Тема: Национально – освободительное движение 1916 года. Цели урока: 1. Образовательная: повторение сведений о движущих силах, военной подготовке, определения характера, географии, причинах поражения; Усвоение особенностей восстания 1916 года. 2. Развивающая: умение логически строить умозаключения, сравнивать, анализировать, ориентироваться по карте. 3. Воспитательная: на примере исторического материала и судеб героев "Национально-освободительного движения 1916 г." проследить трагедию народа и приоритет общечеловеческих ценноcтей. Технология: ИКТ Методы урока: словесный, поисковый, наглядный. Тип урока: комбинированный Вид урока: обзорный семинар Прогнозируемый результат: ученик должен знать: основные понятия и определения по указанной теме; ученик должен уметь: применять полученные знания на практике; ориентироваться по карте.
Эпиграф «Стоит ли былое вспоминать, Брать его в дорогу, в дальний путь? Всё равно упавших не поднять, Всё равно ушедших не вернуть… И сказала Память: «Я могу всё забыть, Но нищим станешь ты. Я твои богатства стерегу. Я тебя храню от слепоты. В. Шефнер
I Вступительное слово учителя: В течение ряда уроков мы с вами рассматривали социально – экономическое и политическое положение Казахстана в XVIII - начале XX веков В чем заключается особенность данного периода в истории Казахстана? /Начало и подъём национально- освободительного движения на территории Казахстана, от освободительного движения на территории младшего жуза под руководством Сырыма Датулы до восстания К. Касымова охватившее все три жуза/
Задание 1. Мозговой штурм Сегодня мы свой урок посвятим, как я уже сказала, изучению восстания, охватившему казахскую степь в 1916 году. Чтобы представить полную картину исторического события, необходимо рассмотреть его с разных позиций. Чем больше мы наметим позиций, тем шире станет область знаний, тем более близкой и понятной станет картина истории прошлого нашей страны. Итак, вспомните, каковы причины всех предшествующих восстаний? \1. обострение земельного вопроса – заключенное в запрете перекочевки, нарушении традиционных маршрутов кочевания, передача земли в частную собственность – родовой знати, переселенцам. 2. отмена ханской власти и введение пророссийской административно – территориальной системы. 3. усиление социального и национального гнета царской администрации.
1) Данное восстание имело повод, в чем он заключается? /Он заключается в указе царя от 25 июня 1916 года «О привлечение мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных сооружении…»\ 2) Какова же главная цель восставших? / Главная цель восставших – это национальное и политическое освобождение казахского народа от колониального ига/
3) В чем заключаются особенности указа царя? / 1. Согласно указу всё мужское трудоспособное население в возрасте от 19 до 43 подлежало набору. 2. Предлагалась реквизиция более 500 джигитов из Туркестанского и степного края 3. А также нужно сказать, что был еще секретный приказ генерал- губернатора Куропаткина, по которому были освобождены от набора «белая кость»./
О том, как народ воспринял указ царя, Мыржакып Дулатов писал: «Народ убивался, лишался сна и покоя…» Для того чтобы приподнять завесу всех моментов прошлого, к этому семинарскому занятию 5 групп подготовили свои мини - проекты. Итак, к числу самых важных вопросов относится вопрос о движущих силах. Вам слово, социологи. Задание 2. Выступление групп:
1.Социологи: Движущие силы восстания: шаруа, рабочий класс, ремесленники, баи, Бии, волостные управители, аульные старшины, крестьяне других национальностей: уйгуры, узбеки, дунгане, киргизы,. А также часть русского крестьянства, рабочие крупных предприятий: угольных копей, нефтяных промыслов, иртышского пароходства, Омской, Оренбурско - Ташкентской железных дорог, представители казахской революционно - демократической интеллигенции./
Вся казахская степь была охвачена пламенем народной войны. Против восставших были брошены хорошо вооруженные карательные отряды, но восстание не было полностью подавлено вплоть до 1917 года. В чем секрет? Спросим об этом военных специалистов. 2. Военные специалисты: Единый фронт с уйгурами, Иссык-кульскими киргизами и дунганами. В Тургайском центре руководителем (сардарбеком) был избран – Амангельды Иманов Вопросы военной учёбы находились в центре внимания военного совета – кенеса. А. Иманов сам обучал повстанцев военному делу. Было организовано производство оружия. А. Иманов применял свою тактику ведения боя: разведка, охранение, отряды мергенов расставлял в песчаных барханах как снайперов. Стремительную конницу бросал на коммуникации карательных отрядов. Вот оказывается в чем секрет побед восставших. Соболев писал об отрядах Амангельды: «Это было странное войско, как бы вышедшее из былин и сказании: пики, сабли скованные аульными кузнецами, фитильные ружья, луки и стрелы…»
Большое значение в восстании, безусловно, сыграла личность каждого руководителя, изучением которой занимались акмиологи, вам слово. 3. Акмиологи Амангельды Иманов родился в 1873 году в ауле № 3 Кайдаульской волости Тургайского уезда, ныне Амангельдинский район Тургайской области. Его отец Удербай Иманов, кипчак из Среднего жуза, и мать Калампыр, не имея достаточного скота для кочевания, переселились на Байконур. Амангельды лишился отца, когда ему было 8 лет. До 12 лет учился в аульной школе, затем в медресе. Еще до восстания Амангельды был известен в степи как поборник народной свободы, противник колониального режима. Не раз ему пришлось побывать в тюрьмах, ездить в Петербург по делам заключённых казахов. Амангельды — типичный представитель передовых слоев казахского трудового шаруа (бедных крестьян) начала XX века. Благодаря активному участию в общественной жизни аула, способствовавшему его значительному политическому развитию, он стоял в передовой шеренге освободительного движения. Алиби Джангильдин родился в 1884 году в бедной семье, с трудом получил начальное образование, учился в Оренбургской духовной консистории. В 1915 году, в разгар Первой мировой, вступил в ряды РСДРП(б). И когда год спустя казахский народ вместе с другими народами Средней Азии вступил в национально-освободительную борьбу против царизма, войны и феодально-байской эксплуатации, Алиби Джангильдин вместе с Амангельды Имановым возглавил вооруженное восстание в Тургае. Токаш Бокин родился 25 апреля (7 мая) 1890 года в ауле Карасу Муюнкумской волости Верненского уезда в семье бедняка-скотовода. Окончил 4 класса Верненской мужской гимназии. В 1905—1916 годах работал переводчиком Семиреченского областного переселенческого управления. В 1913 году издал в Верном свой казахско-русский словарь, включавший 1802 слова. В 1916 году был активным участником национльно-освободительного движения в Семиречье, после чего 14 августа 1916 года был арестован властями, освобождён после падения царской власти.
Историческая картина будет неполной, если не определится в пространственном факторе. В этом нам помогут географы. 4. Географы: (Отмечают на карте основные очаги восстания: Семиречье, Сырдарьинская область, Гурьев, Актюбинск, Семипалатинская область, Акмолинская область, Тургай)
Событие, всколыхнувшее казахскую степь не могло не оставить следа в исторической памяти народа. Одной из форм, отражения которой является литература и изобразительное искусство, и это нам представят искусствоведы. Классики казахской советской литературы ( Ж. Аймауытов «Картқожа», М. Ауэзов «Қилы заман», С.Сейфуллин «Тар жол тайғак кешу», С. Муканов «Ботагөз», М. Ауэзов «Лихая година», М. Джумагулов «Орлы гибнут в вышине» и другие) раскрыли в своих произведениях события 1916 года. Свое отражение события 1916 г нашли в творчестве А. Кастеева
Я думаю нам пора подвести итоги и сделать выводы по данному историческому событию, вам слово историки. Историки: В ходе восстания, которое проходило волнообразно, одним из главных центров было: Семиречье более10 тыс. повстанцев осаждали Токмак, но восстание было жестоко подавлено: 347человек расстреляны, 168человек выселены, 238 тыс . откочевало в Китай, более 5 тыс повстанцев захватили Каркаринскую ярмарку. Крупным центром и наиболее организованным была Тургайская область, где в первую очередь восставшие захватили Тургай, но трагически закончилась битва при Догал - Урпеке 40 сарбазов погибли. Царское правительство жестоко отомстило восставшим. Были наказаны около 3000 человек. Повешен на сопке Бурундай руководитель Семиречья – Б. Ашекеев. В Каркаре в тюрьме отравлен - Ж.Мамбетов. По Характеру данное восстание было: антиколониальным, антиимпериалистическим. Академик М. Козыбаев считает, что данное событие является не просто восстанием и ли выступлением, а национально - освободительной революцией. Алихан Бокейханов писал: «Казахи и киргизы потеряли много людей убитыми, пострадало их хозяйство, но зато они проявили свои качества. Кто не борется, не рвется к победе – никогда не достигнет свободы, не освободится от оков рабства, не сможет распоряжаться своим имуществом, ни своей собственной головой» В действительности восстание 1916 года осталось в истории Казахстана как один из этапов в борьбе за независимость, которая была достигнута в конце XX в. Я еще раз обращаюсь, к эпиграфу нашего урока, да память о прошлом мы должны хранить и передавать из поколение в поколение.
Задание 3. А сейчас следующий этап нашей работы по подготовке к ЕНТ, составим «Цепочку памяти» 1916 весь Казахстан 25.06 19-43 500 тыс. 23.08 (секрет) Семиречье (Бокин, Ашекеев) 10 тыс. Токмак 5 тыс. Каркаринская ярмарка 347 расстрел 238 тыс. в Китай Тургай (Иманов, Джангильдин) сардарбек кенес Догал Урпек 40 сарбазов Ашекеев сопка Бурундай А. Букейханов «Кто не борется…»
Задание 4. Тестирование. Взаимопроверка. Результаты.
II.Домашнее задание: составить кроссворд с ключевым словом «Восстание» |