Разработка урока по истории Средних веков Тема "Рождение новой силы" 6 класс
Разработка урока по истории Средних веков Тема "Рождение новой силы" 6 класс
Данная урок может использоваться в 5 классе общеобразовательной школы в курсе История Средних веков. Урок является пятым в теме «ОТ ИМПЕРАТОРОВ ДО КОНУНГОВ». В данном уроке представлен материал в соответствии с требованиями учебной программы средней школы. В нем даны основные сведения по истории развития мира ислама.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Средних веков Тема "Рождение новой силы" 6 класс »
Урок 5
Тема:Рождение новой силы.
Цель и задачи урока: рассмотреть особенности жизни арабских племен и проследить пути возникновения государства у арабов. Сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в 7 в., - исламе. Способствовать развитию хронологических и картографических умений школьников.
Средства обучения: презентация к уроку.
Основные понятия, термины и географические названия: хиджра, ислам, мусульманин, шариат, хадж, мечеть, минарет, имам, мулла, халиф, сунна, арабы.
Структура урока: изучение нового материала, закрепление, домашнее задание.
Ход урока.
I. Орг. момент.
ІІ. Постановка цели урока.
ІII. Проверка домашнего задания.
ІV. Изучение новой темы.
1. Аравийский полуостров и его жители. Описание географического положения Аравийского полуострова и его природных особенностей по вопросам к ученикам:
- В какой части света находится Аравийский полуостров?
- Какие моря омывают его берега?
- Соседями каких народов были арабы?
- Какие знаменитые торговые пути проходили через Аравийский полуостров?
Рассказ учителя о жизни арабских племен и их занятиях с одновременной демонстрацией на карте Аравийского полуострова, Мекки и Ясриба.
Аравия – одна из наиболее безводных стран мира. Большую часть полуострова занимают засушливые степи и труднопроходимые пустыни. В языке древних арабов не было даже слова «река».
2. Пророк Мухаммад и новая религия. Для того, чтобы объединить арабов и защитить свою независимость житель Мекки Мухаммед основал новую религию – ислам. Он начал утверждать , что он слышит «Голос Бога» -Аллаха. Себя он стал называть «посланником Бога» - его Пророком. Мухаммед начал призывать арабов к объединению и прекращению вражды, к принятию единой веры. Богатых людей он призывал оказывать помощь нуждающимся и неимущим людям. Постепенно у Мухаммеда появилось много сторонников, их стали называть мусульманами, т.е. «покорными Богу». Но не все люди с пониманием отнеслись к нему. Нашлись и такие, которые отнеслись к нему враждебно. Поэтому в 622 году Мухаммед переселяется в г. Медину. Там он находит своих сторонников. Однако противостояние с Меккой заканчивается только к 630 году. К этому времени большинство арабов принимают ислам и признают власть Мухаммеда, который становится во главе Арабского государства и мусульманской церкви. Какие же обычаи, нравы и традиции сложились у мусульман? Давайте вместе прочитаем текст учебника
Вопрос о возникновении новой мировой религии - ислама - изучается с использованием приема комментированного чтения п. 2 и 3§ 4.
По ходу чтения ученики выписывают термины в словарь.
Хиджра – переселение Мухаммада из Мекки в Ясриб (Медину), точка отсчета мусульманского летоисчисления. 622 –Хиджра. Мухаммад (ок. 570-632) –пророк, основатель ислама
Ученикам предлагаются вопросы:
- Каковы главные положения ислама?
- Где записаны основы мусульманского учения?
- Как вы думаете, почему мусульмане терпимо относились к христианам и иудеям, но преследовали язычников?
Описание мусульманского храма, новые термины:
Мечеть – мусульманский храм
минарет – башня мечети, с которой возвещают о молитве
михраб - углубление в стене мечети, указывающее направление на Мекку
минбар. - возвышение в мечети, с которого читается проповедь.
Мулла - проповедник
Используются иллюстрации в учебнике.
3. Образование Арабского халифата. Причины возникновения государства у арабов проясняется во время обсуждения проблемного задания: В 7 веке у арабов появляется государство - Арабский халифат.
В 661 – 750 гг установился халифат Омейядов со столицей в Дамаске.
Запись в тетради: В 661 – 750 гг — халифат Омейядов.
С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов и суннитов. Шииты призвали народ к Свержению Омейядов. Вскоре восстали Иран и Средняя Азия. К власти пришли Аббаси –ды - потомки дяди Мухам меда-Аббаса.
Все Омейяды были убиты или бежали в Испанию. В 750 году власть в халифате перешла к Аббасидам.
В это же время зарождается и распространяется новая религия - ислам. Связаны ли между собой эти два события? Каким образом?
4. Первый раскол. 661 г. – убийство Али последнего «проповедника халифа», зятя и друга Мухаммада.
ши ’а - отдельная партия внутри мусульманской общины
сунниты – сторонники одного из двух основных направлений в исламе - суннизма
V. Закрепление. Для формирования хронологических умений ученикам полезно решить следующую задачу: В 89 г. по мусульманскому календарю халифы завоевали Северную Африку, Испанию, бассейн реки Инд. Спустя 40 лет - победили китайцев на реке Талас. В какие годы от Рождества Христова произошли эти события?
VІ. Итог урока. Как называется священная книга мусульман?
- Кто сотворил мир, согласно Корана? За сколько дней?
- Что требовал Коран от верующих?
- Кто считался «неверным»?
- Что говорится в Коране о неравенстве?
- Назовите сходства Библии и Корана.
- Перечислите три обязанности мусульманина.
- Какова роль Мухаммеда в истории арабов.
Домашнее задание: §4, вопросы, даты, термины
Урок 5
Тема:Мир ислама.
Цель и задачи урока: подвести учащихся к пониманию причин распада Арабского халифата, раскрыть особенности взаимоотношений победителей арабов и народов завоеванных стран, сформировать у учащихся яркий образ культуры мусульманского мира. Продолжить развитие образных и логических способностей учеников, их картографические умения.
Средства обучения: электронное издание для средней школы по курсу "Всеобщая история" (история Древнего мира, история средних веков, история нового времени) разработано издательством "Кордис & медиа", презентация к уроку.
Основные понятия, термины и географические названия: джихад, эмират, Багдад, Кордова, Бухара, каллиграфия, медресе.
Структура урока: изучение нового материала, закрепление, повторение, домашнее задание.
Изучение нового материала.
1. Завоевания арабов. Учащиеся выполняют проблемное задание: Сравните по карте территорию Арабского государства, в 6 и 7 вв. Какие страны сумели завоевать арабы в этот период? Как объяснить причины образования на карте Европы столь могущественного государства?
Во время беседы вводится понятие «джихад», способствовавшее осуществлению завоевательной политики арабского государства. Среди причин успеха арабских завоеваний отмечаем также роль арабского войска и его наиболее сильной части - конницы.
Из «Всемирной истории войн» Р. и Т.Дюпюи:
Арабы издавна славились своей воинственностью, родовые связи сплачивали их в бою. Каждый взрослый араб был воином. Войско арабов в это время состояло из племенных иродовых отрядов.
Лучшей и главной частью арабского войска являлась конница, которая делилась на легкую и тяжелую. Тяжелая конница имела на вооружении длинные копья, мечи. Боевые палицы. Боевые топоры и защитное вооружение, более легкое, чем у рыцарей Западной Европы. У арабских воинов были такие боевые мечи, которыми они рассекали лошадей противника. Легкая конница была вооружена луками со стрелами и длинными, тонкими дротиками.
Боевой порядок арабского войска представлял собой несколько линий, имевших образные названия. Первая линия, авангард, состояла из рассыпного строя всадников и называлась «Утро псового лая». Вторая - «День помощи». Главные силы войска находились в третьей линии, которая называлась «Вечер потрясения». Воины там выстраивались шахматным порядком. Четвертая линия - это резерв, составленный из отборных дружин, защищавший «знамя» - пятую линию. Резерв вступал в бой лишь, в крайнем случае.
Приобрести и содержать коня мог далеко не каждый, поэтому в составе войска Арабского халифата имелась и пехота. Для ускорения марша пехоты и конницы арабы использовали верблюдов, которые весьма послушны и в пустыне во время песчаной бури ложатся на землю и создают как бы живой бруствер. Для ведения боя воины, которые сражались на верблюдах, вооружались длинными копьями.
Арабские войска в бою отличались настойчивостью и упорством. В укреплении воинской дисциплины арабов большое значение играл ислам.
Используя карту, учитель предлагает учащимся следующие вопрос и задание: а) С какими соседними государствами арабы неизбежно должны были вступить в борьбу, расширяя границы своего государства? б) Назовите границы арабского государства на востоке и западе в 8 веке.
Далее следует рассказ учителя о завоевательной политике арабов либо самостоятельное изучение учащимися этого материала по учебнику (п. «Арабские завоевания» и п. «Омейяды и Аббасиды» в §5).
Учителю следует обратить внимание учащихся на терпимость арабов к иноверцам. Это подготовит их к изучению следующего вопроса.
2. Культура стран Арабского халифата. Особенности культуры мусульманского мира могут быть прояснены при обсуждении вопросов: а) Как формировалась мусульманская культура? б) Почему арабы считаются наследниками Греко-римской культуры античности?
Ответы учеников можно записать в виде таблице на доске:
Чему арабы научились у завоеванных народов:
Чему завоеванные народы научились у мусульман:
Особое внимание учащихся обращается на искусство каллиграфии. Вопрос: Почему именно каллиграфия стала главным искусством мусульман? Термин записывается в словарь.
Рассказ учителя о культуре исламского мира может быть дополнен повествованием о знаменитом враче Средневековья Авиценне. Материал о нем изложен в разделе «Подробности» после § 5.
Чтение фрагментов стихотворений арабских поэтов, представленных в разделе «Документы», даст учащимся возможность почувствовать особую метафоричность восточной поэзии.
3. Распад халифата. Раскрывая причины распада некогда могущественного государства арабов, следует подчеркнуть стремление завоеванных народов к обретению ими независимости, а также тяготение местных правителей к созданию собственных династий.
Слушая объяснения учителя, учащиеся находят на карте отдельные эмираты и их столицы - Кордову, Бухару и Багдад.
Закрепление. Учащиеся отвечают на вопросы: 1. Каковы были последствия завоевания арабов для покоренных ими стран? 2. Каковы положительные и отрицательные стороны этих завоеваний?
Домашнее задание: §5
Урок 6
Тема:От Хлодвига к Пипину.
Цель и задачи урока: проследить процесс образования государства франков, раскрыть роль союза франкских королей и римской церкви в укреплении государственности, способствовать формированию навыка работы с историческим документом.
Средства обучения: электронное издание для средней школы по курсу "Всеобщая история" (история Древнего мира, история средних веков, история нового времени) разработано издательством "Кордис & медиа", презентация к уроку.
Основные понятия, термины и географические названия: законодательство, майордом, нижний Рейн, Пуатье.
Структура урока: опрос, изучение нового материала, домашнее задание.
Опрос. 1. Покажите по карте территорию Арабского халифата в 8 веке. Назовите причины образования этого могущественного государства. 2. Когда и почему распалась держава арабов? Как назывались вновь образованные государства? Перечислите известные вам города эмиратов.
Изучение нового материала.
1. Правление Хлодвига. Подготовкой учащихся к изучению новой темы может служить беседа, цель которой - актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках.
Вопросы: 1. Какие германские племена вам известны? Где они расселились в период 5 - 7 вв.? Покажите по карте. 2. Что вы можете рассказать о жизни франков? 3. Что изменилось в жизни франков в период правления Хлодвига? Учитель обращает внимание на завоевание Хлодвигом Галлии, впервые проведенной записи законов, принятии франками христианства.
Используя прием картинного описания, учитель рассказывает о крещение франков.
Из «Книги для чтения по истории Средних веков»:
В старинном городе Реймсе готовятся к крещению франков. От дома к дому протягивают разноцветные полотна, из окон вывешивают яркие покрывала, развевающиеся по ветру, как флаги. Фасады церквей украшают белыми полотнищами.
Торжественная процессия движется от дворца в церковь. Епископ Ремигий шествует впереди, ведя за руку короля, на лице которого - смирение. Позади строем идут дружинники Хлодвига. Раздаются звуки духовного гимна, и короля облачают, в белоснежные крестильные одежды - знак его чистоты и непорочности.
Следом за Хлодвигом крестились более трех тысяч его воинов.
Поздно вечером расходились усталые воины по своим домам. Низко опустив голову, брел из Реймса в свою деревню воин, состарившийся в походах. В пути его нагнал молодой королевский дружинник.
- Здорово, отец, - кивнул он, узнав односельчанина, - не устроить ли нам здесь привал? Засветло ведь не доберемся до дому. Еду проститься со стариками. Скоро снова на войну.
Он пустил коня шагом.
Старый воин недружелюбно оглядел дружинника, покосился на его богатое вооружение, разукрашенную сбрую коня и проворчал:
И когда только мы кончим воевать? Добро, воевал бы Хлодвиг только с недругами, а то сколько своих перебил! И все ему мало. Боги ему старые плохи стали! Подумал бы лучше о нас, кто с ним всю Галлию прошел с мечом. Я вот по ночам не сплю —раны ноют. А что заслужил от короля? Семья еле-еле перебивается, землю дали на болоте, только один клин сухой. Сыновья переженились, ртов прибавилось, а земли не прибавляется. Сам я все время в походах, старшие дети тоже, хозяйство долгами опутано. А тебе, небось, и землицу, и рабов король пожаловал.
Стыдно тебе на короля нашего обижаться, - ответил дружинник. - Ты смотри, какую силу мы, франки, приобрели! Все народы склоняются перед нашим королем. И Богу христианскому угодно было принять его под свое покровительство.
Сформировать представление у учащихся о власти короля в период правления Меровингов и о характере самого Хлодвига поможет эпизод с Суассонской чашей, рассказанный Григорием Турским. Прочитав документ, ученики отвечают на вопросы № 3-7 после текста документа в учебнике.
Из «Истории франков» Григория Турского:
Когда Хлодвиг - король пребывал в Париже, послал он тайно к сыну Сигиберта, чтобы сказать ему:
- Вот, отец твой стар и хромает на больную ногу. Если он умрет, тебе по праву достанется вместе с нашею дружбою его королевство