kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект-исследование на тему: «Культурная революция 20-х-40-х годов в России и ее аспекты.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое исследование: Проект-исследование на тему:  «Культурная революция 20-х-40-х годов в России и ее аспекты.»

Просмотр содержимого документа
«Проект-исследование на тему: «Культурная революция 20-х-40-х годов в России и ее аспекты.»»





МКОУ «СОШ г Нариманов»



















Проект-исследование на тему:

«Культурная революция 20-х-40-х годов в России и ее аспекты.»

























Работу выполнила: ученица «10А» класса

Поздеева В.

Руководитель - учитель истории:

Поздеева Татьяна Ивановна









2017г.





Культурная революция 20-х-40-х годов в России и ее аспекты.

План.

1.Обоснование темы.

2.Основные аспекты

3.Опора на идеи литераторов и историков.

4. Выводы.

В первые годы советской власти – 1920-1930-е г.- в культурной жизни страны главным событием была культурная революция.

Культу́рная револю́ция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.



Я бы хотел проследить развитие культуры в России в 20-е-30-е годы опираясь на источники вижу что культурную революцию условно можно разделить на 4 основных ветви.

  1. Развитие системы образования.

  2. Развитие Физкультурных и военно-спортивных движений.

  3. Развитие Литературы и искусства

  4. Развитие театрального и музыкального искусство.

Основой духовной жизни является система образования. В 1918 году в стране были введены бесплатность образования, совместное обучение девочек и мальчиков, ликвидированы частные школы, Отменены преподавания древних языков ( латыни, греческого), также было принято положение о единой трудовой школе сокращенно (ЕТП).



Главной задачей в области просвещения считали ликвидацию неграмотности.

Культурная революция имела как и плюсы так и недостатки.

Культурная революция с одной стороны предусматривала ликвидацию неграмотности среди рабочих и крестьян, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование нового социального слоя — «социалистической интеллигенции» , перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. С другой стороны — в системе народного образования ликвидировалась трехзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — Реальное училище — Коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу.

Время культурной революции совпадало с Новой экономической политикой сокращенно (НЭП).

В первые годы культурной революции пришлось резко ограничить расходы на образование. Временно была введена плата за обучение.

Но не смотря на тяжёлую экономическую обстановку сеть учебных заведений постоянно росла , помимо этого была создана система профессионально-технического образования. В неё входили школы фабрично-заводского обучения университета сокращённо (ФЗУ) и техникумы.

Появились первые педагоги новаторы которым удалось воплотить на практике идеи единой трудовой школы. Но в жизнь они так и не были воплощены. В 1934г. Было восстановлено изучение в школах всемирной истории , а по всем предметам появились стабильные учебники . Во всех классах, начиная с 4 , вновь появились экзамены.

Другой задаче стало создание новой интелегенции. Это можно было сделать только через систему высшего образования. Рабочие и беднейшие крестьяне получили преимущество при зачисление в ВУЗы им выплачивалась стипендия. Бурное экономическое развитие страны в 1930 г. Потребовало большого количества специалистов с высшим и средним образованием . В связи с этим в период первой пятилетки количество высших учебных заведений выросло в 5 раз. А техникумов в 3,5 раза. Из за этого срок обучения приходилось сокращать до трех лет ( по ряду специальностей), а также были отменены дипломные проекты и дипломные работы. Очень сильно стало разворачиваться вечернее и заочное обучение. Это в свою очередь позволило обеспечить инженерно-техническими кадрами в короткие сроки.

Но несмотря на высокие темпы развития уровень подготовки специалистов оставался желать лучшего и был весьма невысок. В связи с этим уже с средины 1930 г. требования к качеству подготовки студентов ужесточилось: начали вводиться обязательные для всех вступительные экзамены , отменены ограничения, связанные с происхождением абитуриента, введены экзамены при переходе студента с курса на курс а также были введены итоговые государственные экзамены, увеличился срок обучения, а также восстановлены ученные звания и степ6ени, в обиход снова вернулись и стали обязательными дипломные проекты и работы, создана аспирантура для подготовки к научной деятельности.

С начала 1920 г. Власть уделяла особое внимание воспитанию молодёжи в духе преданности новым идеалам. Это была главная задача комсомола созданного в октябре 1918г. с 1924 г. (ВЛКСМ).

В школах и вузах появились комсомольские партии и движения. В 1922г. для детей до 14 лет была создана пионерская организация. Для детей 7-9 лет были созданы группы октябрят.

К концу 1930 г. по общей численности учащихся и студентов, СССР вышел на первое место в мире. Теперь более 50 % были выходцы из рабочих, а 16,5 из крестьян.

Уровень развития спорта в России в 1917 ᴦ. был не­высок. Только достижения в тяжелой атлетике соответ­ствовали уровню мировых достижений. К концу 1918 ᴦ. тяжелоатлетический спорт Советской России по ре­зультатам, превышающим мировые рекорды, вышел на первое место в мире. В остальных видах картина была иной — было очевидно явное отставание от мирового и европейского уровня.

Политические преобразования в стране в 1917 ᴦ. в полной мере отразились на деятельности спортивных организаций. Декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) от 22 апреля 1918 ᴦ. при Всероссийском штабе Наркомата по военным де­лам было создано Управление Всеобщего военного обу­чения — Всевобуч, перед которым была поставлена за­дача по восстановлению и перестройке спортивных кружков и организаций среди трудящейся молодежи. В республике к концу 1918 ᴦ. функционировали 350 таких спортивных объединений с общим числом 38 167 активных членов с 731 инструктором спортивных орга­низаций. Общее руководство спортом в это время было возложено на городские и областные спортивные лиги и союзы. Функции Всероссийского спортивного союза выполнял Московский олимпийский комитет. Начина­ется интенсивное развитие спорта͵ и только нехватка спортивного инвентаря, инструкторов, тренеров, лите­ратуры тормозит это движение.

Успешная работа органов, руководивших спортив­ным движением, зависела от их кадрового обеспечения. Отсутствие собственных квалифицированных кадров привело к тому, что приходилось привлекать к физкуль­турной и спортивной работе специалистов дореволюци­онной России. Подобная проблема существовала во всех отраслях хозяйства. На такой шаг было вынуждено пойти правительство во главе с В.И. Лениным, который осознавал необходи­мость привлечения старых специалистов, но требовал постоянного контроля за старой интеллигенцией, прежде всего, идеологического. Интеллигенция активно откликнулась на призыв но­вой власти охватить население спортивным движением.

Руководство коммунистической партии подчёркивало , что литература должна быть частью «общепролетарского дела»,а деятели искусства своим творчеством должны помогать строительству социализма. В 1920 г появились талантливые произведения Гражданской войны: М.А. Шолохов роман «Белая гвардия» и др.

Постепенно по отношению к художественной культуре определяющей становится линия на её огосударствление. С 1932 г. В каждом виде искусства начали создаваться всесоюзные творческие союзы. В апреле 1934г. Состоялся первый всесоюзный съезд советских писателей. Как «основной творческий метод» советской культуре был рекомендован «социалистический реализм». Вне творческих союзов работать стало невозможно.

Официальная литература и искусство в 1930 г. Стремились скрыть от народа теневые стороны ускоренной индустриализации и коллективизации, чудовищный размах репрессий .

В живописи с 1918 г. особую роль играло искусство плаката, как наиболее доступного восприятию широких масс.

От художников и скульпторов также требовали, что бы их произведения отражали героизм революционной борьбы, новую советскую действительность .

Советский театр рождался мучительно в бурных дискуссиях о путях нового, советского искусства и его первые шаги, по словам С.М. Эйзенштейна, были полны «загибами» и «безумствами». Наряду с профессиональными театрами появляется множество студий, организованных совсем неопытной молодежью, для которых театр был единственной политической трибуной (радио не было, газеты выходили очень маленькими тиражами).

Поскольку никто не знал что такое «пролетарское искусство» старые пьесы ставили на новый лад. В классику вмонтировали аттракционы,  акробатические этюды, включали злободневные политические диалоги, песенки и куплеты.

 В спектакле появились эмигранты-контрреволюционеры, выставленные из России

Новое правительство сразу же усвоило, что кино – «важнейшее из всех искусств». В августе 1919 г. была национализирована вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность. «Дело идет о создании совершенно нового духа в этой отрасли искусства и просвещения… – писал А.В. Луначарский. – Мы должны помнить, что социалистическое государство должно придать социалистический дух и кинозрелищам». 

Для создания собственной кинопродукции правительство привлекает крупнейших писателей  и поэтов – А. Толстого, А. Серафимовича, В. Брюсова, А. Белого, М. Горького, А. Блока. В 1919 г. начала работать Московская государственная школа кинематографии во главе с режиссером В. Гардиным. Первый советский художественный фильм назывался «Серп и молот» и был посвящен проблеме укрепления союза города и деревни.

Экранизировались классические произведения, но только те, которые показывали бесправие трудящихся в царской России.

М. Горький составил детальный план инсценировок по истории культуры и сам написал сценарий из жизни первобытного общества. Главное место занимали, конечно, агитационные фильмы.

В результате проведённого мною исследования я выяснил, что культурная революция набирала обороты в своём развитии не смотря на то что Россия в первой четверти 20 века пережила Февральскую, Октябрьскую революции и Гражданскую войну. Произошла смена формаций с буржуазной на социалистическую. Однако общество нуждалось в развитии культуры, образования, спорта, а правительство всячески поддерживало это развитие.



































































Список литературы:

1. [Русская культура в первые годы советской власти

(1917–1920 гг.)]

http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/e-learning/History_of_Art/Epochs/revol.html

2. [Физическая культура и спорт в России в период от революций 1917 г. до начала 20-х гг.] 

http://referatwork.ru/category/sport/view/447202_fizicheskaya_kul_tura_i_sport_v_rossii_v_period_ot_revolyuciy_1917_g_do_nachala_20_h_gg

3. [Электронная библиотека Института философии РАН. «Новая философская энциклопедия» Культурная Революция]

http://iphlib.ru/greenstone3/library/library/collection/newphilenc/document/HASHad68b759b64d8b13e87aad

4 [РУКСПЕРТ]

http://ruxpert.ru/Плюсы_и_минусы_советского_образования










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Проект-исследование на тему: «Культурная революция 20-х-40-х годов в России и ее аспекты.»

Автор: Поздеева Татьяна Ивановна

Дата: 17.12.2017

Номер свидетельства: 444872

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства