Разработка урока истории "Греки и критяне" 5 класс
Разработка урока истории "Греки и критяне" 5 класс
Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. Одна из СОТ - технология развития критического мышления.
Технология РКМ имеет две особенности (базируется на «двух китах»):
· структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию,
· содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.
Предлагаю разработку урока, соответствующего ТРКМ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории "Греки и критяне" 5 класс »
Автор - Гребнева Галина Григорьевна.
МБОУ-СОШ №3 города Искитима Новосибирской области.
Предмет: ИСТОРИЯ.
Класс: 5.
Тема урока: Греки и критяне.
Место урока в теме «Древнейшая Греция»: изучение нового материала.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные УУД
Метапредметные
Личностные
Научатся определять понятия: цунами, световые колодцы, имена героев мифа о Минотавре
Получат возможность научиться: показывать на карте Балканский полуостров, Эгейское море, о. Крит, древнегреческие города, называть причины гибели Критской цивилизации
Познавательные: самостоятельно формулировать цели урока, анализировать вопросы, формулировать ответы.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно определять и формулировать цель.
Научатся применять правила делового сотрудничества; сравнение различных точек зрения; Получат возможность научиться: оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания.
Оборудование:
учебник: А.А.Вигасин Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Под ред. А.А.Искандерова. – М.: Просвещение, 2012, гл. 7, параграф 24: карта Древней Греции – с.115;
Рабочая тетрадь по истории древнего мира, 5 класс: ч.2.
Карта «Греция в IV в. до н.э.»
Экран, проектор, компьютер.
Ход урока
ВЫЗОВ (13-15 минут)
1. Орг. момент.
- Вот и прозвенел звонок, начинается урок!
- Все готовы получать новые знания, быть активными на уроке? Настраиваемся на плодотворную работу!
2.Актуализация знаний обучающихся.
Учитель предлагает детям задание (устно):
- Внимательно прочитайте слова на слайде и разделите понятия на три группы
Бумага
Касты
Ганг
Цунами
Конфуций
Крит
Янцзы
Лабиринт
Ашока
Проверка: 1) понятия, относящиеся к истории Древней Индии: касты, Ганг, Ашока; 2) понятия, относящиеся к истории Древнего Китая: бумага, Конфуций, Янцзы; 3) неизученные понятия: цунами, Крит, лабиринт.
- Эти и многие другие понятия, такие как Эгейское море, Балканский полуостров, Тесей, Минотавр, Ариадна, Дедал, Кносс, световые колодцы, Фера, «нить Ариадны» связаны с историей еще одного очень древнего государства. Хотите знать, как оно называлось? Может кто-то уже знает? (Дети предлагают). Кто из вас прав, вы убедитесь, открыв учебник на с. 116.
Дети читают название раздела «Древняя Греция».
- Итак, какой новый раздел мы начинаем изучать? (Древняя Греция) В путь!
3. Работа в группах. Прием «Верные и неверные утверждения»:
- Сейчас будем играть в игру «Верю – не верю».
Правила игры:
1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-», если не знаете, то поставьте «х». Третья строка пока остается пустой:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Верите ли вы, что…
1. … греческие племена жили более 3 тысяч лет назад?
2. … юг Балканского п-ва – территория древних греков?
3. … Троянская война началась из-за женщины?
4. … больших и полноводных рек в Греции три?
5. … Микены, Тиринф, Пилос, Афины – независимые города Греции, которые управлялись одним царем?
6. … в мифе «О Тесее и Минотавре» есть объяснение, почему Эгейское море так называется?
7. … крылатое выражение «нить Ариадны» означает «прочность»?
8. … остров Крит – самый крупный из островов вблизи Греции?
9. … древние критяне писали на глиняных табличках?
10. … Критское царство погибло из-за землетрясения?
- Легко ли вам было отвечать на вопросы? На сколько вопросов вы ответили «не знаю». Хотите узнать ответы?
4. Формулировка целей урока (работа в парах):
- Прочитайте название §24 (с.116), названия пунктов параграфа, вспомните вопросы игры и сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока.
Проверка: в фронтальной беседе дети называют тему (Греки и критяне) и цели урока – узнать кто такие греки и критяне, где они жили; научиться на карте находить Древнюю Грецию и о. Крит; изучить миф о Тесее и Минотавре; узнать, почему погибло Критское царство.
Осмысление (20 минут)
Прием «Инсерт»
Для достижения целей урока обучающимся предлагается поработать самостоятельно с текстом учебника (с. 116-120), делая при этом в учебнике карандашом пометки: «V» – уже знал; «+» – новое, «?» – не понял, есть вопросы.
Вопросы записать в тетрадь.
По окончании работы дети озвучивают несколько вопросов, возникших у них во время чтения.
- Сегодня на уроке мы выполним ряд заданий, которые помогут найти ответы на прозвучавшие вопросы.
2. Работа с картой в парах (Рабочая тетрадь, задание 4, № 1-7, 10) с самопроверкой (сверка с заполненной картой на экране)
3.Возвращение к приему «Инсерт»:
- Просмотрите еще раз вопросы, которые вы записали в тетрадь во время работы с учебником. Зачитайте те, на которые вы не получили исчерпывающего ответа.
Беседа по вопросам обучающихся, возникших у них во время прочтения текста учебника, если ответы на них не найдены.
5. - Вспомните, над какой темой мы сегодня работаем? Какие цели мы сегодня перед собой ставили?
III. Стадия рефлексии (10-12 минут)
1. Прием «Верные и неверные утверждения»:
- Сегодня заканчивая наш первый разговор о греках и критянах, я предлагаю вам вернуться к игре «Верю – не верю». Работать будете в группах.
Учитель снова зачитывает вопросы, дети заполняют третью строку таблицы.
- Сравните с предыдущей строкой. Есть ли совпадения? Какие? На какой(ие) вопрос(ы) вы так и не получили сегодня ответа? (3….Троянская война началась из-за женщины?)
- Действительно, на этот вопрос сегодня нет ответа. Предположите ответ на него.
Дети высказывают свои версии.
- Кто из вас прав вы сможете узнать только на следующем уроке, потому что второй урок раздела «Древняя Греция» будет посвящен Троянской войне.
2. Домашнее задание
- §24, устно ответить на вопросы на с.120, составить синквейн на тему «Древнейшая Греция». Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
Дети объясняют и рассказывают правило составления синквейна.
3. Подведение итогов
- Чему вы сегодня учились на уроке? Что вы узнали о Древнейшей Греции? Кто такие греки и критяне? Где они жили? Покажите на карте Древнюю Грецию и о. Крит. Перечислите героев мифа о Тесее и Минотавре. Почему погибло Критское царство? Какие новые понятия вы изучили на уроке? Что интересного вы хотели бы рассказать родителям?
- С какими затруднениями столкнулись на уроке? Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
(Выставление оценок.)
- С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде смайлика).
- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения (на экране проектора):
Мне удалось …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я хочу поблагодарить … за …
Я могу похвалить себя за …
- Спасибо всем за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!