Урок истории в 9 классе
Тема : Искусство зарубежных стран в начале 20 века.
Учитель истории и обществознания
1 квалификационной категории
Ватина Татьяна Николаевна
Цель урока: создать условия для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся через урок истории.
Задачи:
Образовательные:
1.Показать особенности художественной культуры начала 20 века , используя сравнение с классическими традициями 15-19 вв.
2.Познакомить учащихся с разнообразием художественных направлений в культуре н. 20 в. , определившихся под влиянием сложного и противоречивого характера современной эпохи.
Развивающие:
Продолжить формирование умений правильно вести дискуссию; аргументировать свою точку зрения; анализировать документы.
Воспитательные:
Продолжить формирование уважительного отношения к чужому нению, навыков работы в коллективе; продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям ; продолжить воспитывать уважительное отношение к культурному наследию зарубежных стран.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Форма урока: беседа.
Учебно- организационная деятельность: фронтальная.
Понятия: модернизм,авангардизм,импрессионизм,абстракционизм,символизм,фовизм,кубизм.
Выдающиеся личности: Ван Гог, П. Гоген, К. Моне, П. Пикассо, В. Кандинский, Г .Климт, С.Дали.
Общие рекомендации: урок реализуется при помощи компьютерной презентации.
Оборудование: мультмедиа презентации с демонстрацией наглядного материала.
План урока:
1.Организационный момент.( 5 минут)
2.Изучение новой темы( 25 минут)
1 этап урока проблемно- поисковый ( 10 минут)
2 этап урока информационный( 15 минут)
3.Рефликсия.( 7 минут)
4.Заключительная часть. Подведение итогов урока.( 3 минуты).
Ход урока.
1.Организационный момент (5 минут)
Учитель знакомит учащихся с темой, целям урока, планом ,по которому они будут работать.
(слайд 1-4)
Вступительное слово учителя с целью постановки проблемного задания.
Разнообразие художественных направлений в культуре н. 20в. сложились под влиянием революционных событий в начале 20 века, общественных катаклизмов и Первой мировой войны. Общим, объединяющим для искусства 20 в. является стремление в след за открытием естественных наук, психологии, философии, перевернувших устойчивое представление о мире,
Заглянуть в таинственный и полный загадок мир сознания человека,
Исследовать его темные и светлые глубины, постичь тайны мироздания .Необходимо подчеркнуть , что глобальные перемены всей художественной системы уже были : античность сменилась Средневековьем , Средневековье эпохой Ренессанса , в начале 20 века произошла очередная смена эпох.
Приводится высказывание П. Сорокина : « Культура не гибнет до тех пор , пока жив человек …мнимая смертная агония культуры была не чем иным как острой болью рождения новой формы культуры…» ( слайд 5)
ВОПРОС:
Рассмотрите приведённые ниже иллюстрации.
Какие новые тенденции , на ваш взгляд, появились в технике исполнения, в идеях , в композициях, в жанровой структуре художников начала 20 века?
Можем ли мы говорить о рождении новой формы культуры?
2.Изучение новой темы ( 25 минут)
Слайды 6-35
На первом этапе основной части урока предлагается самим учащимся найти новые тенденции в искусстве н. 20 века. Учитель лишь акцентирует их внимание на той или иной особенности , эстетической категории , подчёркивая , что выразительным в живописи может быть не только лицо человека, жест, изображённый предмет , но также цвет, рисунок, ритм, мазок или штрих.
После рассмотрения каждого слайда учитель записывает выводы.( см. таблицу)
Модернизм и авангард в искусстве 20 в. | Классическая традиция |
Слайд № 6 Предмет изображения деформируется и становится знаком. Предполагаемый источник освещения отсутствует . Разрушена иллюзия трёхмерного пространства и объёмного предмета. | Предмет изображения – человек. Передаётся эффект освещения. Светотеневая живопись. Создаётся иллюзия трёхмерного пространства с помощью простой перспективы. |
Слайд №7 Цвет не смешивается в палитре, активизируются контрасты тёплых и холодных цветов. | Достигается цветотональное единство Изображения, исключающее чистые краски и открытые контрасты. Цвета используются после получения на палитре смешанного тона. |
Слайд № 8 Отказ от образа видимой реальности, создание новой реальности на основе внутренних законов художественной формы . | Стремление к иллюзорному отображению видимой реальности. |
Слайд № 9 Фактура наделяется самостоятельной выразительностью вне предмета изображения благодаря экспрессивным мазкам или штрихам. Происходит наращивание рельефа в наложении красок на холст . | Фактура подчинена передаче иллюзии реальной фактуры предметов. Живописная поверхность стремится быть гладкой , мазки сплавленными. |
Слайд № 10 Художественная сверхзадача Новая художественная система должна отражать всю сложность и многогранность внутреннего духовного космоса человека и связь с внутренней сущностью мира. | Отражение реального мира в искусстве через создание иллюзии видимой реальности на основе натуральных наблюдений. Эта система отображает взаимоотношение человека с окружающим внешним миром. |
Слайд № 11 Использование ярких красок и орнамента. | |
Слайд № 12 К какому жанру можно отнести произведение В . Кандинского « Казаки»? Происходит размывание жанровых границ и исчезновение жанров. В результате появляется синтетическая композиция. Предмет изображения исчезает в авангарде , заменяясь чистыми элементами формы. Отказ от сюжета как литературной канвы изображения. Форма превращается в пластический знак. | Чёткое жанровое разграничение: историческая или мифологическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт и т.д. |
Учащиеся отвечают на вопрос , поставленной в начале урока.
На втором этапе учащиеся знакомятся с направлениями в искусстве начала 20 века. слайды 20-35
На примере художественных произведений учащиеся находят отличительные черты того или иного направления. Знакомятся с разнообразными стилями и направлениями в художественной культуре начала 20 века.
3.Рефлексия.( 7 минут)
Вопрос к классу :
С какими новыми направлениями и стилями в искусстве зарубежных стан начала 20 века вы познакомились? (слайд 36)
4.Подведение итогов урока ( 3 минуты).
Учитель делает общий вывод к уроку ( сдайд 37)