Рабочая тетрадь по истории Казахстана для 11 класса естественно-математического направления
Рабочая тетрадь по истории Казахстана для 11 класса естественно-математического направления
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории Казахстана можно использовать не только тестовые задания, но и задания, которые требуют от учащихся умения анализировать, сопостовлять, исключать, находить главное. В данной рабочей тетради предлагаются задания на соотношение дат и событий, поставь нужную цифру, узнай кто это. отдельные виды заданий можно выполнять при работе с текстом учебника. Материал, предлагаемый в рабочей тетради можно использовать не только на уроках, но и при подготовки учащихся к конкурсам по предмету. Материал можно использовать на уроказ истории Казахстана в 8-9 классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по истории Казахстана для 11 класса естественно-математического направления »
Средняя общеобразовательная школа № 16
Рабочая тетрадь по истории Казахстана
(11 класс естественно-математическое направление)
Учитель истории высшей категории:
Кузнецова Ирина Михайловна
г. Уральск
2015 г.
Освободительная борьба казахского народа против джунгарских захватчиков в 17-18 вв.
1. Соотнеси дату и событие.
Дата
Событие
1635 г.
А. сражение на реке Буланты
1710 г.
Б. образование Джунгарского ханства
1723-1727 гг.
В. Орбулакское сражение
1643 г.
Г. сражение на реке Аягуз
1729(1730) г.
Д. курултай в местности Ордабасы
1725 г.
Е. Анракайское сражение
1643 г.
Ж. курултай в Каракумах
1757-1758 гг.
З. освобождение г. Туркестана
1718 г.
И. годы великого бедствия
10.1726 г.
К. Джунгария перестала существовать как самостоятельное государство
О ком идет речь?
1. «Он и раньше был известен как мудрый правитель, крупный организатор и выдающийся дипломат. Особенно сведущ он был в казахско-джунгарских отношениях, превосходно знал стратегию и тактику борьбы против джунгарских завоевателей, лично участвовал в нескольких сражениях с ними».
2. В этот рещающий момент он вышел вперед и, вынув меч из ножен, бросил его к ногам старейшин. « Мы должны отомстить врагу. Победа или смерть! Лучше умереть в бою, чем видеть слезы наших отцов и матерей, жен и сестер, слезы наших детей».
3. Начиная с 30-х годов 18 века он принимал участие во всех крупных сражениях с джунгарами, отличался храбростью и полководческим талантом. Он умело использовал разногласия между соседними государствами в интересах своего народа, для укрепления внешней безопасности казахского народа, ослабления врагов.
Вставь нужные слова.
Самыми опасными среди врагов были ________. Они имели _________ конницу, но не прежнюю, вооруженную _____ да ______, а качественно новую, доселе невиданную в ______ Азии армию, умеющую воевать по _____ образцам и ________, имеющую ____, ____. Помимо этого, вековой _____ ____, _____ и _____ превратили их в грозную силу.
Соотнеси род и батыра.
Батыр
Род
Кабанбай
А. кудайменди
Шакшакулы Жанибек
Б. каракерей
Богенбай
В. тигин
Ертек
Г. шапырашты
Жибекбай
Д. каракалпак
Наурызбай
Е. канжагалы
2. Деятели, отличившиеся в борьбе против джунгарских завоевателей.
Соотнеси деятеля и годы его жизни.
Деятель
Годы жизни
Толе би
А. 1680-1715(1718)гг.
Абылай
Б. 1706-1781 гг.
Кабанбай
В. 1667-1765 гг.
Абулхаир
Г. 1680-1778 гг.
Айтеке би
Д. 1691-1769 гг.
Наурызбай
Е. 1693-1748 гг.
Казыбек би
Ж. 1682-1766 гг.
Богенбай
З. 1663-1756 гг.
Тауке
И. 1711-1781 гг.
О каком хане идет речь?
1. Он разработал свод степных законов – «Жеты-Жарга». При нем столицей Казахского ханства стал город Туркестан. Он сумел объединить казахские жузы, разграничил территории их кочевий, раздал родовые тамги, определил их боевые кличи.
Народ к его имени прибавил слово «аз», что означает «мудрый».
2. Добившись власти в 20 лет, на протяжении всей жизни он прилагал немало усилий для объединения казахов, для защиты казахских земель от посягательства со стороны врагов. Опорой его среди народа и войска были батыры.
На курултае в Каракумах был единодушно избран главнокомандующим.
Кто это?
1.Родился на территории Жамбылской области, выучился читать по - арабски,
по - персидски. Выделялся среди сверстников ораторскими способностями, логикой мышления, справедливостью при разрешении самых запутанных споров.
Похоронен рядом с могилой Жунус-хана в Ташкенте.
2.Он получил блестящее образование в медресе Кокильташ в Самарканде. Владел несколькими языками, был знатоком степного права. К его справедливому слову прислушивались и стар, и млад.
Внес большой вклад в разработку свода степных законов.
3.С молодых лет принимал активное участие в урегулировании казахско-джунгарских отношений, несколько раз посещал джунгарию в составе и во главе казахского посольства.
За ним закрепилось прозвище Каздаусты – «звонкоголосый».
Узнай батыра.
1.Он был одним из знаменосцев хана Аблая. По решению высшего совета главнокомандующим тумена Среднего жуза был назначен именно он. Победа казахов над джунгарами в местности Боралдай под Алмааты прославила его имя.
2.Очевидец и активный участник боев с джунгарами, горячий патриот, посвятивший всю свою сознательную жизнь борьбе за независимость, за счастливое будущее своего народа.
Последний крупный поход совершил в 1750 году в район Аягуза.
Похоронен в мавзолее Яссави в Туркестане.
3.Он рано начал совершать свои героические поступки. Ополчение под его командованием отразило несколько попыток врага овладеть Туркестаном.
Он был не только батыром, но и справедливым бием.
4.Национально-освободительное движение под руководством Сырыма Датова
(1783-1797 гг.)
Соотнеси дату и событие.
Дата
Событие
1. 1773 г.
А. открытая борьба против Российской империи
2. 1802 г.
Б. сражение на берегу реки Сагыз
3. 1796-1797 гг.
В. восстание Сырыма Датова
4. 1784 г.
Г. начало крестьянской войны
5. 1790 г.
Д. стычки между сородичами и уральскими казаками
6. 1783-1797 гг.
Е. джут
7.1792 г.
Ж. смерть хана Нуралы в Уфе
8.1778 г.
Е. смерть С.Датова
2. Выясни причины поражения восстания.
1.____________________.
2.____________________.
3.____________________.
4.____________________.
5.____________________.
Соотнеси исторического деятеля и его должность.
Исторический деятель
Должность
А.В.Суворов
А. атаман уральского казачества
А.А.Пеутлинг
Б.генерал-губернатор Симбирского и Уфимского наместничества
Е.И.Пугачев
В. Вновь назначенный генерал-губернатор
О.А.Игельстром
Г. руководитель восстания крестьян
Донсков
Д. командир отряда, участвовавшего в подавлении восстания
4.Вставь пропущенные даты.
Летом _____ съезд старшин Младшего жуза принял решение о смещении Нуралы с ханского престола. Совет биев, состоявшийся осенью того же года, принял аналогичное решение. После этого хану Нуралы пришлось искать защиту у российских властей. Осенью _____ года хан Нуралы с малочисленной свитой направился в пределы Уральской войсковой линии. Позже, в ______ году его отправили в ссылку в Уфу, где он умер.
5.Национально-освободительная борьба под руководством И.Тайманова и М.Утемисова (1836-1838 гг.).
Вставь пропущенные цифры.
Во второй половине ___ ___ в Букеевской Орде проживало около ____ семей, насчитывающих свыше ______ человек. Земля была распределена несправедливо. _____ лучших плодородных земель и пастбищ были отданы русским помещикам, ханам и султанам. Например, хан жангир был владельцем ______ тысяч десятин. Русские помещики князь Юсупов и граф Безбородко имели по ____ тысяч десятин земель.
Соотнеси дату и событие.
Дата
Событие
1. 1801 г.
А. сражение в местечке Киялы
2. 12 ноября 1837 г.
Б. создание лагеря вокруг Ханской Орды
3. 1836-1838 гг.
В. восстание И. Тайманова и М.Утемисова
4. 12 июля 1838 г.
Г. образование Букеевской Орды
5. сентябрь 1837 г.
Д. сражение в местности Тастобе
3. Исправь ошибку.
Жалобы и прошения, написанные в 1833 и 1834 гг. от имени восставших, Махамбет использовал в целях разоблачения хана Нуралы и его окружения. Для вручения их хану он приехал в сопровождении многочисленных сторонников. Встревоженный хан направил навстречу им своих солдат. При стечении многочисленного народа Махамбет огласил содержание жалоб и прошений и вручил их представителям хана под расписку.
4.Сравни восстания С.Датова и И.Тайманова и М.Утемисова
(найди общее и отличие).
Вопросы для сравнения
С.Датов
И.Тайманов и М.Утемисов
1. Причины восстания
2.Повод к восстанию
3.Движущие силы восстания
4. Причины поражения
5.Историческое значение восстания
6-7.Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова (1837-1847 гг.).
1.Когда?
А. Был образован Каркаралинский округ?
Б. Было написано письмо Западно-Сибирскому генерал-губернатору?
В. Был убит султан Касым?
Г. Началось восстание К.Касымова?
Д. Кенесары был избран ханом трех жузов?
Е. Отряды Кенесары вторглись в пределы Киргизии?
2. Кто автор?
1. Он написал письмо генерал-губернатору Капцевичу, в котором требовал уничтожения приказа и удаления русских отрядов из степи, а строительство укреплений, изменений административного характера должны решаться с согласия султанов и старшин края.
2. Но офицер преступил инструкцию: он убедился просьбами торговцев и решился еще 50 верст следовать с караваном; но как у некоторых казаков лошади устали и не могли далее следовать, то Рытов распорядился оставить в том месте 20 казаков при рех урядниках…
3. «Завещанные нашими предками Есил, Нура, Актау, Ортау, Каркаралы, Кызылык, …. До Урала, при нынешнем царе отобраны у нас и там построены укрепления и этим доводят население до отчаяния. Это не только для нашей будущности, но и для сегодняшнего существования опасно».
3.Соотнеси дату и событие.
Дата
Событие
1. 1844 г.
А. нападение на Акмолинскую крепость
2. 1838 г.
Б. осада кокандских крепостей
3. 1802-1847 гг.
В. восстание К.Касымова
4. август 1843 г.
Г. выступление отряда полковника Бизанова
5. 1837-1847 гг.
Д. годы жизни К.Касымова
6. 1841 г.
Е. нападение Касымова на отряд султана Жантореова
4.Поставь «да» или «нет».
А. Кенесары упорядочил сбор налогов: со скотоводов собирали – ушур, а с земледельцев – зякет.
Б. Тех, кто уклонялся от таможенных сборов, облагали дополнительным налогом.
В. Ханский совет как высший орган управления государством состоял из близких родственников Кенесары.
Г. Кенесары привлекал к управлению людей, исходя из их происхождения.
Д. В армии Кенесары были введены и воинские знаки отличия.
Е. К повстанцам присоединились казахи рода адай и шектинского рода.
Ж. Он облагал торговые караваны налогом, что давало больше доходов.
З. В 1841 году начал осаду хивинских крепостей Сузак, Яныкурган, Ак-Мечеть, Жулек.
И. Серьезное внимание он уделял организации военной службы.
К. Имея широкую агентурную сеть, он хорошо знал о всех планах и действиях врагов.
8.Национально-освободительные движения в 50-70-х годах 19 в. и начале 20 в.
1. Кто?
А. Возглавил восстание присырдарьинских казахов в 30-50 гг. 19 в.?
Б. Был направлен для подавления восстания на Мангыстау?
В. Возглавил восстание 1870 г. на мангыстау?
Г. Командовал ротой пехоты в сражении в районе озера Жамансай?
Д. Предал восставших в решающие моменты восстания 1868 - 1869 гг.?
Е. Помог повстанцам Жанкожи разгромить кокандскую крепость Сузак?
2.Заполни таблицу.
Что?
Кто?
Когда?
?
русские войска
1853 г.
сражение с царскими войсками
?
1856 г.
?
?
1869 г.
форт Александровский
повстанцы
?
Семипалатинская, Тургайская области
крестьяне
?
Поставь нужную цифру.
1.После реформ 1867-1868 гг. кибиточный налог возрос с __ руб. до ___ рублей, что легло тяжелым бременем на плечи простого народа.
2.Например, адаевцы, насчитывающие около ____ тысяч кибиток, за ___ года должны были выплатить в царскую казну налоги в сумме ____ тысяч рублей.
Соотнеси дату и событие.
Дата
Событие
1. 1853 г.
А. восстание на Мангыстау
2. 1870 г
Б. разгром крепости хивинцев
3. 1868-1869 гг.
В. реформы царизма в Казахстане
4. 1869 г.
Г. захват крепости Ак-Мечеть
5. 1867-1868 гг.
Д. восстание в Уральской и Тургайской областях
6. 1843 г.
Е. набеги повстанцев на аулы феодалов
6. Распредели военные действия повстанцев и карателей и заполни таблицу.
Казалинская крепость, озеро Жамансай, крепость Жанакала, станица Николаевская, крепость Ак-Мечеть, форт Александровский, крепость Сузак, 41 набег на аулы феодалов.
Уральская, Тургайская области
Мангыстау
Низовья Сырдарьи
9-10.Национально-освободительное движение 1916 г.
Восстанови пробелы.
Что?
Где?
Когда?
введение чрезвычайного положения
?
?
захват
?
5 августа 1916 г.
?
Тургай
?
продолжение восстания
?
?
?
?
9 сентября 1916 г.
?
Семиречье
?
2.Соотнеси дату и событие.
Дата
Событие
1. 1августа 1914 г.
А. начало восстания в Казахстане
2. ноябрь 1916 г.
Б. начало 1 мировой войны
3. 17 июля 1916 г.
В. захват Каркаринской ярмарки
4. 1916 г.
Г. указ о мобилизации инородческого населения
5. 5августа 1916 г.
Д. последние сражения с карателями
6. февраль 1917 г.
Е. осада Тургая
7. 25 июня 1916 г.
Ж. введение ЧП в Туркестанском крае и Семиреченской области
12-13.Выступления, движения и восстания в 20-80-х годах 20 в.
1.Составь цепочку из событий, укажи дату; а также политических деятелей этого периода.
А. Организации и события 40-70-х годов в Казахстане.
Б. Декабрьские события в Алмааты; события в Жанаузене.
Постановление о создании в Казахстане немецкой автономии, «Жас тулпар», выступления казахской молодежи в Целинограде, указ Президиума Верховного Совета СССР о выселении приволжских немцев в Сибирь и Казахстан, назначение на пост первого секретаря ЦК КПК Г.Колбина, «Союз защиты казахского народа», события в Темиртау, «Тай шубар», К.Рыскулбеков, М.Шаханов, Т.Жанаев, события в Жанаузене, «Жас казах», Г.Князев.
2.Соотнеси дату и событие.
Событие
Дата
1. Указ Президиума Верховного Совета СССР
А. 1959 г.
2. Выступления казахской молодежи в Жанаузене
Б. 1978 г.
3. Постановление о создании в Казахстане немецкой автономии
В. 29 августа 1964 г.
4. Открытие памятника участникам декабрьских событий
Г. 1989 г.
5. События в Темиртау
Д. август 1941 г.
6. Указ Президиума Верховного Совета СССР о выселении приволжских немцев в Сибирь и Казахстан
Е. 16-19 июня 1979 г.
7. События в Алмааты
Ж. ноябрь 2006 г.
8. Выступления в Целинограде
З. 17-18 декабря 1986 г.
3.Соотнеси:
Политический деятель
Роль в истории Казахстана
1. Г.Анесов
А. участник событий в Жанаузене
2. К.Рыскулбеков
Б. руководитель организации «Союз защиты казахского народа»
3. М.Шаханов
В. Председатель Президиума Верховного Совета СССР
4. М.Калинин
Г. 1 секретарь ЦК КПК
5. Н.Тлеубергенов, Т.Жанаев, О.Отаргалиев
Д. участники событий в Алмааты
6. Г.Колбин
Е. Председатель комиссии Верховного Совета КазССР по расследованию Декабрьских событий
14-15.Политические партии накануне Октябрьской революции.
1.Заполни пробелы.
Организация
Город, где была создана
«Единство»
?
?
Уфа
?
Акмолинск
«Воля»
?
«Желание молодых»
?
?
Семипалатинск
«Революционный союз казахско-киргизской молодежи»
?
«Просвещение»
?
?
Экибастуз
«Птенцы»
?
2.Сравни проекты программ партий «Алаш» и «Уш-жуз» (найди общее и различие)
Вопросы для сравнения
Партия «Алаш»
Партия «Уш-Жуз»
1. Когда и где была создана?
2. Печатный орган.
3.Руководители.
4.Основные положения программы.
5.Отношение к Советской власти.
6.Когда и в связи с чем, прекратила свое существование?
3.Распредели, кто из политических деятелей поддерживал большевиков, Временное правительство, кадетов.
16. Сельское хозяйство Казахстана в годы новой экономической политики.
1.Поставь правильную цифру.
А. В начале 20-х годов 20 в. посевная площадь, по сравнению с 1914 г. сократилась на 10%, урожайность – в 5 раз.
Б.Количество хозяйств, по данным 1921 г., достигало 555 тыс., из них 50 тыс. имели посевные площади. Однако площади обычно были незначительными – от 0,1 до 2 десятин.
В. У 50% земледельческих хозяйств вообще не было никакого сельскохозяйственного инвентаря.
2. Кто?
А. Обратился с письмом к Сталину?
Б. Из государственных деятелей принимал участие в земельно-водной реформе?
В. Обратился с письмом к Ф.Голощекину?
Г. Написал письмо М.Калинину о перегибах и произволе властей?
Д. Обратился с письмом к О.Исаеву?
Сколько?
А. Было скота в Казахстане накануне коллективизации?
Б. Было выделено денег на покупку сельхозмашин и оборудования?
В. Было возвращено земель казахам Прииртышья?
Г. Стало скота в Казахстане после начала коллективизации?
Д. Было принято голодающих из Казахстана?
Е. Было возвращено земель казахам в Семиречье?
3. Заполни таблицу.
Что?
Где?
Когда?
?
10 съезд РКП(б)
март 1921
союз «Косчи»
?
?
?
Южный Казахстан
?
рекордный урожай риса
?
?
?
?
1930-1931 гг.
4.Соотнеси дату и событие.
Дата
События
1. 1921 г.
А. голод в Казахстане
2. 1931-1932 гг.
Б. земельно-водная реформа
3. 1922 г.
В. создание союза «Косчи»
4. 1921 г.
Г. голод в Казахстане
5. 1933 г.
Д. освобождение крестьян от сельскохозяйственного налога
6. 1921-1922 гг.
Е. снятие Ф.Голощекина с должности
первого секретаря
17. Развитие промышленности Казахстана.
1. Заполни схему.
трудности в развитии промышленности Казахстана
успехи в восстановлении промышленности Казахстана
Поставь нужную дату.
А. В __________ гг. общая протяженность железных дорог республики удвоилась.
Б. В ______ году значительно увеличилась урожайность посевов, что позволило возобновить работу предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.
В. В _____ году эмбинские и доссорские нефтяные промыслы довели выпуск продукции до уровня довоенных лет.
Г. ________ гг. представляют собой новый этап в развитии промышленности Казахстана.
3. Исправь ошибку.
За короткое время были построены и введены в эксплуатацию Риддерский свинцовый завод, Балхашский полиметаллический комбинат, Ачисайский цинковый комбинат. Ударными темпами строились Актюбинский полиметаллический, Джезказганский химический комбинат, Усть-Каменогорский медеплавильный завод и многие другие гиганты легкой промышленности.
4. Соотнеси передовика производства, и отрасль где он трудился.
Передовик производства
Отрасль производства
1. Д.Кунаев
А. нефтяная промышленность
2. С.Зурбаев
Б. Риддерский рудник
3. Т.Рыскулов
В. машинист бурового станка Коунрадского рудника
4. А.Афанасьев
Г. председатель комиссии по оказанию помощи строительству Турксиба