П.А.Столыпин- диктатор или реформатор?
П.А. Столыпин в 7 лет.
С братом
А.А. Столыпиным.1869 г.
Петр Столыпин родился 14 апреля 1862 года в столице Саксонии Дрездене.
П.А. Столыпин - студент Санкт-Петербургского университета. 1884 г.
В 1889 году Петр Столыпин становится предводителем дворянства в Ковенском уезде. Затем избирается мировым судьей
В 1901 году становится губернатором Гродно, затем губернатором Саратова .
С семьей на террасе Елагинского дворца.
1907 г.
П.А. Столыпин с дочерью Натальей Петровной
Дети
Дача Столыпина после взрыва .
Памятник Столыпину в Саратове
Диктатор или реформатор ?
Деятельность П.А.Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907гг.
Политика П.А. Столыпина направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 года
П.Н. Милюков о Столыпине.
«Столыпин выступал в двойном обличье – либерала и крайнего националиста… Он принадлежал к числу лиц, которые мнят себя спасителями России от ее «великих потрясений». В эту задачу он внес свой большой темперамент и свою волю. Он верил в себя и свое назначение. Он был, конечно, крупнее многих сановников, сидевших на его месте до и после Витте.»
П.Б. СТРУВЕ:
«Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина – можно ее принимать как величайшее зло, можно ее благословлять как благодетельную хирургическую операцию, - этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни»
Аргументы: Столыпин диктатор.
1.П.А. Столыпин прославился жестоким преследованием революционеров, учреждением военно–полевых судов.
2. Столыпин
был одним из инициаторов «третьеиюньского переворота»
3. По подготовленному Столыпиным новому избирательному закону 1907 г. Были ограниченны избирательные права крестьян и рабочих;
4. Столыпин стоял за ограничение политических прав представителей национальных меньшинств.
5. Столыпинская аграрная реформа была сопряжена с определенным насилием по отношению общинникам, с ней не согласным.
«В дороге…смерть переселенца»
6. Многие законопроекты проводились Столыпиным по 87 – й статье Основных законов без участия Государственной думы.
Аргументы: Столыпин Реформатор.
1.П.А. Столыпин защищал принцип частной собственности, священный в правовом государстве;
П.А.Столыпин осматривает хуторские огороды близ Москвы в апреле 1910 г
2.Борьба Столыпина с революционерами способствовала наведению порядка, торжеству закона.
3.Столыпин был противником уничтожения Государственной думы и возврата к режиму, существующему до 1905 г.
4. Столыпин сотрудничал с той частью Государственной думы, которая была готова сотрудничать с правительством.
5. Создание слоя крестьян-собственников должно было развить уважение в крестьянской среде к закону, способствовать развитию правовой культуры.
6. Столыпин предполагал расширить систему местного самоуправления
Жители города ходатайствовали о введении земства в Сибири.
7. Столыпин планировал реформировать судебную систему, ликвидировать волостной суд, в действиях которого было много произвола.
8.Реформы Столыпина должны были способствовать уравнению прав крестьян с другими сословиями.
П.А.Столыпин - одинокий реформатор.
Реформы П.А.Столыпина критиковали все.
Почему левые понятно: их цели свержения самодержавия не совпадали с реформами.
Но почему либералы и консерваторы?
П.А.Столыпин - одинокий реформатор.
Правые в Думе были недовольны «излишним реформаторством».
Помещики ,не умевшие вести рентабельное хозяйство, требовали новых льгот.
Буржуазия настаивала на пересмотре налоговой системы. Конкуренция с казенными заводами не платившими налогов.
Интеллигенция была в шоке репрессивными мерами.
Крестьяне требовали передела земли, ликвидации помещичьего землевладения.
Рабочие, воспользовавшись новым промышленным подъемом, вновь усилили стачечную борьбу (Ленские события).
Росло национально – освободительное движение на окраинах страны.
Падал авторитет царя из-за деятельности Г.Е. Распутина.
1 сентября 1911 года в Киеве п.а. Столыпин был убит.
Домашнее задание:
1. Прочитать §29 (§ 1-2 – 9 класса) учебника и подготовить устный развернутый ответ на вопрос:
- Каковы цели, содержание и значение реформ П.А. Столыпина?
- Как вы думаете, какие существовали возможности дальнейшего развития событий в стране?
- Какая альтернатива представляется вам наиболее предпочтительной?
2. Индивидуальное творческое задания:
- Попробуйте выступить от имени представителей различных сословий российского общества (крестьян, интеллигенции, дворянства, буржуазии, рабочего класса) - противников реформ П.А. Столыпина.
.