kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: «П.А. Столыпин: диктатор или реформатор?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный  урок с использованием компьютерных технологий. Предполагается, что учащиеся в ходе изучения тем «Россия на рубеже веков», «Первая русская революция», «Начало парламентаризма в России» в общих чертах ознакомлены с личностью и реформами П.П. Столыпина

Урок можно провести как в 8 классе в конце учебного года, так и в начале 9 класса, когда идут темы повторения по истории России перед I Мировой войной (по программме «Школа-2100»). урок дополнен презентациями по биографии и реформам П.А. Столыпина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Степанова_разработка урока»

Степанова Наталья Николаевна,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан,

адрес: г. Стерлитамак, улица Чехова,12

Разработка урока на тему:

«П.А. Столыпин: диктатор или реформатор?»

Задачи:

Образовательная:

Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значение реформ Столыпина; выявить причины по которым начинания Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.

Развивающая:

Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, развитие способности объективной оценке событий и поступков людей; развитие активности и самостоятельности учащихся.

Воспитательная:

Через выполнение опережающих заданий воспитывать чувство толерантности, уважения к истории страны, воспитание гражданской позиции, патриотизма и ответственности за судьбу своего Отечества.

Тип урока:

Комбинированный урок с использованием компьютерных технологий. Предполагается, что учащиеся в ходе изучения тем «Россия на рубеже веков», «Первая русская революция», «Начало парламентаризма в России» в общих чертах ознакомлены с личностью и реформами П.П. Столыпина

Урок можно провести как в 8 классе в конце учебного года, так и в начале 9 класса, когда идут темы повторения по истории России перед I Мировой войной (по программме «Школа-2100»)

Оборудование: Ноутбук, проектор, презентации (см. Приложения)

Виды деятельности учащихся: опережающие задания (сообщения на тему столыпинских реформ); мозговой штурм, работа в группах, групповая дискуссия

УМК:

Данилов Д.Д. и др. Российская история 19-нач.20 века Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс, 2007 (Образовательная система «Школа 2100») §29, либо Данилов Д.Д. и др. Российская история. XX - начало XXI века: Учебник для 9-го класса основной школы. – М.: Баласс, 2010.- 384 с.: ил. (Образовательная система «Школа – 2100»). §1-2

  1. Целевая установка для учащихся:

1.1 Понимание сущности проводимых П.А.Столыпиным реформ, их основные цели и задачи.

1.2. Задача для учащихся: Сформировать собственное суждение о личности и деятельности П.А. Столыпина исходя из нового и ранее усвоенного материала.

  1. План:

  1. Рассмотреть биографию Петра Аркадьевича Столыпина;

  2. Изучить общие направления реформаторской деятельности П.А. Столыпина;

  3. Проанализировать основные реформы П.А. Столыпина;

  4. Проанализировать результаты деятельности П.А. Столыпина.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по темам: «Самодержавное правительство и революционный парламент»

III. Основной материал

1. Вступительное слово учителя

Итак, начало XX века в России - время колоссальных перемен: время крушения старого строя (Самодержавие) и становления нового (Советская Власть), время кровопролитных войн (Русско-Японская Война, Первая Мировая Война, Гражданская Война), время удавшихся и провалившихся реформ, успешное проведение которых, может быть, в корне изменило бы судьбу России.

Реформы, проводившиеся в это время Петром Аркадьевичем Столыпиным, как и его личность, противоречиво оцениваются историками. Одни считают его жестоким тираном, имя которого должно ассоциироваться только со страшными понятиями, такими как «столыпинская реакция», «столыпинский вагон» или «столыпинский галстук», другие оценивают его реформаторскую деятельность как «неудавшуюся попытку спасения императорской России», а самого Столыпина называют «гениальным реформатором».

Исторические сведения, дошедшие до наших дней, не могут положить конца этим спорам. С одной стороны, многие современники Столыпина дают о нём самые лестные отзывы, называя его «образованнейшим человеком», «гениальным реформатором», и т.п. С другой стороны, отзывы представителей радикально настроенной оппозиции утверждают обратное: например В.И. Ульянов (Ленин) называл Столыпина «доверенным лицом русского деспота», «Николаевским лакеем», «палачом», «Николаевским вешателем». Противоречиво говорят и факты: с одной стороны, явная польза от деятельности Столыпина, с другой - военно-полевые суды и репрессии.

Однако если взглянуть на факты, до недавнего времени применяемые в нашей стране ко всем страницам её истории, то можно достаточно объективно оценить как деятельность, так и личность П.А. Столыпина.

  1. Для того чтобы понять человека, надо изучить его биографию. Сегодня я попросила учащегося (Ф.И.) вкратце рассказать нам об основных этапах жизни великого реформатора (далее идет краткое сообщение о жизни и деятельности П.А. Столыпина, сопровождающееся показом слайдов (см. Приложение 1). Основные моменты сообщения фиксируются учащимися в тетради)

  2. Итак, мы ближе познакомились с этим незаурядным человеком, который столько сделал и мог бы еще сделать для нашей страны. Возможно эти реформы, будь они проведены в полной мере, смогли бы изменить ход российской истории.

Для дальнейшей работы мы с вами разделимся на две группы: одна группа будет сторонниками реформ Столыпина, другая – противниками. Сейчас мы заслушаем с вами еще несколько кратких сообщений, касающихся реформ П.А. Столыпина. Группа «сторонников» будет фиксировать положительные моменты, группа «противников» - отрицательные. В конце урока мы с вами должны подвести итоги деятельности реформатора, объяснить причины неудач и дать общую оценку деятельности П.А. Столыпина.

  1. Далее заслушиваются сообщения учащихся об основных направлениях деятельности П.А. Столыпина (приблизительные темы: аграрная реформа, решение национального вопроса, деятельность во время русской революции и взаимоотношения с Государственной Думой). По ходу сообщений учащиеся фиксируют в тетрадях положительные и отрицательные моменты реформ П.А. Столыпина

  2. На последнем этапе урока учащиеся зачитывают свои оценки деятельности П.А. Столыпина. При наличии времени целесообразно устроить небольшую дискуссию, попросить учащихся аргументировать свои выводы. Затем делается общий вывод по деятельности реформатора, дается оценка его личности и реформам.

Как правило, учащиеся приходят к следующим выводам (учитель направляет и корректирует работу учащихся):

  • реформы П.А. Столыпина в целом были нужными и целесообразными для Российской империи начала ХХ века. Реализация этих реформ позволила бы избежать многих из тех потрясений, в которыми Россия столкнулась в дальнейшем.

  • Однако П.А. Столыпин пытался совместить несовместимое – старые порядки и новые социальные отношения; сохранить помещичье землевладение и создать класс крестьян-собственников; сохранить самодержавную монархию, несмотря на изменившиеся настроения в обществе, не допустить развитие парламентаризма в России. Именно поэтому П.А. Столыпину не удалось заручиться поддержкой ни у какого-то более-менее значимого класса или слоя общества, и он остался в одиночестве.

  • Методы, которыми пользовался П.А. Столыпин, зачастую были жесткими и даже жестокими. Эта жестокость приводила к тому, что в глазах обычных людей реформатор казался палачом, положительный эффект реформ сводился на нет негативизмом общества

  1. Заключительное слово учителя

Если говорить о столыпинских реформах, то в основном они не удались. Если же рассматривать их как первый шаг в эволюционной перестройке русского общества, то нельзя отрицать прогрессивности этих реформы и смелости человека, сделавшего этот решительный шаг. Пройденное столетие показало, насколько он был прав, отстаивая идею Великой России и отвергая «великие потрясения». Через неделю после его смерти начали говорить о его забвении и вот уже почти сто лет никак не успокоятся. Это и есть главное признание его исторической личности.

IV. Домашнее задание

1. Прочитать §29 (§ 1-2 – 9 класса) учебника и подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

- Каковы цели, содержание и значение реформ П.А. Столыпина?

- Как вы думаете, какие существовали возможности дальнейшего развития событий в стране?

- Какая альтернатива представляется вам наиболее предпочтительной?

2. Индивидуальное творческое задания:

- Попробуйте выступить от имени представителей различных сословий российского общества (крестьян, интеллигенции, дворянства, буржуазии, рабочего класса) - противников реформ П.А. Столыпина.

Просмотр содержимого презентации
«Столыпинская аграрная реформа»

Столыпинская аграрная реформа

Столыпинская аграрная реформа

Столыпин Петр Аркадьевич 2 апреля 2012 года (дата – по старому стилю) исполнилось 150 лет со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина.

Столыпин Петр Аркадьевич

2 апреля 2012 года

(дата – по старому стилю)

исполнилось 150 лет со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина.

С 26 апреля 1906 министр внутренних дел, оставаясь которым, стал 8 июля председателем Совета министров.  Руководил подавлением Революции 1905—07, поощрял деятельность военно-полевых судов и применение смертной казни. Руководимое Столыпиным правительство разогнало 2-ю Государственную думу и осуществило Третьеиюньский государственный переворот 1907. Предложил аграрную реформу с целью создать социальную опору царизма в деревне в лице кулачества .  Был смертельно ранен эсером Д. Г. Богровым
  • С 26 апреля 1906 министр внутренних дел, оставаясь которым, стал 8 июля председателем Совета министров.
  • Руководил подавлением Революции 1905—07, поощрял деятельность военно-полевых судов и применение смертной казни.
  • Руководимое Столыпиным правительство разогнало 2-ю Государственную думу и осуществило Третьеиюньский государственный переворот 1907.
  • Предложил аграрную реформу с целью создать социальную опору царизма в деревне в лице кулачества .
  • Был смертельно ранен эсером Д. Г. Богровым

П.А.Столыпин в

Зимнем дворце в 1908 г.

П.А.Столыпин произносит речь декларацию во второй Государственной Думе 6 марта 1907 г.

Столыпинская аграрная реформа  «Богатое крестьянство служит везде  лучшей опорой порядка

Столыпинская аграрная реформа «Богатое крестьянство служит везде лучшей опорой порядка". П.А.Столыпин

  • Началась указом 9 ноября 1906, прекращена постановлением Временного правительства 28 июня

(11 июля) 1917.

  • Разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности составляло главное содержание Столыпинской аграрной реформы.
  • Разрешением продажи и купли наделов правительство облегчало отлив бедноты из деревни и концентрацию земли в руках кулачества.
  • Проводимое в ходе реформы землеустройство было направлено в первую очередь на создание хуторов и отрубов на крестьянской надельной земле. Делалось это с грубым нарушением интересов остающихся в общине крестьян, т.к. выходившим на хутора и отруба нарезались лучшие земли.

Столыпинская аграрная реформа В осуществлении реформы значительной была деятельность Крестьянского банка . Наибольшие суммы банковских ссуд на покупку земли выдавались отдельным домохозяевам, а в их числе — на льготных условиях — владельцам хуторов и отрубов. 3/4 собственного земельного фонда банк продал владельцам хуторов и отрубов. В годы реформы расширились масштабы крестьянских переселений .  Правительство стало активно содействовать переселению деревенской бедноты из центральных губерний России на окраины, особенно в Сибирь.  В Амурскую область мои предки прибыли в 1909 году из Мисайловки Киевской губернии

Столыпинская аграрная реформа

  • В осуществлении реформы значительной была деятельность Крестьянского банка . Наибольшие суммы банковских ссуд на покупку земли выдавались отдельным домохозяевам, а в их числе — на льготных условиях — владельцам хуторов и отрубов. 3/4 собственного земельного фонда банк продал владельцам хуторов и отрубов.
  • В годы реформы расширились масштабы крестьянских переселений .
  • Правительство стало активно содействовать переселению деревенской бедноты из центральных губерний России на окраины, особенно в Сибирь.

В Амурскую область мои предки прибыли в 1909 году из Мисайловки Киевской губернии

община общественно-производственное объединение крестьян на началах самоуправления, самоорганизации, взаимопомощи и совместного владения землей. слово

община

  • общественно-производственное объединение крестьян на началах самоуправления, самоорганизации, взаимопомощи и совместного владения землей.
  • слово "община" позднего происхождения. Оно возникло путем точного перевода аналогичных иностранных понятий. Русские же крестьяне говорили "мир" или "общество".

хутор однодворное сельское поселение. малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством. Многие называют хутором лесную поляну с большим количеством природных ресурсов. С развитием капитализма хутором стали называть обособленную усадьбу с хозяйственными постройками и земельным участком, находящимся в индивидуальном пользовании.

хутор

  • однодворное сельское поселение.
  • малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством. Многие называют хутором лесную поляну с большим количеством природных ресурсов.
  • С развитием капитализма хутором стали называть обособленную усадьбу с хозяйственными постройками и земельным участком, находящимся в индивидуальном пользовании.

отруб в России в начале XX века земельный участок, выделенный из общинной земли (в результате столыпинской аграрной реформы 1906 года) в единоличную крестьянскую собственность.  в отличие от хутора — без переноса усадьбы.

отруб

  • в России в начале XX века земельный участок, выделенный из общинной земли (в результате столыпинской аграрной реформы 1906 года) в единоличную крестьянскую собственность.
  • в отличие от хутора — без переноса усадьбы.

отработки система обработки помещичьей земли во 2-й половине 19 в. —  начале 20 в. трудом и инвентарём крестьян за арендованную землю (в основном за отрезки), ссуды хлебом или деньгами, за потравы, лесные материалы и т. д.

отработки

  • система обработки помещичьей земли во 2-й половине 19 в. —  начале 20 в. трудом и инвентарём крестьян за арендованную землю (в основном за отрезки), ссуды хлебом или деньгами, за потравы, лесные материалы и т. д.

Крестьянский банк Крестьянский поземельный банк ( Крестьянский  банк ) — государственное кредитное учреждение, работавшее в 1883-1917 годах в Российской империи. Банк выдавал долгосрочные ссуды крестьянам на покупку частновладельческих, прежде всего дворянских.

Крестьянский банк

  • Крестьянский поземельный банк ( Крестьянский банк ) — государственное кредитное учреждение, работавшее в 1883-1917 годах в Российской империи.
  • Банк выдавал долгосрочные ссуды крестьянам на покупку частновладельческих, прежде всего дворянских.

Переселенчество процесс перемещения главным образом крестьянства из центральных регионов России в редкозаселённые окраинные районы на свободные земли.

Переселенчество

  • процесс перемещения главным образом крестьянства из центральных регионов России в редкозаселённые окраинные районы на свободные земли.

Итоги столыпинской аграрной реформы Положительные Отрицательные Из общины выделилось до четверти хозяйств, усилилось расслоение деревни, сельская верхушка давала до половины рыночного хлеба От 70 до 90 % вышедших из общины крестьян сохранили связи с ней, основную массу составляли трудовые хозяйства общинников Из Европейской России переселилось 3 миллиона хозяйств Вернулось обратно в Центральную Россию 0,5 миллиона переселенцев 4 миллиона десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот На крестьянский двор приходилось 2-4 десятины, при норме 7-8 десятин Стоимость сельскохозяйственных орудий увеличилась с 59 до 83 рублей на один двор Основное сельскохозяйственное орудие – соха (8 миллионов штук), 52 % хозяйств не имели плугов Потребление суперфосфатных удобрений выросло с 8 до 20 миллионов пудов Минеральные удобрения применялись на 2 % посевных площадей За 1890-1913 гг. доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 рублей в год В 1911-1912 гг. страну поразил голод, охвативший 30 миллионов человек

Итоги столыпинской аграрной реформы

Положительные

Отрицательные

Из общины выделилось до четверти хозяйств, усилилось расслоение деревни, сельская верхушка давала до половины рыночного хлеба

От 70 до 90 % вышедших из общины крестьян сохранили связи с ней, основную массу составляли трудовые хозяйства общинников

Из Европейской России переселилось 3 миллиона хозяйств

Вернулось обратно в Центральную Россию 0,5 миллиона переселенцев

4 миллиона десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот

На крестьянский двор приходилось 2-4 десятины, при норме 7-8 десятин

Стоимость сельскохозяйственных орудий увеличилась с 59 до 83 рублей на один двор

Основное сельскохозяйственное орудие – соха (8 миллионов штук), 52 % хозяйств не имели плугов

Потребление суперфосфатных удобрений выросло с 8 до 20 миллионов пудов

Минеральные удобрения применялись на 2 % посевных площадей

За 1890-1913 гг. доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 рублей в год

В 1911-1912 гг. страну поразил голод, охвативший 30 миллионов человек

Просмотр содержимого презентации
«биография П.А. Столыпина»

П.А.Столыпин- диктатор или реформатор?

П.А.Столыпин- диктатор или реформатор?

П.А. Столыпин в 7 лет. С братом  А.А. Столыпиным.1869 г. Петр Столыпин родился 14 апреля 1862 года в столице Саксонии Дрездене.

П.А. Столыпин в 7 лет.

С братом

А.А. Столыпиным.1869 г.

Петр Столыпин родился 14 апреля 1862 года в столице Саксонии Дрездене.

П.А. Столыпин - студент Санкт-Петербургского университета. 1884 г.

П.А. Столыпин - студент Санкт-Петербургского университета. 1884 г.

В 1889 году Петр Столыпин становится предводителем дворянства в Ковенском уезде. Затем избирается мировым судьей

В 1889 году Петр Столыпин становится предводителем дворянства в Ковенском уезде. Затем избирается мировым судьей

В 1901 году становится губернатором Гродно, затем губернатором Саратова .

В 1901 году становится губернатором Гродно, затем губернатором Саратова .

С семьей на террасе Елагинского дворца. 1907 г. П.А. Столыпин с дочерью Натальей Петровной Дети

С семьей на террасе Елагинского дворца.

1907 г.

П.А. Столыпин с дочерью Натальей Петровной

Дети

Дача Столыпина после взрыва .

Дача Столыпина после взрыва .

Памятник Столыпину в Саратове

Памятник Столыпину в Саратове

Диктатор или реформатор ? Деятельность П.А.Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907гг. Политика П.А. Столыпина направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 года

Диктатор или реформатор ?

Деятельность П.А.Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907гг.

Политика П.А. Столыпина направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 года

П.Н. Милюков о Столыпине.   «Столыпин выступал в двойном обличье – либерала и крайнего националиста… Он принадлежал к числу лиц, которые мнят себя спасителями России от ее «великих потрясений». В эту задачу он внес свой большой темперамент и свою волю. Он верил в себя и свое назначение. Он был, конечно, крупнее многих сановников, сидевших на его месте до и после Витте.»

П.Н. Милюков о Столыпине.

«Столыпин выступал в двойном обличье – либерала и крайнего националиста… Он принадлежал к числу лиц, которые мнят себя спасителями России от ее «великих потрясений». В эту задачу он внес свой большой темперамент и свою волю. Он верил в себя и свое назначение. Он был, конечно, крупнее многих сановников, сидевших на его месте до и после Витте.»

П.Б. СТРУВЕ: «Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина – можно ее принимать как величайшее зло, можно ее благословлять как благодетельную хирургическую операцию, - этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни»

П.Б. СТРУВЕ:

«Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина – можно ее принимать как величайшее зло, можно ее благословлять как благодетельную хирургическую операцию, - этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни»

Аргументы: Столыпин диктатор. 1.П.А. Столыпин прославился жестоким преследованием революционеров, учреждением военно–полевых судов.

Аргументы: Столыпин диктатор.

1.П.А. Столыпин прославился жестоким преследованием революционеров, учреждением военно–полевых судов.

2. Столыпин  был одним из инициаторов «третьеиюньского переворота»

2. Столыпин

был одним из инициаторов «третьеиюньского переворота»

3. По подготовленному Столыпиным новому избирательному закону 1907 г. Были ограниченны избирательные права крестьян и рабочих;

3. По подготовленному Столыпиным новому избирательному закону 1907 г. Были ограниченны избирательные права крестьян и рабочих;

4. Столыпин стоял за ограничение политических прав представителей национальных меньшинств.

4. Столыпин стоял за ограничение политических прав представителей национальных меньшинств.

5. Столыпинская аграрная реформа была сопряжена с определенным насилием по отношению общинникам, с ней не согласным. «В дороге…смерть переселенца»

5. Столыпинская аграрная реформа была сопряжена с определенным насилием по отношению общинникам, с ней не согласным.

«В дороге…смерть переселенца»

6. Многие законопроекты проводились Столыпиным по 87 – й статье Основных законов без участия Государственной думы.

6. Многие законопроекты проводились Столыпиным по 87 – й статье Основных законов без участия Государственной думы.

Аргументы: Столыпин Реформатор. 1.П.А. Столыпин защищал принцип частной собственности, священный в правовом государстве; П.А.Столыпин осматривает хуторские огороды близ Москвы в апреле 1910 г

Аргументы: Столыпин Реформатор.

1.П.А. Столыпин защищал принцип частной собственности, священный в правовом государстве;

П.А.Столыпин осматривает хуторские огороды близ Москвы в апреле 1910 г

2.Борьба Столыпина с революционерами способствовала наведению порядка, торжеству закона.

2.Борьба Столыпина с революционерами способствовала наведению порядка, торжеству закона.

3.Столыпин был противником уничтожения Государственной думы и возврата к режиму, существующему до 1905 г.

3.Столыпин был противником уничтожения Государственной думы и возврата к режиму, существующему до 1905 г.

4. Столыпин сотрудничал с той частью Государственной думы, которая была готова сотрудничать с правительством.

4. Столыпин сотрудничал с той частью Государственной думы, которая была готова сотрудничать с правительством.

5. Создание слоя крестьян-собственников должно было развить уважение в крестьянской среде к закону, способствовать развитию правовой культуры.

5. Создание слоя крестьян-собственников должно было развить уважение в крестьянской среде к закону, способствовать развитию правовой культуры.

6. Столыпин предполагал расширить систему местного самоуправления Жители города ходатайствовали о введении земства в Сибири.

6. Столыпин предполагал расширить систему местного самоуправления

Жители города ходатайствовали о введении земства в Сибири.

7. Столыпин планировал реформировать судебную систему, ликвидировать волостной суд, в действиях которого было много произвола.

7. Столыпин планировал реформировать судебную систему, ликвидировать волостной суд, в действиях которого было много произвола.

8.Реформы Столыпина должны были способствовать уравнению прав крестьян с другими сословиями.

8.Реформы Столыпина должны были способствовать уравнению прав крестьян с другими сословиями.

П.А.Столыпин - одинокий реформатор. Реформы П.А.Столыпина критиковали все. Почему левые понятно: их цели свержения самодержавия не совпадали с реформами.  Но почему либералы и консерваторы?

П.А.Столыпин - одинокий реформатор.

Реформы П.А.Столыпина критиковали все.

Почему левые понятно: их цели свержения самодержавия не совпадали с реформами.

Но почему либералы и консерваторы?

П.А.Столыпин - одинокий реформатор. Правые в Думе были недовольны «излишним реформаторством». Помещики ,не умевшие вести рентабельное хозяйство, требовали новых льгот. Буржуазия настаивала на пересмотре налоговой системы. Конкуренция с казенными заводами не платившими налогов.

П.А.Столыпин - одинокий реформатор.

Правые в Думе были недовольны «излишним реформаторством».

Помещики ,не умевшие вести рентабельное хозяйство, требовали новых льгот.

Буржуазия настаивала на пересмотре налоговой системы. Конкуренция с казенными заводами не платившими налогов.

Интеллигенция была в шоке репрессивными мерами. Крестьяне требовали передела земли, ликвидации помещичьего землевладения. Рабочие, воспользовавшись новым промышленным подъемом, вновь усилили стачечную борьбу (Ленские события).

Интеллигенция была в шоке репрессивными мерами.

Крестьяне требовали передела земли, ликвидации помещичьего землевладения.

Рабочие, воспользовавшись новым промышленным подъемом, вновь усилили стачечную борьбу (Ленские события).

Росло национально – освободительное движение на окраинах страны. Падал авторитет царя из-за деятельности Г.Е. Распутина.

Росло национально – освободительное движение на окраинах страны.

Падал авторитет царя из-за деятельности Г.Е. Распутина.

1 сентября 1911 года в Киеве п.а. Столыпин был убит.

1 сентября 1911 года в Киеве п.а. Столыпин был убит.

Домашнее задание: 1. Прочитать §29 (§ 1-2 – 9 класса) учебника и подготовить устный развернутый ответ на вопрос: - Каковы цели, содержание и значение реформ П.А. Столыпина? - Как вы думаете, какие существовали возможности дальнейшего развития событий в стране? - Какая альтернатива представляется вам наиболее предпочтительной? 2. Индивидуальное творческое задания: - Попробуйте выступить от имени представителей различных сословий российского общества (крестьян, интеллигенции, дворянства, буржуазии, рабочего класса) - противников реформ П.А. Столыпина. .

Домашнее задание:

1. Прочитать §29 (§ 1-2 – 9 класса) учебника и подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

- Каковы цели, содержание и значение реформ П.А. Столыпина?

- Как вы думаете, какие существовали возможности дальнейшего развития событий в стране?

- Какая альтернатива представляется вам наиболее предпочтительной?

2. Индивидуальное творческое задания:

- Попробуйте выступить от имени представителей различных сословий российского общества (крестьян, интеллигенции, дворянства, буржуазии, рабочего класса) - противников реформ П.А. Столыпина.

.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока на тему: «П.А. Столыпин: диктатор или реформатор?»

Автор: Степанова Наталья Николаевна

Дата: 24.08.2014

Номер свидетельства: 112759


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства