Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ УРОКА «Великая Отечественная война. Причины, цена и значение Великой Победы».»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Силинская основная школа»
Шатковского района Нижегородской области
ПРОЕКТ УРОКА
«Великая Отечественная война.
Причины, цена и значение Великой Победы».
Работу выполнил:
учитель МОУ «Силинская ОШ»
Шатковского района
Горожанцев Александр Федорович
с. Силино. 2020
Описание проекта
Тема проекта
«Великая Отечественная война. Причины, цена и значение Великой Победы».
Автор учебника, по которому ведется обучение
Данилов А.А.
История России, XX - начало XXI века. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Данилов А.А.,
Косулина Н.Г. \. М.Ю. Брандт. М.: Просвещение, 2010
Классификация урока
Повторительно-обобщающий.
Психолого –педагогическая
характеристика особенностей
класса
Успеваемость в классе средняя. Наиболее высокий уровень самостоятельности, активность на уроках проявляют трое учащихся. Они сообразительны, умеют анализировать, обобщать, делать правильные выводы. У некоторых ребят замедленный тип мыслительной деятельности, неустойчивое, рассеянное внимание, слабая память. Второгодников нет, но 3 ученика успевают слабо, имеют существенные пробелы в знаниях, и поэтому требуют индивидуального подхода на уроках.
Цели проекта
Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме: «Великая Отечественная война»
Задачи проекта
Обучающие:
1.Исследовать наиболее вероятные версии причин Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
2.Оценить итоги и последствия Великой Отечественной войны.
Развивающие:
1.Продолжить развитие умений работать с дополнительными источниками информации.
2.Формирование умений вести диалог, доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
1.Воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся.
2.Формирование связей между поколениями путем изучения героического прошлого нашей страны.
Знания, умения, навыки и
качества, которые приобретут и закрепят ученики
Должны знать: даты основных событий ВОВ, термины и понятия основных событий, их участников, результаты и итоги ВОВ.
Уметь: сравнивать, объяснять смысл, значение важнейших понятий, уметь дискутировать, анализировать исторические факты, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.
Навыкиработы в группах, коммуникативные навыки,
Учебный материал,
подлежащий усвоению,
актуализации, закреплению
Даты основных событий, термины и понятия событий, их участников, результаты и итоги Великой Отечественной войны.
2. Характеристика наиболее эффективных методик преподавания. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Методы мотивации учебной деятельности. Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др. Методы формирования новых умений. Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др. Методы обобщения и систематизации изученного. Создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт; Методы контроля результатов обучения. • Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. • Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др. • Машинные: тест. Методы стимулирования учебной деятельности. Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др. Среди последних наиболее успешными являются методы проблемного изложения, частично - поисковый метод , метод исследования, проектный метод .Метод проблемного изложения. Данный метод является переходным от исполнительской деятельности к творческой деятельности. Учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя ученики при таком методе не участники, а лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Частично-поисковый (эвристический) Ученики не всегда самостоятельно решают сложную учебную проблему от начала и до конца. Часть знаний сообщает учитель, часть ученики добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания. Знания детям нужно добывать самостоятельно. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая ) Исследовательский метод Учитель вместе с учениками формирует проблему. Знания ученикам не сообщаются. Школьники самостоятельно добывают их процессе исследования проблем сравнения различных вариантов полученных ответов. Деятельность учителя сводится к управлению процессом решения проблемных задач. Обучение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Этот метод предусматривает творческое усвоение знаний . Метод проектной деятельности. Основными достоинствами проектного метода является высокая степень самостоятельности, инициативности учеников и их познавательной мотивированности, развитие социальных навыков детей в процессе групповых взаимодействий, приобретение ими опыта исследовательской, творческой деятельности.
3.Технологическая карта урока
Тема урока: «Причины, цена и значение Великой Победы».
Цель урока: Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме: «Великая Отечественная война».
Задачи урока:
Обучающие:
1.Исследовать наиболее вероятные версии причин Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
2.Оценить итоги и последствия Великой Отечественной войны.
Развивающие:
1.Продолжить развитие умений работать с дополнительными источниками информации.
2.Формирование умений вести диалог, доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
1.Воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся.
2.Формирование связей между поколениями путем изучения героического прошлого нашей страны.
Ключевые понятия урока:
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
План урока:
1. Характеристика и анализ военно-стратегического положения в начале Великой Отечественной войны.
2. Исследование наиболее вероятных версий причин Победы СССР в Великой Отечественной войне.
3. Цена Победы.
Форма организации обучения: Урок-исследование.
Основные виды деятельности учащихся:
- Индивидуальная: составление кластера.
- Групповая: работа с раздаточным материалом
- Работа в парах: работа с учебником, картами атласа.
- Фронтальная (на этапе актуализации знаний и изучения нового материала)
Материалы и оборудование: Карта «Великая Отечественная война.1941-1945г.г.»; портреты полководцев Великой Отечественной войны; таблицы: «Соотношение сил СССР и Германии на московском направлении осенью 1941г.», «Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942г.»; плакаты: В.Б.Корецкий «Воин Красной армии, спаси!», Н.Н.Жуков «Бей насмерть!»; раздаточный материал для работы в группах (см. Приложение), ПК, проектор.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Орг. момент.
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Приветствие учащихся – «Улыбка»
Отметка отсутствующих.
Отвечают на приветствие учителя. Выделяют существенную информацию из слов учителя. Взаимодействуют с учителем. Слушают учителя.
II.Актуализация темы урока.
Вступительное слово учителя.
Великая Отечественная войне посвящено большое количество литературы и тем не менее, обращаясь к данным событиям с позиций сегодняшнего дня мы должны признать, что о Великой Отечественной войне сказано далеко не все. До сих пор в истории войны есть немало «белых», «черных» и даже «кровавых» пятен. Очень много работ написано с казенно-патриотических позиций. Многие события представлены в искаженном, а порой и в фальсифицированном виде. Действия Советских войск идеализируются, преобладает победный тон, не принято было говорить о горьких уроках, ошибках, реальных масштабах поражений и потерь. Да иначе и быть не могло. На историков «давил» идеологический пресс. Во время и после войны на всех работах о Великой Отечественной войне лежал отпечаток «культа личности» Сталина, считавшегося непогрешимым творцом всех побед. После разоблачения «культа личности», мало что изменилось. По-прежнему авторы замалчивали правдивые и трагические страницы Великой Отечественной войны. Все это породило массу мифов и недомолвок.
К счастью, в наши дни положение изменилось. Мы можем и должны знать правду о тех Великих днях, какой бы она не была. Это наш долг перед теми, кто погиб, защищая нашу жизнь, наше будущее. Возвращаясь в далекое прошлое, анализируя и исследуя события тех лет, пытаясь найти ответы на проблемные вопросы Великой Отечественной войны, мы продолжаем связь поколений и восстанавливаем память о тех, кто навсегда остался лежать в нашей многострадальной земле.
Учащиеся слушают учителя.
III.Систематизация и обобщение.
Учитель задает вопрос.
- Вы знаете, что до нападения на СССР фашистская Германия завоевала многие страны Европы. Припомните, за какое время?
Проблемный вопрос:
Почему же опытная, хорошо вооруженная немецкая армия, захватив многие страны Европы, пройдя тысячи километров до Москвы и до Сталинграда, не смогла сломить сопротивление Красной Армии?
Используя дополнительные источники давайте попытаемся выяснить истинные причины Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
1. Шансы на Победу… (Характеристика и анализ военно-стратегического положения).
Задание для учащихся: Работая с таблицами: «Соотношение сил СССР и Германии на московском направлении осенью 1941г.» и «Соотношение сил СССР и Германии на Сталинградском направлении в ноябре 1942г.» (см. Приложение № 1) сделайте выводы о степени готовности двух сторон к войне.
Учитель дополняет:
Сложность обстановки состояла также и в том, что Советское командование не смогло своевременно оценить обстановку, правильно определить направление главных ударов противника и сосредоточить против них основные силы и средства за счет пассивных участков. В результате, сотни тысяч человек попали в окружение, и фронт оказался открыт.
Задание для учащихся: Используя карту, охарактеризуйте военно-стратегическую обстановку в первые месяцы войны.
Вопрос: Оцените обстановку, сложившуюся осенью 1941 г. для судьбы страны.
Задание для учащихся: Познакомившись с дополнительными материалами, сделайте вывод о психологическом состоянии немецких солдат на первом этапе войны (см. Приложение № 2).
Учитель: Таким образом, мы убедились, насколько сильны были враги. Что же остановило немецко-фашистские войска? Каковы причины победы СССР?
Задание для учащихся: Работая в группах, исследуя и анализируя предложенный материал, попытайтесь выявить вероятные причины, которые привели к Победе СССР в Великой Отечественной войне.
Версия №1 Страх перед репрессиями. Приказы №270, №227. (Приложение №3).
Задание творческой группе №1:
- Чем обусловлено появление данных приказов?
- Чем поразили вас эти приказы?
- Предложите другие решения по исправлению положения в сложившейся ситуации?
- Считаете ли вы, что эти приказы привели к победе СССР в войне?
Версия №2 Психологическая готовность к борьбе с врагом. (Приложение №4).
Задание творческой группе №2:
- Как повлияли произведения литературы и искусства на психологическое состояние советских солдат?
- Чем руководствовались наши солдаты, идя в бой на врага?
- Может ли психологическая готовность солдат быть причиной победы СССР над фашистской Германией?
Версия №3- «Большая кровь». (Приложение №5).
Задание творческой группе №3:
- Согласны ли вы с тем, что победа в войне досталась ценой огромных человеческих жертв?
- Может ли подобная версия считаться весомой причиной победы СССР?
Версия №4 Боевая мощь Советской армии и военное искусство советских полководцев: Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева и др.
Задание творческой группе №4:
- Как вы оцениваете боевую мощь Красной Армии?
- Кто из высшего командного состава Красной Армии, на ваш взгляд, внес наибольший вклад в победу?
Версия №5. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа.
Задание творческой группе №5:
- Приведите примеры мужества и героизма советских солдат в годы войны.
- Как вы думаете, что заставило советских людей проявлять мужество и героизм?
Версия №6. Создание антигитлеровской коалиции.
Задание творческой группе №6:
- Какие страны вошли в состав антигитлеровской коалиции?
- Какую роль сыграли Великобритания и США в достижении победы над фашистской Германией?
- Какие еще страны сыграли важную роль в достижении победы над Германией?
Ребята, какой вывод можно сделать на основе анализа версий о причинах Победы?
Отвечают на вопрос учителя.
-Военные действия фашистской Германии против Дании продолжались 1 день, Голландии-5 дней, Бельгии-19 дней, Польши-35 дней, Франции-44 дня, Норвегии - 63 дня.
Учащиеся работают с раздаточным материалом (Приложение № 1). Одновременно материалы приложения демонстрируются на экране с помощью проектора.
Анализируя данные, таблицы учащиеся приходят к выводу о том, что немецко-фашистские войска превосходили Красную армию:
- в личном составе – в 1,4 раза;
- в танках – в 1,7 раза;
- в самолетах – в 2 раза;
- в орудиях и минометах – в 1,8 раза.
Примерные ответы учащихся: Внезапность и мощность удара противника, его численное превосходство были на столько велики, что уже через 3 недели фашистские войска оккупировали Латвию, Литву, Белоруссию, значительную часть Украины, Молдавии и Эстонии. Основные силы Западного фронта оказались в окружении. Образовался 500 километровый разрыв фронта, открывший путь на Москву.
Ученик: Осенью 1941г. создалась прямая угроза захвата Москвы. Если бы это произошло, то патриотический дух советских солдат резко бы упал. Кроме того, это могло подтолкнуть Японию и Турцию к вступлению в войну на стороне Германии.
Учащиеся читают и анализируют воспоминания участников боев(см. Приложение № 2), делают вывод о том, что немецкие солдаты были хорошо вооружены, обучены, дисциплинированы, вели себя нагло и самоуверенно. Это обстоятельство говорит о боевой и психологической готовности немецких солдат.
Учащиеся работают в группах. Каждая группа рассматривает свою версию причин Победы СССР в Великой Отечественной войне.
Каждая творческая группа высказывает свою точку зрения на поставленные вопросы, после чего идет обсуждение.
Рассмотрев основные версии причин победы СССР в ВОВ можно сделать вывод о том, что не все версии бесспорны. Главную роль в достижении победы сыграли мужество и героизм советских людей, а также огромный талант наших полководцев. Остальные версии не имели решающего значения.
IV. Первичное закрепление
Итоги и последствия Великой Отечественной войны.
На основании изученных материалов (учебник, дополнительная литература, таблицы, карты и т.д.) учащимся предлагается составить кластер: «Итоги и последствия ВОВ»
Учащиеся составляют кластер «Итоги и последствия ВОВ».
(см. Приложение № 6)
V. Заключение.
1.Подведение итогов и выставление оценок.
Что мы узнали сегодня на уроке?
2.Заключительное слово учителя:
« Некоторые люди могут сказать: « А стоит ли ворошить это страшное прошлое, в очередной раз бередить раны? Люди уже устали от рассказов о войне». В ответ я хотел бы сказать им, что нет недостаточно. Нет, не все мы знаем, а главное понимаем в нашем прошлом и сегодняшний наш урок яркий тому пример. Может кто-то из нас впервые задумался о том, как и почему пришла к нам Победа… Какую цену мы за нее заплатили? Глазами потомков мы заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далекие дни. Это очень важно. И совершенно прав поэт писавший:
Я напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть,
Она, как правда, нам нужна.
Размышляя над услышанным, мы не просто впитываем эти знания, мы становимся другими, учимся рассматривать исторические события с разных точек зрения, оценивать и анализировать их. Так наше поколение становится ближе к прадедам, лучше их понимает. А это очень важно: не осудить, не быть безразличным.
Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учащиеся слушают учителя.
V. Организация домашнего задания.
Написать эссе на тему: «Моя семья в годы ВОВ».
Учащиеся записывают домашнее задание.
Самоанализ урока.
1. Тема урока: Причины, цена и значение Великой Победы изучается в Разделе Великая Отечественная война, на его изучение отводится 4 часа. Эта тема последняя, связана с предыдущими темами раздела « Великая Отечественная война».
2. Класс: урок в 9 классе. В целом коллектив класса работоспособен и имеет средний уровень развития.
3. Тип урока: урок обобщения знаний в разделе: Великая Отечественная война.. Все этапы урока выдержаны. На каждом из них проводилось закрепление материала и проверка умений. К уроку разработана презентация.
4. Цели урока:
Образовательные:
- Исследовать наиболее вероятные версии причин Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
- Оценить итоги и последствия Великой Отечественной войны.
Развивающие
- Продолжить развитие умений работать с дополнительными источниками информации.
- Формирование умений вести диалог, доказывать свою точку зрения.
3. Воспитательные:
- Воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся.
- Формирование связей между поколениями путем изучения героического прошлого нашей страны.
5. Формы работы: На уроке были представлены такие виды работы как:
- Индивидуальная: составление кластера.
- Групповая: работа с раздаточным материалом
- Работа в парах: работа с учебником, картами атласа.
- Фронтальная (на этапе актуализации знаний и изучения нового материала)
6. Различные методы работы:
Словесный методы (рассказ, сообщение)
Наглядный (презентация и видеофрагмент)
Практический (решение заданий)
Проблемная ситуация
7. Умения и навыки.
Учащиеся на уроке показали следующие умения:
1. Регулятивные универсальные умения
Умения ставить цели, отвечая на вопрос: Что хотели узнать на уроке?
2. Познавательные общеучебные:
Умения работать с разными источниками информации: понимать смысл этой информации, давать на вопросы правильные ответы, умения работать с таблицей и раздаточным материалом, выполнять различные задания. По ходу их выполнения оценивать свою работу и усваивать материал, установление причинно- следственных связей: при решении проблемного вопроса.
4. Коммуникативные
А) анализировать, делать выводы
Б) умения работать в группах
8. Цели урока достигнуты. Они решались постепенно, исходя из плана урока.
Приложение №1
Соотношение сил СССР и Германии
на Московском направлении осенью 1941 г.
Войска и вооружение
СССР
Германия
Личный состав (тыс. чел.)
Количество танков
Количество самолётов
Орудия и миномёты (тыс.шт.)
1250
990
667
7,6
1800
1700
1390
14,0
Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 г.
Войска и вооружения
СССР
Германия
Личный состав (тыс. чел.)
Количество танков
Количество самолетов
Орудия и минометы (тыс. шт.)
1134,8
1560
1916
14,9
1011,5
675
1219
10,3
Соотношение сил на Орловско-Курском направлении
в начале июля 1943 г.
Войска и вооружения
СССР
Германия
Личный состав (тыс. чел.)
Количество танков
Количество самолетов
Орудия и минометы
1336
3444
2172
19,1
900
2733
2050
10,0
Приложение № 2
Из дневника начальника генерального штаба Ф. Гальдера, написанных спустя неделю после начала войны с СССР:
«…Упорное сопротивление русских заставляет нас вести бой по всем правилам наших боевых уставов. В Польше и на западе мы могли позволить себе известные вольности и отступления от уставных принципов. Теперь это уже недопустимо».
Из воспоминаний маршала К. К. Рокоссовского:
«Нанесенный врагом неожиданный удар огромными силами и его стремительное продвижение вглубь территории на некоторое время ошеломили наши неподготовленные к этому войска. Они подверглись шоку... Наблюдались случаи, когда даже целые части, попавшие под внезапный фланговый удар небольшой группы вражеских танков и авиации подвергались панике… Боязнь окружения и страх перед воображаемыми парашютными десантами противника в течение длительного времени были настоящим бичом… Беспорядочное движение мчавшихся по одиночке и группами машин больше напоминало паническое бегство, чем организованную эвакуацию».
Из дневника Вильгельма Гофмана:
«Командир роты говорит, что русские войска совсем разбиты, держаться дальше не могут. Выйти к Волге и взять Сталинград не такое уж сложное дело. Фюрер знает, где слабое место у русских, победа близка…»
Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова:
«В боях и полевой службе немецкий солдат знал своё дело, был упорен, самоуверен и дисциплинирован…»
«Советскому войну пришлось иметь дело с опытным и сильным врагом, у которого вырвать победу было не так-то просто. Штабы немецких частей, соединений и армий были обучены современным способам организации боя, сражений и операций. Управление войсками осуществлялось при помощи радиосредств, которыми они были обеспечены. В ходе сражений они настойчиво добивались от войск выполнения поставленных задач».
Приложение №3.
Из приказа Ставки Верховного главнокомандования №270, от 16 августа 1941 г.:
«…Приказываю: 1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров. Расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.
2.Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности… пробиваться к своим… И если… начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен – уничтожить их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи».
Из директивы Ставки командующим фронтами, от 12 сентября 1941 г.:
«… Приказываю:
В каждой стрелковой дивизии иметь заградительный отряд из надежных бойцов численностью не более батальона.
Задачами заградительного отряда считать прямую помощь комсоставу в установлении твердой дисциплины в дивизии, приостановку бегства одержимых паникой военнослужащих, не останавливаясь перед применением оружия».
Из приказа Ставки Верховного главнокомандования №227, от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад»!
«…У нас стало намного меньше территории… стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик… У нас уже сейчас нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину…
Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв…
Безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем отступать…
Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов…»
Приложение № 4
Мусса Джалиль.
Варварство.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!-
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
-Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плачь, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Что бы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Приложение № 5.
Потери в живой силе армий СССР и Германии
в разные периоды Великой Отечественной войны (в тыс. чел.).
Период войны
Потери СССР
Потери Германии
1.Первые четыре месяца войны.
2. Московская битва.
3.Сталинградская битва.
350
450
600
450
500
800
Приложение №6.
Огромные людские и материальные
потери в войне. Экономическая разруха.
Ликвидация угрозы порабощения
человечества фашизмом.
И тоги и последствия Возрастание международного
в ойны. авторитета СССР. Превращение
СССР в сверхдержаву.
Рост антиколониального движения в мире.
Усиление соперничества и противостояния
стран-союзниц в борьбе за сферы влияния.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Всемирная история. Том X (под редакцией В.В.Курасова). М. изд-во. «Мысль» 1965 г.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России. XX- нач. XXI в.в. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2009 г.
Нацистских преступников- к ответу! Составитель Д.М. Погоржельский. М. «Политиздат». 1983 г.
В.Ф. Карпенко Земля шатковская. (прошлое и настоящее) г. Арзамас. 2004
А.В. Серкин Тематическое и поурочное планирование по истории России XX-нач.XXI в.в. М. изд-во «Экзамен». 2007 г.
А.И. Тюрина, В.Д. Федоров, Л.А. Чемоданов История Горьковской области (учебное пособие) Горький Волго-Вятское кн. изд-во 1989 г.
Школьный словарь-справочник 9-11 кл.
История России XX в. (под ред. В.В. Барабанова) М. «АСТРЕЛЬ*АСТ 2002 г.
9. Школьная энциклопедия «РУСИКА» История России XX в.М. «ОЛМА- ПРЕСС» Образование 2003.