Познакомить учащихся с природно-климатическими условиями Древней Индии. Показать влияние ПКУ на формирование хозяйственных, культурных и религиозных особенностей. Выявить связь между хозяйственной деятельностью людей и проблемами экологии.
Формирование умений и навыков работы с ИИ, решать исторические задачи, делать обобщения и выводы.
Воспитание уважительного отношения к природе. Показать необходимость бережного отношения к ней.
Форма проведения: комбинированная.
Применяемые технологии: элементы проблемного изучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Индия-красивая страна мира" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Суг-Аксынская СОШ
«Индия-красивая страна мира»
(конспект урока, 5 класс)
Цели:
Познакомить учащихся с природно-климатическими условиями Древней Индии. Показать влияние ПКУ на формирование хозяйственных, культурных и религиозных особенностей. Выявить связь между хозяйственной деятельностью людей и проблемами экологии.
Формирование умений и навыков работы с ИИ, решать исторические задачи, делать обобщения и выводы.
Воспитание уважительного отношения к природе. Показать необходимость бережного отношения к ней.
Форма проведения: комбинированная.
Применяемые технологии: элементы проблемного изучения.
Оборудование:
Учебник «История Древнего мира»
Карта «Древняя Индия»
Раздаточный материал (см. приложение №1)
Сообщения учащихся (см. приложение №2, 3)
Новые слова: джунгли, Ганг, Инд, Гималаи.
Предварительная работа: из числа учеников выбрать несколько знатоков для подготовки сообщений по темам (см. приложение№2)
План изучения:
Географическое положение Древней Индии.
Богатство природы.
Занятия древних индийцев
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.
Ход урока:
Учитель.Здравствуйте ребята! Мы продолжаем свое удивительное путешествие по странам Древнего мира. Сегодня мы остановимся в Древней Индии.
*Посмотрите, пожалуйста, на тему урока и скажите, каковы цели нашего путешествия?(мы должны узнать географическое положение ДИ, ее природно-климатические условия, а также образ жизни и занятия людей)
Индия долгое время оставалась для остального мира неизведанной, загадочной страной, о которой складывались легенды. Я зачитаю одну из них , а вы попробуете определить, правдиво ли описание Индии и из какого произведения оно взято.
(«Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от нее не живут ни звери, ни птицы. Индия – очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, как в других станах, а неустанно, день и ночь, добывают особые, золотоносные муравьи, каждый из которых величиной почти с собаку. Они роют себе жилища под землею и трижды в сутки выносят оттуда на поверхность золотой песок и самородки и складывают в большие кучи. Но горе тем индийцам, которые без должной сноровки попытаются похитить это золото! Муравьи пускаются за ним в погоню, и, настигнув, убивают на месте. С севера и запада Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. И мужчины и женщины, и взрослые и дети – все плешивые в этой стране, и питаются эти удивительные люди сырой рыбой и древесными шишками. А еще ближе к ним лежит страна, в которой нельзя ни смотреть вперед, ни пройти, вследствие того, что там в неисчислимом множестве рассыпаны перья. Перьями заполнены там воздух и земля: они-то и мешают видеть…» Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)
Вот такое интересное описание Индии.
* Из какого литературного произведения эти строки? (Л.Лагин «Старик Хоттабыч)
* Как вы считаете, стоит ли доверять таким сведениям?(нет)
Сегодня мы с точностью можем сказать, что это небылица. Но что же представляла собой
Индия…Давайте откроем для себя некоторые тайны Древней Индии.
В тетрадь: записать тему урока в тетрадь.
Задание:открыть первый форзац учебника и на карте, найти Индию.
* На каком континенте расположена Индия? (в Азии)
* В какой ее части? (в южной)
Учитель: Индия по форме напоминает треугольник, основанием прикрепленный к материку.
В тетрадь:Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан.
* Какими морями и океанами омывается Индия? (с запада – Аравийское море, с юга – Ин-
дийский океан, с востока – Бенгальский залив)
Задание: покажите на настенной карте Индию и опишите ее географическое положение.
Учитель: Путешественников из покон веков поражало разнообразие и богатство природы
Индии. Давайте познакомимся с природой Древней Индии. Для этого поработаем
С историческим источником, одновременно заполняя таблицу.
Задание:
прочитать исторический источник (см.раздаточный материал: приложение №3);
прочитать пункты 1, 2, 3 в параграфе 20;
вспомнить каких зверей упоминает в своей сказке «Маугли» Р.Киплинг (он долгое время жил в Индии и очень хорошо знал ее природу)
заполнить таблицу в тетради (совместно с учителем)
Природа Древней Индии*.
Реки
Леса
Горы
Почва
Растительность
Животные
Полезные
ископаемые
Ганг
Инд
Джунгли
Гималаи.
Мягкая плодородная в долинах рек.
Пустыни.
культурные
дикие
домашние
дикие
Серебро
Золото
Медь
Железо
Олово
Просо
Бобы
Рис
Пшеница
Хлопок
Сах.тростник и др.
Манго.
Бананы.
Орехи.
Апельсины.
Мандарины
Слоны,
верблюды,
лошади,
ослы,
куры и др.
Тигры,
львы,
леопарды,
обезьяны,
змеи и др.
*В ходе заполнения таблицы – беседа, комментарии, сообщения:
Учитель:* Встречаются ли в ИИ упоминания о горах? (да)
* Определите по карте их название. (Гималаи)
Сообщение учащегося о Гималаях (см. приложение №2)
Учитель: В стране имеются безводные раскаленные пустыни, но также есть и могучие реки. Наз-
вание одной из них вы должны были встретить в ИИ.
* Как она называется? (Ганг)
* На карте найдите вторую большую полноводную реку. Как она называется? (Инд)
* Где Инд и Ганг берут свое начало? (в Гималаях)
Сообщение ученика о реках ( см. приложение №2).
Учитель: * Предположите, долина какой реки была заселена раньше? ( долинаГанга, т.к. она бо-
лее благоприятна для проживания)
* По карте определите, какие в Индии были почвы? (в долинах рек – мягкие, плодород-
ные, на остальной территории – пустынные и каменистые)
Каков растительный мир Индии?
Занимательная задачка:Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на ро
дину. - Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.
Приятель принял эти слова за шутку.
- Ну какой же ты выдумщик и враль!
- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!
- Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!
Так приятель и не поверил своему другу – путешественнику, меж тем друг-то говорил чистую правду. О чем он говорил? (о хлопке и сахарном тростнике)
Учитель:* Какие полезные ископаемые Индии встретились вам в ИИ? (см. таблицу)
* Как называются леса в Индии? (джунгли)
Сообщение ученика о джунглях (см. приложение №2)
Учитель: * Ребята, сделайте вывод о растительном и животном мире Др.Индии (он очень богат и разнообразен)
3. Учитель: Мы подробно рассмотрели вопрос о природно – географических условиях Др. Индии.
* Предположите, какие занятия были развиты у жителей Древней Индии?
В тетрадь:
земледелие (для этого приходилось вырубать джунгли)
скотоводство (одомашнивали диких животных; обязаны приручением кур; сегодня Индия занимает первое место по поголовью домашнего скота)
собирательство
охота
ремесло
Учитель: * Ребята, сделайте вывод о том, какой была зависимость древних индийцев от природы (др. индийцы всецело зависели от природы)
* В чем проявлялась эта зависимость? (окружающая природа обеспечивала индийцев всем необходимым: пищей, древесиной, водой, лекарственными травами ит.д.)
4. Учитель: Др. индийцы уважительно относились к природе: к водной стихии, ведь вода – это залог богатого урожая, а урожай – это жизнь. Почитали как священных некоторых животных: слонов, коров, змей, и др.
Но постепенно уважительное отношение к природе сменилось потребительским отношением, равнодушием. Возможно, из-за природного богатства казалось, что это никогда не кончится. Человек поставил себя выше природы, решил, что он может распоряжаться всем так, как хочется именно ему. Отсюда возникла масса проблем, связанных с гибелью природы. Не исключение и Индия. К началу XXI века накопилось столько проблем, что встал вопрос о дальнейшем существовании разнообразной и пышной природы Индии. Об одном из подобных примеров расскажет …….
Сообщение ученика об экологических проблемах в Гималаях (см приложение №3)
Учитель: Погибнет природа – погибнет человек. Чтобы предотвратить местную экологичес-
кую катастрофу, индийское правительство, организации по охране природной среды разрабо тали план восстановления лесопосадок в Гималаях. Но восстановление утраченного природного равновесия потребует огромных усилий, больших средств, значительного времени.
Но хочется надеяться, что людям достанет ума, чтобы не подвергнуть природу в этом райском уголке мира окончательному уничтожению.
Учитель: Ребята давайте подведем итоги нашего урока.
* Что нового и интересного вы узнали на уроке?
* Как вы оцениваете свою работу и работу одноклассников сегодня?
Выставление оценок знатокам и наиболее активным ученикам.
«По своему телосложению индийцы сухощавы и рослы и много легче на ходу других людей. Средствами передвижения для большинства индийцев являются верблюды, кони, ослы, для богатых же – слоны. Ибо слон является у индийцев царским способом передвижения; вторым по чести за ним – четверка (лошадей); третьим же – верблюды; ездить на одном коне – позорно. Индийцы едят хлеб и занимаются земледелием, те, по крайней мере, из них, которые не горцы; эти же едят звериное мясо».
Арриан (ок.95-175гг) – римский императорский офицер, .
консул, автор исторических трактатов.
«… Земля их, изобилующая взращенными человеком плодами, заключает в себе и много рудоносных жил разных металлов: есть в ней много серебра, золота, немало меди и железа, а так же олово и другие металлы, необходимые для изготовления украшений, предметов повседневного пользования, и для военного снаряжения.
Помимо плодов Деметры, в Индии произрастает много проса, орошаемого обилием речной влаги, много различных бобовых, а также рис и так называемый боспор и, кроме того, многое другое из того, что полезно для пропитания. И все это большей частью – дикорастущее…
Поэтому Индия никогда, говорят, не знала голода или общей недостачи того, что необходимо для пропитания. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, когда, как и других, происходит сев пшеницы, другой летний, во время которого сеют рис и боспор, а также сезам и просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обоих урожаев. А если плоды одного урожая не вызревают, то и в этом случае они не остаются без плодов.
И дикорастущие плоды, и произрастающие по болотистым местам различные корни, благодаря своей сладости, доставляют людям обилие пищи…»
Арриан (ок.95-175гг) – римский императорский офицер, .
консул, автор исторических трактатов
Приложение №2.
Сообщение №1.
Гималаи – самые высокие горы в мире. Их название переводится как «жилище снега». Эти горы защищают Индию от холодных северных ветров, а в древности служили надежной защитой от вражеских нашествий.
В Гималаях находится самая высокая на Земле вершина. Она называется Джомолунгма, что означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы, действительно, обитают боги.
Сообщение №2.
Инд и Ганг – полноводные непересыхающие реки. Ежегодно они разливаются и несут вместе с собой плодородный ил. Долины Инда и Ганга расположены в жарком климатическом поясе, где много теплых, солнечных дней в году.
В долине Инда редко выпадают дожди. В долине Ганга с июня по сентябрь идут ливни – день за днем вода потоком льется с неба на землю.
Сообщение №3.
Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда было темно и душно. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создавшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора.
В вечнозеленом лесу круглый год распускались яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Почти вся территория Древней Индии была занята джунглями.
Приложение №3.
Сообщение «Почему меняется климат в Гималаях».
До недавних пор самым дождливым местом в мире считался один из районов в Гималаях (Индия). Ежегодно здесь выпадало до 9150мл осадков. Но по мнению специалистов из Центра по исследованию природной среды, над этим «мокрым царством» нависла угроза превращения в пустыню.
В последнее время климат в этом районе стремительно меняется. Обильные осадки стали выпадать лишь в течении 3-4 месяцев в году. В остальное время года дождей нет. Весь дождевой сток происходит в течении двух месяцев, после чего влага в почве не сохраняется и наступает засуха.
Основная причина – чрезмерная вырубка лесов и расширение площади сельскохозяйственных посевов на горных склонах вместо естественной растительности.
Потеряв лесную защиту, глина легко вымывается из почвы влагой, а известняки растворяются кислотными дождями. Вследствие этого образуются провалы, активно поглощающие воду.
Почва, лишенная естественного покрова, слабо поглощает осадки, и в результате в сезон дождей участились наводнения. В 1988 г. произошло катастрофическое наводнение. Погибли многие тысячи людей в соседней стране Бангладеш, а хозяйству и природе нанесен огромный ущерб.