Данный материал представляет собой сценарий урока, целью которого является ознакомление учащихся с основами исторической науки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие в гости к богине Клио. Сценарий урока»
История 5 класс
Урок по теме «Путешествие в гости к богине Клио»
1. Постановка проблемной ситуации
На интерактивной доске демонстрируется видеофрагмент «Музы».
На планшетах учеников демонстрируется картинка с изображением статуи и подписью «Муза истории Клио».
Приветствие.
Вопрос 1. Посмотрите видеофрагмент «Музы» и попробуйте определить, с какой музой мы сегодня познакомимся?
Ответ. С музой Клио.
Вопрос 2. Как вы думаете, почему?
Ответ. Это муза истории.
Правильный ответ вы можете увидеть на своих планшетах.
2. Выполнение задания, аналогичного международным и национальным исследованиям
На интерактивной доске демонстрируется картинка с надписью «Выполните задание».
На планшетах учеников демонстрируется картинка с текстами двух стихотворений.
Задание.
Давайте вместе внимательно прочитаем стихотворения и ответим на вопросы по ним.
Вопрос 1.
Как соотносятся друг с другом тексты двух стихотворений?
Выберите ответ:
А. В них использованы разные образы для того, чтобы прийти к схожему общему заключению.
Б. Они написаны в одном стиле, но посвящены разным темам.
В. Они выражают одну и ту же точку зрения, но приходят к разным выводам.
Г. Они выражают противоположные взгляды на одну и ту же тему.
Ответ – А, другие ответы не принимаются.
Вопрос 2.
Каково отношение авторов стихотворений к музе Клио?
Найдите строки, соответствующие вашему ответу.
Ответ (примерный).
Названы все стихотворные строки, в которых описывается отношение авторов к музе Клио. Приводится обоснованное объяснение тому, как авторы передают своё отношение: автор подчёркивает рассудительность, мудрость, предназначение музы в первом случае и гордость, восхваление, воспевание, восхищение Клио – во втором.
Ответ не принимается, если:
– не приведены должные объяснения к цитатам или же приведены объяснения, не относящиеся к поставленному вопросу;
– получен неполный или неточный ответ.
3. Актуализация знаний
На интерактивной доске демонстрируется картинка с названием урока «Путешествие в гости к богине Клио».
На планшетах учеников демонстрируется изображение богини Клио.
Сегодня мы совершим путешествие в страну знаний, в гости к богине Клио.
«Послана богом на землю средь стражей бессмертных
Муза античная, Клио, рожденная Зевсом,
Чтимая всеми богами – жильцами Олимпа,
Сегодня и мы познакомимся с ней».
Итак, мы с вами уже знаем, что Клио – это древнегреческая богиня, которая считается музой истории.
Задание. Рассмотрите изображение на ваших планшетах и ответьте на вопросы.
Вопрос 1. Что держит в руках богиня Клио? Как вы думаете, почему?
Ответ. Свиток. Все человеческие дела помнятся и записываются.
Вопрос 2. Какие атрибуты изображены на иллюстрации рядом с Клио и почему?
Ответ. Солнечные часы – с их помощью она наблюдала за порядком во времени.
Вопрос 3. Почему муза получила имя Клио?
Ответ. Клио записывает все дела человека, а от человека зависит, как он войдёт в историю – со славой или бесславно.
Учащиеся обдумывают ответы на вопросы, которые могут посмотреть на своих планшетах, проводится фронтальный опрос.
4. Беседа по вопросам
На интерактивной доске демонстрируется картинка с изображением Геродота и материалов по истории.
На планшетах учеников демонстрируется картинка с вопросом «Что мы можем назвать историей?»
На интерактивной доске вы видите изображение древнегреческого учёного Геродота. Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История». Он стал первым учёным-историком, мы называем его «отцом истории».
Задание.
Давайте посмотрим на картинку на ваших планшетах и попробуем ответить на вопросы.
Вопросы.
1. Что такое история?
2. Что она изучает?
3. Почему это слово имеет много значений?
Ответы (предполагаемые).
1. История – это наука о прошлом.
2. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.
3. История – это и наука о прошлом, и наука о какой-нибудь области знания (история театра), и рассказ (рассказывать смешные истории), и происшествие (попасть в историю).
5. Выполнение тестового задания, аналогичного международным исследованиям
На интерактивной доске демонстрируется картинка с надписью «Тестовое задание».
На планшеты учеников выведено тестовое задание с задачей вставить пропущенные слова.
Задание.
Выполните по парам тестовое задание – вставьте в тексте пропущенные слова.
Обсудите в парах выполнение задания.
Учащиеся выполняют задание по парам.
Текст в задании на планшетах учеников, в котором нужно вставить пропущенные слова:
«История является одной из древнейших областей человеческого знания.
Отцом истории принято считать Геродота, древнегреческого философа и историка; он был первым, кто написал свой труд под названием «История». В своем сочинении Геродот впервые сформулировал определение истории, обозначив её как науку о человеческих действиях, совершенных в прошлом.
Сегодня под историей понимается любой процесс развития, совершаемый и в природе, и в обществе.
Основой исторической науки являются исторические факты. Они предстают перед нами в виде исторических источников.
Историческим источником является сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект, несущий в себе сведения о жизни в прошлом. Это могут быть предметы одежды, книги, посуда, оружие, детские игрушки, дома, музыкальные произведения и даже вырытые каналы и построенные дамбы.
Для удобства изучения источники подразделяют на вещественные, письменные и устные. Письменными источниками могут быть приказы, летописи, мемуары, письма, отчеты. К устным относятся рассказы очевидцев, песни, анекдоты, предания. Вещественные исторические источники – здания, предметы быта, оружие, сакральные (религиозные) предметы и многое другое».
Ответ (пропущенные слова, по порядку): древнейших, древнегреческого, науку, факты, сведения, песни, здания.
6. Беседа о видах исторических источников
На интерактивной доске демонстрируется картинка с вопросом «Какие вопросы возникают при изучении исторических источников?»
На планшетах учеников демонстрируется картинка с видами исторических источников.
Для того, чтобы узнать о событиях, произошедших недавно, у человечества есть много способов.
Вопрос 1. Как вы думаете, как ученые узнают о том, что происходило много столетий назад?
Ответ (предполагаемый). По артефактам, то есть предметам, полученным в результате раскопок, по всевозможным летописям и рукописям, сохранившимся до наших дней, а так же на основании изучения архивных документов, сохранившейся фото, кино и звукозаписи.
Вопрос 2. Как вы считаете, что даёт информацию учёным о жизни людей в далёком прошлом?
Ответ (предполагаемый). Надписи на камне, старинные книги, знаменитые постройки.
Задание.
Запишите информацию в тетрадь.
Всё то, что использует историк для восстановления событий, называется историческим источником
Историческим источником является сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект, несущий в себе сведения о жизни в прошлом.
Как появилось такое название? Обычно источником называют воду, вытекающую из глубин земли. Из источника берет начало ручеек, который впадает в речку, та – в большую реку, впадающую в море. Значит, источник – это начало. Источником называют всё, что дает начало чему-либо. Получить знания помогает книга. Поэтому говорят, что книга – источник знаний. Журналист сообщает, что сведения получены из достоверного источника, то есть от человека осведомленного, знающего правду. Источники дают историкам сведения о прошлом и помогают восстановить картину событий.
Виды исторических источников:
Устные источники – это песни, былины, сказки, которые люди передают друг другу от поколения к поколению. Они существуют в разговорном виде.
Другой вид источников – вещественный. Это сооружения, предметы быта, украшения, оружие, всё то, что можно увидеть и потрогать, всё созданное человеком.
Следующий вид источников – письменный. Этот вид возник только тогда, когда люди научились писать и нашли материал, на котором писать. В древности писали на бересте, глине, камне, папирусе, потом на бумаге. А теперь мы имеем звуковую запись, фотодокументы, кинодокументы.
7. Закрепление темы. Выполнение интерактивного задания
На интерактивной доске демонстрируется картинка с вопросом об исторических источниках.
На планшеты учеников выведено интерактивное задание распределить исторические источники по группам.
Задание.
Напишите несколько предложений о том, как вы понимаете следующее высказывание:
«История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
Ответ (примерный).
История это и есть всё прошлое человечества. История как наука бережно хранит память о нашем прошлом и является своеобразным вестником старины, вестником нашего прошлого. Знания о прошлом помогают лучше понимать и объяснять происходящие события. Живая память истории – это люди, которые передают знания о жизни из поколения в поколение. Знание о прошлом учит людей жить и не допускать прежних ошибок.
8. Итог урока. Выполнение тестового задания, аналогичного заданию из ВПР
На интерактивной доске демонстрируется картинка с изображением знака вопроса.
На планшеты учеников выведено интерактивное тестовое задание написать эссе.
Задание.
Напишите несколько предложений о том, как вы понимаете следующее высказывание:
«История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
Ответ (примерный).
История это и есть всё прошлое человечества. История как наука бережно хранит память о нашем прошлом и является своеобразным вестником старины, вестником нашего прошлого. Знания о прошлом помогают лучше понимать и объяснять происходящие события. Живая память истории – это люди, которые передают знания о жизни из поколения в поколение. Знание о прошлом учит людей жить и не допускать прежних ошибок.