kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему "Национально-освободительное движение казахского народа в 1916 году"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это период был критическим для казахского народа в целом. В это время Казахстан стал основной сырьевой базой и обеспечивал не только скотоводческим сырьем но и человеческими ресурсами. Поводом послужило реквиция казахских жигитов на тыловые работы. И только из Туркестана и Степного края планировалось реквизировать около 500 тысяч жигитов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Национально-освободительное движение казахского народа в 1916 году"»

Тема: Национально – освободительное движение 1916 года.


Цели урока:

1. Образовательная: повторение сведений о движущих силах, военной подготовке, определения характера, географии, причинах поражения; Усвоение особенностей восстания 1916 года.

2. Развивающая: умение логически строить умозаключения, сравнивать, анализировать, ориентироваться по карте.

3. Воспитательная: на примере исторического материала и судеб героев "Национально-освободительного движения 1916 г." проследить трагедию народа и приоритет общечеловеческих ценноcтей.


Технология: ИКТ

Методы урока: словесный, поисковый, наглядный.

Тип урока: комбинированный
Вид урока: обзорный семинар

Прогнозируемый результат:

ученик должен знать: основные понятия и определения по указанной теме;

ученик должен уметь: применять полученные знания на практике; ориентироваться по карте.



Эпиграф
«Стоит ли былое вспоминать,
Брать его в дорогу, в дальний путь?
Всё равно упавших не поднять,
Всё равно ушедших не вернуть…
И сказала Память:
«Я могу всё забыть,
Но нищим станешь ты.
Я твои богатства стерегу.
Я тебя храню от слепоты.

В. Шефнер



I Вступительное слово учителя:
В течение ряда уроков мы с вами рассматривали социально – экономическое и политическое положение Казахстана в XVIII - начале XX веков
В чем заключается особенность данного периода в истории Казахстана?
/Начало и подъём национально- освободительного движения на территории Казахстана, от освободительного движения на территории младшего жуза под руководством Сырыма Датулы до восстания К. Касымова охватившее все три жуза/

Задание 1. Мозговой штурм
Сегодня мы свой урок посвятим, как я уже сказала, изучению восстания, охватившему казахскую степь в 1916 году. Чтобы представить полную картину исторического события, необходимо рассмотреть его с разных позиций. Чем больше мы наметим позиций, тем шире станет область знаний, тем более близкой и понятной станет картина истории прошлого нашей страны.
Итак, вспомните, каковы причины всех предшествующих восстаний?
\1. обострение земельного вопроса – заключенное в запрете перекочевки, нарушении традиционных маршрутов кочевания, передача земли в частную собственность – родовой знати, переселенцам.
2. отмена ханской власти и введение пророссийской административно – территориальной системы.
3. усиление социального и национального гнета царской администрации.




1) Данное восстание имело повод, в чем он заключается?
/Он заключается в указе царя от 25 июня 1916 года «О привлечение мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных сооружении…»\


2) Какова же главная цель восставших?
/ Главная цель восставших – это национальное и политическое освобождение казахского народа от колониального ига/

3) В чем заключаются особенности указа царя?
/ 1. Согласно указу всё мужское трудоспособное население в возрасте от 19 до 43 подлежало набору.
2. Предлагалась реквизиция более 500 джигитов из Туркестанского и степного края
3. А также нужно сказать, что был еще секретный приказ генерал- губернатора Куропаткина, по которому были освобождены от набора «белая кость»./



О том, как народ воспринял указ царя, Мыржакып Дулатов писал: «Народ убивался, лишался сна и покоя…»


Для того чтобы приподнять завесу всех моментов прошлого, к этому семинарскому занятию 5 групп подготовили свои мини - проекты.
Итак, к числу самых важных вопросов относится вопрос о движущих силах. Вам слово, социологи.
Задание 2. Выступление групп:

1.Социологи:
Движущие силы восстания: шаруа, рабочий класс, ремесленники, баи, Бии, волостные управители, аульные старшины, крестьяне других национальностей: уйгуры, узбеки, дунгане, киргизы,.
А также часть русского крестьянства, рабочие крупных предприятий: угольных копей, нефтяных промыслов, иртышского пароходства, Омской, Оренбурско - Ташкентской железных дорог, представители казахской революционно - демократической интеллигенции./



Вся казахская степь была охвачена пламенем народной войны. Против восставших были брошены хорошо вооруженные карательные отряды, но восстание не было полностью подавлено вплоть до 1917 года. В чем секрет? Спросим об этом военных специалистов.
2. Военные специалисты:
Единый фронт с уйгурами, Иссык-кульскими киргизами и дунганами.
В Тургайском центре руководителем (сардарбеком) был избран – Амангельды Иманов
Вопросы военной учёбы находились в центре внимания военного совета – кенеса.
А. Иманов сам обучал повстанцев военному делу.
Было организовано производство оружия.
А. Иманов применял свою тактику ведения боя: разведка, охранение, отряды мергенов расставлял в песчаных барханах как снайперов.
Стремительную конницу бросал на коммуникации карательных отрядов.
Вот оказывается в чем секрет побед восставших. Соболев писал об отрядах Амангельды: «Это было странное войско, как бы вышедшее из былин и сказании: пики, сабли скованные аульными кузнецами, фитильные ружья, луки и стрелы…»



Большое значение в восстании, безусловно, сыграла личность каждого руководителя, изучением которой занимались акмиологи, вам слово.

3. Акмиологи
Амангельды Иманов
родился в 1873 году в ауле № 3 Кайдаульской волости Тургайского уезда, ныне Амангельдинский район Тургайской области.
Его отец Удербай Иманов, кипчак из Среднего жуза, и мать Калампыр, не имея достаточного скота для кочевания, переселились на Байконур.
Амангельды лишился отца, когда ему было 8 лет. До 12 лет учился в аульной школе, затем в медресе.
Еще до восстания Амангельды был известен в степи как поборник народной свободы, противник колониального режима. Не раз ему пришлось побывать в тюрьмах, ездить в Петербург по делам заключённых казахов.
Амангельды — типичный представитель передовых слоев казахского трудового шаруа (бедных крестьян) начала XX века. Благодаря активному участию в общественной жизни аула, способствовавшему его значительному политическому развитию, он стоял в передовой шеренге освободительного движения.
Алиби Джангильдин родился в 1884 году в бедной семье, с трудом получил начальное образование, учился в Оренбургской духовной консистории. В 1915 году, в разгар Первой мировой, вступил в ряды РСДРП(б).
И когда год спустя казахский народ вместе с другими народами Средней Азии вступил в национально-освободительную борьбу против царизма, войны и феодально-байской эксплуатации, Алиби Джангильдин вместе с Амангельды Имановым возглавил вооруженное восстание в Тургае.
Токаш Бокин родился 25 апреля
(7 мая) 1890 года в ауле Карасу Муюнкумской волости Верненского уезда в семье бедняка-скотовода.
Окончил 4 класса Верненской мужской гимназии. В 1905—1916 годах работал переводчиком Семиреченского областного переселенческого управления. В 1913 году издал в Верном свой казахско-русский словарь, включавший 1802 слова.
В 1916 году был активным участником национльно-освободительного движения в Семиречье, после чего 14 августа 1916 года был арестован властями, освобождён после падения царской власти.


Историческая картина будет неполной, если не определится в пространственном факторе. В этом нам помогут географы.
4. Географы:
(Отмечают на карте основные очаги восстания: Семиречье, Сырдарьинская область, Гурьев, Актюбинск, Семипалатинская область, Акмолинская область, Тургай)

Событие, всколыхнувшее казахскую степь не могло не оставить следа в исторической памяти народа. Одной из форм, отражения которой является литература и изобразительное искусство, и это нам представят искусствоведы.
Классики казахской советской литературы ( Ж. Аймауытов «Картқожа», М. Ауэзов «Қилы заман», С.Сейфуллин «Тар жол тайғак кешу», С. Муканов «Ботагөз», М. Ауэзов «Лихая година», М. Джумагулов «Орлы гибнут в вышине» и другие) раскрыли в своих произведениях события 1916 года.
Свое отражение события 1916 г нашли в творчестве А. Кастеева

Я думаю нам пора подвести итоги и сделать выводы по данному историческому событию, вам слово историки.
Историки:
В ходе восстания, которое проходило волнообразно, одним из главных центров было: Семиречье более10 тыс. повстанцев осаждали Токмак, но восстание было жестоко подавлено: 347человек расстреляны, 168человек выселены, 238 тыс . откочевало в Китай, более 5 тыс повстанцев захватили Каркаринскую ярмарку.
Крупным центром и наиболее организованным была Тургайская область, где в первую очередь восставшие захватили Тургай, но трагически закончилась битва при Догал - Урпеке 40 сарбазов погибли.
Царское правительство жестоко отомстило восставшим.
Были наказаны около 3000 человек.
Повешен на сопке Бурундай руководитель Семиречья – Б. Ашекеев.
В Каркаре в тюрьме отравлен - Ж.Мамбетов.
По Характеру данное восстание было: антиколониальным, антиимпериалистическим.


Академик М. Козыбаев считает, что данное событие является не просто восстанием и ли выступлением, а национально - освободительной революцией.
Алихан Бокейханов писал: «Казахи и киргизы потеряли много людей убитыми, пострадало их хозяйство, но зато они проявили свои качества. Кто не борется, не рвется к победе – никогда не достигнет свободы, не освободится от оков рабства, не сможет распоряжаться своим имуществом, ни своей собственной головой»



В действительности восстание 1916 года осталось в истории Казахстана как один из этапов в борьбе за независимость, которая была достигнута в конце XX в.
Я еще раз обращаюсь, к эпиграфу нашего урока, да память о прошлом мы должны хранить и передавать из поколение в поколение.

Задание 3. А сейчас следующий этап нашей работы по подготовке к ЕНТ, составим «Цепочку памяти»
1916 весь Казахстан 25.06 19-43 500 тыс. 23.08 (секрет) Семиречье (Бокин, Ашекеев) 10 тыс. Токмак 5 тыс. Каркаринская ярмарка 347 расстрел 238 тыс. в Китай Тургай (Иманов, Джангильдин) сардарбек кенес Догал Урпек 40 сарбазов Ашекеев сопка Бурундай А. Букейханов «Кто не борется…»



Задание 4. Тестирование. Взаимопроверка. Результаты.

II.Домашнее задание: составить кроссворд с ключевым словом «Восстание»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Жангабулова Салтанат Абильдаевна

Дата: 28.02.2016

Номер свидетельства: 300037


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства