kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по кубановедению на тему: "Кубань в 1930-х гг. Индустриализация. Коллективизация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: выяснить особенности коллективизации на Кубани; определить последствия коллективизации, причины «голодомора» 1933г.; показать роль колхозов, совхозов  и результаты развития сельского хозяйства в 1928-1940 гг.; выяснить как осуществлялась индустриализация на Кубани; показать значение и успехи индустриализации; определить влияние индустриализации на развитие края; прививать бережное отношение к истории совей малой родине; развивать умения работы с текстом, учить анализировать, выделять главное, сравнивать; умение развиваться творчески.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по кубановедению на тему: "Кубань в 1930-х гг. Индустриализация. Коллективизация" »

Урок 13 (9 класс)

Кубань в 1930-х гг. Индустриализация. Коллективизация



Цели: выяснить особенности коллективизации на Кубани; определить последствия коллективизации, причины «голодомора» 1933г.; показать роль колхозов, совхозов и результаты развития сельского хозяйства в 1928-1940 гг.; выяснить как осуществлялась индустриализация на Кубани; показать значение и успехи индустриализации; определить влияние индустриализации на развитие края; прививать бережное отношение к истории совей малой родине; развивать умения работы с текстом, учить анализировать, выделять главное, сравнивать; умение развиваться творчески.



Учебное оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование

  2. Учебник: Б.А.Трехбратова. Кубановедение, 9-й класс: Краснодар, 2013.

  3. Книга о станице Смоленской

Тип урока: комбинированный

План урока



  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Изучение нового материала

    1. Коллективизация

    2. Индустриализация

    3. Политические репрессии

    4. Административно-территориальное преобразование

    5. Краснодарский край к концу 30-х годов

  4. Закрепление изученного материала

  5. Подведение итогов урока

  6. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Проверка домашнего задания & 9 подготовить презентации, проектные работы по темам: «НЭП на Кубани», «Индустриализация. Коллективизация на Кубани», «Расказачивание»

  1. Изучение нового материала

    1. Вступительное слово учителя «Коллективизация. Индустриализация на Кубани»



ЗАДАНИЕ:

Прослушивание приготовленных презентаций, проектных работ по темам:

«НЭП на Кубани», «Индустриализация. Коллективизация на Кубани», «Расказачивание»

    1. Самостоятельная работа с текстом параграфа 11.

ЗАДАНИЕ:

  • Дать определение следующим терминам: коллективизация, индустриализация, репрессия

  • Ответить на вопросы письменно в тетради:

  • Какими методами проводилась коллективизация на Кубани?

  • Что такое раскулачивание?

  • Итоги коллективизации на Кубани

  • Дайте характеристику состоянию промышленности Кубани и Черноморья к началу индустриализации.

  • Назовите предприятия, прошедшие реконструкцию и построенные заново.

  • За счет каких средств создавалась индустрия и приобреталась за границей техника и оборудование?

  • Определите итоги индустриализации на Кубани.



    1. Сообщение учителем интересные факты из истории станицы Смоленской во время коллективизации на Кубани

Коллективный... голод

Осенью 1929 года стране был навязан переход к сплошной коллективизации. В ноябре 1929 года состоялся Пленум ЦК ВКП (б), который отметил, что колхозное движение ставит задачу сплошной коллективизации перед целыми областями и районами. Руководствуясь директивами этого Пленума ЦК, Северо-Кавказский крайком ВКП (б) 27 ноября 1929 года принял постановление «О сплошной коллективизации Северного Кавказа».

Страдания, горе, потерю близких принесла жителям станицы Смоленской такая коллективизация. Созданная в 1928 году коммуна «8 марта» (председатель Сахронов), была слабой и бедной. Не хватало машин, инвентаря, тягловой силы, а крестьян всё равно загоняли в колхозы против их воли. В народе началось недовольство. По станицам прокатилась волна «бабьих бунтов». Не исключение - Смоленская. Женщины особо остро почувствовали «коллективизационные перемены». Они разбирали общественный инвентарь, лошадей, быков и разводили их по домам. Бунтовщики собрались возле Сельского Совета и потребовали вернуть их землю и скот, выставив свои посты и дежуря день и ночь. Представители власти требовали, чтобы женщины ушли по домам.

-Ны куды мы ни пийдэм, покы не дасты зимлю, - кричали в ответ женщины. - Нэ нужна нам ваша коллективизация!

Не знали еще они, чем всё это кончится. А кончилось репрессиями. Как вспоминала Мария Семёновна Титяк: «Женщин разогнали, а их мужей забрали, и неизвестно и до этих пор, куда они пропали».

В октябре 1929 года в Смоленской образуется три колхоза - имени Шевченко (в него входили жители от начала станицы до центра), «Путь Ильича» (бывший ТОЗ) и имени 8 Марта (вместо одноимённой коммуны).

При вступлении в колхоз жители обязывались сдавать в него (в общее пользование) домашний скот и орудия труда. Тех, кто отказывался, ждала высылка в Сибирь.

Колхозы считались многоотраслевыми, выращивали зерно, овощи, не забывали животноводство, но основной упор делался на табак.

Несмотря на усилия властей, колхозное движение ощутимой пользы не приносит - планы хлебозаготовок срываются. Осенью 1932 года из колхозных хранилищ вывозятся на приемные пункты почти все хлебные запасы. Все попытки руководителей колхозов «Путь Ильича» и «8 марта» оставить семейные фонды и выдать зерно колхозникам, жестко и резко пресекались.

7 августа 1932 года принимается Закон об охране социалистической собственности, который предусматривал жестокое наказание за хищение колхозного имущества. За хищение зерна могла быть применена высшая мера наказания. Как следствие всего этого, на Кубани разразился невиданный голод зимой 1932 - 1933 гг. Вымирали семьями, хуторами, дело доходило до людоедства.


Из воспоминаний Пив некой Натальи Прокофьевны:


«Конец 1932 года был тяжелым и трагичным для жителей нашей станицы. Из Совета по всем дворам ходили активисты и отбирали у людей зерно: кукурузу, пшеницу. В ноябре начался голод. Многие умирали. Наша свекровь прятала маленькие мешочки с кукурузой, которые она шила, чтобы прокормить детей, в собачьей будке, под домом, в сарае, но пришли люди с Совета, все нашли и забрали, а свекровь чуть не застрелили. Все ходили в лес даже зимой и искали под снегом яблоки, кислицы, груши - дички, желуди. Несли их домой, варили и кормили ими детей и ели сами. Многие болели и не могли ходить...»

«В нашей станице и вокруг в лесу росло много плодовых деревьев, из кислицы и дички делали сушку. Во время голода 1932 -1933 годов из разных городов, отовсюду шли к нам люди, просили поесть, мы делились сухофруктами. А на одном складу, где была пшеница, заведующая разрешила взять каждому по горсти зерна. Но люди, как звери, толкали друг друга, хватали помногу’, поэтому заведующая закрыла склад и никогда больше никого не пускала»,

- писали в своих воспоминаниях Мария Семеновна Титяк.

Начало выходу из кризиса положил урожай 1933 года. Постепенно стало налаживаться в Смоленской сельское хозяйство. Практически все население станицы уже объединили в колхозах. За ними закрепили землю в вечное пользование и приняли уставы колхозов «Путь Ильича», «8 марта» и совхоза «Смоленский». Стали увеличивать посевные площади, появляется инвентарь, тракторы, машины.



  1. Закрепление изученного материала

  2. Подведение итогов урока

  3. Домашнее задание: & 11 провести исследование используя интервьюирование бабушек и дедушек по теме «Расказачивание» или «Моя семья в 30-е годы»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Зуза Лариса Викторовна

Дата: 20.08.2014

Номер свидетельства: 112374


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства