kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОЕКТ УРОКА «Великая Отечественная война. Причины, цена и значение Великой Победы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения знаний по теме Великая отечественная война 1941-1945 г.г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ УРОКА «Великая Отечественная война. Причины, цена и значение Великой Победы».»






Муниципальное общеобразовательное учреждение «Силинская основная школа»

Шатковского района Нижегородской области













ПРОЕКТ УРОКА



«Великая Отечественная война.

Причины, цена и значение Великой Победы».





Работу выполнил:


учитель МОУ «Силинская ОШ»


Шатковского района


Горожанцев Александр Федорович





















с. Силино. 2020




  1. Описание проекта

Тема проекта


«Великая Отечественная война. Причины, цена и значение Великой Победы».


Автор учебника, по которому ведется обучение


Данилов А.А.

История России, XX - начало XXI века. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Данилов А.А.,

Косулина Н.Г. \. М.Ю. Брандт. М.: Просвещение, 2010

Классификация урока


Повторительно-обобщающий.


Психолого –педагогическая

характеристика особенностей

класса


Успеваемость в классе средняя. Наиболее высокий уровень самостоятельности, активность на уроках проявляют трое учащихся. Они сообразительны, умеют анализировать, обобщать, делать правильные выводы. У некоторых ребят замедленный тип мыслительной деятельности, неустойчивое, рассеянное внимание, слабая память. Второгодников нет, но 3 ученика успевают слабо, имеют существенные пробелы в знаниях, и поэтому требуют индивидуального подхода на уроках.

Цели проекта


Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме: «Великая Отечественная война»

Задачи проекта


Обучающие:

1.Исследовать наиболее вероятные версии причин Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

2.Оценить итоги и последствия Великой Отечественной войны.



Развивающие:

1.Продолжить развитие умений работать с дополнительными источниками информации.

2.Формирование умений вести диалог, доказывать свою точку зрения.



Воспитательные:

1.Воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся.

2.Формирование связей между поколениями путем изучения героического прошлого нашей страны.


Знания, умения, навыки и

качества, которые приобретут и закрепят ученики

Должны знать: даты основных событий ВОВ, термины и понятия основных событий, их участников, результаты и итоги ВОВ.

Уметь: сравнивать, объяснять смысл, значение важнейших понятий, уметь дискутировать, анализировать исторические факты, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.

Навыки работы в группах, коммуникативные навыки,

Учебный материал,

подлежащий усвоению,

актуализации, закреплению


Даты основных событий, термины и понятия событий, их участников, результаты и итоги Великой Отечественной войны.




2. Характеристика наиболее эффективных методик преподавания. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Методы мотивации учебной деятельности. Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др. Методы формирования новых умений. Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др. Методы обобщения и систематизации изученного. Создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт; Методы контроля результатов обучения. • Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. • Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др. • Машинные: тест. Методы стимулирования учебной деятельности. Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др. Среди последних наиболее успешными являются методы проблемного изложения, частично - поисковый метод , метод исследования, проектный метод . Метод проблемного изложения. Данный метод является переходным от исполнительской деятельности к творческой деятельности. Учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя ученики при таком методе не участники, а лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Частично-поисковый (эвристический) Ученики не всегда самостоятельно решают сложную учебную проблему от начала и до конца. Часть знаний сообщает учитель, часть ученики добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания. Знания детям нужно добывать самостоятельно. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая ) Исследовательский метод  Учитель вместе с учениками формирует проблему. Знания ученикам не сообщаются. Школьники самостоятельно добывают их процессе исследования проблем сравнения различных вариантов полученных ответов. Деятельность учителя сводится к управлению процессом решения проблемных задач. Обучение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Этот метод предусматривает творческое усвоение знаний . Метод проектной деятельности. Основными достоинствами проектного метода является высокая степень самостоятельности, инициативности учеников и их познавательной мотивированности, развитие социальных навыков детей в процессе групповых взаимодействий, приобретение ими опыта исследовательской, творческой деятельности.



3.Технологическая карта урока


Тема урока: «Причины, цена и значение Великой Победы».


Цель урока: Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме: «Великая Отечественная война».


Задачи урока:


Обучающие:

1.Исследовать наиболее вероятные версии причин Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

2.Оценить итоги и последствия Великой Отечественной войны.



Развивающие:

1.Продолжить развитие умений работать с дополнительными источниками информации.

2.Формирование умений вести диалог, доказывать свою точку зрения.



Воспитательные:

1.Воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся.

2.Формирование связей между поколениями путем изучения героического прошлого нашей страны.



Ключевые понятия урока:


Тип урока: Повторительно-обобщающий.


План урока:

1. Характеристика и анализ военно-стратегического положения в начале Великой Отечественной войны.

2. Исследование наиболее вероятных версий причин Победы СССР в Великой Отечественной войне.

3. Цена Победы.



Форма организации обучения: Урок-исследование.


Основные виды деятельности учащихся:

- Индивидуальная: составление кластера.

- Групповая: работа с раздаточным материалом

- Работа в парах: работа с учебником, картами атласа.

- Фронтальная (на этапе актуализации знаний и изучения нового материала)


Материалы и оборудование: Карта «Великая Отечественная война.1941-1945г.г.»; портреты полководцев Великой Отечественной войны; таблицы: «Соотношение сил СССР и Германии на московском направлении осенью 1941г.», «Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942г.»; плакаты: В.Б.Корецкий «Воин Красной армии, спаси!», Н.Н.Жуков «Бей насмерть!»; раздаточный материал для работы в группах (см. Приложение), ПК, проектор.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент.


Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Приветствие учащихся – «Улыбка»

Отметка отсутствующих.


Отвечают на приветствие учителя. Выделяют существенную информацию из слов учителя. Взаимодействуют с учителем. Слушают учителя.


II.Актуализация темы урока.



Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная войне посвящено большое количество литературы и тем не менее, обращаясь к данным событиям с позиций сегодняшнего дня мы должны признать, что о Великой Отечественной войне сказано далеко не все. До сих пор в истории войны есть немало «белых», «черных» и даже «кровавых» пятен. Очень много работ написано с казенно-патриотических позиций. Многие события представлены в искаженном, а порой и в фальсифицированном виде. Действия Советских войск идеализируются, преобладает победный тон, не принято было говорить о горьких уроках, ошибках, реальных масштабах поражений и потерь. Да иначе и быть не могло. На историков «давил» идеологический пресс. Во время и после войны на всех работах о Великой Отечественной войне лежал отпечаток «культа личности» Сталина, считавшегося непогрешимым творцом всех побед. После разоблачения «культа личности», мало что изменилось. По-прежнему авторы замалчивали правдивые и трагические страницы Великой Отечественной войны. Все это породило массу мифов и недомолвок.

К счастью, в наши дни положение изменилось. Мы можем и должны знать правду о тех Великих днях, какой бы она не была. Это наш долг перед теми, кто погиб, защищая нашу жизнь, наше будущее. Возвращаясь в далекое прошлое, анализируя и исследуя события тех лет, пытаясь найти ответы на проблемные вопросы Великой Отечественной войны, мы продолжаем связь поколений и восстанавливаем память о тех, кто навсегда остался лежать в нашей многострадальной земле.




Учащиеся слушают учителя.

III.Систематизация и обобщение.


Учитель задает вопрос.

- Вы знаете, что до нападения на СССР фашистская Германия завоевала многие страны Европы. Припомните, за какое время?










Проблемный вопрос:

Почему же опытная, хорошо вооруженная немецкая армия, захватив многие страны Европы, пройдя тысячи километров до Москвы и до Сталинграда, не смогла сломить сопротивление Красной Армии?

Используя дополнительные источники давайте попытаемся выяснить истинные причины Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

1. Шансы на Победу… (Характеристика и анализ военно-стратегического положения).

Задание для учащихся: Работая с таблицами: «Соотношение сил СССР и Германии на московском направлении осенью 1941г.» и «Соотношение сил СССР и Германии на Сталинградском направлении в ноябре 1942г.» (см. Приложение № 1) сделайте выводы о степени готовности двух сторон к войне.






Учитель дополняет:

Сложность обстановки состояла также и в том, что Советское командование не смогло своевременно оценить обстановку, правильно определить направление главных ударов противника и сосредоточить против них основные силы и средства за счет пассивных участков. В результате, сотни тысяч человек попали в окружение, и фронт оказался открыт.


Задание для учащихся: Используя карту, охарактеризуйте военно-стратегическую обстановку в первые месяцы войны.













Вопрос: Оцените обстановку, сложившуюся осенью 1941 г. для судьбы страны.











Задание для учащихся: Познакомившись с дополнительными материалами, сделайте вывод о психологическом состоянии немецких солдат на первом этапе войны (см. Приложение № 2).








Учитель: Таким образом, мы убедились, насколько сильны были враги. Что же остановило немецко-фашистские войска? Каковы причины победы СССР?


Задание для учащихся: Работая в группах, исследуя и анализируя предложенный материал, попытайтесь выявить вероятные причины, которые привели к Победе СССР в Великой Отечественной войне.


Версия №1 Страх перед репрессиями. Приказы №270, №227. (Приложение №3).

Задание творческой группе №1:

- Чем обусловлено появление данных приказов?

- Чем поразили вас эти приказы?

- Предложите другие решения по исправлению положения в сложившейся ситуации?

- Считаете ли вы, что эти приказы привели к победе СССР в войне?


Версия №2 Психологическая готовность к борьбе с врагом. (Приложение №4).

Задание творческой группе №2:

- Как повлияли произведения литературы и искусства на психологическое состояние советских солдат?

- Чем руководствовались наши солдаты, идя в бой на врага?

- Может ли психологическая готовность солдат быть причиной победы СССР над фашистской Германией?


Версия №3- «Большая кровь». (Приложение №5).

Задание творческой группе №3:

- Согласны ли вы с тем, что победа в войне досталась ценой огромных человеческих жертв?

- Может ли подобная версия считаться весомой причиной победы СССР?


Версия №4 Боевая мощь Советской армии и военное искусство советских полководцев: Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева и др.

Задание творческой группе №4:

- Как вы оцениваете боевую мощь Красной Армии?

- Кто из высшего командного состава Красной Армии, на ваш взгляд, внес наибольший вклад в победу?


Версия №5. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа.

Задание творческой группе №5:

- Приведите примеры мужества и героизма советских солдат в годы войны.

- Как вы думаете, что заставило советских людей проявлять мужество и героизм?


Версия №6. Создание антигитлеровской коалиции.

Задание творческой группе №6:

- Какие страны вошли в состав антигитлеровской коалиции?

- Какую роль сыграли Великобритания и США в достижении победы над фашистской Германией?

- Какие еще страны сыграли важную роль в достижении победы над Германией?


Ребята, какой вывод можно сделать на основе анализа версий о причинах Победы?







Отвечают на вопрос учителя.

-Военные действия фашистской Германии против Дании продолжались 1 день, Голландии-5 дней, Бельгии-19 дней, Польши-35 дней, Франции-44 дня, Норвегии - 63 дня.






















Учащиеся работают с раздаточным материалом (Приложение № 1). Одновременно материалы приложения демонстрируются на экране с помощью проектора.

Анализируя данные, таблицы учащиеся приходят к выводу о том, что немецко-фашистские войска превосходили Красную армию:

- в личном составе – в 1,4 раза;

- в танках – в 1,7 раза;

- в самолетах – в 2 раза;

- в орудиях и минометах – в 1,8 раза.






















Примерные ответы учащихся: Внезапность и мощность удара противника, его численное превосходство были на столько велики, что уже через 3 недели фашистские войска оккупировали Латвию, Литву, Белоруссию, значительную часть Украины, Молдавии и Эстонии. Основные силы Западного фронта оказались в окружении. Образовался 500 километровый разрыв фронта, открывший путь на Москву.


Ученик: Осенью 1941г. создалась прямая угроза захвата Москвы. Если бы это произошло, то патриотический дух советских солдат резко бы упал. Кроме того, это могло подтолкнуть Японию и Турцию к вступлению в войну на стороне Германии.


Учащиеся читают и анализируют воспоминания участников боев(см. Приложение № 2), делают вывод о том, что немецкие солдаты были хорошо вооружены, обучены, дисциплинированы, вели себя нагло и самоуверенно. Это обстоятельство говорит о боевой и психологической готовности немецких солдат.









Учащиеся работают в группах. Каждая группа рассматривает свою версию причин Победы СССР в Великой Отечественной войне.



Каждая творческая группа высказывает свою точку зрения на поставленные вопросы, после чего идет обсуждение.





















































































































Рассмотрев основные версии причин победы СССР в ВОВ можно сделать вывод о том, что не все версии бесспорны. Главную роль в достижении победы сыграли мужество и героизм советских людей, а также огромный талант наших полководцев. Остальные версии не имели решающего значения.

IV. Первичное закрепление

Итоги и последствия Великой Отечественной войны.

На основании изученных материалов (учебник, дополнительная литература, таблицы, карты и т.д.) учащимся предлагается составить кластер: «Итоги и последствия ВОВ»




Учащиеся составляют кластер «Итоги и последствия ВОВ».

(см. Приложение № 6)





V. Заключение.


  1. 1.Подведение итогов и выставление оценок.


Что мы узнали сегодня на уроке?


2.Заключительное слово учителя:

« Некоторые люди могут сказать: « А стоит ли ворошить это страшное прошлое, в очередной раз бередить раны? Люди уже устали от рассказов о войне». В ответ я хотел бы сказать им, что нет недостаточно. Нет, не все мы знаем, а главное понимаем в нашем прошлом и сегодняшний наш урок яркий тому пример. Может кто-то из нас впервые задумался о том, как и почему пришла к нам Победа… Какую цену мы за нее заплатили? Глазами потомков мы заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далекие дни. Это очень важно. И совершенно прав поэт писавший:

Я напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть,

Она, как правда, нам нужна.

Размышляя над услышанным, мы не просто впитываем эти знания, мы становимся другими, учимся рассматривать исторические события с разных точек зрения, оценивать и анализировать их. Так наше поколение становится ближе к прадедам, лучше их понимает. А это очень важно: не осудить, не быть безразличным.

Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее.


Учащиеся оценивают свою работу на уроке.


Учащиеся отвечают на вопрос.




Учащиеся слушают учителя.

V. Организация домашнего задания.


Написать эссе на тему: «Моя семья в годы ВОВ».

Учащиеся записывают домашнее задание.




Самоанализ урока.

1. Тема урока: Причины, цена и значение Великой Победы изучается в Разделе Великая Отечественная война, на его изучение отводится 4 часа. Эта тема последняя, связана с предыдущими темами раздела « Великая Отечественная война».

2. Класс: урок в 9 классе. В целом коллектив класса работоспособен и имеет средний уровень развития.

3. Тип урока: урок обобщения знаний в разделе: Великая Отечественная война.. Все этапы урока выдержаны. На каждом из них проводилось закрепление материала и проверка умений. К уроку разработана презентация.

4. Цели урока:

  1. Образовательные:

- Исследовать наиболее вероятные версии причин Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

- Оценить итоги и последствия Великой Отечественной войны.

  1. Развивающие

- Продолжить развитие умений работать с дополнительными источниками информации.

- Формирование умений вести диалог, доказывать свою точку зрения.

3. Воспитательные:

- Воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся.

- Формирование связей между поколениями путем изучения героического прошлого нашей страны.


 5. Формы работы: На уроке были представлены такие виды работы  как:

- Индивидуальная: составление кластера.

- Групповая: работа с раздаточным материалом

- Работа в парах: работа с учебником, картами атласа.

- Фронтальная (на этапе актуализации знаний и изучения нового материала)

6. Различные методы работы:

Словесный методы (рассказ, сообщение)

Наглядный (презентация и видеофрагмент)

Практический (решение заданий)

Проблемная ситуация

7. Умения и навыки.

Учащиеся на уроке показали следующие умения:

1. Регулятивные универсальные умения

Умения ставить цели, отвечая на вопрос:  Что хотели узнать на уроке?

2. Познавательные общеучебные:

Умения работать с разными источниками информации: понимать смысл этой информации, давать на вопросы правильные ответы, умения работать с  таблицей и раздаточным материалом, выполнять различные задания. По ходу их выполнения оценивать свою работу и усваивать материал, установление причинно- следственных связей: при решении проблемного вопроса.

4. Коммуникативные

А) анализировать, делать выводы

Б) умения работать в группах

8. Цели урока достигнуты. Они решались постепенно, исходя из  плана урока.

Приложение №1


Соотношение сил СССР и Германии

на Московском направлении осенью 1941 г.


Войска и вооружение

СССР

Германия

Личный состав (тыс. чел.)

Количество танков

Количество самолётов

Орудия и миномёты (тыс.шт.)

1250

990

667

7,6

1800

1700

1390

14,0



Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 г.


Войска и вооружения

СССР

Германия

Личный состав (тыс. чел.)

Количество танков

Количество самолетов

Орудия и минометы (тыс. шт.)

1134,8

1560

1916

14,9

1011,5

675

1219

10,3



Соотношение сил на Орловско-Курском направлении

в начале июля 1943 г.


Войска и вооружения

СССР

Германия

Личный состав (тыс. чел.)

Количество танков

Количество самолетов

Орудия и минометы

1336

3444

2172

19,1

900

2733

2050

10,0



Приложение № 2


Из дневника начальника генерального штаба Ф. Гальдера, написанных спустя неделю после начала войны с СССР:

«…Упорное сопротивление русских заставляет нас вести бой по всем правилам наших боевых уставов. В Польше и на западе мы могли позволить себе известные вольности и отступления от уставных принципов. Теперь это уже недопустимо».

Из воспоминаний маршала К. К. Рокоссовского:

«Нанесенный врагом неожиданный удар огромными силами и его стремительное продвижение вглубь территории на некоторое время ошеломили наши неподготовленные к этому войска. Они подверглись шоку... Наблюдались случаи, когда даже целые части, попавшие под внезапный фланговый удар небольшой группы вражеских танков и авиации подвергались панике… Боязнь окружения и страх перед воображаемыми парашютными десантами противника в течение длительного времени были настоящим бичом… Беспорядочное движение мчавшихся по одиночке и группами машин больше напоминало паническое бегство, чем организованную эвакуацию».

Из дневника Вильгельма Гофмана:

«Командир роты говорит, что русские войска совсем разбиты, держаться дальше не могут. Выйти к Волге и взять Сталинград не такое уж сложное дело. Фюрер знает, где слабое место у русских, победа близка…»


Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова:

«В боях и полевой службе немецкий солдат знал своё дело, был упорен, самоуверен и дисциплинирован…»

«Советскому войну пришлось иметь дело с опытным и сильным врагом, у которого вырвать победу было не так-то просто. Штабы немецких частей, соединений и армий были обучены современным способам организации боя, сражений и операций. Управление войсками осуществлялось при помощи радиосредств, которыми они были обеспечены. В ходе сражений они настойчиво добивались от войск выполнения поставленных задач».


Приложение №3.

Из приказа Ставки Верховного главнокомандования №270, от 16 августа 1941 г.:

«…Приказываю: 1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров. Расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.

2.Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности… пробиваться к своим… И если… начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен – уничтожить их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи».


Из директивы Ставки командующим фронтами, от 12 сентября 1941 г.:

«… Приказываю:

  1. В каждой стрелковой дивизии иметь заградительный отряд из надежных бойцов численностью не более батальона.

  2. Задачами заградительного отряда считать прямую помощь комсоставу в установлении твердой дисциплины в дивизии, приостановку бегства одержимых паникой военнослужащих, не останавливаясь перед применением оружия».

Из приказа Ставки Верховного главнокомандования №227, от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад»!

«…У нас стало намного меньше территории… стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик… У нас уже сейчас нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину…

Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв…

Безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем отступать…

Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов…»



Приложение № 4


Мусса Джалиль.

Варварство.

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!-

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

-Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плачь, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Что бы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…



















Приложение № 5.


Потери в живой силе армий СССР и Германии

в разные периоды Великой Отечественной войны (в тыс. чел.).


Период войны

Потери СССР

Потери Германии


1.Первые четыре месяца войны.


2. Московская битва.


3.Сталинградская битва.



350


450


600


450


500


800




Приложение №6.


Огромные людские и материальные

потери в войне. Экономическая разруха.



Ликвидация угрозы порабощения

человечества фашизмом.



И тоги и последствия Возрастание международного

в ойны. авторитета СССР. Превращение

СССР в сверхдержаву.



Рост антиколониального движения в мире.



Усиление соперничества и противостояния

стран-союзниц в борьбе за сферы влияния.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Всемирная история. Том X (под редакцией В.В.Курасова). М. изд-во. «Мысль» 1965 г.

  2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России. XX- нач. XXI в.в. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2009 г.

  3. Нацистских преступников- к ответу! Составитель Д.М. Погоржельский. М. «Политиздат». 1983 г.

  4. В.Ф. Карпенко Земля шатковская. (прошлое и настоящее) г. Арзамас. 2004

  5. А.В. Серкин Тематическое и поурочное планирование по истории России XX-нач.XXI в.в. М. изд-во «Экзамен». 2007 г.

  6. А.И. Тюрина, В.Д. Федоров, Л.А. Чемоданов История Горьковской области (учебное пособие) Горький Волго-Вятское кн. изд-во 1989 г.

  7. Школьный словарь-справочник 9-11 кл.

История России XX в. (под ред. В.В. Барабанова) М. «АСТРЕЛЬ*АСТ 2002 г.

9. Школьная энциклопедия «РУСИКА» История России XX в.М. «ОЛМА- ПРЕСС» Образование 2003.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
ПРОЕКТ УРОКА «Великая Отечественная война. Причины, цена и значение Великой Победы».

Автор: Горожанцев Александр Фёдорович

Дата: 12.02.2020

Номер свидетельства: 539366


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства