kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Индия-красивая страна мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Познакомить учащихся с природно-климатическими условиями Древней Индии. Показать влияние ПКУ на формирование хозяйственных, культурных и религиозных особенностей. Выявить связь между хозяйственной деятельностью людей и проблемами экологии.
  2. Формирование умений и навыков работы с ИИ, решать исторические задачи, делать обобщения и выводы.
  3. Воспитание уважительного отношения к природе. Показать необходимость бережного отношения к ней.

Форма проведения: комбинированная.

Применяемые технологии: элементы проблемного изучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Индия-красивая страна мира" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Суг-Аксынская СОШ















«Индия-красивая страна мира»

(конспект урока, 5 класс)


























Цели:

  1. Познакомить учащихся с природно-климатическими условиями Древней Индии. Показать влияние ПКУ на формирование хозяйственных, культурных и религиозных особенностей. Выявить связь между хозяйственной деятельностью людей и проблемами экологии.

  2. Формирование умений и навыков работы с ИИ, решать исторические задачи, делать обобщения и выводы.

  3. Воспитание уважительного отношения к природе. Показать необходимость бережного отношения к ней.

Форма проведения: комбинированная.

Применяемые технологии: элементы проблемного изучения.

Оборудование:

    • Учебник «История Древнего мира»

    • Карта «Древняя Индия»

    • Раздаточный материал (см. приложение №1)

    • Сообщения учащихся (см. приложение №2, 3)


Новые слова: джунгли, Ганг, Инд, Гималаи.

Предварительная работа: из числа учеников выбрать несколько знатоков для подготовки сообщений по темам (см. приложение№2)

План изучения:

  1. Географическое положение Древней Индии.

  2. Богатство природы.

  3. Занятия древних индийцев

  4. Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.

Ход урока:

  1. Учитель. Здравствуйте ребята! Мы продолжаем свое удивительное путешествие по странам Древнего мира. Сегодня мы остановимся в Древней Индии.

*Посмотрите, пожалуйста, на тему урока и скажите, каковы цели нашего путешествия? (мы должны узнать географическое положение ДИ, ее природно-климатические условия, а также образ жизни и занятия людей)

Индия долгое время оставалась для остального мира неизведанной, загадочной страной, о которой складывались легенды. Я зачитаю одну из них , а вы попробуете определить, правдиво ли описание Индии и из какого произведения оно взято.

(«Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от нее не живут ни звери, ни птицы. Индия – очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, как в других станах, а неустанно, день и ночь, добывают особые, золотоносные муравьи, каждый из которых величиной почти с собаку. Они роют себе жилища под землею и трижды в сутки выносят оттуда на поверхность золотой песок и самородки и складывают в большие кучи. Но горе тем индийцам, которые без должной сноровки попытаются похитить это золото! Муравьи пускаются за ним в погоню, и, настигнув, убивают на месте. С севера и запада Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. И мужчины и женщины, и взрослые и дети – все плешивые в этой стране, и питаются эти удивительные люди сырой рыбой и древесными шишками. А еще ближе к ним лежит страна, в которой нельзя ни смотреть вперед, ни пройти, вследствие того, что там в неисчислимом множестве рассыпаны перья. Перьями заполнены там воздух и земля: они-то и мешают видеть…» Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)

Вот такое интересное описание Индии.

* Из какого литературного произведения эти строки? (Л.Лагин «Старик Хоттабыч)

* Как вы считаете, стоит ли доверять таким сведениям? (нет)

Сегодня мы с точностью можем сказать, что это небылица. Но что же представляла собой

Индия…Давайте откроем для себя некоторые тайны Древней Индии.

В тетрадь: записать тему урока в тетрадь.

Задание: открыть первый форзац учебника и на карте, найти Индию.

* На каком континенте расположена Индия? (в Азии)

* В какой ее части? (в южной)

Учитель: Индия по форме напоминает треугольник, основанием прикрепленный к материку.

В тетрадь: Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан.

* Какими морями и океанами омывается Индия? (с запада – Аравийское море, с юга – Ин-

дийский океан, с востока – Бенгальский залив)

Задание: покажите на настенной карте Индию и опишите ее географическое положение.


  1. Учитель: Путешественников из покон веков поражало разнообразие и богатство природы

Индии. Давайте познакомимся с природой Древней Индии. Для этого поработаем

С историческим источником, одновременно заполняя таблицу.

Задание:

  • прочитать исторический источник (см.раздаточный материал: приложение №3);

  • прочитать пункты 1, 2, 3 в параграфе 20;

  • вспомнить каких зверей упоминает в своей сказке «Маугли» Р.Киплинг (он долгое время жил в Индии и очень хорошо знал ее природу)

  • заполнить таблицу в тетради (совместно с учителем)

Природа Древней Индии*.


Реки

Леса

Горы

Почва

Растительность

Животные

Полезные

ископаемые

Ганг

Инд

Джунгли

Гималаи.

Мягкая плодородная в долинах рек.

Пустыни.

культурные

дикие

домашние

дикие

Серебро

Золото

Медь

Железо

Олово

Просо

Бобы

Рис

Пшеница

Хлопок

Сах.тростник и др.


Манго.

Бананы.

Орехи.

Апельсины.

Мандарины

Слоны,

верблюды,

лошади,

ослы,

куры и др.

Тигры,

львы,

леопарды,

обезьяны,

змеи и др.

*В ходе заполнения таблицы – беседа, комментарии, сообщения:

Учитель: * Встречаются ли в ИИ упоминания о горах? (да)

* Определите по карте их название. (Гималаи)

Сообщение учащегося о Гималаях (см. приложение №2)

Учитель: В стране имеются безводные раскаленные пустыни, но также есть и могучие реки. Наз-

вание одной из них вы должны были встретить в ИИ.

* Как она называется? (Ганг)

* На карте найдите вторую большую полноводную реку. Как она называется? (Инд)

* Где Инд и Ганг берут свое начало? (в Гималаях)

Сообщение ученика о реках ( см. приложение №2).

Учитель: * Предположите, долина какой реки была заселена раньше? ( долина Ганга, т.к. она бо-

лее благоприятна для проживания)

* По карте определите, какие в Индии были почвы? (в долинах рек – мягкие, плодород-

ные, на остальной территории – пустынные и каменистые)

  • Каков растительный мир Индии?

Занимательная задачка: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на ро

дину. - Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку.

- Ну какой же ты выдумщик и враль!

- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

- Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

Так приятель и не поверил своему другу – путешественнику, меж тем друг-то говорил чистую правду. О чем он говорил? (о хлопке и сахарном тростнике)


Учитель: * Какие полезные ископаемые Индии встретились вам в ИИ? (см. таблицу)

* Как называются леса в Индии? (джунгли)

Сообщение ученика о джунглях (см. приложение №2)

Учитель: * Ребята, сделайте вывод о растительном и животном мире Др.Индии (он очень богат и разнообразен)


3. Учитель: Мы подробно рассмотрели вопрос о природно – географических условиях Др. Индии.

* Предположите, какие занятия были развиты у жителей Древней Индии?

В тетрадь:

  1. земледелие (для этого приходилось вырубать джунгли)

  2. скотоводство (одомашнивали диких животных; обязаны приручением кур; сегодня Индия занимает первое место по поголовью домашнего скота)

  3. собирательство

  4. охота

  5. ремесло

Учитель: * Ребята, сделайте вывод о том, какой была зависимость древних индийцев от природы (др. индийцы всецело зависели от природы)

* В чем проявлялась эта зависимость? (окружающая природа обеспечивала индийцев всем необходимым: пищей, древесиной, водой, лекарственными травами ит.д.)

4. Учитель: Др. индийцы уважительно относились к природе: к водной стихии, ведь вода – это залог богатого урожая, а урожай – это жизнь. Почитали как священных некоторых животных: слонов, коров, змей, и др.

Но постепенно уважительное отношение к природе сменилось потребительским отношением, равнодушием. Возможно, из-за природного богатства казалось, что это никогда не кончится. Человек поставил себя выше природы, решил, что он может распоряжаться всем так, как хочется именно ему. Отсюда возникла масса проблем, связанных с гибелью природы. Не исключение и Индия. К началу XXI века накопилось столько проблем, что встал вопрос о дальнейшем существовании разнообразной и пышной природы Индии. Об одном из подобных примеров расскажет …….

Сообщение ученика об экологических проблемах в Гималаях (см приложение №3)

Учитель: Погибнет природа – погибнет человек. Чтобы предотвратить местную экологичес-

кую катастрофу, индийское правительство, организации по охране природной среды разрабо тали план восстановления лесопосадок в Гималаях. Но восстановление утраченного природного равновесия потребует огромных усилий, больших средств, значительного времени.

Но хочется надеяться, что людям достанет ума, чтобы не подвергнуть природу в этом райском уголке мира окончательному уничтожению.

Учитель: Ребята давайте подведем итоги нашего урока.

* Что нового и интересного вы узнали на уроке?

* Как вы оцениваете свою работу и работу одноклассников сегодня?

Выставление оценок знатокам и наиболее активным ученикам.


Домашнее задание: пар.20, нарисовать рисунок «Древняя Индия»





















































Приложение №1.


«По своему телосложению индийцы сухощавы и рослы и много легче на ходу других людей. Средствами передвижения для большинства индийцев являются верблюды, кони, ослы, для богатых же – слоны. Ибо слон является у индийцев царским способом передвижения; вторым по чести за ним – четверка (лошадей); третьим же – верблюды; ездить на одном коне – позорно. Индийцы едят хлеб и занимаются земледелием, те, по крайней мере, из них, которые не горцы; эти же едят звериное мясо».

Арриан (ок.95-175гг) – римский императорский офицер, .

консул, автор исторических трактатов.



«… Земля их, изобилующая взращенными человеком плодами, заключает в себе и много рудоносных жил разных металлов: есть в ней много серебра, золота, немало меди и железа, а так же олово и другие металлы, необходимые для изготовления украшений, предметов повседневного пользования, и для военного снаряжения.

Помимо плодов Деметры, в Индии произрастает много проса, орошаемого обилием речной влаги, много различных бобовых, а также рис и так называемый боспор и, кроме того, многое другое из того, что полезно для пропитания. И все это большей частью – дикорастущее…

Поэтому Индия никогда, говорят, не знала голода или общей недостачи того, что необходимо для пропитания. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, когда, как и других, происходит сев пшеницы, другой летний, во время которого сеют рис и боспор, а также сезам и просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обоих урожаев. А если плоды одного урожая не вызревают, то и в этом случае они не остаются без плодов.

И дикорастущие плоды, и произрастающие по болотистым местам различные корни, благодаря своей сладости, доставляют людям обилие пищи…»


Арриан (ок.95-175гг) – римский императорский офицер, .

консул, автор исторических трактатов






















Приложение №2.



Сообщение №1.

Гималаи – самые высокие горы в мире. Их название переводится как «жилище снега». Эти горы защищают Индию от холодных северных ветров, а в древности служили надежной защитой от вражеских нашествий.

В Гималаях находится самая высокая на Земле вершина. Она называется Джомолунгма, что означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы, действительно, обитают боги.


Сообщение №2.

Инд и Ганг – полноводные непересыхающие реки. Ежегодно они разливаются и несут вместе с собой плодородный ил. Долины Инда и Ганга расположены в жарком климатическом поясе, где много теплых, солнечных дней в году.

В долине Инда редко выпадают дожди. В долине Ганга с июня по сентябрь идут ливни – день за днем вода потоком льется с неба на землю.


Сообщение №3.

Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда было темно и душно. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создавшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора.

В вечнозеленом лесу круглый год распускались яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Почти вся территория Древней Индии была занята джунглями.
























Приложение №3.


Сообщение «Почему меняется климат в Гималаях».

До недавних пор самым дождливым местом в мире считался один из районов в Гималаях (Индия). Ежегодно здесь выпадало до 9150мл осадков. Но по мнению специалистов из Центра по исследованию природной среды, над этим «мокрым царством» нависла угроза превращения в пустыню.

В последнее время климат в этом районе стремительно меняется. Обильные осадки стали выпадать лишь в течении 3-4 месяцев в году. В остальное время года дождей нет. Весь дождевой сток происходит в течении двух месяцев, после чего влага в почве не сохраняется и наступает засуха.

Основная причина – чрезмерная вырубка лесов и расширение площади сельскохозяйственных посевов на горных склонах вместо естественной растительности.

Потеряв лесную защиту, глина легко вымывается из почвы влагой, а известняки растворяются кислотными дождями. Вследствие этого образуются провалы, активно поглощающие воду.

Почва, лишенная естественного покрова, слабо поглощает осадки, и в результате в сезон дождей участились наводнения. В 1988 г. произошло катастрофическое наводнение. Погибли многие тысячи людей в соседней стране Бангладеш, а хозяйству и природе нанесен огромный ущерб.



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Индия-красивая страна мира"

Автор: Кужугет Аржана Александровна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241294


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства