Просмотр содержимого документа
«Проблемы развития Западной Европы и США после второй мировой войны»
Урок по Всеобщей истории, 11 класс
«Проблемы развития Западной Европы и США после второй мировой войны»
Цели: 1. сформировать знания об особенностях общественно-политического развития США и стран Запада в 40-60-х гг. ХХ века;
2. рассмотреть основные противоречия и проблемы, которые возникли в процессе реализации концепции «государства благосостояния»;
3. развивать навыки логического мышления, работы с таблицами, терминами, умение давать оценку историческим событиям;
4 . формировать гуманистические и демократические взгляды на социально-политические отношения в странах мира.
Задачи:
Репродуктивный уровень: - называть новые черты политического развития Европы и Америки.
Продуктивный уровень: - характеризовать социально-политическое развитие стран;
- выявлять и анализировать новые черты в политическом развитии.
Творческий уровень: - высказывать оценочные суждения о перспективах развития стран Европы и Америки.
План урока:
1. США после 2-й мировой войны
2. Политическая жизнь Западной Европы .
3. Анализ концепции «государства благосостояния».
4. Успехи и неудачи политики «государства благосостояния».
Понятия и названия: расовая сегрегация, программа «Новых рубежей», дискриминация, «государство благосостояния».
Имена: Л. Джонсон, К. Аденауэр, Дж. Кейнс.
Ход урока
УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы продолжим обсуждение вопроса развития стран Западной Европы и США после Второй мировой войны. Наши задачи – выявить проблемы в общественно-политическом развитии этих стран, определить успехи и неудачи политики «государства благосостояния».
Стадия вызова «Мозговая атака»
Слайд 2.
Задание: Соотнесите имя политического деятеля и факты его биографии
Имена
Биографии
1.Шарль де Голль
А. Американский политический деятель. Был взят курс на создание
«Великого общества» без бедности и дискриминации.
2.Уинстон Черчилль
Б. Французский политик, генерал. Лидер французского Сопротивления.
После второй мировой войны возглавил правительство Франции и
стал президентом.
3.Конрад Аденауэр
В. Британский политик. Происходил из аристократической семьи.
Лидер Консервативной партии. Во время мировой войны был
сторонником бескомпромиссной борьбы с фашистской Германией.
4.Линдон Джонсон
Г. Один из основателей ФРГ, её первый канцлер. Лидер Христианско-
демократического и Христианско-социального союзов.
1
2
3
4
Б
В
Г
А
Ответ:
2 задание: словарная работа –
-сегрегация (расовая) – система раздельного развития и проживания рас.
- д искриминация – умаление или лишение прав по какому-либо признаку, чаще всего расовому, национальному, социальному.
- «государство благосостояния» - Государство, обязанное гарантировать всем своим гражданам по крайней мере некоторый минимальный уровень жизни, включая жилье, образование и медицинское обслуживание.
+ Краткая справка о развитии американского общества (…………………)
Справка
Успешное развитие экономики.
Социальная политика: ТРУМЭН (стремление к полной занятости населения, предоставление неимущим дешевого жилья, достижение справедливости в этнорасовых отношениях.)
При Д.Эйзенхауэре (движение афроамериканцев за равные права, 1957г. решение суда об отмене сегрегации по расовуму признаку в школах.)
Дж.Кеннеди – программа «Новые рубежи» - борьба с неграмотностью и бедностью.
Л.Джонсон – курс на создание «великого общества» без бедности и дискриминации. Увеличение ассигнований на образование, здравоохранение и науку.
3 задание: работа в группах по карточкам (№1)
Проблема: В чем будет заключаться проблема политической жизни Западной Европы?
А. Какие силы были ведущими в политической жизни Запада после Второй мировой войны?Слайд 3.
Лидерами левого движения стали социалисты и социал-демократы. В Великобритании – лейбористы оттеснили консерваторов во главе с У.Черчилем. Во Франции к власти пришли социалисты. В Австрии, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии и др.станах Европы – социал-демократы.
Б. Охарактеризуйте их политические взгляды.
Их идейно-политческая концепция называлась демократическим социализмом. Её суть сводилась
к постепенному реформированию капиталистического общества,
усилению социальных функций государства при обязательном развитии демократических основ жизни общества.
В. Каким они представляли новое общество?
Основными ценностями в новом обществе провозглашались свобода, равенство, справедливость, солидарность.
Отрицали необходимость революционных потрясений, предлагая проводить реформы мирным путем, в условиях парламентской борьбы.
А. Какие силы были ведущими в политической жизни Запада после Второй мировой войны?!!!!!!!!!!!! Главными политическими оппонентами социал-демократов Западной Европы были консерваторы, часто связанные с христианской церквью (ФРГ, Италии, Англии).
Б. Охарактеризуйте их политические взгляды.
Поддерживали демократические принцы жизни общества, но в то же время подчеркивали важность сохранения традиционных ценностей.
В. Каким они представляли новое общество?
Общество, в котором будет господствовать частная собственность, крепкая семья, религия, будет ограничено воздействие государства на экономику и личную жизнь граждан.
Стадия осмысления.
Проблемный вопрос:Какие принципы лежали в основе политики «государства благосостояния»? В чем заключались сильные+ и слабые -стороны этой политики?
Примерный ответ: Концепция «государства благосостояния» была выдвинута социал-демократами. Страны были измучены бедствиями 2-й мировой войны. В ее основе лежали следующие принципы:
Разрыв со старым индустриальным капитализмом с его резким расслоением на богатых и бедных.+
Разрыв с невмешательством государства в социальные отношения.+
Также они заимствовали идеи английского экономиста Джона Кейнса, который считал,
что добиться экономического подъема в производстве можно за счет увеличения заработной платы трудящимся;+
увеличение государственных социальных выплат.+
Роль государства: регулирование отношений в экономической сфере через государственные расходы, налоги и установление банковского процента.-
Слабой стороной такой политики стал бюджетный дефицит, дефицитное финансирование, инфляция.
Инсерт:Работа в группах с текстами (карточка № 2). При чтении текста делаются пометки: + знаю, ! новые знания, * то, что я хочу обсудить. Комментарии каждой группы. Критерии оценки: активность работы группы; полнота и правильность ответа,логика изложения;аргументированность.
Тексты (раздать по группам)
3.Графическая организация материала «Успехи и неудачи политики «государства благосостояния» в странах Западной Европы в 1960-1970-х годах».
Достижения
Негативные черты
1.Введен прогрессивный налог на на собственность и денежные накопления.
2. Замораживались счета в банках.
3. Исчез «черный рынок»
4. Отменены карточки на продовольствие.
5. Увеличилась з/п.
6. Поощрялась деятельность мелких и средних предприятий.
7. Выделение госуд. средств на социальные нужды.
8. Вырос уровень жизни населения.
9. Снизился разрыв в доходах различных социальных слоев.
10. Быстрый рост среднего класса.
11. Снижение социальной напряженности.
1.Бюрократизация, рост чиновничьего аппарата.
2. Высокие налоги, недовольство предпринимателей.
3. Рост инфляции.
4. Появление слоя «новых бедных»: безработных, лиц, получающих соц.помощь и всецело зависящих от гос.пособий.
5.Недовольство государственным вмешательством в экономику.
6. Выступали за частную инициативу.
???????????? Какая проблема появляется в процессе реализации политики «государства благосостояния»?
III. Стадия рефлексии
Учитель: - Что нового узнали на уроке? Где вы можете применить полученные знания? - Смогли ли мы ответить на основные вопросы урока? Что не выяснили, но хотели бы узнать? Почему это важно?
Тест Закрепление изученного на уроке материала проводится в форме тестирования. Время работы с тестами 7 минут.
IVД/з стр. 236 – анализ документа
Упражнение «Синквейн». Каждая группа работает над составлением синквейна по следующим темам:
Группа № 1 «Государство»
Группа № 2 «Рабство»
Группа № 3 «Америка»
Памятка по составлению синквейна
1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.
2. Во второй строке ─ два слова, чаще всего прилагательных или причастия. Они необходимы для описания признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3. Третья строчка образована тремя глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия.
4. Четвертая строка ─ фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.