Разработка повторительно-обобщающего урока по теме «Древняя Греция»
Разработка повторительно-обобщающего урока по теме «Древняя Греция»
Разработка повторительно-обобщающего урока для 5 класса по теме "Древняя Греция". Может быть использована как итоговый урок в конце изучения темы или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели. Проводится в форме викторины. Класс делится на 4 команды. Ребята выполняют различные задания на повторение изученного материала: работа с понятиями, с персоналиями, картой, крылатыми выражениями и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка повторительно-обобщающего урока по теме «Древняя Греция» »
Разработка повторительно-обобщающего урока
по теме «Древняя Греция»
Фролова Елена Геннадьевна
учитель истории,
МБОУ гимназии №8,
г. Дубна, Московская область
Цель урока:
дать обобщенную характеристику древнегреческого общества, государства, культуры, религии,
показать особенности и историческое значение древнегреческой цивилизации,
способствовать развитию картографических, образных логических и оценочных представлений,
совершенствовать навыки умения работать в группе.
Оборудование:
мультимедийное оборудование
компьютер
презентация к игре (зрительный ряд)
карта «Древняя Греция»
раздаточный материал в виде контурных карт, кроссвордов, комплектов карточек с именами богов, с именами мифологических существ
Форма урока: викторина
Организация: класс делится на 4 команды. Команда выбирает капитана. Задача капитана – организация групповой работы, участие всех членов команды в работе, предоставление права ответа одному из членов команды, подготовка домашнего задания (инсценировка отрывка из «Одиссеи» Гомера).
Ход игры:
1 задание: работа с понятиями
2 задание: работа по карте
3 задание: какое это событие?
4 задание: чьи это слова?
5 задание: работа с персоналиями (кроссворд)
6 задание: знание греческой мифологии
7 задание: крылатые выражения
8 задание: знание греческих богов
9 задание: мифические существа
10 задание: текст с ошибками
11 задание: домашнее задание (инсценировка отрывка из «Одиссеи» Гомера)
Приложение:
Задание 1. Работа с понятиями.
Команде дается определение, нужно ответить понятием.
Место для конных состязаний
Место для спортивных состязаний
Сосуд для хранения вина или масла
Бочка для хранения зерна
Переселенцы в Афинах
Рабы в Спарте
Совет знати
Небольшое самостоятельное государство
Военачальник
Мелкосидящий корабль с тремя рядами весел
Рыночная площадь
Построение тесными сомкнутыми рядами
Ипподром
Стадион
Амфора
Пифос
Метеки
Илоты
Ареопаг
Полис
Стратег
Триера
Агора
Фаланга
Задание 2.Работа по карте.
Команда получает контурную карту, на которой отмечен ряд географических объектов, которые нужно назвать и показать на карте.
«Десять лет осаждали они город, который стоял на высоком холме и был окружен каменной стеной. Только хитростью удалось им проникнуть в город и открыть ворота…» (Троянская война)
«Едва вражеские корабли вошли в узкую часть пролива, как гребцы разом ударили веслами и защитники устремились на корабли врагов» (Саламинская битва)
«Два дня враги атаковали малочисленный отряд. Военачальники бичами гнали своих воинов в битву. Защитники отражали все атаки, пока изменник не провел врагов через горы…» (Фермопильское сражение)
«Запев боевую песню, стройными рядами пошли они на врага. Их встретил град стрел. Под стрелами атаковали они противника. Мужество и силу им придавала мысль, что они сражаются за родину» (Марафонский бой)
Задание 4. Кому принадлежат слова? Соотнести с портретом.
«Мать черная земля, многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы…» (Солон)
«Осел, нагруженный золотом, возьмет любой город». (Филипп Македонский)
«Приди и возьми» (Леонид)
«Мы наложим иго рабства как на виновных перед нами, так и на невинных» (Ксеркс)
Задание 5. Работа с персоналиям.
Команда получает кроссворд, который разгадывает в течении 2-3 минут.
Автор знаменитых комедий «Птицы» и др. (Аристофан)
Афинский полководец, возглавлявший битву при Марафоне (Мильтиад)
Автор очень жестоких законов (Дракон)
Афинский скульптор, автор статуй Афины в Парфеноне (Фидий)
Автор «Илиады» и «Одиссеи» (Гомер)
Выдающийся государственный деятель, избиравшийся стратегом 15 лет подряд (Перикл)
Знаменитый афинский оратор, непримиримый противник Филиппа (Демосфен)
Афинский стратег, убедивший сограждан построить собственный флот (Фемистокл)
Задание 6. «Мифы Древней Греции»
Герой, употребивший всю свою мощь на благие дела, очищая землю от разбойников и чудовищ (Геракл)
Титан, похитивший с Олимпа огонь. Он принес его людям (Прометей)
Свирепый пес, охранявший выход из Аида. Геракл пленил его и привел к царю Эфрисфею (Цербер)
Циклоп, которого перехитрил Одиссей (Полифем)
Титан, державший небесный свод на своих плечах (Атлант)
Герой, обладатель шапки-невидимки, добывший голову Медузы Горгоны (Персей)
Юноша, улетевший из плена с помощью крыльев, скрепленных воском (Икар)
Женщина, из любопытства открывшая крышку ящика, хранившего все бедствия (Пандора)
Задание 7. «Крылатые выражения». Вспомнить крылатое выражение. Объяснить, как оно возникло, и в чем его значение.
Яблоко раздора
Прометеев огонь
Ахиллесова пята
Нить Ариадны
Задание 8. Религия.
Соотнеси имена богов с тем, кем они являются. Команда получает конверт с карточками. Нужно составить пары.
1.Арес
2. Афродита
3. Афина
4. Аполлон
5. Артемида
6. Аид
7. Гера
8. Гефест
9. Гермес
10. Дионис
11. Деметра
12. Зевс
13. Посейдон
1. Бог войны
2. Богиня любви
3. Богиня мудрости и войны
4. Бог солнца, света и правды, покровитель искусств
5. Богиня охоты
6. Владыка загробного мира
7. Покровительница женщин и брака
8. покровитель ремесла
9. Вестник богов
10. Бог виноделия
11. Богиня земледелия и плодородия
12. Верховное божество
13. Владыка моря
Задание 9. Мифические существа
Соотнеси имена мифических существ с их изображением. Команда получает конверт с карточками. Нужно составить пары.
Кентавр
Минотавр
Сфинкс
Медуза Горгона
Циклоп
Сирена
Задание 10. Рассказ с ошибками
Рассказывали то ли в шутку, то ли всерьез, что герой Троянской войны царевич Гектор еще в то время, когда между греками и троянцами были мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четверку резвых коней, сам управлял колесницей и в гонках на стадионе обогнал всех соперников. Жена Гектора (как вы помните, ее звали Пенелопа) была вне себя от радости, в числе других зрителей она восторженно кричала мужу: «Слава победителю!»
Опишите эти исторические ошибки.
Задание 11. Домашнее задание. Показать инсценировку своего отрывка из поэмы Гомера «Одиссея»
Используемая литература:
Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение: Учеб лит., 1996 – 144 с.
Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1967 – 277 с.
Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990 – 95 с.