kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Коренной перелом в ходе ВОВ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Коренной перелом в ходе ВОВ" содержит: приложения, видео "Битва на Курской дуге". 

Основные знания:

  • разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение;
  • битва на Курской дуге и её значение;
  • встреча «большой тройки» в Тегеране;
  • итоги второго периода войны. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обливский район. Летом 1942 года положение на фронте резко ухудшилось»

Обливский район.

Летом 1942 года положение на фронте резко ухудшилось. Враг, осуществив прорыв нашей обороны между Курском и Таганрогом, развёртывал наступление. Фронт приблизился к Обливскому району. Наши части отступали к Сталинграду. До прихода немцев нашими были взорваны: элеватор, нефтебаза, склады. В заволжские степи были эвакуированы многие семьи, с/х техника, скот. Огневая позиция советских войск находилась вдоль реки Чир со стороны Обливской, немецкая – по ту сторону Чира – со стороны Большетерновского сельского совета. 29 июля в 10 часов вечера над Обливской видели вражеский самолёт. Он осветил станицу ракетами, оценивая обстановку. 30 июля вражеские войска вошли в станицу.

Пятимесячная оккупация обливским жителям показалась вечностью. На территории района было несколько лагерей военнопленных. Обливчане украдкой носили еду для узников. Некоторых больных и тяжело раненых удалось взять в семью, как своих родственников. Хирург Алексеев Иван Андреевич через санитарок передавал бинты и медикаменты, а иногда вместо умершего фашиста лечил советского узника.

Во время оккупации на территории Обливского района была сформирована диверсионная группа, которой командовал председатель колхоза «Красный партизан», коммунист Голев Николай Никитович. В отряде были коммунисты, комсомольцы, молодёжь из Обливской и хуторов.

21 сентября 1942 года был получен приказ Военного Совета Сталинградского и Юго – Восточного фронтов: «Уничтожить врага под Сталинградом и положить начало его разгрому и очищению нашей страны от кровожадных захватчиков». 19 ноября 1942 года началось контрнаступление Советских войск под Сталинградом. На пятый день ожесточённых боёв войска 2-х фронтов соединились в районе города Калач.

В разгар Великой Сталинградской битвы и был освобождён наш район. Бои за освобождение станицы длились больше месяца. В ночь на 21 ноября дивизия перешла в наступление. 111-ый и 119-ый полки освободили х.Самохин и х.Нестёркин. 30 ноября после 3-х часового боя 116-ый стрелковый полк освободил х.Фролов. 8 декабря 111–ый и 116–ый полки вели наступательные бои на Обливскую в направлении Птицефабрики; 8 кавалерийский корпус – на х. Рябовский и 321–ая стрелковая дивизия – на х. Ковыленский.

21 декабря 116- ый гвардейский стрелковый полк выбил противника с укреплённой высоты «Чёрный бугор».

Обливская стала свободною в новогоднюю ночь с 31 декабря 1942 года на 1 января 1943 года. Бой за освобождение станицы был завершён.

В честь солдат-освободителей, солдат-воинов от благодарных потомков в станице некоторые улицы носят имена героев: Голева, Грызлова, Буланова, Кузнецова, Черенкова, Дивиченко, Семашко.

6 человек, жителей Обливского района, получили звание Героя Советского Союза. Две улицы в станице носят их имена: ул. Луценко, Синькова.

После войны на Обливской земле не вернувшимся землякам и воинам-освободителям были воздвигнуты памятники Славы, братские могилы.

Страшными были жертвы, принесённые войне. 3440 жителей Обливского района не вернулись домой с фронтов ВОВ.

В боях за Обливскую полегло 1446 солдат и офицеров.


Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Тест по теме «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»

1. Как вы думаете, почему в советском мобилизационном плане отсутствовал раздел, посвящённый эвакуации людей и предприятий (возможны несколько вариантов ответа)?

а) В основе советской военной доктрины лежала идея наступательной войны.
б) Включение подобного пункта могло быть воспринято как запланированное отступление.
в) Это были происки врагов народа.

2. В каком году СССР превзошёл Германию по выпуску военной продукции?

а) В конце 1942 г.
б) В середине 1943 г.
в) В начале 1944 г.

3. Какие изменения произошли в политике власти по отношению к церкви во время Великой Отечественной войны (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Восстановлено патриаршество.
б) Восстановлены епархии, открыты храмы.
в) Отменён закон об отделении церкви от государства.

4. Повесть «Волоколамское шоссе» о стойкости и мужестве защитников столицы написал?

а) А.Бек
б) Б. Ефимов
в) И. Тоидзе

5. Кто является автором знаменитого стихотворения «Жди меня»?

а) А. Твардовский
б) К. Симонов
в) С. Михалков


Тест по теме «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»

1. Как вы думаете, почему в советском мобилизационном плане отсутствовал раздел, посвящённый эвакуации людей и предприятий (возможны несколько вариантов ответа)?

а) В основе советской военной доктрины лежала идея наступательной войны.
б) Включение подобного пункта могло быть воспринято как запланированное отступление.
в) Это были происки врагов народа.

2. В каком году СССР превзошёл Германию по выпуску военной продукции?

а) В конце 1942 г.
б) В середине 1943 г.
в) В начале 1944 г.

3. Какие изменения произошли в политике власти по отношению к церкви во время Великой Отечественной войны (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Восстановлено патриаршество.
б) Восстановлены епархии, открыты храмы.
в) Отменён закон об отделении церкви от государства.

4. Повесть «Волоколамское шоссе» о стойкости и мужестве защитников столицы написал?

а) А.Бек
б) Б. Ефимов
в) И. Тоидзе

5. Кто является автором знаменитого стихотворения «Жди меня»?

а) А. Твардовский
б) К. Симонов
в) С. Михалков


Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Рабочий лист №1 – I группа.


Проблемный вопрос:

"Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»


I. Сталинградская битва.


Как называется план окружения немецких войск под Сталинградом и кто его разработал?







Цель окружения?









«Коренной перелом в ходе войны»


ДАТА


СРАЖЕНИЕ


РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ СРАЖЕНИЯ























Рабочий лист № 1– II группа.


Проблемный вопрос:

"Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»


I. Сталинградская битва.


Немецкие потери в ходе Сталинградской битвы?






Кто возглавлял окруженную немецкую группировку?









«Коренной перелом в ходе войны»


ДАТА


СРАЖЕНИЕ


РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ СРАЖЕНИЯ

























Рабочий лист № 2

Апрель 1943-го. Ставка Гитлера. Совершенно секретно: «Я решил провести наступление «Цитадель». Цель Гитлера расчленить и уничтожить наши войска сосредоточенные в Курском выступе. Осуществление этого плана открывало немцам дорогу на____________.

В районы Белгорода и ___________ стягивались отборные силы Вермахта, но советское командование разгадало замысел противника. Вражеским полчищам противостояли войска Воронежского, _________________и Степного фронтов. Что бы измотать наступающего противника, а потом перейти в наступление, вдоль фронтов были возведены оборонительные полосы. По данным разведки гитлеровцы собирались начать наступление 5 июля в 2 часа 30 минут, но за 10 минут до назначенного часа ударила Советская артиллерия.

Внезапность на которую рассчитывало немецкое командование была сорвана. Но остановить машину наступления оно уже не могло. Началась одна из величайших битв, Второй Мировой войны, ожесточенные бои шли на всех участках _______________дуги. «Пока мы живы, вражеские танки не пройдут!» Нашим войскам активно помогали партизаны, рельсовая война срывала перевозки фашистских подкреплений. В небе под Курском сказалось превосходство советской авиации, героизми отвага наших летчиков, 9 вражеских самолетов сбил в одном бою Александр____________________, он погиб возвращаясь на свой аэродром. Решающим в ходе битвы стало танковое сражение под____________________. Самое крупное в истории войн около ____________танков сцепились в смертельной схватке. Советские войска выдержали натиск врага, уничтожили огромное количество его живой силы и техники. А затем наши войска перешли в контрнаступление. 5 августа освобождены Орел и Белгород. Москва отметила эту победу первым триумфальным_________________.


Ноябрь-декабрь 1943 г. - встреча «большой тройки»:


Они договорились:

___

___

___

___






Рабочий лист № 2

Апрель 1943-го. Ставка Гитлера. Совершенно секретно: «Я решил провести наступление «Цитадель». Цель Гитлера расчленить и уничтожить наши войска сосредоточенные в Курском выступе. Осуществление этого плана открывало немцам дорогу на____________.

В районы Белгорода и ___________ стягивались отборные силы Вермахта, но советское командование разгадало замысел противника. Вражеским полчищам противостояли войска Воронежского, _________________и Степного фронтов. Что бы измотать наступающего противника, а потом перейти в наступление, вдоль фронтов были возведены оборонительные полосы. По данным разведки гитлеровцы собирались начать наступление 5 июля в 2 часа 30 минут, но за 10 минут до назначенного часа ударила Советская артиллерия.

Внезапность на которую рассчитывало немецкое командование была сорвана. Но остановить машину наступления оно уже не могло. Началась одна из величайших битв, Второй Мировой войны, ожесточенные бои шли на всех участках _______________дуги. «Пока мы живы, вражеские танки не пройдут!» Нашим войскам активно помогали партизаны, рельсовая война срывала перевозки фашистских подкреплений. В небе под Курском сказалось превосходство советской авиации, героизми отвага наших летчиков, 9 вражеских самолетов сбил в одном бою Александр____________________, он погиб возвращаясь на свой аэродром. Решающим в ходе битвы стало танковое сражение под____________________. Самое крупное в истории войн около ____________танков сцепились в смертельной схватке. Советские войска выдержали натиск врага, уничтожили огромное количество его живой силы и техники. А затем наши войска перешли в контрнаступление. 5 августа освобождены Орел и Белгород. Москва отметила эту победу первым триумфальным_________________.


Ноябрь-декабрь 1943 г. - встреча «большой тройки»:


Они договорились:

___

___

___

___






Рабочий лист № 3


1 вар.

1. План наступления советских войск под Сталинградом назывался:

А) «Тайфун», б) «Цитадель», в) «Уран»

2. Значение Сталинградской битвы:

а) развеян миф о непобедимости германской армии,

б) положен конец наступательным операциям вермахта,

в) явилась началом коренного перелома в ходе ВОВ и 2 мировой войны

3. Для оказания помощи оказавшимся в окружении в Сталинграде немецким войскам была создана группа армий «Дон» под руководством

А) Паулюса,

Б) Гота,

В) Манштейна,

Г) Гудериана.

4. Самое крупное в истории встречное танковое сражение состоялось:

А) 18 декабря 1943г. в районе г.Котельниково,

Б) 12 июля 1943г. в районе пос. Прохоровка

В) 17 августа 1943г. на Сицилии

5. Укажите, какая тактика была положена в основу Курской операции советских войск:

А) измотать противника в оборонительных боях с последующим переходом в контрнаступление

Б) опережающее наступление советских войск

В) уход в глухую оборону в связи с явным преимуществом советских войск







Рабочий лист № 3

2 вар.

1. Факторами, обусловившими победу советских войск под Сталинградом, были:

А) мужество и героизм советских солдат,

Б) просчеты немецкого командования,

В) предательство фельдмаршала Паулюса.

2. Последние немецкие части капитулировали в Сталинграде

А) 2 февраля 1942 г.,

Б) 2 февраля 1943 г,

В) 2 января 1942 г,

Г) 2 января 1943 г

3. Во время военных действий под Сталинградом 6-й немецкой армией командовал:

А) Гудериан,

Б) Ф. Паулюс,

В) Г. Гот,

Г) В. Лист

4. Главное значение Курской битвы:

А) закреплен окончательный переход стратегической инициативы в руки советского командования

Б) положено начало формированию антигитлеровской коалиции

В) укрепился международный авторитет СССР

5. 5 августа 1943г. в Москве состоялся первый салют. Он прозвучал в честь:

А) освобождения Харькова

Б) прорыва блокады Ленинграда

В) освобождения Орла и Белгорода


Просмотр содержимого документа
«открытый урок»

Тема: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

Класс: 9 Учитель: С.А. Алсаева

Цели урока:
 Образовательная:

  • Познакомить учащихся с основными событиями и результатами коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

  • Отметить полководческий талант советских военачальников.

  • Доказать, что коренной перелом в ходе войны состоялся в 1943 г.

Развивающая:

  • Развивать умения работать с документами и делать выводы.

  • Развивать творческие способности учащихся.

  • Формировать умения и навыки работы с текстом учебника, компьютером, картой.

Воспитывающая:

  • Прививать любовь к Родине.

  • Развивать чувство патриотизма на примере героев Сталинградской  и Курской битв.

  • Формировать личностное отношение учащихся к истории своего края в годы Великой Отечественной войны.

Тип урока: комбинированный.

Основные знания:

  • разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение;

  • битва на Курской дуге и её значение;

  • встреча «большой тройки» в Тегеране;

  • итоги второго периода войны.

Основные понятия: коренной перелом в ходе войны; Курская (Огненная) дуга.

Оборудование урока: документы, компьютер и мультимедийный проектор.

Интернет-ресурсы:
1. Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев.
http://www.1941-1945.ru

2. Сталинградская битва.
http://battle.volgadmin.ru

3. Презентация «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

Урок разработан на основе учебника «История России, XX - начало XXI века», 9 класс, для общеобразовательных учреждений /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт./



Ход урока

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

Звучит песня «Священная война».

Учитель:

Никуда от прошлого не деться,
Вновь война стучится в души к нам.
Обжигает, обжигает сердце
Благодарность с болью пополам.
(Ю.В. Друнина)

2. Проверка домашнего задания. Тестирование.

Тест можно раздать каждому уч-ся на стол и спроецировать на экран с помощью проектора.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Учитель:

- Война отзывается болью в сердцах миллионов людей. Сегодня на уроке мы обсудим ключевые события второго периода Великой Отечественной войны: «Сталинградская битва» и «Битва на Курской дуге».


Ломаю ленту времени.

- Работать мы с вами будем по следующему плану.

План.

  • Разгром немецких войск под Сталинградом.

  • Начало массового изгнания захватчиков с Родной земли (освобождение Обливского района).

  • Битва на Курской дуге.

  • Встреча «Большой тройки» в Тегеране. Итоги второго периода войны.

- В ходе изучения нового материала вы должны решить,

Проблемный вопрос:

"Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»

  • Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.

- Взятие Сталинграда позволило бы фашистам не только существенно облегчить задачу наступления на Кавказе, перерезать транспортные пути на Волге, но и добиться серьёзного морально-политического эффекта – взятие города, носящего имя советского вождя. Наступлению на Сталинград немецкое командование придавало особое значение.

2. Работа с текстом учебника и дополнительными материалами по теме «Сталинградская битва». Рабочий лист №1

Самостоятельная работа учащихся.(разведка)

группы работают с текстом учебника § 32, стр. 232-234.


- Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом - одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. 200 дней и ночей – с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон.

Значение:

3. Сообщения учащихся об освобождении Обливского района от немецко-фашистских захватчиков.

Учитель:

- Победа под Сталинградом стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Стратегическая инициатива на советско-германском фронте перешла к СССР. Началось массовое изгнание фашистской армии с территории нашей Родины, в том числе и наших хуторов Обливского района.

а) Сообщение уч-ся «Бои на Обливской земле»

4. Работа с дополнительными материалами по теме «Битва на Курской дуге».

Учитель:

- В январе Красная Армия начала наступление под Ленинградом, и 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов сумели частично прорвать блокаду города. В феврале началось освобождение Донбасса. Воронежский фронт разгромил 3 немецкие армии и глубоко вторгся в немецкие позиции, образовав Курскую Дугу. Всего в ходе зимнего наступления советские войска разгромили более 100 немецких дивизий.

Просмотр видео

Самостоятельная работа учащихся. (шифровка)

Значение:

Звучит песня «Хотят ли русские войны».

На фоне музыки учитель читает стихотворение.

Учитель:

Они исполнили свой долг солдатский,
Плечом к плечу стояли под огнём.
Теперь они лежат в могиле братской
Плечом к плечу в бессмертии своём.
Вечная вам память, вечная слава!


(Зажигается свеча, все встают, минута молчания.)

5. Работа с текстом учебника по теме «Встреча «большой тройки» в Тегеране. Итоги второго периода войны».

Учитель:

- В конце 1943 г. в Тегеране состоялась встреча Сталина, Рузвельта и Черчилля. В ходе этой встречи были подведены итоги второго периода Великой Отечественной войны.

Самостоятельная работа учащихся.
Весь класс работает с текстом учебника § 32, стр. 236-237.

III. Итоги урока.

1). Закрепление изученного материала.
Учитель:

- Каковы итоги и значение Сталинградской битвы в ходе Великой отечественной войны?
- В  чем заключался коренной перелом в ходе войны?
- Почему стал возможен?
- К какой новой хитрости прибегло советское командование во время битвы  на Огненной дуге?
- Докажите, что коренной перелом в войне состоялся в 1943 году.
- Каковы итоги второго периода Великой Отечественной войны?

Тест

2). Рефлексия.

3). Оценки за работу на уроке.

IV. Домашнее задание.

Учитель:

- §32 (учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт).
- Практическая работа: продолжить работу над исследованием “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока "Коренной перелом в ходе ВОВ"

Автор: Алсаева Светлана Анатольевна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106340


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства