«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ» (сценарий интегрированного урока по Всеобщей истории и истории России с применением новых образовательных технологий).
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ» (сценарий интегрированного урока по Всеобщей истории и истории России с применением новых образовательных технологий).
Данный сценарий можно использовать при изучении курса истории России как в школе 9-11 классы, так и при изучении истории России в системе СПО. Сценарий можно использовать при проведении конкурсов по истории и как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по истории.
Данный урок целесообразно проводить после изучения тем по истории России 16-18 веков и тем по Всеобщей истории: мир 16-18 века.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ» (сценарий интегрированного урока по Всеобщей истории и истории России с применением новых образовательных технологий).»
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ»
(сценарий интегрированного урока по Всеобщей истории и истории России с применением новых образовательных технологий).
Пояснительная записка.
Предназначение: данный сценарий можно использовать при изучении курса истории России как в школе 9-11 классы, так и при изучении истории России в системе СПО. Сценарий можно использовать при проведении конкурсов по истории и как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по истории.
Данный урок целесообразно проводить после изучения тем по истории России 16-18 веков и тем по Всеобщей истории: мир 16-18 века.
Содержание сценария: обобщающе повторительный урок построен как путешествие по реке времени и охватывает важные исторические периоды в становлении российской и мировой цивилизации: 16 век – Иван Грозный и 18 век – Петр Первый и Екатерина Вторая, глобальные события мировой истории.
Цели урока: обучающие:
- повторение, закрепление и обобщение пройденного материала по истории России и мировой истории 16-18 веков развивающие:
- формирование умений и навыков выполнения заданий различного типа
- формирование навыков самостоятельной работы с историческим материалом
- формирования навыков работы в команде
- формирование навыков саморефлексии
- повышении мотивации к изучению предмета
воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к истории, к памятникам истории и культуры, формирование собственной оценки исторических событий, оценки вклада истории страны в мировую историю. Образовательные технологии: элементы технологии проблемного обучения, диалога, развивающегося обучения.
Форма проведения урока – урок путешествие
Материально-техническое и дидактическое оснащение:
- классная доска
- оформленная карта: «Река времени»
- компьютер, экран, слайды по теме
- раздаточный материал: тесты, карты с заданиями, таблицы, карта оценивания.
Что мне нужно в начале урока: - кабинет истории и ученическая группа с имеющимся уровнем знаний - технологическая карта и сценарий урока - необходимый раздаточный материал - желание ребят работать творчески, инициативно
Что мне нужно по ходу урока:
- повторить и закрепить полученные знания по курсу истории 16-18 вв - повышение познавательной активности обучающихся - отработка ОК: умение работать в команде, умение презентовать и оценивать свою работу
Сценарий урока.
Примечание: ребятам заранее предложить разделиться на несколько групп, предложить повторить известных исторических личностей из истории России 16 и 18 века, повторить важные исторические даты и исторические термины, повторить положительные и отрицательные итоги правления Ивана Грозного, Петра Первого, Екатерины Великой, сделать самостоятельно записи к уроку.
Оформить из листов ватмана реку времени с названиями бухт, сделать кораблик и по ходу урока перемещать кораблик по реке времени. К каждой бухте подготовить исторический слайд. Заранее педагогам готовиться весь раздаточный материал и заранее размещается на учебных столах: таблица: «Достижения Российской цивилизации», тестовые задания, задания на знание исторических дат, задание на определение исторических признаков, присущих России и Западной Европе 18 века, задания на знание исторических терминов (можно сделать в виде слайдов). Исторические бухты: 1 бухта… «Чем ты Россия, неизобильна. Где ты, Россия, не была сильна!»… 2 бухта «Здесь личности великие живут». 3 бухта «Великие преобразования». 4 бухта «О сколько здесь событий чудных». бухта 5 «Мы на Европу все равнялись». 6 бухта «Названья странные даны». 7 бухта … «Виват, Россия! Виват драгая!»…
Этап первый. Постановка цели, введение в эпоху исторических личностей, объяснение хода урока.
Педагог: начинает урок с чтение отрывка из стихотворения Пушкина.
… «Сей шкипер был, тот шкипер славный, Кем наша двинулась земля, Кто придал мощно бег державный Рулю родного корабля» … (А.С. Пушкин).
Мы не случайно начали наш урок с этих строк Пушкина, так как, мы будем с вами говорить о трех важных эпохах в истории России: эпохе Ивана Грозного, Петра Первого и Екатерины Второй. Мы отправимся с вами в путешествие по реке времени ( педагог показывает на доске реку времени), наш корабль будет останавливаться в бухтах, где вас ждут интересные задания, выполнив которые вы проверите, насколько вы знаете историю России эпохи трех исторических личностей. В конце урока, когда будут выполнены все задания, вы должны будете заполнить таблицу «Достижения Российской цивилизации 16 – 18 века» (показать бланк таблицы).
Этап Второй. Повторение и обобщение полученных знаний в процессе путешествия по реке времени, выполнение заданий различного типа. Стимулирование мотивации обучающихся к работе путем использования игровых элементов.
Педагог: … «Начну на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страни дальни. Ибо все днесь мне ее доброты. Мыслить умом есть много охоты!»… (В.Т. Тредиаковский-поэт философ 18 века. Отрывок из произведения «Стихи Похвальные России»).
1. Наш корабль находиться в бухте под названием … «Чем ты Россия, неизобильна? Где ты, Россия, не была сильна?!»… Чтобы получить пропуск к дальнейшему плаванию вам необходимо ответить на вопросы. Педагог обращается к группам с вопросом. Назовите, что вы запомнили (событие, личности) из эпохи трех личностей Ивана Грозного, Петра Первого, Екатерины Второй. Ребята отвечают по желанию. В случае затруднения педагог помогает, направляет.
Иван Грозный: укрепление единого государства, создание стрелецкого войска, созыв Земского Собора, создание судебника, церковная реформа, начало книгопечатания, присоединение к России новых территорий – Астраханского, Казанского, сибирского ханств, попытка завоевания Балтийского моря (Ливонская война), опричнина, экономический кризис, Алексей Адашев, Курбский, Ермак, Иван Федоров и Петр Мстиславец. (можно сделать слайд и открыть после ответа обучающихся)
Петр Первый: завоевания выхода в Балтийское море, создание постоянной армии и военно-морского флота, строительство Петербурга, издание «Табели о рангах», новое летоисчисление, выход газеты «Ведомости», открытие государственной библиотеки и государственного театра», разделение России на губернии, основание Кунсткамеры, ужесточение крепостного права, введение новых налогов и повинностей, восстание К. Булавина, Россия – империя, Меньшиков и птенцы «гнезда петрова». (можно сделать слайд)
Екатерина Вторая: завоевания выхода в Черное море, присоединение Крыма, бурное развитие промышленности и рост торговли, открытие МГУ, золотой век дворянства, «Жалованная грамота дворянству и городам», Суворов, Ломоносов, Радищев, самое жестокое крепостное право, восстание Пугачева. (можно сделать слайд).
Педагог подводит итоги опроса, делает выводы о том, что с каждой эпохой Россия превращалась в великую державу мира, город Петербург стал одним из красивейших европейских городов, но и наблюдались и отрицательные моменты: опричнина, ужесточение крепостного права, усиление эксплуатации народа, народные выступления.
2.Педагог. Наше путешествие продолжается. Наш корабль находиться в бухте «Здесь личности великие живут». Сейчас вашему вниманию будут предложены характеристики исторических личностей. Ваша задача слушать характеристику и назвать личность. Право ответа принадлежит группе первой поднявшей руку. Если команда дала неправильный ответ, право ответа переходит к другой команде.
Характеристика первая. Пушкин писал о нем: «Историк, (ритор), механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и во все проник» (подсказки: сын крестьянина – помора из под Холмогор, в 19 лет поступил в Славяно-греко-латинскую академию, основатель МГУ). (М.В. Ломоносов)
Характеристика вторая. «О его рождении есть много легенд, одна из которых рассказывает о невиданной грозе в Москве в день его рождения, что определило его характер. Вступил на престол в возрасте трех лет. Любимой его «забавой» было зашивание людей в свежесодранные медвежьи шкуры, а затем спускание на них голодных собак или волков». (Иван Грозный).
Характеристика третья. «Дворянин, учился в Петербургском пажеском корпусе, затем в Германии в Лейпцигском университете. Чиновник коммерц-коллегии. Известный литератор. Екатерина Вторая сказала о нем: «Это бунтовщик, хуже Пугачева». (А.Н. Радищев).
Характеристика четвертая. Н.М. Карамзин: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувства и выражений». П.А. Вяземский: «Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Д Аламбер и мги другие писали как бы по ее диктовку и были глашатаями ее политических воззрений, е побед и завоеваний». (Екатерина Вторая).
Характеристика пятая. «,.. Следует сказать, что получаемые от Петра почести и звания он честно оправдывал делами, в особенности ратными. Достаточно запомнить, что в Полтавской битве со шведской армией Карла 12 27 июня (8 июля) 1709г. он, командуя левым крылом русской армией, разгромил наголову корпус генерала Рооса. Среди соратников Петра Первого наибольшие заслуги в разгроме шведов во время Северной войны принадлежали светлейшему князю. Именно за успешные боевые действия под Полтавой царь произвел его в фельдмаршалы». ( А.Д.Меньшиков).
3.Педагог. Впереди бухта «Великие преобразования». В 1698 году Петр Первый распустил стрелецкое войско. «Они воистину пакостники, а не воины были,- сказал царь о стрельцах, подписывает указ о формировании новой армии. Мы находимся в бухте «Великие преобразования», возьмите в руки листы с названием бухты. Вам необходимо будет выполнить тестовые задания на знание реформ. Время работы 5 минут. Подпишите фамилии, кто выполнял работу. Группа первой выполнившая работу поднимает руку. Эта группа будет зачитывать ответы, все остальные проверяют. Исправлять ответы нельзя. После проверки листы сдаются педагогу.
Из предложенного списка выберите реформы Ивана Грозного.
1. Принятие Судебник 1550 года 2. Создание Сената 3. Создание стрелецкого войска 4. Церковная реформа «Стоглав» 5. Оформление системы приказов 6. Создание Верховного Тайного Совета 7. Реформа местного самоуправления. Отмена системы «кормлений».
Ответ: 1,3,4,5,7
Задание 2.
Из предложенного списка выберите реформы Петра Первого.
1. Введение нового летоисчисления 2. Создание Сената 3. Создание регулярной армии на основе рекрутских наборов 4. Принятие указа «о вольных хлебопашцах» 5. Указ «О вольности дворянской» 6. Принятие «Табели о рангах» 7. Создание духовной коллегии (Синода)
Ответ: 1,2,3,6,7
Задание 3.
Из предложенного списка выберите преобразования Екатерины Второй.
1. Открытие Академии наук 2 Издание «Жалованной грамоты дворянству и городам» 3. Создание Государственного Совета 4. Открытие МГУ 5. Создание Верховного Тайного Совета 6. Учреждение Вольного экономического общества 7. Отмена автономии Украины
Ответ: 2,4,6,7
После выполнения тестов одна из групп отвечает, остальные проверяют, группы сообщают педагогу итоги своей работы – все сделали правильно, допустили ошибки.
4. Педагог: В 1585 году Иван Грозный подписывает указ: «Принять край Сибирь под свою государственную руку». Мы приплыли с вами в бухту «О сколько здесь событий чудных». Мы будем выполнять задание на знание исторических дат. Перед вами в конверте «Исторические даты» находятся карточки даты и события. Соотнесите их.
Карта с ответами.
ДАТЫ
СОБЫТИЯ
1533-1584
Правление Ивана Грозного
1565-1572
Опричнина
1581-1598
Поход Ермака в Сибирь
1682- 1725
Правление Петра Первого
1700-1721
Северная война
1703
Основание Санкт - Петербурга
1762-1796
Правление Екатерины 2
1773-1775
Восстание под рук. Е.Пугачева
1785
Издание жалованных грамот дворянству и городам
После выполнения работы одна из групп называет ответы, другие проверяют и сообщают педагогу итоги своей работы – все сделали правильно, допустили ошибки.
5 Педагог: Коллегии, кормления, рекрут, ревизии – все эти термины относятся к повторяемой нами эпохи. Мы находимся в бухте «Названья странные даны». Вы должны будете устно дать определения историческим терминам. Педагог обходит каждую группу и предлагает вытянуть по две карточки с терминами. После этого ребята обучающиеся готовятся и отвечают. После каждого ответа педагог обращается к другим командам – правильно ли ответили. Корректирует или называет правильный ответ.
Для работы можно использовать следующие термины. Карта ответов.
Термин
Ответ
Абсолютная монархия
Ни чем ни ограниченная власть одного лица
«Ревизии»
Перепись населения, проведенная при Петре Первом
Рекрут
Солдат, несший пожизненную службу
Мануфактура
Фабрика ручного труда, с разделение труда на операции
Меркантилизм
Экономическая политика, направленная на поощрение развития отечественной промышленности и торговли, стремление добиться активного торгового баланса, когда вывоз товара за рубеж превышал ввоз иностранных товаров
Сенат
Один из высших правительственных органов в России, который осуществлял надзор за всеми государственными учреждениями, учрежден Петром Первым
Тягло
Название денежных и натуральных повинностей крестьян и посадских людей в русском государстве в 15 – 18 вв
Казак
Свободный, независимый человек; воин, несущий службу на окраинах государства
Опричнина
Политика Ивана Грозного направленная на преодолении остатков феодальной раздробленности и укрепление своей власти, на практике осуществлялась методом террора
«Стоглав»
Это церковная реформа Ивана Грозного с целью улучшить церковно-общественную жизнь, уничтожить злоупотребления в церковном управлении и хозяйстве
6. Педагог: Мы приплыли с вами в бухту «Мы на Европу все равнялись». Давайте с вами вспомним, какие важные события произошли в странах Западной Европы, которые определили дальнейший экономический и политический путь развития европейских государств. Обучающие отвечают, педагог в случае затруднения помогает. В странах Западной Европы в 16 – 18 вв. произошли важные исторические события – буржуазные революции, в Нидерландах 16 век, в Англии – 17 век, Великая Французская революция (1789-1794), в этих странах утвердились буржуазные отношения, формируются новые органы власти, активно развивается общественная мысль, вспомните эпоху Просвещения в Европе 18 века. Западно-Европейские страны, особенно Нидерланды и Англия далеко опережают по уровню социально- экономического и политического развития другие страны. Давайте посмотрим как выглядела Россия на фоне Западной Европы. Возьмите в руки листы с названием бухты «Мы на Европу все равнялись». Из предложенных вам экономических и политических признаков выберите и проставьте цифрой 1- признаки, присущие России 18 века, цифрой 2 – признаки, присущие странам Западной Европы в 18 веке.
Признаки: буржуазные революции, переход от мануфактуры к фабрике, крупные крестьянские выступления, появление и развитие мануфактур, абсолютизм, победа капитализма, крепостное право, появление буржуазии и рабочего класса, период модернизации, борьба рабочего класса за экономические права, развитие общественной мысли, зарождение общественной мысли, Конституции.
После выполнения работы педагог раздает карту с правильными ответами, обучающиеся проверяют, и зачитываются правильные ответы.
Карта ответов.
РОССИЯ 18 ВЕК
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА 18 ВЕК
Крупные крестьянские выступления, появление и развитие мануфактур, абсолютизм, крепостное право, период модернизации, зарождение общественной мысли
Буржуазные революции, победа капитализма, переход от мануфактуры к фабрике, появление буржуазии и рабочего класса, борьба рабочего класса за экономические права, развитие общественной мысли, Конституции
Этап Третий.
Обобщение пройденных вопросов. Заполнение таблицы «Достижение Российской цивилизации». Обобщение и подведение итогов урока.
Педагог: Мы с вами проплыли по реке времени, повторили основные даты, исторические личности, преобразования в истории России 16 и 18 века, сравнили развитие России и Западной Европы. Наше путешествие заканчивается в бухте «Виват, Россия! Виват, драгая», где подводим итоги Развития Российской Цивилизации 16 и 18 века. Вам предлагается заполнить таблицу «Достижения Российской цивилизации», указывая не только положительные, но и отрицательные стороны. Возьмите в руки листы с названием бухты и приступайте к работе. Можно использовать ваши домашние заготовки. После того, как группы выполнили работу можно открыть эталон ответов на экране и проверить работы, обсудить ее содержание, отметить какие еще варианты группы внесли в таблицу и каких нет в эталоне.
Эталон таблицы «Достижения Российской цивилизации»
ЭПОХА ИВАНА 4 ГРОЗНОГО
положительные
отрицательные
1. Государственные реформы: созыв Земского Собора, Судебник 1550 года, «Стоглав», военная – создание стрелецкого войска, развитие системы приказов, реформа местного управления-отмена «кормлений» - итог укрепление единого государства.
2. Расширение российских владений: присоединение Астраханского, Сибирского и Казанского ханств.
3. Достижение русского зодчества – храм Василия Блаженного (Покровский Собор), построен в честь присоединения Казанского ханства.
4. Начало книгопечатания. Первопечатники
Иван Федоров и Петр Мстиславец. «Апостол».
1. Опричнина – террор, укрепление личной власти царя.
2. Поражение в Ливонской войне.
3. Деспотическая власть.
4. Грозный оставил после себя страну, которая находилась на пороге экономического кризиса. Преддверие Смутного времени.
ЭПОХА ПЕТРА ВЕЛИКОГО
положительные
отрицательные
1. «Прорубил» окно в Европу – выход в Балтийское море.
2. Создал регулярную армию и военно-морской флот. Воинские уставы.
3. Создал современный аппарат управления.
4. Бурное развитие национальной промышленности и торговли: мануфактуры,
заводы, политика меркантилизма.
5. Культурные преобразования: государственные школы, русский общественный театр и библиотека, газета «Ведомости», Кунсткамера, ассамблеи, новое летоисчисление.
6. Строительство Петербурга.
7. «Табель о рангах» - возможность выходцам из простого народа дослужиться до высших чинов.
8. Россия – империя.
1. Расширение привилегий дворянства – все поместья дворян стали их наследственной собственностью.
2. Увеличение налогов и повинностей в пользу государства: «ревизии», подушная подать, приписные крестьяне.
3. Народные восстания: Астрахань 1705-1706гг, К. Булавина на Дону.
4. Церковь стала институтом государственного управления (Синод).
ЭПОХА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ
положительные
отрицательные
1. Выход в Черное море.
2. Присоединение Крыма к России.
3. Расцвет русского военного искусства: А.В.Суворов, Ф.Т.Ушаков.
4. Развитие Академии наук – Е.Р.Дашкова. «Вольное росстийское собрание» - при МГУ.
5. Развитие национальной промышленности и торговли – формирование капиталистического уклада в экономике.
6. Начало русской общественной мысли: А.Н.Радищев. Н.И.Новиков.
1. «Золотой век дворянства».
2. Самые жестокие формы крепостного права.
3. Восстание Е. Пугачева.
4. Борьба с буржуазной революцией во Франции.
5. Роспуск Уложенной комиссии.
Подведение итогов работы с таблицей.
Педагог: Сделаем краткие выводы по узловым моментам:
1. Государственные реформы Ивана Грозного способствовали преодолению остатков феодальной раздробленности и укреплению единства земель, в состав России вошли новые территории, однако эти достижения сопровождались усилением личной власти царя и формированию деспотической модели управления, а политика опричнины и поражение в Ливонской войны поставили Россию на грань экономической катастрофы. Известный русский историк Василий Осипович Ключевский оценивая эпоху Грозного писал, что его «можно сравнить с ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели».
2. Оценивая итоги развития России в 18 веке выделим следующие итоги:
- Россия стала империей, одной из великих мировых держав. «Россия, - писал А.С.Пушкин, - вошла в Европу как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек».
- В определенной степени был ликвидирован разрыв в экономическом развитии по сравнению с передовыми странами Западной Европы. Переплетение в экономике полукрепостнического и капиталистического уклада: наемный и крепостной труд, аренда земли, расширение запашки, колонизация новых земель, расслоение крестьянства.
- Россия – государство многонациональное, отношения между русским и нерусским населением были бесконфликтными, накапливались традиции взаимотерпимости, уважения, понимания друг друга. Это отличительная черта России по сравнению со многими странами Западной Европы.
- Формирование абсолютизма. Царь – император. Петр 1 с 1721 года именовался не только как император но и носил еще два титула «Великий», «Отец Отечества». Екатерина Вторая распустила Уложенную комиссию под предлогом начала русско- турецкой войны, как только депутаты стали выдвигать идеи об ограничении абсолютной власти императрицы.
- Все великие достижения сопровождались усиление крепостного гнета, увеличением налогов и повинностей в пользу государства и народ отвечал народными восстаниями, самым крупным из которых восстание Пугачева. Символом гнева против крепостного права стало произведение Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Когда Екатерина Вторая прочитала эту книгу, она назвала автора «бунтовщиком хуже Пугачева».
Педагог: А закончить наш урок я хочу отрывком из стихотворения поэта, философа, переводчика России 18 века Василия Тредиаковского, который прославлял Россию с надеждой, что когда – нибудь наши с вами потомки будут читать эти стихи, прославляя Россию современную!
… «Чем ты Россия, неизобильна? Где ты, Россия, не была сильна? Сокровища всех добр ты едина! Всегда богата, славе причина. Коль в тебе все звезды здравьем блещут! И Россияне коль громко плещут. Виват, Россия! виват, драгая! Виват, надежда, виват, благая»…
После этого педагог подводит итоги урока: были ли достигнуты цели урока, активность работы групп, степень готовности групп уроку, итоги выполнения различных заданий. Затем предлагает каждому обучающемуся самостоятельно и объективно оценить свою работу на уроке и выставить оценку, заполнив карту оценивания.
Карта оценивания.
Указать Ф.О
Задание
Баллы от 3 до 5
1.Самостоятельная подготовка к уроку: сбор материала к уроку, предварительная работа по заполнению итоговой таблицы
2. Определение исторической личности на основе исторической характеристики
3. Тестовые задание на знание исторических реформ
4. Задание на соотношение дат и событий
5. Задание на знание исторических терминов
6. Задание на сравнение России и Западной Европы
7. Заполнение таблицы «Достижение Российской цивилизации»
Средний балл за урок
Список использованной литературы.
1. С.Г.Горяйнов, А.А.Егоров История России 9 – 18 вв. Учебное пособие по истории для учащихся школ, лицеев, гимназий и коллеждей. Ростов-на-Дону: «Феникс»; 1996.-416с.
2. Н.В.Загладин, Н.А. Симония История России и мира с древнейших времен до конца 19 века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Русское слово»; 2008.- 219с.
3. Подготовка к ЕГЭ по истории. Тренировочные тесты ФИПИ, Москва «Просвещение»; 2010.-156с.