kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по истории " Пётр I. Гений или тиран."

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект по истории на тему : "Пётр. Гений или тиран"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по истории " Пётр I. Гений или тиран."»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ











ПРОЕКТ

«ПЁТР I. ГЕНИЙ ИЛИ ТИРАН»

Предмет : История 10класс


Выполнил: Велигорский Илья.

Руководитель :Болова Эльвира Владимировна

































2021-2022 учебный год.

Осуществленные Петром Великим преобразования в государственно-политической, социальной и культурной сферах – одно из самых ярких явлений в отечественной истории. Завершение строительства Российской империи, начатого в XVII веке, стало главным историческим итогом деятельности Петра. Прежняя Московия превратилась в сильное европейское государство. Проведенные Петром преобразования послужили основой для установления в России абсолютной монархии. Все важнейшие направления деятельности Петра I – военная реформа, борьба за выход к морям, развития промышленности, государственного управления, европеизация культуры – наметились задолго до его царствования. Петр лишь действовал более решительно, чем предыдущие монархи. Грубые силовые методы европеизации страны, бесчисленные жертвы и тяготы жизни помогли достичь поставленных целей, но привели к крайнему истощению сил подданных Петра. Среди тяжелейших последствий эпохи преобразований – предельное закрепощение крестьян, всевластия чиновничества, углубление раскола русского общества на чуждые друг другу не только по социальному положению, но и по культуре и даже по языку «верхи» и «низы».

 










































Содержание


Введение

3

1.

Глава 1. Первые шаги молодого императора

5

2.

Глава 2. Реформаторская деятельность Петра I.

8

3.

Глава 3. Значение Петровских реформ.

10

4.

Глава 4. Цена Петровских реформ.

12


Заключение

17


Список литературы

18


Приложение 1.

19


Приложение 2.

20


Приложение 3.

20





































Введение

Петр Великий – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. От своих отца и деда унаследовал он черты характера и образ действий, мировоззрение и замыслы на будущее. В то же время он был яркой индивидуальностью во всем, и, именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеалами и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.

Очевидцы поведали потомкам, что русский царь отличался простотой в обращении, невзыскательностью, непритязательностью в быту. Дома или дворцы, для него сооруженные, не отличались большими размерами и пышностью. Он не терпел высоких потолков и там, где они имелись, приказывал сделать второй, пониже, из дерева или на худой конец, из парусины. По натуре человек добрый, он мог обласкать не только дельного вельможу, но и плотника, кузнеца или матроса, делил с ними кров и пищу, крестил их детей. Не любил всякие официальные церемонии и тем приводил в изумление иностранных наблюдателей, особенно королей, принцесс и иных аристократов.

Однако привычка к власти, раболепие окружающих объясняет, но не оправдывает такие качества в Петре, как грубость и жестокость, вседозволенность и пренебрежение к человеческому достоинству, произвол в политике и в быту. Он сознавал и не раз подчеркивал, что он – абсолютный монарх, и все, что он делает и говорит, неподвластно людскому суду, лишь Бог спросит с него за все и хорошее и плохое. Петр был искренне убежден, что все, от него исходящее, - для блага государственного, народного. И поэтому законы им создаваемые, учреждения, появившиеся по его воле - это «фортеция (крепость) правды». То, что он сам не покладая рук трудился, возводя, по своим замыслам и планам, эту «фортецию» государства Российского, нельзя не видеть. Но видел ли он, что его усилия приносят блага не всем («общее благо») или, по крайней мере, не всем поровну? Во всяком случае, наряду с теми, кто выиграл много за стенами фортеции, возведенной прежде всего трудом и подвигами народа, большинство этого народа получило мало или ничего не получило, а часть его многое потеряла: сотни тысяч людей попали в крепостную неволю, еще большее число людей было обложено увеличенными налогами, поборами, принудительными мобилизациями, работами и т.п.

Примечательная черта Петра Великого как правителя, абсолютного монарха – огромный личный вклад в управление государством, его внешнеполитические, военные акции, привлечение к делам одаренных, талантливых, способных людей – администраторов, полководцев, дипломатов, организаторов различных производств, мастеров своего дела. Он без устали выявлял их, воспитывал, направлял. Конечно, крутой нрав Петра не мог не наложить отпечаток на его отношения со сподвижниками, помощниками. При всем его демократизме и шутливом уничижении, царь проявлял свою волю, железную и несокрушительную, во всем. Не терпел возражений там, где он уже принял решение, взрывался гневом по малейшему пустяку. Его боялись как огня даже самые ближайшие к нему люди, единомышленники и друзья.1

Личность Петра Первого заинтересовала и меня в частности, а не только историков, ведь действительно история России знала лишь единицы таких правителей сильных, властных, но преследующих единственную цель процветание своего государства.



Цель работы: изучить личность Петра I и проведенные им реформы.

Задачи, поставленные мной для решения проблемного вопроса:

  1. Изучить деятельность Петра I.

  2. Изучить точки зрения различных историков на реформаторскую деятельность Петра I.

Проблема: Великий реформатор или великий тиран?


Глава 1. Первые шаги молодого императора.

Важным условием начала реформ стала сама личность царя-преобразователя. Сложившаяся в исторических условиях конца XVII века Петр Алексеевич родился в 1672 году и был четырнадцатым ребенком в семье царя Алексея Михайловича, который скончался в 1676 году. На престол вступил старший сводный брат Петра, болезненный и набожный Федор Алексеевич. В годы его правления были проведены налоговая и военная реформы, отменили местничество. После смерти в 1682 году Федора развернулась борьба различных придворных группировок за провозглашение царем 10-летнего Петра - сына Алексея Михайловича от второй жены – Н. Нарышкиной, или 16-летнего, слабого здоровьем Ивана, сына царя от первой жены – М. Миславской. Группировка Миславских во главе с энергичной и властолюбивой царевной Софьей Алексеевной добились утверждения на троне сразу двух братьев при фактическом регентстве Софьи.

Петр и его окружение были удалены из Кремля и жили в селе Преображенском под Москвой. Страстью Петра стали военные забавы, в которых принимали участие дети служилых людей и простого люда. Именно из них формировались «потешные полки» - Преображенский и Семеновский, ставшие затем основой регулярной армии и первыми гвардейскими полками. На годы отрочества пришлось и первое знакомство Петра с иностранцами. Посещая Немецкую слободу, он узнал иной тип человеческих отношений, познакомился с другими культурами и бытом.

В 1689 году Софья была отстранена от власти и отправлена в Новодевичий монастырь. Непосредственная государственная деятельность Петра началась с организации в 1695 году первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного блокировать её с моря. Петр начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 году взять Азов.

Петровские преобразования были вызваны рядом факторов: а) нарастало экономическое и военное отставание России от передовых европейских стран, что представляло угрозу национальному суверенитету; б) служилое сословие по своему социально-политическому и культурному уровню не соответствовало требованиям общественно развития страны, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах; в) социальная нестабильность порождала необходимость укрепления позиций правящего класса, его мобилизации и обновления, а также совершенствование государственного аппарата управления и войска; г) необходимо было добиться выхода в море.2

Царя Петра, начавшего проводить коренные преобразования, отличали необычные личные качества. Рос он в Москве, откуда до любого моря добираться не одну неделю, тем не менее любимым его делом стало мореходство. Воспитывался в патриархальной обстановке царского двора (пусть и не в Кремле), но в общении с любым человеком отвергал всякие напыщенные церемонии, требовал, чтобы к нему обращались без всяких титулов, просто по имени. Вместо того, чтобы «повелевать», как подобало царю, сам влезал во все дела – плотничал, палил из пушек, работал на токарном станке, даже вырывал больные зубы у придворных.

Было бы преувеличением говорить о том, что у Петра и его окружения была какая-то четкая программа реформ. Но, с другой стороны, назвать его преобразования стихийными тоже нельзя – в них была своя логика; одни реформы требовали других, вопросы военные переплетались с экономическими, перемены в государственном аппарате требовали развивать образование и т.д.3



Глава 2. Реформаторская деятельность Петра I.

Петр I стал автором ряда реформ, коренным образом, изменившим российское государственное устройство. Он заявлял, что Россия должна развиваться в общеевропейском русле.

Молодой царь усилил и упорядочил государственное устройство. Был создан Правительствующий Сенат и 11 коллегий, сменивших приказную систему управления. С целью борьбы с злоупотреблениями власти была создана система государственного контроля за правительственными учреждениями.

В России было введено новое территориальное устройство в виде губерний, провинций и дистриктов. Государственная власть была строго иерархична и подчинена непосредственно царю.

Провозглашение в 1721 г. России империей, а себя императором, стало естественным продолжением централизованной политики и внешнеполитических успехов Петра I.

В социальной сфере император сделал ставку на выдвижение наиболее способных и талантливых людей. С этой целью он принял "Табель о рангах" (1722 г.). Все государственные служащие делились на 14 классов. Продвижение по службе зависело исключительно от деятельности человека, а не от его происхождения.

Петр I активно содействовал развитию российской промышленности и торговли. Возникало большое количество новых заводов и мануфактур, шла модернизация уже существующих. Хотя развитие капитализма в России было значительно ограничено существующим крепостным строем.

Император придерживался политики протекционизма, заключавшейся в защите интересов российских производителей. Налаживаются прочные торговые связи с европейскими государствами.

К одним из крупнейших деяний Петра I относится основание им на пустом месте новой столицы - Санкт-Петербурга. Новый город, благодаря усиленным финансовым вложениям и принудительному заселению в достаточно короткий срок становится развитым центром с налаженным производством и торговлей.

Кипучая деятельность Петра I выражалась в импульсивности его действий. Несмотря на стремление к европейским идеалам, Петр I поступал как типичный восточный деспот, все приказы которого без обсуждения должны были беспрекословно выполняться. Император не считался с человеческими жертвами, если они нужны были для достижения его целей.

Для всех ценителей русской истории имя Петра 1 навсегда останется связано с периодом реформирования почти всех сфер жизни российского общества. И одной из самых главных в этой череде стала военная реформа.

Весь период своего царствования Петр Великий воевал. Все его военные кампании были направлены против серьезных противников — Швеции и Турции. А чтобы вести бесконечные изнурительные, да к тому же наступательные войны нужна хорошо укомплектованная боеспособная армия. Собственно, необходимость создания такой армии и была главной причиной военных реформ Петра Первого. Процесс преобразований не был одномоментным, каждый его этап проходил в свое время и был вызван определенными событиями в ходе боевых действий.

Нельзя сказать, что царь начал реформирование армии с нуля. Скорее он продолжил и расширил военные нововведения, задуманные еще его отцом Алексеем Михайловичем.

Военные реформы:

1. Реформирование стрелецкого войска

2. Введение рекрутской повинности

3. Изменение системы военного обучения

4. Изменения в организационной структуре армии

5. Перевооружение армии4

Глава 3. Значение Петровских реформ.

Правление Петра I открыло в русской истории новый период. Россия стала приближенным к Европе государством и членом европейского сообщества наций. Управление и юриспруденция, армия и различные социальные слои населения были реорганизованы на западный лад. Быстро развивались промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения.

Оценивая Петровские реформы и их значение для дальнейшего развития Российской империи, необходимо принять во внимание следующие основные тенденции:

  1. реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии в отличие от классовой западной не под влиянием генезиса капитализма, а на крепостническо-дворянской основе;

  2. созданное Петром I новое государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны;

  3. по своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но и, по меньше мере, в европейской истории;

  4. мощный противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экспериментальные внешнеполитические условия и личность самого царя;

  5. опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII веке в России, Петр I не только развил их, но и за минимальный исторический промежуток времени вывел её на качественно более высокий уровень, превратив Россию в могущественную державу;

  6. платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный нажим на население;

  7. несмотря на противоречивость личности Петра и его преобразований в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I – практически единственный из царей – по праву сохранил дарованный ему титул Великого.

Преобразования первой четверти XVIII века столь грандиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России. Петр Великий – одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Реформы неотделимы от личности Петра I – выдающегося полководца и государственного деятеля.5



Глава 4. Цена Петровских реформ.

Противоречивая, объяснимая особенностями того времени и личными качествами фигура Петра Великого постоянно привлекала внимание самых крупных писателей (М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, А.Н. Толстого), художников и скульпторов (Э.Фальконе, В.И. Сурикова, М.Н. Ге, В.А. Серова), деятелей театра и кино (В.М. Петрова, Н.К. Черкасова), композиторов (А.П. Петрова).

Как же оценить петровскую «перестройку»? Отношение к Петру I и его реформам – своеобразный пробный камень, определяющий взгляды историков, публицистов, политиков, деятелей науки и культуры. Что это – исторический подвиг народа или меры, которые обрекали страну на разорение после реформ Петра I?

Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы, что нашло отражение в трудах историков. Большинство исследователей считают, что реформы Петра I имели выдающееся значение в истории России (К. Валишевский, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, Е.П. Карпович, Н.Н. Молчанов, Н.И. Павленко и др.). С одной стороны, царствование Петра вошло в историю как время блестящих военных побед, оно характеризовалось быстрыми темпами экономического развития. Это был период резкого рывка навстречу Европе. По мнению С.Ф. Платонова, для этой цели Петр готов был жертвовать всем, даже самим собой и своими близкими. Все, что шло против государственной пользы, был готов истребить и уничтожить как государственный деятель.

С другой стороны, итогом деятельности Петра I некоторые историки считают создание «регулярного государства», т.е. государства бюрократического по своей сути, основанного на слежке и шпионаже. Происходит становление авторитарного правления, чрезвычайно возрастает роль монарха, его влияние на все сферы жизни общества и государства (А.Н. Мавродин, Г.В. Вернадский).

Более того, исследователь Ю.А. Болдырев, изучая личность Петра и его реформы, делает вывод о том, что «петровские преобразования, направленные на европеизацию России, не достигли своей цели. Революционность Петра оказалась ложной, так как осуществлялась при сохранении основных принципов деспотичного режима, всеобщего закрепощения».

Идеалом государственного устройства для Петра было «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан – царь, его подданные – офицеры и матросы, действующие по морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых – превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и поэтому вошел в историю как великий реформатор. Но какой ценой были достигнуты эти результаты?

  1. Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Различные социальные выступления – бунт стрельцов в Астрахани (1705-1706), восстание казачества на Дону под руководством Кондратия Булавина (1707-1708), на Украине и в Поволжье были направлены лично против Петра I и даже не столько против преобразований, сколько против методов и средств их осуществления.

  2. Проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался принципом камерализма, т.е. введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.

  3. Желание догнать Европу в экономическом развитии Петр I пытался реализовать с помощью формированной «мануфактурной индустриализации», т.е. за счет мобилизации государственных средств и использование труда крепостных. Главной особенностью развития мануфактур было выполнение государственных, прежде всего военных заказов, что избавляло их от конкуренции, но лишало свободной экономической инициативы.

  4. Результатом Петровских реформ стало создание в России основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной. Вместо форсирующего в Европе гражданского общества с рыночной экономикой Россия к концу царствования Петра представляло военно-полицейское государство с огусударствленной монополизированной крепостнической экономикой.

  5. Достижения императорского периода сопровождались глубокими внутренними конфликтами. Главный кризис зрел в национальной психологии. Европеизация России принесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящими классами общества прежде, чем они достигли народных масс. Соответственно возник раскол между верхушкой и низом общества, между интеллектуалами и народом.

  6. Главная психологическая опора русского государства – православная церковь – в конце XVII века была потрясена в своих основах и постепенно и постепенно теряла своё значение, начиная с 1700 года и до революции 1917 года. Церковная реформа начала XVIII века означала для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.

  7. Произошло обострение политических и социальных проблем. Упразднение Земских соборов (устранившее народ от политической власти) и отмена самоуправления в 1708 году тоже создали политические затруднения.

  8. Правительство остро чувствовало ослабление контактов с народом после реформ Петра. Скоро стало ясно, что большинство не симпатизирует программе европеизации. Проводя свои реформы, правительство вынуждено было поступать жестко, как и делал Петр Великий. А также концепция запретов стала привычной. Между тем западная политическая мысль воздействовала на европеизированные круги российского общества, впитывающие идеи политического прогресса и постепенно готовившиеся к борьбе с абсолютизмом. Так, Петровские реформы привели в движение политические силы, которые в последствии правительство не смогло контролировать.

В Петре мы можем видеть перед собой единственный пример успешных и в целом, до конца доведенных реформ в России, определивших её дальнейшее развитие на два столетия. Однако, необходимо отметить, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков.6

Выше были рассмотрены мнения историков и исследователей, как итог, мы видим, что мнения о личности Петра I неоднозначны. После того, как я ознакомилась с мнениями историков, я решила провести опрос в нашей школе среди учащихся, после изучения темы: «Деятельность Петра I». Обучающимся, была предложена анкета (Приложение 1). Из содержания этой анкеты я хотела узнать кем же считают нынешнее поколения Петра I, а также узнать какие реформы, по их мнению, являются самыми значимыми для того периода времени. В анкетировании приняло участие 24 обучающихся.

Проанализировав мнение обучающихся нашей школы (ГКОУ СОШ № 6 при ИУ), прихожу к мнению, что 85% опрошенных считают Петра I реформатором, только 7% считают его тираном, а вот 8% указали, что поддерживают обе характеристики Великого Петра (данные приведены в диаграмме, приложение 2).

Кроме этого, согласно опроса, обучающиеся считают наиболее важной реформой – это военная реформа, которая, по мнению учащихся, сделала армию регулярной, был создан сильный морской флот, именно проведение военной реформы с введением военных училищ, сделала армию «несокрушимой» и позволила одержать значительные победы, в том числе в Северной войне 1700-1721 гг.

Второй наиболее важной реформой была отмечена церковная реформа, которую обучающиеся также сочли значимой для развития России, а именно подчинение церкви государству, чтобы исключить влияния церкви на государственную власть, политику государства, а также обогащение за счет церковных земель.

И еще одна, наиболее важная реформа, по мнению обучающихся, это финансовая или экономическая реформа, которая привела к введению единой денежной монеты – копейки, а также введение многочисленных таможенных сборов, за ввоз импортного товара, что поддерживало российское производство, в первую очередь в металлургии. (Приложение 3).



Заключение



Осуществленные Петром Великим преобразования в государственно-политической, социальной и культурной сферах – одно из самых ярких явлений в отечественной истории. Завершение строительства Российской империи, начатого в XVII веке, стало главным историческим итогом деятельности Петра. Прежняя Московия превратилась в сильное европейское государство. Проведенные Петром преобразования послужили основой для установления в России абсолютной монархии. Все важнейшие направления деятельности Петра I – военная реформа, борьба за выход к морям, развития промышленности, государственного управления, европеизация культуры – наметились задолго до его царствования. Петр лишь действовал более решительно, чем предыдущие монархи. Грубые силовые методы европеизации страны, бесчисленные жертвы и тяготы жизни помогли достичь поставленных целей, но привели к крайнему истощению сил подданных Петра. Среди тяжелейших последствий эпохи преобразований – предельное закрепощение крестьян, всевластия чиновничества, углубление раскола русского общества на чуждые друг другу не только по социальному положению, но и по культуре и даже по языку «верхи» и «низы».7

Подводя итоги своей работы, я бы согласилась со словами А.С. Пушкина «Все дрожало, все безмолвно повиновалось» - так обобщил он сущность натуры Петра как государя и человека. Петр был уверен, что поступает правильно, для пользы людей и государства. Столь же искренне верил в то, что от монарха, в данном случае от него самого, исходит «вся благая», и поэтому его глаз должен дойти до всего, проникнуть во все концы государства, в души и помыслы подданных. Да он тиран, но можно ли в России по-другому? История нашего государства знает ответ на этот вопрос, каков будет итог, когда русский народ получит свободу. И в противовес, история знает случаи молниеносных подъемов, но в «ежовых рукавицах».





Список литературы

  1. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Учебник для 10 класса. М.: Просвещение. 1997.

  2. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2002.

  3. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. М.: Издательство Проспект, 2006.

  4. Зуев М.Н., Лавренов С.Я. История России. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2017.

  5. Новиков С.В. Учебное пособие. История. М.: Слово. 1999.

  6. Сахаров А.Н. Учебник для 10 класса. История России. М.: Просвещение, 1999.

  7. Чудинов А.В. История. Учебник для 10 класса. М.: Академия, 2008.

  8. Шевелев В.Н. История для колледжей. Ростов н/Д: Феникс, 2007.





























Приложение 1.

АНКЕТА

на тему: «Реформаторская деятельность Петра Первого».



  1. Кратко охарактеризуйте деятельность Петра I.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Укажите, три (по Вашему мнению) наиболее значимых реформ Петра I. Поясните (кратко), почему Вы считаете, что именно эти реформы наиболее значимы для развития государства.

2.1. ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

2.2. _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

2.3. _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.



  1. Историки разделились на два мнения, о личности Петра I, одни утверждают, что он великий реформатор, другие, что он тиран, который не считался с людьми (не только с населением государства, но и со своими родными и близкими), в достижении своих целей. Как Вы считаете, Петр I реформатор или тиран?

Приложение 2.

Результаты опроса обучающихся ГКОУ СОШ № 6 при ИУ.













































Приложение 3.

Наиболее значительные реформы Петра I, по мнению обучающихся

ГКОУ СОШ № 6 при ИУ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Проект по истории " Пётр I. Гений или тиран."

Автор: Болова Эльвира Владимировна

Дата: 31.10.2022

Номер свидетельства: 616322


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства