kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие в гости к богине Клио. Сценарий урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный ма­те­ри­ал пре­дста­вля­ет со­бой сце­на­рий уро­ка, целью ко­то­ро­го явля­ет­ся озна­комле­ние уча­щи­хся с осно­ва­ми исто­ри­чес­кой на­у­ки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в гости к богине Клио. Сценарий урока»

История 5 класс


Урок по теме «Путешествие в гости к богине Клио»


1. Постановка проблемной ситуации

На интерактивной доске демонстрируется видеофрагмент «Музы».

На планшетах учеников демонстрируется картинка с изображением статуи и подписью «Муза истории Клио».

Приветствие.

Вопрос 1. Посмотрите видеофрагмент «Музы» и попробуйте определить, с какой музой мы сегодня познакомимся?

Ответ. С музой Клио.


Вопрос 2. Как вы думаете, почему?

Ответ. Это муза истории.


Правильный ответ вы можете увидеть на своих планшетах.


2. Выполнение задания, аналогичного международным и национальным исследованиям

На интерактивной доске демонстрируется картинка с надписью «Выполните задание».

На планшетах учеников демонстрируется картинка с текстами двух стихотворений.

Задание.

Давайте вместе внимательно прочитаем стихотворения и ответим на вопросы по ним.


Вопрос 1.

Как соотносятся друг с другом тексты двух стихотворений?

Выберите ответ:

А. В них использованы разные образы для того, чтобы прийти к схожему общему заключению.

Б. Они написаны в одном стиле, но посвящены разным темам.

В. Они выражают одну и ту же точку зрения, но приходят к разным выводам.

Г. Они выражают противоположные взгляды на одну и ту же тему.

Ответ – А, другие ответы не принимаются.


Вопрос 2.

Каково отношение авторов стихотворений к музе Клио?

Найдите строки, соответствующие вашему ответу.

Ответ (примерный).

Названы все стихотворные строки, в которых описывается отношение авторов к музе Клио. Приводится обоснованное объяснение тому, как авторы передают своё отношение: автор подчёркивает рассудительность, мудрость, предназначение музы в первом случае и гордость, восхваление, воспевание, восхищение Клио – во втором.

Ответ не принимается, если:

– не приведены должные объяснения к цитатам или же приведены объяснения, не относящиеся к поставленному вопросу;

– получен неполный или неточный ответ.


3. Актуализация знаний

На интерактивной доске демонстрируется картинка с названием урока «Путешествие в гости к богине Клио».

На планшетах учеников демонстрируется изображение богини Клио.

Сегодня мы совершим путешествие в страну знаний, в гости к богине Клио.

«Послана богом на землю средь стражей бессмертных

Муза античная, Клио, рожденная Зевсом,

Чтимая всеми богами – жильцами Олимпа,

Сегодня и мы познакомимся с ней».

Итак, мы с вами уже знаем, что Клио – это древнегреческая богиня, которая считается музой истории.


Задание. Рассмотрите изображение на ваших планшетах и ответьте на вопросы.


Вопрос 1. Что держит в руках богиня Клио? Как вы думаете, почему?

Ответ. Свиток. Все человеческие дела помнятся и записываются.

Вопрос 2. Какие атрибуты изображены на иллюстрации рядом с Клио и почему?

Ответ. Солнечные часы – с их помощью она наблюдала за порядком во времени.


Вопрос 3. Почему муза получила имя Клио?

Ответ. Клио записывает все дела человека, а от человека зависит, как он войдёт в историю – со славой или бесславно.


Учащиеся обдумывают ответы на вопросы, которые могут посмотреть на своих планшетах, проводится фронтальный опрос.


4. Беседа по вопросам

На интерактивной доске демонстрируется картинка с изображением Геродота и материалов по истории.

На планшетах учеников демонстрируется картинка с вопросом «Что мы можем назвать историей?»

На интерактивной доске вы видите изображение древнегреческого учёного Геродота. Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История». Он стал первым учёным-историком, мы называем его «отцом истории».


Задание.

Давайте посмотрим на картинку на ваших планшетах и попробуем ответить на вопросы.


Вопросы.

1. Что такое история?

2. Что она изучает?

3. Почему это слово имеет много значений?

Ответы (предполагаемые).

1. История – это наука о прошлом.

2. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

3. История – это и наука о прошлом, и наука о какой-нибудь области знания (история театра), и рассказ (рассказывать смешные истории), и происшествие (попасть в историю).


5. Выполнение тестового задания, аналогичного международным исследованиям

На интерактивной доске демонстрируется картинка с надписью «Тестовое задание».

На планшеты учеников выведено тестовое задание с задачей вставить пропущенные слова.


Задание.

Выполните по парам тестовое задание – вставьте в тексте пропущенные слова.

Обсудите в парах выполнение задания.


Учащиеся выполняют задание по парам.


Текст в задании на планшетах учеников, в котором нужно вставить пропущенные слова:

«История является одной из древнейших областей человеческого знания.

Отцом истории принято считать Геродота, древнегреческого философа и историка; он был первым, кто написал свой труд под названием «История». В своем сочинении Геродот впервые сформулировал определение истории, обозначив её как науку о человеческих действиях, совершенных в прошлом.

Сегодня под историей понимается любой процесс развития, совершаемый и в природе, и в обществе.

Основой исторической науки являются исторические факты. Они предстают перед нами в виде исторических источников.

Историческим источником является сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект, несущий в себе сведения о жизни в прошлом. Это могут быть предметы одежды, книги, посуда, оружие, детские игрушки, дома, музыкальные произведения и даже вырытые каналы и построенные дамбы.

Для удобства изучения источники подразделяют на вещественные, письменные и устные. Письменными источниками могут быть приказы, летописи, мемуары, письма, отчеты. К устным относятся рассказы очевидцев, песни, анекдоты, предания. Вещественные исторические источники – здания, предметы быта, оружие, сакральные (религиозные) предметы и многое другое».

Ответ (пропущенные слова, по порядку): древнейших, древнегреческого, науку, факты, сведения, песни, здания.


6. Беседа о видах исторических источников

На интерактивной доске демонстрируется картинка с вопросом «Какие вопросы возникают при изучении исторических источников?»

На планшетах учеников демонстрируется картинка с видами исторических источников.

Для того, чтобы узнать о событиях, произошедших недавно, у человечества есть много способов.


Вопрос 1. Как вы думаете, как ученые узнают о том, что происходило много столетий назад?

Ответ (предполагаемый). По артефактам, то есть предметам, полученным в результате раскопок, по всевозможным летописям и рукописям, сохранившимся до наших дней, а так же на основании изучения архивных документов, сохранившейся фото, кино и звукозаписи.


Вопрос 2. Как вы считаете, что даёт информацию учёным о жизни людей в далёком прошлом?

Ответ (предполагаемый). Надписи на камне, старинные книги, знаменитые постройки.

Задание.

Запишите информацию в тетрадь.

Всё то, что использует историк для восстановления событий, называется историческим источником

Историческим источником является сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект, несущий в себе сведения о жизни в прошлом.

Как появилось такое название? Обычно источником называют воду, вытекающую из глубин земли. Из источника берет начало ручеек, который впадает в речку, та – в большую реку, впадающую в море. Значит, источник – это начало. Источником называют всё, что дает начало чему-либо. Получить знания помогает книга. Поэтому говорят, что книга – источник знаний. Журналист сообщает, что сведения получены из достоверного источника, то есть от человека осведомленного, знающего правду. Источники дают историкам сведения о прошлом и помогают восстановить картину событий.

Виды исторических источников:

Устные источники – это песни, былины, сказки, которые люди передают друг другу от поколения к поколению. Они существуют в разговорном виде.

Другой вид источников – вещественный. Это сооружения, предметы быта, украшения, оружие, всё то, что можно увидеть и потрогать, всё созданное человеком.

Следующий вид источников – письменный. Этот вид возник только тогда, когда люди научились писать и нашли материал, на котором писать. В древности писали на бересте, глине, камне, папирусе, потом на бумаге. А теперь мы имеем звуковую запись, фотодокументы, кинодокументы.


7. Закрепление темы. Выполнение интерактивного задания

На интерактивной доске демонстрируется картинка с вопросом об исторических источниках.

На планшеты учеников выведено интерактивное задание распределить исторические источники по группам.


Задание.

Напишите несколько предложений о том, как вы понимаете следующее высказывание:

«История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

Ответ (примерный).

История это и есть всё прошлое человечества. История как наука бережно хранит память о нашем прошлом и является своеобразным вестником старины, вестником нашего прошлого. Знания о прошлом помогают лучше понимать и объяснять происходящие события. Живая память истории – это люди, которые передают знания о жизни из поколения в поколение. Знание о прошлом учит людей жить и не допускать прежних ошибок.


8. Итог урока. Выполнение тестового задания, аналогичного заданию из ВПР

На интерактивной доске демонстрируется картинка с изображением знака вопроса.

На планшеты учеников выведено интерактивное тестовое задание написать эссе.


Задание.

Напишите несколько предложений о том, как вы понимаете следующее высказывание:

«История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

Ответ (примерный).

История это и есть всё прошлое человечества. История как наука бережно хранит память о нашем прошлом и является своеобразным вестником старины, вестником нашего прошлого. Знания о прошлом помогают лучше понимать и объяснять происходящие события. Живая память истории – это люди, которые передают знания о жизни из поколения в поколение. Знание о прошлом учит людей жить и не допускать прежних ошибок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Путешествие в гости к богине Клио. Сценарий урока

Автор: Стрелкова Анна Викторовна

Дата: 27.09.2024

Номер свидетельства: 656938


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства