kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по истории России в 8 классе на тему «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории России в 8 классе на тему «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах» учителя истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Верхнецасучейская средняя общеобразовательная школа". разработка урока составлена с учетом требований  федерального государственного образовательного стандарта и расчитана на учебник «История России, XIX век: 8 класс»/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2005 год; учебник «История России, XIX век: 8 класс»/ П.Н. Зырянов, 2001 год; м-м презентация «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.»; карточки с заданиями; отрывки из документов. в ходе урока раскрываются такие вопросы как Личность императора Александра I; «Негласный комитет»; Начало преобразований.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории России в 8 классе на тему «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах» »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнецасучейская

средняя общеобразовательная школа









Разработка урока по истории России

в 8 классе на тему

«Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах»











Учитель истории и обществознания

МБОУ Верхнецасучейской СОШ

Гаврилов Иван Александрович





















с. Верхний Цасучей

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям;

  • Развивать навыки выделять главное, анализа документов, постановки и разрешения проблем;

  • Развивать умение оценивать других людей и их деятельность;

  • Воспитывать чувство гуманности, непредвзятости, чувство любви к родному Отечеству.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, практический, исследовательский.

Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая.

Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе.

Оборудование: учебник «История России, XIX век: 8 класс»/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2005 год; учебник «История России, XIX век: 8 класс»/ П.Н. Зырянов, 2001 год; м-м презентация «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.»; карточки с заданиями; отрывки из документов.

План урока:

  1. Личность императора Александра I.

  2. «Негласный комитет».

  3. Начало преобразований.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие

II. Проверка домашнего задания + мотивационный этап. - 6 минут

– Назовите положительные и отрицательные черты развития российской империи в начале 19 века.

Плюсы

Минусы

– районная специализация
– появление крестьян-капиталистов
– развитие товарно-денежных отношений

– крепостное право
– медленное развитие промышленности
– натуральное хозяйство









– Как вы думаете, от кого зависит дальнейшее развитие страны?

Записываем в тетрадях тему «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах».

Посмотрите еще раз на тему. Какую цель мы сегодня перед собой поставим?

Ответ: изучить внутреннюю политику Александра I в 1801-1806 годах.

III. Изучение нового материала

  1. Итак, цель урока мы с вами сформулировали, теперь мы можем переходить к знакомству с императором, а поможет нам в этом ……………………………..

(Выступление ученика с сообщением)- 3 мин

Запись в тетради : 1801 – 1825 гг.- правление Александра I/

А знаете ли вы какие-нибудь высказывания  о нем?

Учащиеся говорят высказывания об Александре I.

  • «сущий прельститель» – М.М. Сперанский

  • «это истинный византиец… тонкий, притворный, хитрый» – Наполеон

  • «коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца» – А.И. Герцен

  • «дней Александровых прекрасное начало» - А.С Пушкин.


– Какие личные качества Александра I можно выделить?

– Как вы думаете, почему такие противоречивые взгляды о нем?

На этот вопрос мы сможем ответить, когда изучим период правления императора.
Если бы вы правили страной в нач. XIX в. то какие мероприятия провели в самом начале своего правления?

(Высказываются мнения.)

  1. А хотите сравнить свои предложения с реальными мероприятиями Александра I?


Во первых, Александр собрал вокруг себя круг единомышленников и сподвижников, который стал называться «Негласный комитет». Целью этого комитета стала разработка и обсуждение законопроектов.

Запись в тетради :

Цель Негласного комитета: Разработка и обсуждение законопроектов.

июнь 1801-май 1802гг. – заседания «Негласного комитета»

Состав «Н.к.»:

  • граф П.А. Строганов,

  • Н.Н. Новосильцев,

  • князь А.А. Чарторыйский,

  • граф В.П. Кочубей,

  • Александр I.


Индивидуальная работа (3 минуты)

А сейчас каждый выпишет из учебника себе в тетрадь основные мероприятия «Н.к.» (стр. 7, абз.2)

Проверка.

- Амнистия 12 тыс. чел., пострадавших при Павле,

- открытие границ,

- свободный ввоз западно-европейских книг и товаров,

- создание совещательного Непременного совета при императоре из 12 человек.



  1. Работа в группах.

А теперь давайте поработаем в группах.

Каждая группа получает задание на листочках. На работу дается 10 минут.



1 группа.

Задание:

Прочитайте текст в учебнике на странице 7-9 (п.3) и выпишите в тетрадь все указы и реформы, проводимые Александром I.


2 группа.

Задание:

На странице 7-9 учебника ознакомьтесь с указами и реформами Александра I и определите их содержание.


3 группа.

Задание: поработайте с документом.

Прочитайте отрывок из указа Александра I о «вольных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 года.


«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих по одиночке или целыми селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли … то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими имеет представит их при прошении своём через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам…

Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпущенные, если не пожелают войти в другие сословия, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землёй в собственность, несут подушный поземельный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность, оброчных дел в казну е платят».

Ответьте на следующие вопросы:

  • Назовите условие необходимое для освобождения крестьян?

  • К какому сословию принадлежали крестьяне после

  • освобождения?

  • Каковы были права и обязанности хлебопашцев?



Ответы по группам. Каждой группе дается на выступление 5 минут.



IV. Итоги урока.

Итак, какой вывод можно сделать о внутренней политике Александра I в самом начале его правления?

Справедливым ли вы считаете высказывание Пушкина «дней Александровых прекрасное начало»? Почему?

Оценки

Капитаны команд выставляют всей команде оценки. Учитель их учитывает при оценивании.

V. Рефлексия

Узнали что-то новое?

Что бы вы еще хотели узнать?

Вы удовлетворены своей работой на уроке? А работой всего класса?












































Приложения

Личность Александра I

Личность Александра I всегда была загадкой для современников. “Сфинкс, не разгаданный до гроба”,— писал о нем П. А Вяземский.

Александр родился 12 декабря 1777г. , от второго брака великого князя Павла с Марией Федоровной , принцессой Вюртембергской.

Александр был любимым внуком Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Рано, слишком рано бабушка оторвала его от семьи, от матери, чтобы воспитать, его в правилах тогдашней философской педагогии, т. е. по законам разума и природы. Екатериной II были приглашены лучшие преподаватели и в числе их выписанный из Швейцарии Ф. Ц. Лагарп — высокообразованный, приверженец идей просвещения и республиканец по взглядам. В должности “главного воспитателя” он состоял при Александре 11 лет. [История России XIX- начало XX вв. М. , 1998г, стр. 28]. Идеи английских и французских философов, латинских и греческих классиков изучал будущий русский самодержец в возрасте от 10 до 14 лет, т. е. немножко преждевременно. Высокие идеи воспринимались Александром как политические и моральные сказки, наполнявшие детское воображение недетскими образами и волновавшие его незрелое сердце очень взрослыми чувствами. Преподавание Лагарпа не давало ни точного научного реального знания, ни логической выправки ума, ни даже привычки к умственной работе; оно не вводило в окружающую действительность и не могло еще возбуждать и направлять серьезную мысль. Знакомя своего воспитанника с понятием о “естественном” равенстве людей, беседуя с ним о преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о “всеобщем благе”, к которому должен стремиться правитель, Лагарп тщательно обходил реалии крепостной России. Его не заставляли ломать голову, напрягаться, его не познакомили со школьным трудом, с его миниатюрными горями и радостями, с тем трудом, который только, может быть, и дает школе воспитательное значение.

Но более действенной школой воспитания будущего императора явились те условия и атмосфера, которые окружали его с самого раннего детства, враждующие между собой “большой двор” Екатерины II в Петербурге и “малый двор” отца Павла Петровича в Гатчине [В. О. Ключевский “Русская история” Воспитание Александра I М. , “ЭКСМО”, 2005г. , стр. 848].

Необходимость лавировать между ними приучала Александра, жить на два ума, держать две парадные физиономии, развила в нем скрытность, недоверчивость к людям и осторожность. Александру вечно приходилось вращаться между двумя противоречиями: в детстве - между бабушкой и родителями, в ранней юности - между отцом и матерью, в учебной комнате - между наставниками Лагарпом и Самборским, наконец, на престоле - между конституционными идеалами и абсолютистскими привычками.

Таким образом, Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, но не давал отчёта, как это сделать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным “вдруг”.

Разумеется, при первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нём наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уставал раньше, чем принимался за работу.

Затруднения, встреченные дома при осуществлении задуманной программы в начале своего правления, постепенно поселили в нем холодность к внутренней деятельности. Тогда все идеалы императора постепенно уходили из России, с Невы па Вислу, сосредоточивались на Польше и даже переходили за границу, в Западную Европу.

Он рос и цвел роскошно, пока стояла хорошая погода, а как подули северные бури, как наступило наше русское осеннее ненастье, он завял и опустился. Такие недостатки, вынесенные из воспитания, всего сильнее отразились на первоначальной преобразовательной программе. [В. О. Ключевский “Русская история” Характер Александра I. М. , “ЭКСМО”, 2005г. , стр. 850-851].

Шагнув к престолу через труп отца, Александр вынужденно объявил заговорщикам о возвращении екатерининских времён: “При мне всё будет, как при бабке нашей Екатерине Великой”. Здесь он лукавил. Молодой царь имел программу действий, явно не вязавшихся с духом “просвещённого абсолютизма” Екатерины II. Во главе государства встал хорошо образованный монарх, убеждённый в возможности изменить к лучшему российскую жизнь. Александр I не сомневался в том, что “закон выше монарха”. Александр с юных лет вынашивал мечты “утвердить благо России на основаниях непоколебимых”. Такими основаниями ему виделись прочный конституционный порядок в стране и отмена крепостного права - избавление страны от язвы рабства. [Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Т. 5, часть 2. Годы великих надежд. М. , “Аванта +”, 2002г. , стр. 247].







1 группа.

Задание:

Прочитайте текст в учебнике на странице 7-9 (п.3) и выпишите в тетрадь все указы и реформы, проводимые Александром I.


2 группа.

Задание:

На странице 7-9 учебника ознакомьтесь с указами и реформами Александра I и определите их содержание.


3 группа.

Задание: поработайте с документом.

Прочитайте отрывок из указа Александра I о «вольных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 года.


«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих по одиночке или целыми селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли … то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими имеет представит их при прошении своём через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам…

Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпущенные, если не пожелают войти в другие сословия, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землёй в собственность, несут подушный поземельный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность, оброчных дел в казну е платят».

Ответьте на следующие вопросы:

  • Назовите условие необходимое для освобождения крестьян?

  • К какому сословию принадлежали крестьяне после

  • освобождения?

  • Каковы были права и обязанности хлебопашцев?










1 группа.

Задание:

Прочитайте текст в учебнике на странице 7-9 (п.3) и выпишите в тетрадь все указы и реформы, проводимые Александром I.


2 группа.

Задание:

На странице 7-9 учебника ознакомьтесь с указами и реформами Александра I и определите их содержание.


3 группа.

Задание: поработайте с документом.

Прочитайте отрывок из указа Александра I о «вольных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 года.


«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих по одиночке или целыми селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли … то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими имеет представит их при прошении своём через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам…

Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпущенные, если не пожелают войти в другие сословия, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землёй в собственность, несут подушный поземельный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность, оброчных дел в казну е платят».

Ответьте на следующие вопросы:

  • Назовите условие необходимое для освобождения крестьян?

  • К какому сословию принадлежали крестьяне после

  • освобождения?

  • Каковы были права и обязанности хлебопашцев?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гаврилов Иван Александрович

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178405

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства