Разработка урока по истории Казахстана по теме: "Великое переселение народов"
Разработка урока по истории Казахстана по теме: "Великое переселение народов"
Урок по истории Казахстана в 6 классе на тему: "Великое пеереселение народов" составлен с использованием ИКТ. Цель урока: ознакомление учащихся с причинами великого переселения, жизнью древних гуннов и готов. Позволяет развивать умение работать с разнообразными источниками, картами, иллюстрациями. Развивает познавательную активность. Тип урока: комбинированный. Урок составлен на основе учебника Т. С. Садыков "История древнего Казахстана".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана по теме: "Великое переселение народов" »
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА ТЕМА: Великое переселение народов
ФИО (полностью)
Татаренко Владимир Николаевич
Место работы
КГУ «Петровская СШ» Есильский р-н, с. Петровка
Должность
Учитель истории
Предмет
История
Класс
6
Базовый учебник
История древнего Казахстана: учебник для 6 кл., общ., шк./Т. С. Садыков, А. Т. Толубаев – Алматы, «Атамура», 2011 – 184 стр.
Цель урока:
познакомить обучающихся с понятием великое переселение народов; с жизнью германских королевств IV – VIвеках.
Задачи:
- обучающие:
познакомить обучающихся с причинами великого переселения народов; жизнью древних гуннов и готов.
способствовать формированию у обучающихся понимания сложности и неоднозначности процесса переселения народов
-развивающие:
развитие умений работать с историческими источниками, картами, иллюстрациями, анализировать, сравнивать и обобщать факты.
Развитие у обучающихся познавательной активности, зрительного, звукового и пространственного восприятия.
-воспитательные:
воспитывать уважение к системе ценностей, к достижениям человеческой культуры, сформировавшейся в ходе развития истории человечества.
Развитие следующих компетенций у учащихся:
Информационная компетентность: способность и готовность осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях; делать аргументированные выводы на ее основе; использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Проектная компетентность: способность и готовность анализировать ситуацию; выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие их решению; ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей; программировать и планировать свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативная компетентность: способность и готовность получать необходимую информацию; представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т. п.) других людей.
Социальная компетентность: способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп; продуктивно взаимодействовать с членами команды, решающей общую задачу; реализовывать собственные права и выполнять обязанности гражданина.
Тип урокакомбинированный урок.
Формы работымини-лекция, выполнение интерактивных заданий OMS, работа с текстом с использованием техники учения «Паучок», использование адаптированного приема «Плюс - Минус - Интересно» (Автор Эдвард де Боно, 1968), работа с картой, иллюстрациями, работа фронтальная беседа.
Необходимое техническое оборудованиеПерсональные компьютеры, проектор, мультимединая доска, программа OMS для практических интерактивных работ, презентация.
Структура и ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся по пройденным материалам.
Изучение нового материала.
А) гунны и начало великого переселения народов
Б) Переселение германских, славянских и др. племен в эпоху великого переселения народов
В) Атилла-гунн
Формулирование выводов.
Первичное закрепление знаний: Выполнение практического задания в формате OMS по теме урока
Подведение итогов уроков, выставление оценок.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
№
Часть урока
время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организа-ционный
момент.
Настрой обучающихся на работу. Выявление отсутствующих.
Отчет дежурного о готовности класса к уроку.
1 мин.
Первичное закрепление знаний: Выполнение практического задания в формате OMS по теме урока
Подведение итогов уроков, выставление оценок
.
Домашнее задание.
«Победив и присоединив к себе аланов, гунны стали во главе огромного племенного союза…. В семидесятых годах 4 в. они перешли Дон и победой над остготами открыли новый период истории, известный под названием «Великое переселение народов» Л.Н.Гумилев
Давайте посмотрим на карту, как это происходило.Карта из презентации.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМЕ УРОКА
ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕО-МАТЕРИАЛА ПОДГОТОВЛЕННОГО В ACTIVEINSPIRE
Мы уже знаем, что началу Великого переселения народов положили гунны.
ЗАДАНИЕ: Представьте следующий текст в виде схемы, используя технику учения «Паучок».
Карта прилагается к заданию. На карте « Племена гуннов на территории Казахстана»
- На карте найдем условное обозначение — переселение гуннов - в виде широкой сплошной стрелы, которая протянулась к реке Талас. Это была первая волна переселения в 47 -46 гг. до н. э., где Чжичжи построил свой город. На юге две стрелы обозначают продвижение китайцев к ставке Чжичжи.
- Кто такой Чжичжи? Что вы о нем знаете?
- Вторая волна переселения произошла примерно в 93 году нашей эры. На карте показана пунктирной стрелой. Проследим по карте: гунны двинулись с востока на запад, завоевывая силой или присоединяя мирно встречающееся на пути племена. Они достигают Сырдарьи, Аральского моря, Центрального и Западного Казахстана. В У1 в. гунны достигают южных степей России, далее продвигаются до берегов реки Дунай, останавливаются на территории нынешней Венгрии, после чего вторгаются в Италию, что становится одной из причин падения Западной Римской империи. Это 5 век. В это время во главе гуннов стоит Аттила.
--- Перспективное задание : К концу урока вы должны будете выразить свое отношение к гуннам и их правителю – Аттиле
ЗАДАНИЕ: внимательно рассмотрите следующий материал и заполните таблицу:
Дата/
событие
Положительные хар-ки
Отрицательные хар-ки
интересное
Материал к заданию «Атиллла-гунн»
Об Атилле. Аттила родился ок. 395г, умер в 453г., правил с 434 по 453г. Греческие и римские источники свидетельствуют, что Аттила происходил из царского рода, который на протяжении поколений правил гуннами. Гунны, а позднее тюрки, называли его Едилем (по-русски Волга) по наименованию реки. В Европе он известен под именем Аттила. Будучи сыном царя, Аттила получил хорошее образование в Риме. Уже подростком он числился в составе армии и даже принимал участие в боях, где отличился храбростью и мужеством. Позднее Аттила показал себя талантливым полководцем. В 434 — 442 гг. Аттила становится главой государства, и улус гуннов набирает силу. Аттила полностью покорил Европу и стал известным всему миру королем гуннов. Немецкий просветитель Гердер писал, что царь гуннов Аттила, подробно метеору, промелькнул на небе Европы. При нем могущество гуннов достигло своего угрожающего величия.. Он был справедлив, очень добр к своим подданным, недоверчив к врагам, горд перед гордыми римлянами…
Выдающийся византийский хронист, историк и дипломат У в. грек Прииск Панийский, участвовавший в 448 г. в византийском посольстве к царю гуннов, в своей “Византийской истории’ характеризует Аттилу как крупного государственного деятеля, совершающего великие деяния, мудрого правителя, искусного дипломата и справедливого судью.
Прииск писал, “повиновались всякому его требованию, на любое с его стороны предписание смотрели как на приказ повелителя”.
Давайте послушаем, что писал о нем историк, автор литературного произведения УI в. “Гетика”, Иордан (В Хрестоматии стр. 20).
---Во времена правления царя Аттилы гуннская империя достигла своего величайшего рассвета. В 443 —448 гг. армия Аттилы вторглась в восточную часть Римской империи и захватила её. Есть много документальных сведений того, что Аттила не давал грабить поверженные города, не разрешал воинам разрушать памятники культуры. Посмотрите эпизод фильма и скажите: в чем вы видите причины побед гуннов? Даже правители Фракии, Бургундии отдавали своих детей на воспитание Аттиле .
Образ Атиллы в истории.
Аттила — историческая личность, благодаря которой весь мир узнал гуннов. Народы Европы признали его как смелого, выдающегося человека. Об этом свидетельствуют золотые и серебряные монеты с изображением Аттилы, которые чеканились в течение шести веков в Европейских государствах. В Венгрии встречаются улицы, учебные заведения, названные в честь Аттилы.
В 18 произведениях германского героического эпоса отражены великие деяния гуннов и их короля, среди них особое место занимает «Песнь о Нибелунгах». Имя Аттилы сохраняется и в топонимике Германии, является одними из распространенных имен у тюркоязычных народов (по-казахскиЕдиль – Волга) и некоторых Восточной Европы, н-р, венгров. Границы между греческой и турецкой общинами в Республике Кипр называется «линией Аттилы».
Хотелось бы знать ваше отношение к этому человеку. Выскажите свое мнение об Аттиле одним предложением.
- Предками какого народа являются гунны?
Казахский поэт М. Жумабаев называет себя гунном в своем стихотворении «Пророк
Пророк.
В древние времена из огненного
Солнца- Куна родился гунн.
От огненного гунна, сверкая огнем, родился я.
Своё лицо и свои узкие глаза, только родившись,
Я омыл ярким пламенем.
Не огорчайся, бедный слепой, не страдай,
Я - сын Куна, в моих глазах лучи Куна.
Я иду, я иду, я иду,
Пророк, рожденный солнцем,
Рожденный гунном!
М. Жумабаев.
ЗАДАНИЕ: ВЫПОЛНЕНИЕ практического задания в формате OMS по теме урока
Напишите эссе на тему: «Атилла-гунн как правитель гуннов»
Внимательно слушают
Просматривают карту, презентацию и видеоматериал
Возможно, делают небольшие пометки в тетради (добровольно)
Выполняют задание
Выполняют задание
Выполняют задания
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ЗАДАНИЯ:
ЗАДАНИЕ: Представьте следующий текст в виде схемы, используя технику учения «Паучок».
Карта прилагается к заданию. На карте « Племена гуннов на территории Казахстана»
- На карте найдем условное обозначение — переселение гуннов - в виде широкой сплошной стрелы, которая протянулась к реке Талас. Это была первая волна переселения в 47 -46 гг. до н. э., где Чжичжи построил свой город. На юге две стрелы обозначают продвижение китайцев к ставке Чжичжи.
- Кто такой Чжичжи? Что вы о нем знаете?
- Вторая волна переселения произошла примерно в 93 году нашей эры. На карте показана пунктирной стрелой. Проследим по карте: гунны двинулись с востока на запад, завоевывая силой или присоединяя мирно встречающееся на пути племена. Они достигают Сырдарьи, Аральского моря, Центрального и Западного Казахстана. В У1 в. гунны достигают южных степей России, далее продвигаются до берегов реки Дунай, останавливаются на территории нынешней Венгрии, после чего вторгаются в Италию, что становится одной из причин падения Западной Римской империи. Это 5 век. В это время во главе гуннов стоит Аттила.
ЗАДАНИЕ: внимательно рассмотрите следующий материал и заполните таблицу:
Дата/
событие
Положительные хар-ки
Отрицательные хар-ки
интересное
ЗАДАНИЕ
Материал к заданию «Атилла-гунн»
Об Атилле. Аттила родился ок. 395г, умер в 453г., правил с 434 по 453г. Греческие и римские источники свидетельствуют, что Аттила происходил из царского рода, который на протяжении поколений правил гуннами. Гунны, а позднее тюрки, называли его Едилем (по-русски Волга) по наименованию реки. В Европе он известен под именем Аттила. Будучи сыном царя, Аттила получил хорошее образование в Риме. Уже подростком он числился в составе армии и даже принимал участие в боях, где отличился храбростью и мужеством. Позднее Аттила показал себя талантливым полководцем. В 434 — 442 гг. Аттила становится главой государства, и улус гуннов набирает силу. Аттила полностью покорил Европу и стал известным всему миру королем гуннов. Немецкий просветитель Гердер писал, что царь гуннов Аттила, подробно метеору, промелькнул на небе Европы. При нем могущество гуннов достигло своего угрожающего величия.. Он был справедлив, очень добр к своим подданным, недоверчив к врагам, горд перед гордыми римлянами…
Выдающийся византийский хронист, историк и дипломат У в. грек Прииск Панийский, участвовавший в 448 г. в византийском посольстве к царю гуннов, в своей “Византийской истории’ характеризует Аттилу как крупного государственного деятеля, совершающего великие деяния, мудрого правителя, искусного дипломата и справедливого судью.
Прииск писал, “повиновались всякому его требованию, на любое с его стороны предписание смотрели как на приказ повелителя”.
Давайте послушаем, что писал о нем историк, автор литературного произведения УI в. “Гетика”, Иордан (В Хрестоматии стр. 20).
---Во времена правления царя Аттилы гуннская империя достигла своего величайшего рассвета. В 443 —448 гг. армия Аттилы вторглась в восточную часть Римской империи и захватила её. Есть много документальных сведений того, что Аттила не давал грабить поверженные города, не разрешал воинам разрушать памятники культуры. Посмотрите эпизод фильма и скажите: в чем вы видите причины побед гуннов? Даже правители Фракии, Бургундии отдавали своих детей на воспитание Аттиле .
Образ Атиллы в истории.
Аттила — историческая личность, благодаря которой весь мир узнал гуннов. Народы Европы признали его как смелого, выдающегося человека. Об этом свидетельствуют золотые и серебряные монеты с изображением Аттилы, которые чеканились в течение шести веков в Европейских государствах. В Венгрии встречаются улицы, учебные заведения, названные в честь Аттилы.
В 18 произведениях германского героического эпоса отражены великие деяния гуннов и их короля, среди них особое место занимает «Песнь о Нибелунгах». Имя Аттилы сохраняется и в топонимике Германии, является одними из распространенных имен у тюркоязычных народов (по-казахскиЕдиль – Волга) и некоторых Восточной Европы, н-р, венгров. Границы между греческой и турецкой общинами в Республике Кипр называется «линией Аттилы».
Хотелось бы знать ваше отношение к этому человеку. Выскажите свое мнение об Аттиле одним предложением.
- Предками какого народа являются гунны?
Казахский поэт М. Жумабаев называет себя гунном в своем стихотворении «Пророк