kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по историческому краеведению «Путешествие по Астраханской губернии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема урока: «Путешествие по Астраханской губернии».

Предмет: историческое краеведение.

Класс: 8

Учащихся в классе (аудитории) 25

Тип урока: Урок закрепления знаний.

Цель урока: 1.В ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов,  сценок) дать  возможность  учащимся поразмышлять  над решением конкретных вопросов, связанных с историей Астраханской губернии.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по историческому краеведению «Путешествие по Астраханской губернии». »

ПолищукГалина Владимировна,

учитель истории и обществознания

квалификационная категория: высшая

МБОУ «СОШ №9» г. Астрахани.


Разработка урока по историческому краеведению «Путешествие по Астраханской губернии».

Тема урока: «Путешествие по Астраханской губернии».

Предмет: историческое краеведение.

Класс: 8

Учащихся в классе (аудитории) 25

Тип урока: Урок закрепления знаний.

Цель урока: 1.В ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением конкретных вопросов, связанных с историей Астраханской губернии.

Задачи урока: 1.Продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать знаниями по конкретной проблематике, строить доказательство высказанной мысли.

2.Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса.

3.Развитие интереса к истории Астраханской губернии.

4.Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю, уважение к людям, живущим в нём.

Подготовительный этап.

Учитель даёт задание подготовить и написать краткий конспект выступления, даёт структуру (примерный план) описания исторического события, рекомендует необходимую литературу, даёт задание подобрать иллюстрации, фотографии и т.д. к событиям, связанным с историей Астраханской губернии.

Оборудование: Карта Астраханской губернии, фотографии, стенд «Астраханская губерния», рисунки, газеты, раздаточный материал.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Обширная, просторная

Родная сторона

Над городом узорная

Кремлёвская стена

Соборы пятиглавые

С макушкой золотой

Как древнее заглавие

На книге городской.

На интерактивной доске открывается презентация «Астрахань». (Фрагменты природных и культурных памятников...) Звучит песня. «Астраханский вальс» слова и музыка Гладченко).

Астрахань. В ноябре 22 числа 1717 года по велению Петра суждено быть Астраханской губернии особо... Прошло много лет. Мы с вами перенесёмся сегодня в Астрахань древнюю. Готовясь к уроку я нашла вот эту карту, на которой отмечен маршрут (Слайд №2) и вот эту грамоту. (Слайд №3)

Грамота, сия подтверждает, что направляется Галина Владимировна в XXI век на урок в 8 класс, дабы отправиться с отроками в путешествие во времена далёкие, чтобы установить:

1. Как идёт охрана и укрепление Астраханской губернии?

2. Как люди славные обрабатывают пахотные земли, развивают ремесло?

3. Как живут люди в Астраханской губернии.

Во время путешествия обретите в сердце своём знания великие!!! Радуйтесь отроки, ибо как солнце щедро дарит тепло и свет миру, так и наука дарит тайны свои добрым людям, пытливым натурам.

Ученик: А куда мы отправимся?

Учитель: А это нам подскажет карта.

«Здесь дышать, и веровать легко

В тишине безветренного утра!

Древний кремль доверчиво и мудро

Даст увидеть то, что далеко...

(Н. Мордвина).

Начнём мы наше путешествие с сердца Астраханской губернии - Астраханского кремля и его главной святыни - Успенского собора. (Открывается презентация, учащиеся в театрализованных костюмах рассказывают о строительстве Успенского собора и о строительстве Кремлёвского ансамбля).

А как храм освятили,

То с посохом,

В шапке монаршей,

Обошёл его царь

От подвалов и служб

До креста

И окинули взором

Его узорчатые башни

«Лепота», - молвил царь

И ответили все: «Лепота!»


Учитель: Сегодня архитектурный ансамбль Кремля является визитной карточкой города. В 1722 году Пётр! посетил Астрахань. Первой достопримечательностью, которая запала в сердце императора, был Астраханский кремль и его главная святыня - Успенский собор.

Из Астраханского кремля мы направляемся с вами на площадь городских весов (пл. Октябрьская) (Слайд №5).Здесь взвешивали грузы, привозимые для продажи. Ведущими отраслями хозяйства Астраханского края были рыбный и соляной промысел. По преданию, рыбы было так много, что когда Пётр I захотел проплыть по Волге, то его гребцы не могли работать вёслами, попав в косяк рыбы. Почти, 1,5 млн. пудов рыбы вылавливали астраханские рыбаки только в море. На площади весов можно было встретить много народа. Нередко спрашивали: «А какой народ является «коренным» в астраханской губернии?»

Сценка №2. «Астраханский торг в XVII веке». Учащиеся в национальных костюмах громко расхваливают свои товары, предлагают их купить. Здесь в изобилии арбузы, яблоки, груши, вишни. Один купец хвастался, что в 1603 году торговал отличным крупным виноградом, ягоды были больше сустава на пальцах руки. Другой купец хвастался, что в путину наловил сетями много белуги, осетра, запас чёрной икры и всё выгодно продал на ярмарке.

Учитель: В этой сценке имеются две ошибки. Назовите их. (В XVII веке красную рыбу сетью не ловили, а вот виноград появился только в 1613 году).

Учитель: С давних времён Астраханский край формировался как многонациональный. Так вот, внимательное изучение Астраханской истории убедительно показывает, что собственно коренного населения на нашей территории нет! Во второй половине XVIII века астраханские земли активно заселялись татарами, мордвой, чувашами. Перешедшие на оседлость юртовцы образовали селения: Три Протока, Кучергановка, Семиковка. В 80-е годы XVIII века на астраханских землях появились ногайцы - карагаши, основав Сеитовку и Кошетаевку. А в конце XVIII - начале XIX века с полуостровка Мангышлак в низовье Волги переселились туркменские племена абдал и игдыр. В астраханский край устремились армяне, грузины... Многонациональность, остаётся и по сей день отличительной чертой Астраханского края. В астраханской губернии сейчас проживает более 150 национальностей. Продолжаем наше путешествие:

Приезжают к тебе

Погостить отовсюду:

Из больших городов,

Из аулов и сёл,

Разных наций и рас

Добродушные люди,

И ты щедро для них

Накрываешь свой стол.

(В. Ерофеев).

Учитель: А чем богата Астраханская губерния?

Учитель. Астрахань издавна славилась своими фруктами. Ещё с 1723

года было предписано доставить ко двору астраханские арбузы, виноград, дыни. Природные богатства края - соль, рыба – приносили немалые доходы российскому купечеству. Астраханская губерния давала свыше 1/3 всех рыботоваров и 1/3 соли, поставляемых на рынки страны. Астраханская губерния богата не только овощами, фруктами и рыбой. С 1960 года в области началась промышленная добыча газа. (Презентация «Добыча газа в Астраханской области»). Разработана программа защиты окружающей среды.

Задание: Викторина. Знаешь ли ты историю Астраханского рая?

Учитель: Но самое большое богатство Астраханской области – это люди. Во славу предков и в пример потомству вписали свои имена в историю Астраханской губернии.

С каждым годом наш город становится краше.

Говорят, город жив, когда жива память человеческая и жива вера.

Путь человека к Богу лежит через храм. Из древних времён, несмотря на экономические трудности и вопреки им, словно утверждая свою веру и свою силу, строили храмы.

На средства администрации города и области, пожертвования жителей города на Новом русском кладбище был воздвигнут храм.

Душу выполоскать в молениях,

Чтобы свет она обрела.

Чтобы после нас поколения,

В жизнь входя, не творили зла...

Наше путешествие подошло к концу. Остаётся последнее задание: Составить донесение о путешествие к царю Петру Алексеевичу. (Учащиеся составляют донесение Петру I).

Астрахань, тобою я горжусь

И твоим величием взволнован.

Если в этом мире повторюсь,

Повторюсь я в Астрахани снова.

(Б. Свердлов)

Подведение итогов урока.

Использованные источники и литература:

История Астраханского края. АГПУ. 2000 г.

Марков А.С. Пётр Первый и Астрахань. Астрахань. 1994 г.

Марков А.С. Были Астраханского края, Астрахань. 1996 г.

Протасевич Г.Н., Никифорова Н.А. Природа нашего края. Астрахань.1991 г.

Травушкин Н.С. В краю тысячи рек. Волгоград. 1988 г.

Используемые ЦОР: Презентация «Мой любимый город


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Полищук Галина Владимировна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144244


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства