

  • три четверти россиян (74%) отмечает «высокую» степень,

  • только 19% респондентов посчитали ее «средней»,

  • лишь 1% - «низкой»,

  • и никто не сказал, что коррупции нет совсем.

- Высокую степень  коррумпированности чаще отмечают жители Северо-Западного (46%), Сибирского (43%) и Южного федеральных округов (41% соответственно). Причем чем крупнее населенный пункт, тем более коррумпированы различные сферы и институты общества, по мнению наших сограждан. Так, высокий уровень коррупции отмечают 42% жителей обеих столиц и только 21% сельских жителей. 

Педагог: - Я попросила вас опросить своих родителей, знакомых: «Как они думают - какие сферы наиболее поражены коррупцией?» Ребята называют результаты опроса.
- Давайте ваши ответы запишем на доске.

ГБДД
чиновники
полиция
медицина
образование
судебная система
военкоматы
шоу - бизнес
сфера торговли
армия
СМИ

Педагог: - А как вы считаете: каковы причины коррупции? Ребята рассуждают, ответы записываются на доске.

  • жадность

  • аморальность российских чиновников и бизнесменов

  • несовершенство законов

  • низкий уровень правовой культуры и законопослушания

  • низкая зарплата

Педагог: - Как же можно бороться с коррупцией и ее причинами? Есть ли пути её искоренения? Ребята дискутируют, а ответы записываются. Они приходят к тому, что способы борьбы с коррупцией вытекают из ее причин. Это:

  • Усовершенствовать законы

  • Уменьшить количество чиновников

  • Повысить зарплату (для действительно необходимых лиц)

  • Повысить эффективность работы правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией.

  • Открытость в СМИ

  • Не давать и не брать взяток

  • Ужесточить наказания за коррупцию

  • Воспитание нетерпимости в обществе к коррупции и уважения к закону

Педагог: - Индекс восприятия коррупции (ИВК) составляется на основе опросов, проводимых несколькими международными организациями. Он отражает то, как часто приходится прибегать в данной стране к прямому или косвенному подкупу должностных лиц и выборных политиков. Чем выше индекс, тем более честными в этой стране считаются государственные и муниципальные структуры. Низкий индекс означает, что те, кому приходится вести дела в этой стране, уверены, что без взятки и подкупа здесь не обойтись. ИВК России за 2000-2008 гг. упал с 2,4 до 2,1.

Борьба с коррупцией

Мировая карта восприятия наличия коррупции, 2005 г.

Тёмно-красный цвет соответствует странам, жители которых считают, что у них высокая коррупция, зелёный — тем, где население полагает, что коррупция у них невелика.

- За последние десять лет изменилось не многое. Лидеры – Африка и Средняя Азия. Заметно снижается, лишь место России в мировом рейтинге честности (таблица). Место Российской Федерации в мировом ранжире по индексу восприятия коррупции (чем ниже место – чем выше относительная коррумпированность

Год

Место

2002

71

2003

86

2004

90

2005

126

2006

121

2007

143

2008

147

Педагог: - Следует принять во внимание, что с каждым годом круг стран, по которым рассчитывается ИВК, расширяется. Так что смещение России на более низкие позиции связано не только с ухудшением ситуации внутри самой России, но и с тем, что её «вытесняют» с 70-х мест страны, которые ранее не включались в анализ. Следует учитывать и то, что многие так называемые международные неправительственные организации занимают заведомо критичную позицию в отношении России, и их «независимые исследования» не лишены тенденциозности. Но даже если учесть все поправки, рейтинг честности российского режима всё равно ниже среднемирового. - Отрицательное влияние коррупции универсально. Прямые экономические потери от коррупции, по разным оценкам, составляют от 20 до 40 миллиардов долларов в год. Косвенные экономические потери не поддаются точным оценкам, но масштаб их огромен. К прямым потерям эксперты относят и вывоз капитала, в большинстве случаев осуществляемый, как они полагают, коррупционным путем. Приводятся стандартные оценки размера ежегодно вывозимого капитала (20-25 млрд. долларов в год). Потери от несовершенства налоговой системы оцениваются примерно в 25 % от ВВП. Выплаты в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляют, по оценкам экспертов, до 10 % от суммы сделки. (www.anti-corr.ru)

Педагог: - По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей 1 ноября 2003г.

Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Конвенция - первый документ такого рода. Более чем 100 стран, собравшихся на конференцию, поставили подписи под Конвенцией. Она должна стать важным инструментом международного права для противодействия коррупции, «наносящей ущерб развитию стран и представляющей угрозу демократии и режиму правового государства». Россия в числе первых подписала Конвенцию.

- В целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008 г. Президентом РФ был утверждён Национальный план противодействия коррупции.

Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту, 
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца,
Верность другу,
Преданность Отчизне, 
Имя гражданина и борца.

Вывод: Коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?

- Хочется вам напомнить, что по ИВК «в мире судят о том, можно ли приличному человеку, приличной фирме или приличному государству иметь дело с той или иной страной. Хотите, чтобы с нашей Россией имели дело приличные партнеры, - будьте честными. Быть честным выгодно».

На всех часах вы сможете прочесть
Слова простые истины глубокой:
Теряя время, мы теряем честь,
А совесть остается после срока.
Она живет в душе не по часам.
Раскаянье всегда приходит поздно.
А честь на час указывает нам
Протянутой рукою – стрелкой грозной;
Чтоб наша совесть не казнила нас,
Не потеряйте краткий этот час,
пускай, как стрелки в полдень, будут вместе
Веленья вашей совести и чести.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока по теме: "Коррупция в России и в мире". 8 класс

Автор: Коршунова Елена Александровна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183719


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства