разработка урока на тему: "Усиление колониального гнета в Казахстане"
Разработка урока на тему: "Усиление колониального гнета в Казахстане"
~~Тема: Усиление колониального гнета.в Казахстане
Технологическая карта: Устный урок – 1.
Цели урока:
– раскрывая особенности социально*экономического и политического развития Казахстана в первой половине ХIХв., показать сущность политики царской администрации в Казахстане, которая неизменно ведет к дальнейшему усилению
колониального гнета казахского народа, изменению системы правления, потери родных кочевий, самоуправство феодалов;
– развивать навыки критического мышления, умение анализировать, сопоставлять факты, формировать личное отношение к явлениям и событиям;
– воспитывать чувство национальной гордости, патриотизма.
Оборудование: карта Казахстана, листы ответов,
ТСо:компьютор, интерактивная доска
. Ход урока.
1 Организационный момент.
- психологический настрой.
- готовность к уроку.
2. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с темой «Усиление колониального гнета» и работать мы будем по карте Устный урок – 1
3.Работа в тетради. Запись числа, темы урока.
4.Ключевые слова.
Новоилецкая линия, глубь Казахстана, 4 миллион, казаки, арендная плата, плодородные участки, 12000, Кордонная стража, 5-8 верст, 1855, 1891, кибиточная подать, антиколониальное движение, 30 сын , 500юрт,возмущенные письма, Губайдулла,Баянаульские горы,Карбышев,1825 год, 1826 год, 1836, 1840,поражение
Слова записаны на доске. Ученики в течение 1 минуты читают и запоминают слова.
Затем в течение 1 минуты записывают в тетрадь.
Первая отметка в МПМ
5. Работа над текстом.
Ученики в течение 3 минут читают текст учебника.
6. Перекрёстный опрос. Учитель задаёт вопросы по тексту. На ответ даётся 3 секунды.
1 5 марта 1835 завешено строительство какогоукрепления
2 Линии между Крепостями Троицк и Орская были перенесены
3 Казахи потеряли сколько земли
4 Кто заселял новое пространство
5 За пользование своими землями они платили
6 Новолинейный район представлял один из самых
7 Здесь издавно кочевали около
8 По новой линии было расположено
9 Граница новой линии перенесена в глубь
10 В районе насчитывалось 28 тыс человек
11 А в этом году 50 тыс человек
12 На ряду с арендной платой платили
13 Строительство крепостей и ликвидация ханской власти привели к
14 Это движение возглавил самый младший
15 Касым имел 12 сыновей каждый из которых распоряжался около
16 В 1825-26 годах Касым в адрес региональных сибирских и оренбургских властей отправляет
17 Султаны большую надежду возлагали на
18 В районе была сделана попытка встречи с китайскими представителями
19 Царскими отрядами под командованием были перехвачены
20 Весной антиколониальное движение возглавил султан
21 31 января состоялось открытое сражение отрядов Саржана с царскими отрядами
22 Летом Саржан был убит правителем Ташкента по указанию кокандского правителя
23 Предательский был убит и его отец султан Касым в
Вторая отметка в МПМ.
7. Критические вопросы «да» или «нет»
1 5 марта 1825 года завершили строительство Новоилецкой линии-нет
2 Часть Оренбургской линиина пространстве между крепостями Илек и Троицкая была перенесена в глубь Казахстана-нет
3 Казахи потеряли 600 десятин земли-нет
4 Все пространство между новой и старой линии было предприсано заселять казаками-да
5 За пользование своими землями платили кибиточную подать-нет
6 На самых плодородных землях располагался Новолинейный район-да
7 Здесь издавна кочевало 15 тысяч смей жагалбайлинских родов-нет
8 по новой линии расположилась кордонная стража –да
9 Граница новой линии перенесена в глубь 5-8 верстное расстояние- да
10 В 1855 году казахов в районе насчитывалось около 25 тысяч человек-нет
11 В 1891 году стало уже 50 тысача -да
12 Наряду с кибиточной податью они были вынуждены платить и арендную плату-да
13 Строительстово крепостей и ликвидация ханской власти привела к антиколониальному движению- да
14 Это движение возглавил самый младший из тридцати сыновей Абылая Касым –да
15 Касым имел 12 сыновей каждый из которых распоряжался около 800 аулов-нет
16 В 1825-26 годы Касым отправляет возмущенное письмо в котором требует упазднения окружных приказов-да
17 Большую надежду султаны возлагали на уали сына губайдуллы-нет
18 В районе Баянаульских гор была сделана попытка встречи с китайскими представителями-да
19 Под командованием Карбышева были схвачен Губайдулла-да
20 1824 году Саржан Касыулы возглавил антиколониальное движение-нет
21 31 января 1825 года произошло сражение между восставшими и царской армией-нет
22 Летом 1836 года были убиты братья Ержан и Есенгельды-да
23 1841 году был злодейский убит Саржан –нет
Третья отметка в МПМ.
8. Тематический словарный запас.
Ученики в течение 5 минут записывают все слова, термины, понятия по данной теме.
Проверка. Норма выполнения - четвёртая отметка в МПМ.
9 Опрос домашнего задания-
задания на листах-раздаточный материал(тесты разноуровневые) –слайд№5-6
задание –узнай историческую личность
9. Итог урока.
Оценивание по МПМ. Подсчёт процентов по МПМ. Норма – 63% положительных отметок.
10 Рефлексия
Заполни таблицу: «Как я усвоил материал урока?»
Ф.И.ученика_____________________________________________.
Получил прочные знания, усвоил весь материал. Усвоил новый материал частично. Мало что понял, необходимо еще поработать
Примечание: выбери вариант ответа и поставь любой знак.
Продолжите фразу «Уходя с урока, я хочу сказать……………………………...»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка урока на тему: "Усиление колониального гнета в Казахстане" »
Урок истории Казахстана в 8 классе на тему "Наука, образование и культура в Казахстане в 18 веке"
Цели: 1. Обобщить представления учащихся об особенностях развития образования и культуры в 18 веке в Казахстане, на основе изучения научных исследований зарубежных и русских ученых показать, какое значение имеют образование и культура в жизни человека; 2. Развивать познавательную активность, творческое воображение, умение брать на себя ответственность, принимать решения; 3. Воспитывать стремление к постоянному совершенствованию знаний и самообразованию, целеустремленность и уважительное отношение к культуре и искусству народа.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Оборудование: учебник, опорные схемы, карта «Казахстан и соседние территории в середине 18 века», комплекс слайдов.
Предварительная подготовка: поиск учащимися информации по блокам с использованием дополнительной литературы и ресурсов Интернета.
Ход урока
I. Организационная часть. II. Объявление темы и целей урока. III. Вступительное слово учителя «Внутреннее и внешнее положение Казахстана в 18 веке». IV. Теоретическая часть Блок 1 «Научные исследования на территории Казахстана» - военные экспедиции; - российские ученые; - зарубежные исследователи, путешественники; - значение их работ для истории, географии, этнографии; Блок 2 «Казахская литература» - жизнь и творчество жырау Актамберды, Бухара, Умбетая; - акыны Котеш и Шал; - исторические рассказы; - шежире. Блок 3 «Музыкальное искусство и айтысы» - музыкальные инструменты; - творчество Тлепа Аспантайулы и Байжигита; - айтысы; - жанры песен. Блок 4 «Образование» - светское и религиозное направления; - открытие школ; - политика царского правительства в области образования;
V. Практическая часть Опорная схема 1 «Исследователи территории Казахстана» Опорная схема 2 «Литература» Опорная схема 3 «Музыкальное искусство» Опорная схема 4 «Образование»
VI. Тренировочно-закрепительная часть Комплекс тестовых вопросов по теме урока.
VII. Подведение итогов урока - выводы учителя по теме/ рефлексия; - оценка учащихся.
Открытие школ в конце XVIII века. Учебные заведения светского характера начали появляться при правлении российской императрицы Екатерины II. Они готовили чиновников для колониального аппарата, переводчиков, учителей и медиков. Эти школы стали открываться преимущественно в приграничных крепостях. Так, в 1765 году начальником сибирских линий генералом Шпрингером были открыты гарнизонные школы в Омске, Петропавловске и Ямышеве. В первый год здесь обучалось 240 детей военных и чиновников. Казахи, опасаясь русификациии и христианизации, не проявляли особой инициативы отдавать своих детей в эти школы. В 1786 году в Омске открылась Азиатская школа. В 1789 году появилась правительственная школа при Меновом дворе Оренбурга. В этих школах кроме обычной грамоты и арифметики преподавались татарский, турецкий, арабский и персидский языки. Позднее стали преподаваться землемерные и топографические дисциплины. В этих школах в небольшом количестве стали обучаться и казахские дети.
Традиционный суд биев.
До начала XIX века казахи имели уникальный традиционный суд биев, приспособленный к кочевому и полукочевому образу жизни. Примерно с 20-х годов XIX века начался процесс постепенной его ликвидации царским правительством.
Суд биевбыл призван разбирать уголовные, имущественные, внутрисемейные правонарушения и преступления.
В казахском обществе биев никогда не выбирали и не назначали. В должности биев не утверждали. Эта должность не переходила по наследству. Для того чтобы стать бием, необходимо было обладать рядом личностных качеств: во-первых, бии были обязаны иметь глубокие познания в области обычного права казахов. К примеру, они должны были знать своды законов ханов Касыма, Есима и Тауке. Во-вторых, лица, претендующие на эту должность, должны были владеть ораторским искусством и красноречием. В-третьих, их должна была отличать безупречная репутация честного и беспристрастного человека. Информация о таких биях быстро распространялась по Степи. Би переставал называться бием только тогда, когда к нему переставали обращаться жители Степи.
Судебный процесс начинался только после обращения заявителей или по просьбе властных структур: старшин, султанов или ханов. По традиции сохранились некоторые элементы древних ритуалов. Например, для того чтобы выбрать того или иного бия, участники процесса бросали перед ним плети в знак того, что доверяют ему разбирательство своего дела. Суд биев основывался на принципе состязательности. Участвующие в деле стороны могли явиться в суд и со своим бием, выполнявшим функции адвоката. Судебные разбирательства проходили в думе бия, в ханской ставке или же в заранее оговоренных местах. Би в одном лице был и следователем, и прокурором, и судьей. Суд биев проходил в словесной (устной) форме. Существовал институт свидетелей. Одной из положительных сторон суда биев было то, что он проходил публично, когда в процессе мог участвовать любой желающий. Другим достоинством бийского суда являлось то, что сам процесс проходил в очень сжатые и короткие сроки.
Если ответчик не соглашался с составом суда, он мог отказаться от их услуг. Решение биев приводилось в исполнение немедленно султанами и старшинами. В ходе судебного процесса первое слово предоставлялось истцу, второе - ответчику. Во время прений участникам процесса было категорически запрещено перебивать друг друга. Стороны обязывались предоставить веские доводы, или, должны были предоставить улики против тяжущейся стороны.
Жалобы на несправедливое решение биев встречались редко. В случае неправильного вынесения приговора би мог потерять свою репутацию, а вместе с тем и постоянный источник дохода. За свой труд би получал вознаграждение - «бидің билігі», которое взималось с виновного. Размер его, как правило, составлял десятую часть от оспариваемого имущества.
В истории Казахстана в XVIII веке заметный след оставили такие признанные народом бии, как Толе из Старшего, Казыбек - из Среднего и Айтеке - из Младшего жузов.
Для доказательства или отрицания вины обвиняемого требовались показания не менее 2-А свидетелей, характеризующихся с положительной стороны. В случае отсутствия свидетелей прибегали к присяге честных людей. Женщины, слуги, рабы, несовершеннолетние не могли быть привлечены для присяги. К свидетельству не допускались люди отрицательного поведения. Не допускались и те, кто был прежде замечен в лжесвидетельстве.
Свидетели вызывались через нарочных - жасаулов, труд которых оплачивала виновная сторона. Свидетельство султанов и уважаемых людей принималось без присяги.
Одним из достоинств суда биев было то, что в случае отсутствия против обвиняемого достаточных улик бии прибегали к услугам присяжных. Последними могли быть только честные и справедливые соплеменники, хорошо знающие подсудимого.
Явившийся на суд давал присягу примерно следующего содержания: «Если я лгу, да накажет меня бог, да лишит меня на том свете всякого воздаяния за мою веру в него и за все мои добродетели, а на этом - да не увижу добра от моего имущества и детей». Другой способ присяги состоял в целовании дула ружья. Третий вид присяги состоял в том, что присягаемый три раза обходил могилу предка. Были случаи присяги и на Коране.
У казахов существовали такие виды наказаний, как высылка, айып, кун, дуре и казнь. Смертная казнь применялась редко. Тюрьмы и места лишения свободы отсутствовали.
Существовал обычай выселения, изгнания из аула. От преступников отказывались родственники и единородцы. Как правило, высланные жили на окраинах степи. Обвиняемые в совершении преступлений, вина которых доказывалась на бийском суде, выплачивали айыпы и куны. Айып - это штраф за совершенное преступление. У казахов испокон веков существовал обычай взыскивать с виновного откуп - ат-шекпен, что дословно означает «коня-шубу». Совершившие тяжкие преступления откупались «девяткой» (скотом). «Девять скотин с верблюдом» - это 3 верблюда, 3 коровы, 3 барана. Изобличенный в воровстве платил трижды по 9 голов скота.
Под куном понимали штраф за убийство или увечье человека. В случае убийства виновный приговаривался к смерти. Правда, смертный приговор мог быть заменен выплатой куна. В случае его выплаты следовал отказ от мести. За убитого мужчину платили 1000 овец или 100 лошадей, или 50 верблюдов. За убийство женщины полагалось вдвое меньше. Мужеубийца также могла отделаться выплатой штрафа, если ее прощали родственники мужа. За убийство султана или ходжи платили кун в 7 раз больше, чем за простолюдина.
Женщина, убившая своего незаконно рожденного младенца, подвергалась смертной казни. Изнасилование приравнивалось к убийству.
Если кто убивал, обороняясь, и при этом имел свидетелей, то он платил половину куна. Но в случае отсутствия их выплачивал полный кун. Половинный кун платили и при совершении убийства по неосторожности. За укрывательство убийцы или оказание помощи в его побеге виновный платил кун. В случае убийства во время барымты подсудимый также платил кун. Кто убивал вора, разбойника или убийцу, при этом никакого наказания не нес.
Человека, совершившего некоторые проступки, казахи наказывали посредством порки плетью или прутьями - дуре салу. К примеру, того, кто распространял вредные и ложные слухи, наказывали плетьми (дуре).
Если сын оскорблял родителей или избивал мать или отца, то его сажали на черную корову, лицом к хвосту, с завязанным на шею старым войлоком. Корову водили по аулу и сидящего били плетьми. Поскольку порка осуществлялась публично, то расценивалась как самая позорная и оскорбительная форма наказания. Дуре способствовало охране общественного порядка, соблюдению традиций и обычаев казахов.
А если кто изменял своей вере и принимал христианскую религию, то у его родственников забирали все его имущество. Измена вере считалась одной из высших степеней позора для семьи, рода и племени.
В традиционном казахском обществе к самоубийцам со стороны соплеменников было резко негативное отношение. Самоубийц погребали отдельно от других в сорокасаженях от общей могилы и не делали никаких поминок.
В условиях XVIII века преступник, по указанию бийского суда приговоренный к смертной казни, перед приведением приговора в исполнение мог обращаться к хану: «Дат, таксыр» («Выслушай, господин»). При этом говорил о своем последнем желании. «Дат» на персидском языке означает «справедливый закон, справедливость и просьба, заявление». Как правило, хан удовлетворял последнее желание приговоренного к смерти.
За богоотступничество забивали камнями до смерти. К смертной казни приговаривали и за кровосмешение. Казахское обычное право категорически запрещало вступать в брак родственникам ближе седьмого колена.
Нередко суд биев разбирал дела, связанные с барымтой. В традиционном казахском обществе под барымтой понимали захват чужого скота, чужой собственности за неуплаченный долг. К барымте можно было прибегнуть и в случае, если судебный приговор не приводился в исполнение.
Бывали случаи среди степняков, когда представители сильного рода не платили кун за убийство или айып за оскорбление. При этом они отказывались идти и к бийскому суду. В таком случае по решению аксакалов оскорбленного рода также совершалась барымта, принуждая обидчика дать законное удовлетворение. После примирения угнанный скот немедленно возвращался. Барымта осуществлялась как в открытой, так и скрытой формах. В случае, когда скот угоняли в скрытой форме, барымтачи были обязаны в трехдневный срок сообщить хозяевам скота. В противном случае барымта могла быть расценена как обычное воровство. В условиях XVIII-начала XX веков российская администрация расценивала барымту как обычное уголовное преступление.
Суд биев пользовался безусловным авторитетом среди жителей Степи. Нередко и русское население Казахстана во многих случаях предпочитало имперскому суду суд казахских биев. К примеру, весьма примечателен такой факт: в период с 1859 по 1865 годы в Кокчетавском внешнем округе было зафиксировано 117 обращений к суду биев русских. О преимуществе суда биев хорошо заметил А. Гейне, исследовавший быт и обычное право казахов: «Суд биев скор и производится на словах, он довольно справедлив и всегда бескорыстен, и потому пользуется уважением не только казахов, но и разночинцев и казаков, из которых многие идут в суд биев». Царское правительство стало разрушать суд биев в 20-90-е годы XIX века. Он мешал колониальным властям внедрять общеимперское управление. Представители передовой казахской интеллигенции выступали за то, чтобы суд биев остался в первозданном виде. К примеру, известный просветитель, ученый Ч. Валиханов придерживался именно такой позиции.