Разработка урока на тему "Государство эмира Тимура"
Разработка урока на тему "Государство эмира Тимура"
Тема урока: «Завоевательные походы эмир Тимура»
Класс: 7
Цель: Сформировать знания учащихся о завоевательных походах эмир Тимура.
Задачи урока:
Общеобразовательная: Познакомить учащихся с исторической личностью Тимура (Тамерлана). Рассмотреть процесс образования государства Тимура. Определить масштабы завоевательных походов Тимура. Дать оценку личности Тимура и его завоевательным походам.
Развивающая: Расширить кругозор учащихся, формирование логического мышления. Развивать способности эрудиции и критического отношения к разрушительным войнам.
Воспитательная: Воспитывать в духе патриотизма, гуманизма, уважения к средневековой истории Казахстана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Сформировать знания учащихся о завоевательных походах эмир Тимура.
Задачи урока:
Общеобразовательная: Познакомить учащихся с исторической личностью Тимура (Тамерлана). Рассмотреть процесс образования государства Тимура. Определить масштабы завоевательных походов Тимура. Дать оценку личности Тимура и его завоевательным походам.
Развивающая: Расширить кругозор учащихся, формирование логического мышления. Развивать способности эрудиции и критического отношения к разрушительным войнам.
Воспитательная: Воспитывать в духе патриотизма, гуманизма, уважения к средневековой истории Казахстана.
Тип урока: Комбинированный, нестандартный
Методы проведения урока: урок с элементами эвристической беседы.
Оборудование: карта «Завоевательные походы эмир Тимура», презентация, видео «Эмир Тимур-личность», «Мавзолей А. Яссави», кроссворд, кюй «Адай»
Ход урока:
1.Орг.момент
- проверить готовность класса к уроку
- отметить отсутствующих
2. Отправляемся в путешествие.
Здравствуйте уважаемые ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем изучать интересную тему. А какую , это пока останется тайной. Могу вам обещать, нас ожидают интересные приключения, но в, то, же время это тема сложная. Поэтому мы должны быть готовы. В этом нам помогут ваши знания и смекалка. Надеюсь, это тема оставит у вас неизгладимые впечатления и пополнит ваш багаж знаний. Удачи!
Опрос домашнего задания! (слайд 2)
А сейчас мы с вами проверим домашнее задание. Так как без знаий прошлых тем мы не сможем изучит новую. Вопросы, касаются темы «Могулистан», пройденной на прошлом уроке.
№1- На территории какого улуса был создан Могулистан? Покажите на карте.(слайд 3)
Ответ: Государство Могулистан образовалось в результате распада Чагатайского государства на западную и восточную части. В восточной части образовалось государство Могулистан, а в западных владениях, на западе Мавераннахра (между реками Амударьей и Сырдарьей) было создано государство эмира Тимура.
№2-Назовите основателя государства Могулистан. (слайд 4)
Ответ: Тоглук-Тимур
№3- Когда был образован Могулистан? (слайд 5)
Ответ: в середине 14 века
№ 4 - Господствующее племя в Могулистане. (слайд 6)
Ответ: Господствующим племенем в Могулистане были племена - дулаты
№ 5- От какого этнонима происходит название государства Могулистан?(слайд 7)
Ответ: Термин «Могулистан» образован от этнонима «могул», так произносился и писался в Средней Азии и Казахстане этноним «монгол»
№6 - Расскажите о внутреннем и внешнем положении Могулистана. (слайд 8)
Ответ: Первый хан Могулистана Тоглук-Тимур (1347-1362гг.) для укреплния власти и государства провел ряд административных, политических и экономических реформ, ислам использовал как орудие власти. В 1361 году Тоглук-Тимур завоевал весь Мавераннахр.
№7-Рассказать о Батпактинской битве «Грязевой битве». (слайд 9)
Ответ: 22 июня 1365г. Под Ташкентом произошла Батпактинская битва между сыном Тоглук- Тимура Ильяс-Ходжой и Тимуром. Во время битвы был сильный ливень и глинистая земля мешала сражаться отсюда и название «Грязевая битва». Победу одержал Ильяс-Ходжа.
№8 - Чаще всего Могулистану приходилось обороняться от нашествия. (слайд 10)
Ответ: государства Тимура
№ 9 - Укажите причины ослабления и распада Могулистана. (слайд 11)
Ответ: 1. Раздробленность страны на уделы племенной знати
2. внешние войны, в частности разрушительные набеги Тимура
3. недовольство народных масс постоянной нестабильностью, поборами, вылившееся в кочевой среде в массовые откочевки.
Хорошо вот мы и снарядились в путь.
Ребята, каких вы завоевателей мира знаете?
Ответ учеников: Атилла, Александр Македонский, Чингис хан, Тимур.
Сегодня мы отправимся в гости к великому завоевателю-Тимуру (Тамерлану). Но сначала определим направление нашего путешествия - территорию государства Тимура.
Вспомните, как образовалось государство Могулистан.
Ответ учеников: Государство Могулистан образовалось в результате распада Чагатайского государства на западную и восточную части. Так в Восточной части образовалось государство Могулистан, а в западных владениях, на западе Мавераннахра (между реками Амударьей и Сырдарьей) было создано государство эмира Тимура. Столица город Самарканд (слайд 12)
Давайте познакомимся с эмиром Тимуром. (видео Тимур-личность)
Тимур - одна из крупнейших исторических личностей средневековой истории. Он был жестоким, мудрым, справедливым полководцем. Родился весной 1336 вблизи города Туркестан, сын бека Таргая из тюркизированного монгольского племени барлас, которые пришли в Мавераннахр. В одном из боев против хана Могулистана, Тимур был ранен в ногу и остался хромым, отсюда его прозвище «Хромой Тимур». С 1361 г. Был правителем Кашгарии. В 1370 г. Эмир Тимур захватил власть в Мавераннахре, где правил 35 лет. Проводил активную захватническую политику. (слайд 13-14)
Ребята, как вы думаете, с какой целью Тимур проводил захватническую политику?
Ответ: 1. С целью расширения территории, установления своей власти, создания мировой империи
2. Так как вели кочевой образ жизни, то в войнах захватывали пастбища и скот
3. Пополнить казну, захват богатства
Первыми объектами агрессии Тимура за пределами Средней Азии стали Ак-Орда (Восточный Дешт-и-Кыпчак- от Урала до Западно-сибирской низменности и сред.течения Сырдарьи) и Могулистан. Стремясь помешать укреплению хозяйственной и политической независимости, Тимур предпринял в 70-80-е гг. 14 века около десятка набегов, что привело к ослаблению этих государств, большая часть населения которых истреблены или угнаны в плен, разграблены материальные ценности. Сократилось поголовье скота. (слайд 15)
1390-1395 гг. эмир Тимур предпринимает завоевательные походы в Золотую Орду (от Алтайских гор на востоке до низовий реки Дунай на западе). В 1395 г. В долине р. Терек на Кавказе в решающем сражении Тохтамыш был разгромлен и власть в Золотой Орде захватил Эмир Тимур. Были разграблено население и разрушены города: Сарай-Берке, Астрахань, Азов.
В 90-е г. 14в. Войском Тимура были покорены - ИРАН, Ирак, Афганистан, Малая Азия, Закавказье, Поволжье, Кавказ и часть Индии. Всего 27 стран. (слайд 16)
Задание: нанести на карте стрелочками направления походов Тимура (в это время звучит кюй Курмангазы - Адай)
Какую религию использовал Тимур для укрепления своей власти и что он для этого делал?
Ученики: Для укрепления своей власти Тимур использовал религию ислам. Построил мечети, мавзолеи. В 1397г. В Туркестане построил мавзолей Ходже Ахмеду Яссави. (слайд 18-19), (видео «Мавзолей А. Яссави»)
Тимур, в 1405 г. направив через Южный Казахстан огромное войско на Китай, умер в Отраре.
Задание:
1.Определить последствия завоевательных походов эмира Тимура (работа с учебником с 108). (слайд 20-21)
Закрепление темы:
Кроссворд (приложение)
Подведение итогов: Выставление оценок.
Домашнее задание: № 25, читать, пересказ, учить в тетради записи.